Технология наблюдения в педагогической деятельности
методическая разработка на тему
Метод наблюдения. Технология ведения наблюдения. Ипользование наблюдения при аттестации педагога. Образец стандартизованного наблюдения. Как анализировать наблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_dlya_pedagoga.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Попкова Марина Петровна
ГБПОУ СО Ревдинский педагогический колледж
Технология наблюдения в педагогической деятельности
Педагог, работая с детьми, т.е. с постоянно изменяющейся, пластичной психикой, обязан вести мониторинг их психического развития, учебных достижений. Это нужно для того чтобы своевременно изменять стратегию педагогического воздействия, контролировать возникновение каких-либо психологических качеств, навыков, мотивационных образований и т.п. Например, если педагог заметит тенденцию к списыванию у учащегося, то, пока эта негативная черта еще не закрепилась, можно относительно просто перенаправить активность ребенка. Когда эта черта закрепится, изменить ее уже будет непросто, а зачастую и невозможно. Поэтому педагог нуждается в оперативном и достаточно простом средстве контроля за ходом развития ребенка. Удобнее всего педагогу использовать для этих целей наблюдение.
Наблюдение – это способ сбора данных о ребенке путем систематического целенаправленного восприятия его поведения, действий, эмоциональных реакций, движений и т.п. Наблюдение традиционно считается наиболее доступным методом диагностики для педагога, поскольку оно не требует специального оборудования, может осуществляться прямо в процессе работы с ребенком, не требует специального этического разрешения. Однако простота и доступность этого метода обманчива. Неграмотное применение этого метода может привести к серьезным педагогическим просчетам.
При этом правильное использование технологии наблюдения может обеспечить педагога таким инструментом, который позволяет дать серьезную аргументацию эффективности деятельности, программ, используемых методов воздействия, например, при представлении своих результатов на аттестации, при представлении результатов своей работы родителям, при обосновании каких-либо мер по воспитательной работе с детьми в классе и т.д.
Технология организации наблюдения
- Поставьте цель, уточните планируемый результат, исходя из возникшей проблемы или задачи практической деятельности.
- Изучите теоретические источники по исследуемой проблеме, определите; в чем заключается данное свойство, в чем оно проявляется (для определения критериев и фактов).
- Сформулируйте факты, которые помогут раскрыть один критерий, потом то же сделайте для других критериев. Категории оценки конкретизируют то содержание, которое мы вкладываем в изучаемое свойство, именно по ним в итоге должно быть сделано заключение.
- Проверьте: являются ли формулировки фактами (можно снять на видеокамеру, происходят здесь и сейчас, можно сосчитать количество случившихся фактов). Удалите лишние или переформулируйте. Нужно иметь в виду, что отсутствие поведения наблюдать нельзя, т.е. наблюдаемый факт не может быть сформулирован в форме отрицания, например не может быть такой формулировки «ребенок не отвечает на вопрос». В этом случае лучше сформулировать от противного «ребенок отвечает на вопрос», и если мы этого не наблюдаем, то можем сделать вывод о том, что ребенок не отвечает на вопросы учителя.
- В колонке «наблюдаемые факты» пропишите конкретные факты, которые позволят судить о проявлении изучаемой категории. Факты могут подтверждать искомое поведение или свидетельствовать о его нарушениях.
- Продумайте частоту, длительность и этапы наблюдения, необходимые для оценки качества личности школьника, отведите в протоколе ячейку под регистрацию фактов на каждый этап. Длительность наблюдения зависит от сложности изучаемого феномена. Если, например, вы хотите изучить проявления характера, то наблюдать придется очень долго, и тут скорее подойдет дневниковая запись наблюдения, чем оперативные формы наблюдения, такие как стандартизованное наблюдение (смотри таблицу 1) и сплошное наблюдение. Стандартизованное наблюдение хорошо подойдет, если вы хотите доказать эффективность реализации какой-то программы деятельности. В этом случае вы просто проводите наблюдение два раза: до программы и после и сравниваете количество позитивных и негативных проявлений или интенсивность проявлений.
- Проведите наблюдение за ребенком. Зарегистрируйте факты (плюсом отмечается каждый случившийся факт, чтобы потом можно было их подсчитать и выяснить интенсивность проявления качества).
- Сделайте анализ фактов.
- Сделайте итоговый вывод (в соответствии с поставленной целью).
- Сформулируйте 2 рекомендации по дальнейшей работе с ребенком в зависимости от вывода.
Пример протокола стандартизованного наблюдения
Источник
Применение на практике метода педагогических наблюдений
Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!
Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!
Одним из уникальнейших педагогических методов позволяющих откорректировать тактику ведения урока, завлечь даже самого заядлого двоечника в учебный процесс, является метод педагогических наблюдений.
Что это такое?
Наблюдение – один из самых распространенных общенаучных методов, позволяющих собрать максимум полезной информации для практической части любого исследования. Суть данного способа заключается в том, что исследователь просто наблюдает за определенным объектом исследования, фиксируя все его действия и результаты, в дальнейшем сравнивая каждый шаг с конкретными нормами или «шкалой».
Что представляет из себя метод наблюдение?
В педагогической практике существует несколько видов наблюдений:
- Структурированные и неструктурированные наблюдения.
Первый вид предполагает, что исследователь действует по определенному сценарию, «структуре». Неструктурированные исследования предполагают, что ученый собирает определенные сведения для конкретной темы, но сам процесс протекает естественно, без вмешательств и пр.
- Включенные и невключенные наблюдения.
Включенное наблюдение означает, что сам исследователь также является участником эксперимента, наблюдения, входит в состав изучаемой группы. Невключенное наблюдение – автор эксперимента наблюдает за объектом со стороны, не принимая участия в нем как испытуемый.
Первые предполагают, что объект исследования знает о том, что за ним наблюдают, он является частью некоего эксперимента, научной работы. Скрытые же предполагают незаметное наблюдение за испытуемым.
- Полевые и лабораторные наблюдения.
Первая разновидность относится к тем категориям, которые проводятся в естественных условиях. Автор научной работы просто наблюдает за происходящим процессом, действиями испытуемых, фиксирует их.
Лабораторные наблюдения же предполагают наличие конкретных факторов, условий, которые создает исследователь для получения данных. Здесь он оказывает прямое или косвенное воздействие на участников наблюдения, корректирует условия. Лабораторные наблюдения чаще всего проводят в специально оборудованных помещениях.
Разновидности наблюдений
- Систематические и несистематические наблюдения.
Систематические исследования проводятся на регулярной основе. Они заранее планируются, чаще всего реализуются по определенному сценарию.
Несистематические исследования проводятся в свободной форме, нерегулярно. Исследователь предпочитает проводить их только по мере необходимости.
Здесь вид наблюдения зависит от времени, затрачиваемого на его проведение. Если исследователю достаточно от нескольких часов до 1-2 недель, то такой эксперимент является кратковременным. Если же для пополнения материалов и выполнения наблюдения необходимо длительное время, то оно откосится к долговременным.
Сплошной вариант предполагает, что исследователь будет фиксировать все действия и результаты испытуемой группы или индивида. Выборочные нацелены на выявление конкретных итогов.
- Непосредственные и опосредованные.
Непосредственные наблюдения предполагают, что исследователь использует только имеющиеся у него знания и опыт, естественные чувства восприятия происходящего и интерпретирует их согласно собственным возможностям.
Опосредованные же основываются на привлечении специальной техники, экспертов и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этапы проведения наблюдения
Наблюдение – это своего рода небольшой эксперимент, в ходе которого автор научной или иной работы будет наблюдать за испытуемым. Здесь важно понимание алгоритма проведения:
Этап №1. Правильно определяем цель исследования и выбираем соответствующий объект.
Этап №2. Конкретизируем вид наблюдения: здесь целесообразно определить сроки проведения мероприятий, наличие плана, необходимость вмешательств, разрабатывается шкала оценки результатов и пр.
Этап №3. Проведение непосредственного наблюдения и моментальное фиксирование полученных результатов.
Этап №4. Обработка полученных в ходе наблюдения данных.
Наблюдение в педагогической практике
Педагог обязан найти подход к каждому ребенку, общий язык с ним. Порой сделать это очень трудно из-за сложного характера или особенностей в развитии учащегося. В этом случае метод наблюдения позволяет преподавателю определить сильные и слабые стороны ученика, выявить его любимые предметы и занятия, интересы, характер, и, опираясь на полученные данные, предпринять конкретные действия, которые позволят наладить с ним достойные отношения, привлечь внимание к учебе и повысить интерес к предметам.
Наблюдение как метод исследования в педагогической практике
Более того, наблюдая за учениками, педагог может увидеть и «личную составляющую» каждого из них: какими талантами располагает, какие сложности у них возникают в общении со сверстниками и т.д. Все это можно с легкостью проследить в поведении детей.
Также метод наблюдений поможет улучшить успеваемость даже самых заядлых двоечников, если грамотно организовать учебный процесс, правильно рассадить учеников, воздействовать на них с помощью психологических и педагогических приемов, родителей и пр.
Педагогическое наблюдение представляет собой уникальный процесс, включающий анализ и оценку организации учебы, а также воспитательной работы. Данный метод исследования позволяет не только следить за учащимися, но и оценить деятельность непосредственно педагога: все ли правильно он делает, грамотно ли планирует занятие, как общается и вовлекает детей, помогает им развиваться и пр.
Педагогическое наблюдение успешно применяется в рабочем процессе, а также при выполнении научно-исследовательских работ, для проверки различных гипотез и совершенствования педагогической деятельности.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
Статья по теме «Метод педагогического наблюдения»
Метод педагогического наблюдения
Актуальность метода наблюдения.
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному ученику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в техникуме, в вузе и на протяжении всей жизни. Чтобы вести воспитательную работу, соответствующую запросам общества, создавать более эффективные условия адаптации к школе или к техникуму, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании и моделировать учебный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику. Глубокое и всестороннее знание психологии учащихся — одно из важнейших условий эффективности их обучения и воспитания. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимальной работы требуется все же более профессиональный подход. Как же осуществить этот подход? Можно, например, использовать традиционные тесты. Но недостаток тестирования в том, что оно проводится с использованием процедур, мало связанных с учебным процессом, и его данные отражают скорее особенности возраста, чем проявления индивидуальности. Поэтому классному руководителю нужны другие методики: простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно более надежные. К таким методам и относится метод наблюдения, поскольку он дает возможность видеть ученика в естественных условиях, т.е. на уроке, а не в ситуации, специально созданной психологом, когда школьника приглашают в отдельный кабинет и просят выполнить непривычные для него задания. При данном методе снимается ситуация индивидуальной проверки, поскольку педагогическое наблюдение осуществляется знакомым учителем, непосредственно в классе, а это позволяет получить много дополнительных сведений об учащихся.
Вообще, наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике.
Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Конечно, житейские наблюдения отличаются от научных наблюдений прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.
Метод педагогического наблюдения – это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях. Он относится к традиционным педагогическим методам, которые достались современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Главные отличия научного наблюдения следующие:
1) при нем определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются.
Требуется планировать сроки наблюдения, определять время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым .
Главными требованиями при этом являются: четкость, систематичность, разносторонность, достаточное количество зафиксированных фактов, своевременность, объективность, экономичность техники записи, внимательная, вдумчивая и кропотливая обработка собранного материала, учет всех влияний на ход исследуемых явлений, отделение существенных, устойчивых, повторяющихся фактов от второстепенных и случайных, беспристрастность в толковании материала, в оценке фактов и заключений по ним.
С помощью педагогического наблюдения, например, учитель может оценить интеллектуальные и волевые качества, способности учащихся, их умение оперировать информацией, логично, системно и последовательно излагать мысли. Наблюдение за эмоциональными реакциями ученика поможет разобраться в его мотивации. Например, ученик может выполнять учебные обязанности, чтобы избежать порицания, чтобы его похвалили учитель или родители или ему доставляет радость сам процесс получения знаний по какому-то предмету и т.п. Выявляя вид мотивации, педагог получает возможность адекватного педагогического воздействия на ученика.
Различают наблюдение прямое, опосредованное и самонаблюдение .
Прямое наблюдение — вид наблюдения, в ходе которого исследователь, непосредственно участвует в исследуемом процессе, действует совместно с участниками исследования. Характер вовлеченности наблюдателя может быть различным: иногда исследователь вообще остается в тени, и другие участники никак его не выделяют в коллективе; в других случаях — наблюдатель не скрывает свои цели в процессе взаимодействия. Это основной тип наблюдения, который используют при изучении детей в процессе их обучения и воспитания.
Опосредованное (косвенное) наблюдение — вид наблюдения, который не предусматривает непосредственного участия исследователя в процессе. Это наблюдение, к которому привлекаются другие лица (студент, преподаватели, ученики). Методика проведения наблюдений должна быть ими заблаговременно отработана. Например, классный руководитель поручает родителям пронаблюдать за домашней работой учащихся . Это наблюдение эффективнее, чем прямое наблюдение, поскольку оно делает невозможным влияние педагога на детей.
Самонаблюдение — процесс созерцания внутренних психических процессов с одновременным наблюдением за их внешними проявлениями. Например, учащимся дается задание составить самофотографию рабочей недели — записать во времени все, чем они занимаются в течение каждого дня.
Самонаблюдение является уникальным методом «проникновения» внутрь психических процессов и явлений. В то же время оно связано с определенными трудностями, поскольку словесное выражение чувств и переживаний в этот момент должно быть четким и максимально спонтанным. Ценность полученных данных зависит от искренности ребенка, его непосредственности.
Фиксация фактов может производиться при помощи записей (протоколирования, дневников и др.) и различных регистрирующих технических средств (фотографии, киносъемки, звукозаписи). При фиксации экспериментальных мероприятий педагог должен подмечать все особенности их протекания, включая отношение учащихся к педагогическим воздействиям, эмоциональные реакции, высказывания, оценки, суждения. Записи, сделанные в форме протокола, или в дневнике позволяют возвращаться к наблюдаемым фактам, являются основой и исходным моментом дальнейшего анализа. Желательно вести запись на месте наблюдения, непосредственно или же сразу после него. Наблюдатель записывает в заранее подготовленную схему протокола не все, а только то, что содействует прямо или косвенно прояснению проблемы. При этом должны быть записаны подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию.
Очень удобна такая форма записи, как дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Объектом наблюдения может быть отдельное лицо, класс, группа. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологические характеристики учеников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия. Ведя запись наблюдения, нельзя ограничивать ее заранее предусмотренной позицией или фиксировать только те факты, которые подтверждали бы ее. Необходимо объективное отражение хода учебно-воспитательного процесса.
По своей длительности наблюдения делятся на:
Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. К несистематическим наблюдениям относятся такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. [ править ]
[ править ] [ править ] По форме наблюдения делятся на:
При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако, бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследования, если это возможно, многие педагоги стараются раскрыть истинные сведения касательно своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов.
Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками. Недостатком осознанного наблюдения является влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.
Специфичность ситуаций, в которых происходит осознанное наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения. [ править ]
При неосознанном наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным. Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.
Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды. Недостатком неосознанного наблюдения является трудность фиксации результатов (в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя). Кроме того наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель.
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
Определить цели, стоящие перед наблюдением. Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «на всякий случай», а потом решать, где и как употребить полученные данные, бесполезно.
Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные учащиеся, различные классы или группы.
Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе – бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность ученика на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия. На бланке протокола или в дневнике указывается дата наблюдения, учебное заведение, учебная группа, учащийся, преподаватель, тема занятия и задания, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
Подобрать способы фиксации результатов – это может быть протоколирование, запись на магнитофонную ленту, фотографирование или видеосъемка.
Выбрать методы анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно только наблюдать и фиксировать то или иное явление или процесс, необходимо дать правильное истолкование наблюдаемым явлениям и фактам, вскрыть их причинно-следственную связь.
Недостатки метода наблюдения.
Подчеркивая важность метода наблюдения, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Они делятся на две группы: объективные – это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные – это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.
К объективным недостаткам прежде всего относят:
— ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований;
— сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
Многообразны и трудности субъективного плана . К ним относятся:
— различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,
— несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения;
— установки наблюдаемых и наблюдателя.
Если, например, наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, исследователь понимает и истолковывает поведение и действия воспитанников через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентаций. А наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности воспитанников, повышенной жесткости в оценке происходящего.
— Следует отметить, что результаты наблюдения могут зависеть от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно.
Источник