Наблюдение как способ познания окружающего мира

Статья «Наблюдения как познание»

Вера Александровна Сидякина
Статья «Наблюдения как познание»

Наблюдения как научный метод познания

Организация и содержание наблюдения как метода познания, используемого в дошкольной практике, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Роль и значение наблюдения в различные периоды времен года очень важна для детей. Дошкольники накапливают информацию, коммуникативный, сенсорный и исследовательский опыт прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы, рукотворного мира и социума. Конечно, основными инструментами способа восприятия являются рассматривание и наблюдения, манипулирование, а итогом – опыт взаимодействия с окружающим миром. Именно от яркости образов и осознанности представлений зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение познавательной деятельности детей.

Наблюдением нередко называют – созерцание, экспериментирование, рассматривание. Чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу нужно четко понимать общие и различающиеся моменты, знать возможности использования на разных возрастных этапах. Первые три вида деятельности (созерцание, экспериментирование, рассматривание) построены на визуальном контакте детей с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый вид деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для пробуждения эмоционального отклика это является основной задачей, то организация наблюдения и рассматривания в детском саду преследует и другие цели. Рассматривание обычно организуется как вариант познавательной деятельности дошкольников. Его цель – выявить характерные особенности внешнего строения объекта (растений, животных, устройство предметов рукотворного мира. Рассматриваются реальные объекты, их модели и изображения. Воспитатель различными приемами привлекает детей к определенным существам, развивает познавательный интерес, обогащает представление о них.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности. В образовательном процессе наблюдениепозволяет решать и другие задачи:

развивать у детей наблюдательность, познавательные потребности;

приобретать первичный опыт изучения с его помощью различных объектов;

изначально осваивать данный метод научного познания.

Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал самого рассматривания. С помощью наблюдения можно выявить не только черты внешнего строения, но и особенности жизнедеятельности, взаимосвязи и взаимозависимости, установить причинно-следственные связи и т. д. Но это справедливо лишь в том случае, если наблюдение правильно организованно, соответствует логике его использования как метода познавательно-исследовательской деятельности, имеющей свою определенную структуру.

Цель наблюдения. Как у любой видов деятельности у наблюдения должна быть цель. Оптимально возникновение цели из познавательных потребностей детей без навязывания задач воспитателем. Роль взрослого состоит лишь в том, чтобы актуализировать и активизировать эти потребности, помочь четко сформулировать на их основе цель.Возможен и такой вариант: познавательный интерес, желание выяснить что-либо, понять суть явления, найти объяснения возникают у ребенка уже в ходе наблюдения.

Мотив наблюдения. Познавательный мотив дошкольников не всегда доминирует над любознательностью. Мотивом включения в наблюдение может быть интригующий вопрос, игровая ситуация, отклик на слова или действия педагога (или персонажа, подражание взрослым, старшим детям. Наблюдения могут стать органичной частью трудовых действий, прогулки, экспериментирования, экскурсии. Мотивами включения в познавательно — исследовательские наблюдения могут быть :

наглядность непосредственной связи изучаемого материала с жизнью, интересными событиями и необычайными свойствами предметов;

возможность достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, пообщаться, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи.

План наблюдения. Воспитателям необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения учебной задачи. Также он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного поведения для человека и природы.

Осуществление наблюдения. Особенности этого этапа связаны с тем, как разновидность наблюдения организуется.

Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становятся достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос. Ценность представляет как само совершенное открытие детьми, так и возможности его дальнейшего познания, труде, повседневной жизни. В зависимости от целей и содержания наблюдения педагогу необходимо подобрать приемы, методы и формы работы, которые помогут дошкольникам осмыслить увиденное, составить о нем представление, задаться новыми вопросами. Между рассматриванием и наблюдением существует множество промежуточных вариантов, применяемых в педагогическом процессе.

Распознающее наблюдение используется для формирования представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы, выявлении их особенностей, признаков, качеств. Это кратковременное наблюдение, позволяющее сделать как бы фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент.

Длительное наблюдение проводится с целью наблюдения роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями, жизненными циклами растений и животных.По итогам каждого этапа фиксируются результаты: рисунки, схемы, модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить перемены, составить рассказ. Длительные наблюдения способствуют развитию умения анализировать, составлять рассказ.

Сравнительное наблюдение обладает общими чертами с распознающим и длительным. В поле зрения оказываются два, три объекта, которые надо сравнить. Например, выявление различий в поведении насекомых в дождь. Или особенностей развития аналогичных растений в разных условиях.

Дедуктивное наблюдение. Обладая достаточным опытом, старшие дошкольники под руководством воспитателя могут по отдельным фрагментам восстановить картину недавних событий. Например, по виду нескольких растений (одуванчику, ели) определить, будет ли в ближайшее время дождь.

Читайте также:  Способ обычного ведения дел термин

Наблюдения изнутри. Отличительная особенность этой разновидности – позиция наблюдателя – участника наблюдаемых событий, социальных явлений. Возможны различные формы организации наблюдения: использование различного раздаточного материала, работа проводится фронтально так и подгруппами. Целесообразно проводить наблюдения парами. Вне зависимости от количества детей перед каждым ребенком ставится познавательная задача. Важно, чтобы все дети смогли проявить себя, получить некий образовательный результат. Нельзя забывать и об особенностях психических процессов детей. Если младшие дети готовы рассматривать яркий объект и ими руководит интерес к жизнедеятельности этого объекта. То в средней группе важны не только впечатления, но и собственно познавательные результаты. В старшей группе дети способны не только принимать поставленную задачу, но и самостоятельно ставить ее. Большое значение необходимо уделять умению устанавливать связи, делать выводы. В подготовительной к школе группе, наблюдения должны отвечать стремлению детей к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщенных понятий, подведение к пониманию определенных закономерностей.

Таким образом, наблюдение используется как адаптированный научный метод познания.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как мы помогали Буратино» Тема: «Как мы помогли Буратино» Программное содержание: Закрепить знания детей о комнатных растениях ; расширять представления детей об.

Статья для воспитателей детских садов «Как рассказать дошкольникам о Дне Великой Победы 9 мая» Как рассказать дошкольникам о Дне Победы 9 мая Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы! День Победы в Великой.

Статья «Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников» Игры с элементами спорта как эффективное средство развития физических качеств дошкольников. Актуальность:• Дети отдают предпочтение малоподвижным.

Статья из опыта работы «Робототехника как технология развития инженерного мышления дошкольников» «Робототехника» как технология развития инженерного мышления». Шипицына Анна Петровна, воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида.

Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого.

Статья-консультация для педагогов и родителей «Как и во что играть с гиперактивным ребенком» Как и во что играть с гиперактивным ребенком? Психологи детских садов могут внести свой вклад в воспитание гиперактивных детей. В их арсенале.

Статья Планирование карьеры педагога как условие его профессиональной самореализаци Политика правительства в области образования направлена, прежде всего, на обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных.

Статья «Природа как одно из важных средств воспитания ребенка» Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой? Для этого.

Статья «Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО» Социальное партнерство с семьей как форма интеграции педагогических, культурных и образовательных возможностей ДОО Е. С. Пидшморга, Киселевский.

Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников» Здоровье – это состояние физического.

Источник

Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения

Татьяна Дементьева
Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты: экологические знания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не только внешние параметры объектов природы. Например, (строение, окрас, запах, и прочее, но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдениявключается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение – ведущий метод. С детьми наблюдают за погодой, ветром, дождём, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманом, почвой, деревьями, птицами, насекомыми и т. д. Ни для кого не секрет то, что познание окружающего мира происходит благодаря такой форме как наблюдение. Естественно, это сложное занятия для познания, так как требует тщательного внимания, при этом начинает работать мышление, речь и восприятие одновременно. Планирование наблюдений в детском саду – это специально устроенное воспитателями, планомерное и целенаправленное восприятие детьми всех явлений окружающего мира. Для того чтобы воспринимать и понимать объект наблюдения немаловажное значение имеют опыт и знания малыша. И только правильная и грамотная организация наблюдений в детском саду поможет полноценно развиваться ребенку-дошкольнику.

Читайте также:  Оригинальный способ для рождения

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задачи должны иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

В самом процессе наблюдения воспитатель обычно задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта, ребёнок должен сравнить между собой предметы, а также показать, что их может между собой связывать. Наблюдения должны сопровождаться абсолютно точными объяснениями самого воспитателя, что видят дети, в тот или иной момент. Чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике. Для этого и существует дневник наблюдений в детском саду, который ведут воспитатели вместе с детьми. Конечно, очень важно чтобы диалог, проходящий с детьми, обсуждался вслух, а всё сказанное осознавалось детьми.

Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения в детском саду. Вообще, наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоциональное состояние малышей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить крох к внимательности, развитию наблюдательности. А также способствует развитию познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, речи.

Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель должен будет обратить внимание детей на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве, знакомство с птицами, необходимо также устраивать разные игры, при этом используя листочки, песок, воду и так далее. Можно также организовать грамотное наблюдение в цветнике, на участке. А для детей старших групп зачастую устраивается дежурство на участке. Всё это сказывается на развитии малыша.

Для эффективного закрепления и усвоения знаний, необходимо равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до своих воспитанников. К организации наблюдения в детском саду воспитатель должен подготовиться заранее.

Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, животными, изо деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и прочее). Поэтому составлению циклов наблюдений, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей природной среды. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка. В нашей группе мы попытались создать условия для познавательной деятельности детей. В центре «воды и песка» дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен.Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни.

Читайте также:  Способы разработки грунта при строительстве

Каждое утро, мы с ребятами отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки- схемы, отмечаем изменения погоды в течение дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы. На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм. В нашем уголке природы так же есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации.

В течение зимнего периода выращиваем лук на зелень и цветы в огороде – на окне. Дети ухаживают за растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

В нашей группе мы ведем схематический календарь природы за погодными и атмосферными явлениями. В старшем возрасте особое внимание уделяется наблюдениями обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Дети сравнивают, как было вечером летом, как стало осенью, зимой.

Необходимо использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона.

На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком. Дети знакомятся со свойствами и качествами песка. Игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь малышей. Ребята наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить гаражи, домики. Все постройки обыгрываем, детям нравится угощать нас различными блюдами, приготовленными из песка.В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому. К интересным песочным изделиям мы привлекаем внимание всех детей. Предлагаем любоваться постройками, не разрушать их, учим использовать в строительстве дополнительные предметы (дощечки, камни, палочки, листья).

В дальнейшем планирую использовать в своей работе опыт передовых педагогов, новых технологий, изучать познавательную, научную литературу. И я надеюсь, что мне удастся сформировать у детей чувство красоты природы, её разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

1. «Экологическое воспитание в детском саду»

О. А. Соломенникова Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет издательство мозаика- синтез. Москва 2009 год

2 «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методика работы с детьми в подготовительной группе детского сада» С. Н. НиколаеваПособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Просвещение 2002 года.

3. С. Н. Николаева «юный эколог» система работы в старшей группе детского сада для работы с детьми 5-6 лет Москва Мозайка-синтез 2010 года

4. Н. В. Коломина «занятия по экологии в детском саду» Сценарий занятий. Творческий центр. Москва 2010 года

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой,.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Формирование патриотических чувств через эмоционально-положительное восприятие ребенком окружающего мира Формирование патриотических чувств через эмоционально-положительное восприятие ребенком окружающего мира «Любовь к родному краю, родной.

Конспект занятия познание окружающего мира «Подарки для Незнайки» Конспект ОД: познавательное развитие: познание окружающего мира «Подарки для Незнайки» Цель: создавать условия для формирования представление.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Познание окружающего мира ребёнком с помощью бизиборда Что собой представляет бизиборд Это игровая развивающая доска,домик, кубик,с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными.

Ребенок — природный исследователь окружающего мира Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование,.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Источник

Оцените статью
Разные способы