Статья «Наблюдения как познание»
Вера Александровна Сидякина
Статья «Наблюдения как познание»
Наблюдения как научный метод познания
Организация и содержание наблюдения как метода познания, используемого в дошкольной практике, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Роль и значение наблюдения в различные периоды времен года очень важна для детей. Дошкольники накапливают информацию, коммуникативный, сенсорный и исследовательский опыт прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы, рукотворного мира и социума. Конечно, основными инструментами способа восприятия являются рассматривание и наблюдения, манипулирование, а итогом – опыт взаимодействия с окружающим миром. Именно от яркости образов и осознанности представлений зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение познавательной деятельности детей.
Наблюдением нередко называют – созерцание, экспериментирование, рассматривание. Чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся моменты, знать возможности использования на разных возрастных этапах. Первые три вида деятельности (созерцание, экспериментирование, рассматривание) построены на визуальном контакте детей с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый вид деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для пробуждения эмоционального отклика это является основной задачей, то организация наблюдения и рассматривания в детском саду преследует и другие цели. Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности дошкольников. Его цель – выявить характерные особенности внешнего строения объекта (растений, животных, устройство предметов рукотворного мира. Рассматриваются реальные объекты, их модели и изображения. Воспитатель различными приемами привлекает детей к определенным существам, развивает познавательный интерес, обогащает представление о них.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности. В образовательном процессе наблюдениепозволяет решать и другие задачи:
развивать у детей наблюдательность, познавательные потребности;
приобретать первичный опыт изучения с его помощью различных объектов;
изначально осваивать данный метод научного познания.
Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал самого рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, установить причинно-следственные связи и т. д. Но это справедливо лишь в том случае, если наблюдение правильно организованно, соответствует логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющей свою определенную структуру.
Цель наблюдения. Как у любой видов деятельности у наблюдения должна быть цель. Оптимально возникновение цели из познавательных потребностей детей без навязывания задач воспитателем. Роль взрослого состоит лишь в том, чтобы актуализировать и активизировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель.Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, понять суть явления, найти объяснения возникают у ребенка уже в ходе наблюдения.
Мотив наблюдения. Познавательный мотив дошкольников не всегда доминирует над любознательностью. Мотивом включения в наблюдение может быть интригующий вопрос, игровая ситуация, отклик на слова или действия педагога (или персонажа, подражание взрослым, старшим детям. Наблюдения могут стать органичной частью трудовых действий, прогулки, экспериментирования, экскурсии. Мотивами включения в познавательно — исследовательские наблюдения могут быть :
наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью, интересными событиями и необычайными свойствами предметов;
возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, пообщаться, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.
План наблюдения. Воспитателям необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения учебной задачи. Также он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного поведения для человека и природы.
Осуществление наблюдения. Особенности этого этапа связаны с тем, как разновидность наблюдения организуется.
Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становятся достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное открытие детьми, так и возможности его дальнейшего познания, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, задаться новыми вопросами. Между рассматриванием и наблюдением существует множество промежуточных вариантов, применяемых в педагогическом процессе.
Распознающее наблюдение используется для формирования представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявлении их особенностей, признаков, качеств. Это кратковременное наблюдение, позволяющее сделать как бы фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.
Длительное наблюдение проводится с целью наблюдения роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями, жизненными циклами растений и животных.По итогам каждого этапа фиксируются результаты: рисунки, схемы, модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить перемены, составить рассказ. Длительные наблюдения способствуют развитию умения анализировать, составлять рассказ.
Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и длительным. В поле зрения оказываются два, три объекта, которые надо сравнить. Например, выявление различий в поведении насекомых в дождь. Или особенностей развития аналогичных растений в разных условиях.
Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом, старшие дошкольники под руководством воспитателя могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, по виду нескольких растений (одуванчику, ели) определить, будет ли в ближайшее время дождь.
Наблюдения изнутри. Отличительная особенность этой разновидности – позиция наблюдателя – участника наблюдаемых событий, социальных явлений. Возможны различные формы организации наблюдения: использование различного раздаточного материала, работа проводится фронтально так и подгруппами. Целесообразно проводить наблюдения парами. Вне зависимости от количества детей перед каждым ребенком ставится познавательная задача. Важно, чтобы все дети смогли проявить себя, получить некий образовательный результат. Нельзя забывать и об особенностях психических процессов детей. Если младшие дети готовы рассматривать яркий объект и ими руководит интерес к жизнедеятельности этого объекта. То в средней группе важны не только впечатления, но и собственно познавательные результаты. В старшей группе дети способны не только принимать поставленную задачу, но и самостоятельно ставить ее. Большое значение необходимо уделять умению устанавливать связи, делать выводы. В подготовительной к школе группе, наблюдения должны отвечать стремлению детей к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение к пониманию определенных закономерностей.
Таким образом, наблюдение используется как адаптированный научный метод познания.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как мы помогали Буратино» Тема: «Как мы помогли Буратино» Программное содержание: Закрепить знания детей о комнатных растениях ; расширять представления детей об.
Статья для воспитателей детских садов «Как рассказать дошкольникам о Дне Великой Победы 9 мая» Как рассказать дошкольникам о Дне Победы 9 мая Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы! День Победы в Великой.
Статья «Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников» Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников. Актуальность:• Дети отдают предпочтение малоподвижным.
Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида.
Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого.
Статья-консультация для педагогов и родителей «Как и во что играть с гиперактивным ребенком» Как и во что играть с гиперактивным ребенком? Психологи детских садов могут внести свой вклад в воспитание гиперактивных детей. В их арсенале.
Статья Планирование карьеры педагога как условие его профессиональной самореализаци Политика правительства в области образования направлена, прежде всего, на обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных.
Статья «Природа как одно из важных средств воспитания ребенка» Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой? Для этого.
Статья «Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО» Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО Е. С. Пидшморга, Киселевский.
Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Здоровье – это состояние физического.
Источник
Наблюдения в природе как средство познавательной активности дошкольников
Просвирякова Елена Юрьевна
Наблюдения в природе как средство познавательной активности дошкольников
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К. Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».
Ребенок стремится к активной познавательной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения.
Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. «Наблюдения – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка». Дети учатся разным способам обследования объектов, учатся следовать определенному плану наблюдения.
У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим «проводником» в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе.
Вопрос о том, каким образом человек познает, мир имеет сложный ответ. По крайней мере, три источника познанияопределяют исследователи:
— это ощущения, продукты органов чувств, которыми наделила нас природа, они сообщают нам наиболее доступные сведения об окружающем мире;
— это разум и мышление, которые помогают познавать то, что органам чувств недоступно;
— это, наконец, «интуитивное прозрение. Его существование часто ставится под сомнение. Но никому не известно, насколько это справедливо. И вполне допустить, что существует какой-то особый орган внутреннего постижения, раскрывающий перед нами сущность бытия.
Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.
Наблюдения способствуют развитию познавательной активности детей, если педагог предлагает детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала. Результативность наблюдения обеспечивается использованием приема сравнения. К. Д.Ушинский писал: «Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет».
Важным является вопрос о содержании наблюдений — что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.
Наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы, а А. А. Петрикевич утверждает, что это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процессах и их специфических изменений. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения. Наблюдение как познавательная деятельность, считает П. Г. Саморукова — это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте. Наблюдение играет важную роль в разностороннем развитии ребенка.
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно — образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.
Великий педагог К. Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, — указывал К. Д. Ушинский, — покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».
Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.
Наглядность понималась К. Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на занятиях картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Интерес и любовь к природе формируются по средствам образного восприятия на базе приобретенных умений и навыков, а так же с использованием произведений литературы, музыки, живописи, народного творчества.
Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к формированию у детей представлений, не имеющих под собой чувственной основы. Нужно развивать у детей познавательные способности (интерес к окружающему миру, наблюдательность, любознательность) и совершенствовать сенсорные процессы (ощущения, восприятие, представление). Наблюдение играет ведущую роль в прогулках, экскурсиях, на занятиях по ознакомлению с живыми объектами природы.
Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.
Для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире необходимо организовывать разные виды наблюдений с детьми за природой. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об окружающем мире.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Таким образом, наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников, оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.
Литература:
Авсейкова В. В. Мир природы через наблюдения / В. В. Авсейкова, Н. В. Чеховская. –Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2001. – 48 с.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С. А. Веретенникова. —Москва: «Просвещение», 1980. – 369с.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М. : АПН РСФСР. — 2007.
Зенина Т. Наблюдаем, познаем,любим: // Дошкольное воспитание. 2008. — №7.- С. 18-24
Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. — №7. – С. 3-9
Ладутько Л. К. Ребенок познает мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. –Минск: УП «Технопринт», 2005. – 228 с.
Лучич М. В. Детям о природе: книга для воспитателей детского сада / М. В. Лучич. – 2-е. изд., дораб. – Москва, 1989. – 143 с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб. : Детство-пресс, 2003. — 319 с.
Павлова Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2005. — №12. – С. 98-100.
Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / А. А. Петрикевич. –Мозырь: ООО «Белый ветер», 2008. – 102, [2] с.
Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. —Москва: «Просвещение», 1983. – 207с.
Эльконин Д. Б. Детская психология. — М. : Академия, 2006.-384с.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Цель: — изучить методическую литературу по данной теме;.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.
Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе Воспитатель ГБДОУ детский сад №102 г. Санкт-Петербург Горелова Надежда Николаевна Статья на тему:»Игровые технологии как средство развития.
Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность и перспективность. Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на.
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников». Расскажи –.
Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Цель: Знакомство.
Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.
Источник