Наблюдение как способ защиты населения

Статья 16. Способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 16. Способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Основными способами защиты населения в чрезвычайных ситуациях являются:

— применение средств индивидуальной защиты;

— укрытие населения в защитных сооружениях;

— эвакуация (отселение) населения из опасных районов.

Порядок создания, хранения и освежения средств индивидуальной защиты населения, а также накопления, использования территориальных и объектовых защитных сооружений определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и республики.

Организация и порядок проведения эвакуации мероприятий осуществляется в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планами гражданской обороны.

Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию руководителя, диспетчера потенциально опасного объекта или руководителя соответствующего органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

2. Основными способами защиты территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

— предотвращение развития мелких аварий в чрезвычайную ситуацию;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций, их причин и последствий.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций, их причин и последствий осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти республики, организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, при необходимости — с привлечением сил и средств из федеральных и других источников.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Приемы и способы защиты населения

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Очень важно: Предпринимать какие-либо меры по защите себя, своих родных и близких, имущества и другой собственности нужно, ориентируясь только на поданные сигналы оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также на информацию, полученную из официальных источников.
Основными официальными источниками информации о чрезвычайных ситуациях на территории г. Махачкалы:

  • пресс-центр,
  • отдел гражданской защиты,

а также руководители территориальных подразделений МЧС России.

СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

Внимание всем — подается включением электросирен, предваряет текстовые оповещения по радио, телевидению и другим средствам оповещения о грозящей опасности для населения и территорий.
По этому сигналу необходимо включить имеющиеся средства оповещения (радиоточку, радиоприемник на волне 103,0 FM, местный канал телевещания) и слушать дальнейшие сообщения.

Радиационная опасность — подается текстовыми оповещениями по всем техническим средствам оповещения и голосом при угрозе или возникновении радиационной опасности вследствие аварий на радиационных объектах или ведения военных действий с применением ядерного оружия.

Химическая тревога — подается текстовыми оповещениями по всем техническим средствам оповещения и голосом при угрозе или возникновении химической опасности вследствие аварий на химически опасных объектах или ведения военных действий с применением химического оружия.

Воздушная тревога — подается текстовыми оповещениями по всем техническим средствам оповещения и голосом при угрозе нападения с воздуха с применением авиации или ракетно-космических средств.

Отбой воздушной тревоги — подается текстовыми оповещениями по всем техническим средствам оповещения и голосом, когда угроза нападения с воздуха миновала.

Штормовое предупреждение — предваряет тексты оповещения об угрозе возникновения опасных гидрометеорологических явлений (шторм, сильный ветер, сильный мороз, наводнение и др.).

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

В случае пожара или появлении дыма необходимо:

  • НЕМЕДЛЕННО сообщить в единую службу спасения по телефону 01;
  • До прибытия пожарных принять меры по эвакуации людей;
  • Сообщит о пожаре соседям по лестничной площадке;
  • Приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

Для тушения загорания необходимо:

  • Проложить от пожарного крана к очагу рукавную линию с пожарным стволом, открыть клапан, нажать кнопку дистанционного пуска и направить струю в зону горения.

При задымлении здания необходимо:

  • Включить устройство дымоудаления (дымовой люк, вентиляторы), если концентрация дыма не позволяет покинуть здание по парадной лестнице, покинуть квартиру по незадымляемой лестничной клетке, при ее отсутствии – закрыться в квартире, заложить щели в дверях влажными тряпками, в случае поступления дыма в квартиру – выйти на балкон, лоджию, прикрыв за собой балконную дверь, ожидать помощи привлекая к себе внимание прибывших пожарных-спасателей.

При пожаре на балконе необходимо:

  • НЕМЕДЛЕННО сообщить в единую службу спасения по телефону 01;
  • Тушить загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей;
  • Если правильно справиться с загоранием не удалось, закрыть балконную дверь и покинуть квартиру.

При пожаре в кабине лифта необходимо:

  • При первых признаках загорания в кабине или шахте лифта немедленно сообщить диспетчеру, нажав кнопку «Вызов» в кабине. Если лифт движется, не останавливайте его сами, дождитесь остановки. Выйдя из кабины, заблокируйте двери, чтобы никто не смог вызвать лифт.

Необходимо помнить, что угарный газ является наиболее опасным из летучих компонентов продуктов горения, выделяющихся при термическом разложении любых органических материалов. Угарный газ распространяется вместе с дымом и не оседает (не адсорбируется) водой. Отравление угарным газом возможно даже в тех помещениях, которые находятся довольно далеко от места горения. При защите от угарного газа нельзя надеяться на респиратор «Лепесток» или слой влажной ткани, как рекомендуется довольно часто. Толстый слой влажной ткани (например, махровое полотенце) успешно задерживает частицы дыма и поглощает агрессивные вещества, такие, как альдегиды, оксиды серы и азота, кислотные и щелочные пары, но для защиты от угарного газа требуются специальные средства защиты.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

1. Укройтесь в защитных сооружениях (убежищах ГО или ПРУ), в жилых или служебных помещениях.

2. Отключите вентиляционные системы, закройте форточки, заклейте вентиляционные отверстия, щели в оконных и дверных проемах.

3. Срочно проведите йодную профилактику: взрослым необходимо принять по 1 таблетке йодистого калия (0.125 г.), детям от 5 до 14 лет по 0,5 таблетки, детям до 5 лет по 0,25 таблетки. При отсутствии таблетированного препарата йодистого калия использовать раствор настойки йода:
— детям старше 14 лет и взрослым принять по 44 капли 5% раствора настойки в стакане воды или молока или по 22 капли 2 раза в день;
— детям от 5 до 14 лет по 22 капли того же раствора ил и по 11 капель два раза в день;
— детям до 5 лет 2,5% раствор йодной настойки использовать путем нанесения «йодной сетки» на предплечья и голени в количествах: от 2 до 5 лет 22 капли, до 2 лет-11 капель.
Препараты йода необходимо принимать ежедневно в течение 7 последующих суток.

4. Сделайте запасы воды и продуктов питания в герметичной таре (упаковке).

5. Подготовьтесь к эвакуации : соберите и упакуйте документы, деньги, драгоценности, предметы первой необходимости, лекарства, минимум белья и одежды, запас продуктов питания на несколько дней. Общий вес вещей не должен превышать 50 кг на одного человека.

6. При необходимости выхода их помещений на улицу максимально используйте средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки и др.), защищайте от загрязнения поверхности тела используйте накидки, плащи, головные уборы, резиновую обувь (сапоги).

Читайте также:  Способ передачи цифрового телевидения

ЗАЩИТА ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ

Возникновение химической опасности для населения, Способы защиты от хлора:
— укрытие в помещениях на верхних этажах зданий, проведение мероприятий по простейшей герметизации помещений;
— использование СИЗОД (противогазы или многослойные марлевые повязки, смоченные 3-5% раствором питьевой соды).

Способы защиты от аммиака:
— укрытие в помещениях на нижних этажах зданий, проведение мероприятий по простейшей герметизации помещений

  • закрыть входные двери, окна (в первую очередь – с наветренной стороны);
  • заклеить (закрыть задвижки) вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой;
  • двери уплотнить влажными материалами (мокрой простыней, одеялом и т.п.);
  • неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой лентой (пластырем, бумагой) или уплотнить подручными материалами (поролоном, мягким шнуром и т.п.).;

— использование СИЗОД (многослойные марлевые повязки, смоченные 2-3 % раствором уксусной или лимонной кислоты). Противогаз от аммиака не защищает!
При наличии времени и сил на самостоятельную эвакуацию из зоны заражения аварийно химически опасными веществами (хлор, аммиак) выходить из зоны следует перпендикулярно направлению ветра. Наличие при этом средств защиты органов дыхания обязательно.

Источник

«Организационно-методические рекомендации по организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения»

по делам гражданской обороны,

и ликвидации последствий

02.04.2021 г. N 2-4-71-4-11

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО

КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

1. Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания организационно-методической помощи по определению федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорация «Росатом»), органам государственной власти субъектов Российской Федерации организационных принципов построения и функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее — СНЛК).

СНЛК представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (далее — РХБ) обстановкой на территории Российской Федерации.

Основные задачи и функции СНЛК определены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 «О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения» (далее — постановление Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333).

Основные задачи СНЛК:

— наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее — окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей.

— организация и проведение РХБ разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.

Основные функции СНЛК:

— наблюдение и лабораторный контроль за состоянием РХБ обстановки на территории Российской Федерации.

— установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий.

— отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами.

— выработка предложений по повышению эффективности деятельности СНЛК в условиях опасностей РХБ характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Нормативно-правовое регулирование деятельности СНЛК

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительством Российской Федерации определен порядок функционирования СНЛК.

Статьей 15 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 26 ноября 2007 г. N 804 определено, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются создание и обеспечение готовности СНЛК — действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333 определено, что СНЛК состоит из федеральных и территориальных подсетей.

Порядок функционирования федеральных подсетей СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации «Росатом».

Порядок функционирования территориальных подсетей СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Функционирование СНЛК на территории Российской Федерации начинается с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

3. Структура СНЛК федеральных и территориальных подсетей

СНЛК состоит из федеральных и территориальных подсетей, взаимодействие которых организуется и координируется МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», органами государственной власти субъектов Российской Федерации через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

3.1. Федеральная подсеть СНЛК.

Федеральная подсеть СНЛК формируется федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», осуществляющими функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории Российской Федерации на основе отраслевых научно-исследовательских организаций и учреждений центрального подчинения.

Федеральный уровень СНЛК состоит из 8 федеральных подсетей:

— подсеть Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— подсеть Министерства здравоохранения Российской Федерации;

— подсеть Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;

— подсеть Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

— подсеть Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

— подсеть Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

— подсеть Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

— подсеть Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Деятельность учреждений федеральной подсети СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и Госкорпорации «Росатом», в которых рекомендуется отразить:

должностное лицо и структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», осуществляющие руководство федеральной подсетью СНЛК;

положение о порядке функционирования федеральной подсети СНЛК федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом»;

перечень структурных подразделений, учреждений федерального органа исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», а также состав сил и средств федеральной подсети СНЛК.

В соответствии с постановлением Правительства от 17 октября 2019 г. N 1333 на федеральном уровне координация деятельности и методическое руководство, а также организация взаимодействия СНЛК осуществляется МЧС России (Департамент гражданской обороны и защиты населения, отдел организации РХБ защиты и первоочередного жизнеобеспечения).

Научное и методическое сопровождение деятельности осуществляется ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее — ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Органом повседневного управления на федеральном уровне, осуществляющим оповещение руководителей федеральных подсетей СНЛК о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций РХБ характера, а также сбор, обработку, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, является Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России (управление аналитическое).

3.2. Территориальная подсеть СНЛК.

Читайте также:  Эссе по теме деятельность как способ существования человека

Территориальная подсеть формируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации из учреждений, организаций, профильных центров, осуществляющих функции наблюдения и контроля за РХБ обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.

При развертывании территориальной подсети СНЛК для выполнения задач в интересах субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти на правах оперативного управления привлекаются территориальные учреждения федеральных подсетей СНЛК.

Деятельность территориальной подсети СНЛК регламентируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых рекомендуется отразить:

должностное лицо и структурное подразделение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие руководство территориальной подсетью СНЛК;

положение о порядке функционирования территориальной подсети СНЛК субъекта Российской Федерации»;

перечень структурных подразделений, учреждений органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также состав сил и средств территориальной подсети СНЛК.

На региональном уровне координация деятельности и методическое руководство, а также организация взаимодействия СНЛК осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации (управление гражданской обороны и защиты населения, отдел инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты).

Органом повседневного управления на региональном уровне, осуществляющим оповещение руководителей территориальных подсетей СНЛК о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций РХБ характера, а также сбор, обработку, обмен информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера, является центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (отдел мониторинга, моделирования и организации превентивных мероприятий).

Непосредственное руководство деятельностью территориальной подсети СНЛК возлагается на руководителя соответствующей подсети.

3.3. Общие задачи СНЛК

На учреждения СНЛК федеральной подсети федерального органа исполнительной власти (кроме федеральной подсети Госкорпорации «Росатом») может возлагаться:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;

установление наличия в воздухе, почве и растительности на подведомственной территории учреждения радиоактивных веществ, отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ (далее — РВ, ОВ, АХОВ) и проведение их индикации;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды РВ, ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ и последующей идентификации.

На учреждения федеральной подсети Госкорпорации «Росатом» может возлагаться:

измерение мощности дозы ионизирующих излучений в зонах ответственности;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению в зонах опасностей;

установление радионуклидного состава исследуемых проб.

На учреждения СНЛК территориальной подсети субъекта Российской Федерации может возлагаться:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;

установление наличия в воздухе, почве и растительности на подведомственной территории учреждения РВ, ОВ, АХОВ и проведение их индикации;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды РВ, ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др.;

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ и последующей идентификации.

Отчеты о состоянии федеральных и территориальных подсетей СНЛК представляются в МЧС России в составе материалов для ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации.

4. Порядок организации деятельности СНЛК

в различных режимах функционирования

Время готовности учреждений СНЛК к выполнению задач по предназначению может составлять не более 24 часов с последующим докладом:

— на федеральном уровне — в группу контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне МЧС России, Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России;

— на региональном уровне — в группу контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:

а) «повседневная деятельность» — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;

б) «повышенная готовность» — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора;

в) «чрезвычайная ситуация» — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием РХБ опасного фактора.

4.1. Режим «повседневной деятельности»

В режиме повседневной деятельности (нормальная РХБ и сейсмическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль учреждениями СНЛК проводится, как правило, в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом и в соответствии с уставами, ведомственными положениями, регламентами и инструкциями.

4.2. Режим «повышенной готовности»

В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации, ухудшение РХБ обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации) учреждениями федеральных и территориальных подсетей СНЛК может осуществляться путем проведения следующих мероприятий:

а) перевод их на усиленный режим работы;

б) осуществление непрерывного сбора, обработки, обмена информацией о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей РХБ характера;

в) уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению в зоне возможной чрезвычайной ситуации (уточнение состава группировки сил и средств, определение способов ее выдвижения в зону возможной чрезвычайной ситуации с проведением соответствующих расчетов на совершение марша);

г) возвращение в места (пункты) постоянной дислокации учреждений СНЛК, находящихся на учениях (занятиях);

д) принятие оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации РХБ характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

4.3. Режим «чрезвычайной ситуации»

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение чрезвычайной ситуации РХБ характера, применение противником современных средств поражения при военных конфликтах) при подтверждении информации о возникновении чрезвычайной ситуации РХБ характера силами учреждений СНЛК рекомендуется проводить следующие мероприятия:

а) выдвижение группировки сил и средств федеральных и территориальных подсетей СНЛК в зону чрезвычайной ситуации РХБ характера;

б) проведение работ по непрерывной разведке, оценке и анализу развития РХБ обстановки, всестороннему обеспечению действий учреждений СНЛК, а также выработке предложений по локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации РХБ характера;

в) определение характера и масштабов возможного заражения, направления распространения и размеров зон заражения, возможного характера поражающего действия на население, способов обеззараживания;

г) обозначение границ зон заражения;

д) осуществление непрерывного сбора, анализа и обмена информацией о РХБ обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о ходе работ по ее ликвидации;

е) выработка предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации РХБ характера и минимизации негативных последствий, а также экспертная поддержка работы оперативных штабов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации РХБ характера, органов повседневного управления муниципального уровня (единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований).

5. Обучение руководителей и специалистов организаций СНЛК

Обучение и повышение квалификации руководителей учреждений СНЛК может проводится дистанционно в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации по программам дополнительного профессионального образования и реализуются в форме повышения квалификации.

Рекомендованный объем одной программы повышения квалификации может составлять не более 72 часов.

Обучение руководителей учреждений СНЛК рекомендуется проводить не реже одного раза в пять лет.

Читайте также:  Способы изменения уставного капитала акционерного общества

Содержание программы, правила и порядок повышения квалификации размещается на официальном сайте ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на Интернет-портале (www.vniigochs.ru).

Обучение проходит, как правило, в форме повышения квалификации по тематике порядка функционирования учреждений СНЛК в различных режимах функционирования, организации взаимодействия и информационного обмена.

Организация обучения специалистов учреждений СНЛК осуществляется в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», органах государственной власти субъектов Российской Федерации и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Материально-техническое обеспечение СНЛК

Материально-техническое обеспечение СНЛК осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций, в рамках лимитов согласно положений, штатных расписаний и табелей оснащенности в мирное время.

7. Оценка готовности подсетей СНЛК

Готовность учреждений СНЛК к выполнению возложенных на них задач обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом» органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.

Готовность учреждений СНЛК к выполнению возложенных на них задач может оцениваться как:

«Готовы к выполнению задач», если:

количество обученных руководителей (специалистов) по программам подготовки СНЛК составляет не менее 90% от штатной численности;

готовность учреждений СНЛК, включающая в себя время передачи информации о чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, выезд в район чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, установление наличия опасного вещества и проведение его индикации, обеспечена;

учреждениями СНЛК при анализе контрольных проб получено не менее 90% правильных заключений.

«Ограниченно готовы к выполнению задач», если:

количество обученных руководителей (специалистов) по программам подготовки СНЛК составляет не менее 80% от штатной численности;

готовность учреждений СНЛК, включающая в себя время передачи информации о чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, выезд в район чрезвычайной ситуации (происшествии) РХБ характера, установление наличия опасного вещества и проведение его индикации, обеспечена;

учреждениями СНЛК при анализе контрольных проб получено не менее 80% правильных заключений.

«Не готовы к выполнению задач».

Не выполнено одно или более условий из предыдущей оценки.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ СНЛК,

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В учреждениях СНЛК рекомендовано иметь следующий комплект документов:

положение о федеральной или территориальной подсети СНЛК в которую входит данное учреждение;

план перевода учреждения с мирного на военное время;

схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;

перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

перечень АХОВ, имеющихся на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;

перечень потенциально опасных объектов в РХБ отношении на подконтрольной территории учреждения СНЛК;

алгоритм (порядок) передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

схема организации связи и взаимодействия;

нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье;

картографическую подложку (схему) контролируемого района для отображения РХБ обстановки;

журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

журнал РХБ наблюдения;

переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации.

Комплект документов может быть скорректирован согласно функциям, возлагаемым на учреждение по согласованию с вышестоящей организацией (по подчиненности).

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ТАБЕЛЬ СРОЧНЫХ ДОНЕСЕНИЙ

Информация о мониторинге РХБ обстановки осуществляется в зависимости от режима функционирования.

В режиме повседневной деятельности информацию о результатах наблюдения и лабораторного контроля рекомендуется представлять по установленному регламенту (уставу, положению, инструкции) в вышестоящую организацию по подчиненности и органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В режиме повышенной готовности передачу информации рекомендуется осуществлять в сроки, не превышающие 1 часа с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 2-х часов по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации передачу информации рекомендуется осуществлять по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 1 часа с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 1 часа.

Табель срочных донесений учреждений СНЛК

федеральных подсетей о мониторинге РХБ обстановки

НЦУКС МЧС России

Режим повышенной готовности

(прогнозирование чрезвычайной ситуации, ухудшение РХБ обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации)

в течение 1 часа с момента обнаружения угрозы

(форма донесения 1)

(форма донесения 1)

ситуация РХБ характера)

(форма донесения 2)

(форма донесения 2)

Табель срочных донесений учреждений СНЛК

территориальных подсетей о мониторинге РХБ обстановки

Вышестоящая ведомственная организация

Режим повышенной готовности

(прогнозирование чрезвычайной ситуации, ухудшение РХБ обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации)

в течение 1 часа с момента обнаружения угрозы

(форма донесения 1)

в течение 1 часа с момента обнаружения угрозы

(форма донесения 1)

в течение 1 часа с момента обнаружения угрозы

(форма донесения 1)

Режим чрезвычайной ситуации

(ЧС РХБ характера)

(форма донесения 2)

(форма донесения 2)

(форма донесения 2)

Предлагаемая форма донесения учреждений СНЛК

о РХБ обстановке в режиме функционирования

«Повышенная готовность» (форма донесения 1)

Наименование предполагаемой ЧС ________________________________

Предполагаемый район (объект) ЧС _______________________________

Вид предполагаемого заражения (загрязнения) _______________________

Принадлежность района (объекта) предполагаемой ЧС ____________________________________________________________

Прогноз времени возникновения и масштабов предполагаемой ЧС ____________________________________________________________

Возможные поражающие факторы предполагаемой ЧС ________________

Предполагаемые мероприятия по недопущению развития ЧС (по уменьшению возможных последствий и ущерба) _____________________

Организация, сделавшая прогноз, или другие источники прогноза ____________________________________________________________

Дополнительная текстовая информация _____________________________

Предлагаемая форма донесения учреждений СНЛК

о РХБ обстановке в режиме функционирования

«Чрезвычайная ситуация» (форма донесения 2)

Тип чрезвычайной ситуации ______________________________________

Дата чрезвычайной ситуации, число, месяц, год ______________________

Время московское, ч., мин _______________________________________

Время местное, ч., мин _________________________________________

Место: республика (край, область) ________________________________

Место: город _________________________________________________

Место: район _________________________________________________

Объект экономики (наименование, форма собственности, отрасль, министерство) ________________________________________________

Причины возникновения ЧС _____________________________________

Краткая характеристика ЧС _____________________________________

Основные параметры чрезвычайной ситуации

Источник радиоактивного загрязнения _____________________________

Уровень радиации вблизи источника (указать расстояние от источника р/а загрязнения), Зв/ч, мкЗв/ч _______________________________________

Удаленность внешней границы:

а) зоны экстренных мероприятий, м _______________________________

б) зоны профилактических мероприятий, м __________________________

в) зоны ограничений, м _________________________________________

Уровни радиации по зонам Зв/мкЗв/ч:

а) зоны экстренных мероприятий _________________________________

б) зоны профилактических мероприятий ____________________________

в) зоны ограничений ___________________________________________

Дополнительная текстовая информация ____________________________

Эпидемия, эпизоотия, эпифитотия _________________________________

Вид бактериального средства ____________________________________

Дополнительная текстовая информация ____________________________

Источник химического заражения ________________________________

Наименование АХОВ __________________________________________

Количество АХОВ, выброшенного в атмосферу, кг, т _________________

Количество АХОВ, всего в емкостях хранилища, кг, т ________________

Площадь разлива _____________________________________________

Высота поддона (обваловки), м __________________________________

Дополнительная текстовая информация ____________________________

Отчеты (таблицы) о работе и состоянии

федеральных и территориальных подсетей СНЛК (рекомендуемые)

1. Сводные сведения о СНЛК,

функционирующей на территории

(субъект Российской Федерации, федеральный округ)

по состоянию на __ _________ 20__ года

Наименование организации, учреждения

Обеспеченность лабораторным оборудованием и приборами

Возможности по проведению анализов проб

Количество за 10 часов

Наименование субъекта Российской Федерации

2. Сводные сведения о составе учреждений федеральных

Учреждения федеральных подсетей

3. Сводные сведения о постах (в том числе нештатных)

радиационного и химического наблюдения

Вывод о готовности

Приборы химической разведки

Приборы радиационной разведки

Указывается количество учреждений, их наименование, принадлежность, возможности.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЕТИ

НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Источник

Оцените статью
Разные способы