Наблюдение как способ изучения окружающего мира является
Изучение окружающего мира имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования. Изучение курса «Окружающий мир» способствует достижению следующих предметных результатов:
— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
— развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира. Это требование во ФГОС НОО сформулировано следующим образом: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Казалось бы, здесь нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и измерениями, и сравнениями, и классификацией учителя занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас этими методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.
Понятие метод (греч. metodos), обозначающее в широком смысле путь, способ исследования или познания, наполнено разным содержанием.
Методы бывают: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.
Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами. Особое значение наглядные методы имеют при изучении окружающего мира.
Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.
Использование разнообразных методов предусматривает и различные виды деятельности учащихся и учителя, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. К ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, географические, исследовательские работы. Остановимся на характеристике метода наблюдение, который в настоящее время недооценивается в учебном процессе начальной школы.
Наблюдение – это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.
Наблюдение – это метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.
Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.
Еще одним важным условием является соблюдение этапов наблюдения:
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).
2) Работа по рассмотрению частей объекта.
3) Обобщение увиденного.
После проведения наблюдения необходимо закрепить полученные данные. К приемам закрепления наблюдения можно отнести следующие:
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение наблюдения [1,2].
Младшие школьники в ходе освоения данного метода обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом; что восприятие у животных устроено иначе, чем у человека. Одним из условий эффективности этого метода является предварительное составление программы наблюдения. Обыкновенно такая программа задается учителем. Однако овладение наблюдением как способом познания окружающей действительности предполагает формирование соответствующего умения и у младших школьников.
Одним из таких способов формирования умения наблюдать является составление плана, программы наблюдений. На одном из уроков учащимся ставится задача: рассказать о домашнем животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (размер, особенности строения головы, туловища, стоячие или висячие уши, наличие хвоста, короткая или длинная шерсть и т.д.).
Примерная схема наблюдения животного.
- Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
- Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.
- Особенности и роль данного животного в жизни человека.
Этот же подход можно использовать и при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.
Примерная схема наблюдения растения.
- Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей.
- Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
- Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
В связи с этим следовало бы обратить внимание и на формирование у младших школьников умения упорядочивать результаты наблюдений. Прежде чем достичь конечную цель наблюдений – найти ответ на предварительно заданный вопрос, часто бывает необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, заполнить таблицу, например, «Породы собак». Сводные таблицы, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, упорядочивают информацию, дают возможность сравнивать полученные данные.
Наблюдения за предметами и явлениями природы помогают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.
Источник
Наблюдение — основной метод познания природы и общества
Наблюдение — основной метод познания природы и общества
Введение
Одновременно с процессом развития и становления человека формируется познавательное отношение к миру. Во все формы духовно-практического освоения мира человеком органически включен познавательный компонент. Наравне с научно-теоретическим познанием мира мы можем говорить о религиозном, художественном, обыденном, моральном и других способах познания окружающей действительности. Философское же познание представляет собой особый вид познавательной деятельности, полностью не совпадающей с конкретно-научным познанием, хоть и близким к нему по своей понятийной, рациональной природе.
Но, если в других формах духовной деятельности познавательный компонент является лишь одним из составляющих моментов процесса духовного освоения мира, то для научной и философской деятельности этот компонент является основным, определяющим.
Новым для начального общего образования является выделение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) такого предметного результата, как освоение доступных способов изучения природы и общества, в том числе и древнейшего способа — наблюдения. При этом необходимо отметить, что осуществляется переход от наблюдения как метода в деятельности педагога к наблюдению как способу действий ученика. Значимость данного результата определяется особенностью предмета «окружающий мир», которая заключается в том, что ученики в процессе его изучения познают природный и социальный мир. Для осуществления самостоятельного познания они должны овладеть способами (методами) познания окружающей действительности.
Цель: изучить наблюдение как основной метод познания природы и общества.
- Рассмотреть наблюдение как средство познания детьми окружающего мира.
- Изучить виды наблюдений.
- Проанализировать содержание и требования к проведению наблюдений в курсе «Окружающий мир».
Глава I. Наблюдение — основной метод познания природы и общества
1.1 Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира
Все дети стремятся к активной деятельности. Поэтому такой вид деятельности как наблюдение наиболее естественный и близкий для ребенка младшего школьного возраста.
Наблюдение — целенаправленный, более или менее длительный и планомерный процесс восприятия явлений и предметов окружающего мира. Восприятие, при этом рассматривается как основной и конституирующий компонент наблюдения [7, с. 56].
В высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова представлена иная точка зрения. Они, не отрицая сенсорной основы наблюдения, переносят в определении наблюдения центр тяжести на интеллектуальные процессы. Б.М. Теплов называет наблюдение «думающим восприятием», а С.Л. Рубинштейн считает, что осмысление наблюдаемых явлений — это ступени интерпретации, то есть стадии развития наблюдения.
Опыт, знания и умения ребенка в понимании наблюдаемого явления имеют существенное значение. Целью наблюдения является усвоение разных представлений — установление качеств и свойств, структуры внешнего строения предметов и причин изменения и развития объектов.
По мнению известного психолога Б.Г. Ананьева, наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой в единый и целостный акт умственной работы соединяются речь, восприятие и мышление. Доступной ее детям младшего школьного возраста делают широкие сенсорные основы деятельности наблюдения.
Во-первых, наблюдение является источником знаний, во-вторых — оно само требует наличия каких-либо знаний как отправных моментов наблюдений. Рано зарождается осмысленное восприятие предметов. Только маленький опыт и знания ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Результат непроизвольных наблюдений детей- яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений.
Как считают ученые, наблюдение, в высшем своем проявлении — это деятельность, которая самостоятельно организуется самим наблюдателем. Но, как утверждает С.Л. Рубинштейн, это умение опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, имеющий целью формирование наблюдения, обеспечивает постепенное накопление и систематизацию знаний, и становление все более сознательного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.
Анализируя литературу, мы выявили, что преимущества метода наблюдения заключаются в:
-отборе фактов естественного поведения человека;
-восприятии человека как целостной личности;
-отражение контекста жизни субъекта.
Среди недостатков выделяются:
1) сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями;
2) пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию;
3) отсутствие возможности повторного наблюдения;
4) фиксация результатов в описательной форме.
Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации, наблюдаемых явлений. В возрастной психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.
1.2. Виды наблюдений
Можно выделить следующие виды педагогических наблюдений.
При данном наблюдении исследователь выступает наблюдателем происходящего явления.
- Опосредованное (косвенное) наблюдение.
Это наблюдение, когда к их проведению привлекаются другие лица.
- Открытым наблюдением считается такое, при котором занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение.
- Непрерывное наблюдение — предполагают фиксацию событий от начала до конца какого-либо процесса.
- Дискретные наблюдения характеризуются тем, что в процессе их проведения изучается лишь отдельные его этапы.
- Монографическое наблюдение охватывает большой круг вопросов и, как правило, осуществляется коллективно.
- Узкоспециальное (тематическое) наблюдение исследует одно из явлений в его собственных границах.
Таким образом, наблюдение — это один из древних методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом.
По дидактической направленности:
- наблюдения предваряющие изучение нового материала.
- наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.
- наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.
По технической “оснащенности” восприятия:
- качественные наблюдения.
- количественные наблюдения.
По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:
- самостоятельные наблюдения.
- коллективные наблюдения.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:
В зависимости от поставленных целей наблюдение бывает
Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.
1.3. Содержание наблюдений в курсе «Окружающий мир»
Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования изучение окружающего мира имеет решающее значение. Достижению предметных результатов способствует изучение курса «Окружающий мир»:
— представление об особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за сою родину;
— формирование уважительного отношения к России, к природе, к родным, семье, родителям;
— освоение основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира, правил нравственного поведения;
— освоение доступных способов изучения природы и общества;
— развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.
В ФГОС НОО в качестве цели освоения младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир» выделено требование, не всегда осознаваемое педагогами. Речь идет об овладении младшими школьниками доступных способов изучения окружающего мира. Данное требование во ФГОС НОО имеет такую формулировку: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, запись, опыт, классификация, сравнение и др. с получением информации от членов семьи, от окружающих людей, в открытом доступе). Вроде бы нет ничего нового: педагоги и раньше применяли в своей деятельности: наблюдения, опыты, измерения, сравнения и классификацию. Только здесь появляется новый аспект. А именно, если раньше эти способы познания мира считались методами обучения, то теперь этими методами должны овладеть сами ученики.
В учебном процессе наглядные методы применяются по всем предметам и во всех классах, в разных организационных формах обучения, широко переплетаясь со словесными методами. При изучении окружающего мира наглядные методы имеют особое значение.
Использование практических методов обучения направлено на познание действительности с целью формирования навыков и умений, углубления имеющихся знаний. В процессе их использования применяют приемы планирования выполнения задания, постановки задания, оперативного стимулирования, контроля и регулирования, анализа результатов, определения причин недостатков. Практические методы обучения используются в комплексе с другими, например, наглядными методами обучения.
Использование разных методов предусматривает различные виды деятельности учащихся и педагога, требующих большой самостоятельности учащихся в обучении. Остановимся на характеристике метода наблюдения, который в настоящее время не так часто применяется в учебном процессе начальной школы.
Наблюдение – это естественнонаучный метод познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить задания на наблюдение в природе. Обычно такие задания организовываются в виде систематических наблюдений за сезонными изменениями в жизни природы и человека. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Мы провели анализ УМК «Школа России» по теме исследования. Данный УМК также предлагает задания, в которых необходимо выполнить наблюдения.
I класс. Необходимо провести наблюдение за облаками и отметить в тетради какие облака сегодня видны на небе. Пронаблюдать в течении месяца за луной, можно один раз в неделю и зарисовать в альбоме ее внешний вид. Вести в тетради наблюдение за погодой, прописать в ней осадки, ветер, облачность. Целесообразно такие наблюдения проводить в разные времена года.
II класс. С помощью собственных наблюдений предлагается проверить народные приметы (например, ««Ласточки летают низко — к дождю», «Шишки хвойных растений раскрываются — к сухой погоде»). Во 2 классе можно ввести Научный дневник, где дети записывают свои наблюдения за сезонными явлениями. Они могут понаблюдать за небом в разное время суток и подготовить фоторассказ на тему «Красота неба» и др.
В III и IVклассах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при желании это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вклеенных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими изменениями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями.
1.4. Требования к организации проведению наблюдений
Наблюдение – один из важных источников знаний об окружающем мире. Он является фундаментом на которой в дальнейшем строятся мыслительные операции. Многие авторы считают, что является средством развития мышления. Построение наблюдения начинаются с постановки цели и определения объекта. Особо важным условием наблюдения является осмысленный отбор объектов.
Также необходимо соблюдать следующие этапы наблюдения:
1) Для того, чтобы сформировать целостное представление об объекте, рассмотреть объект в целом.
2) Провести работу по изучению частей объекта.
3) Сделать вывод об увиденном.
После проведенного наблюдения педагог закрепляет полученные данные:
1) еще раз рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить перед собой.
2) провести иммитацию.
4) поработать с иллюстрацией.
5) далее самостоятельно провести наблюдение [1,2].
В ходе освоения данного метода младшие школьники обнаруживают, что, наблюдая, человек пользуется обонянием, зрением, слухом, осязанием и вкусом; что восприятие животных отличается от восприятия человека. Главным условием эффективности этого метода считается предварительное составление программы наблюдения. Такая программа обязательно задается учителем. Для того, чтобы младший школьник овладел наблюдением как способом познания окружающей действительности необходимо формирование соответствующего умения.
Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана или программы наблюдений. Например, на уроке перед учащимся ставится задача: рассказать о диком животном по записке-подсказке с перечислением того, что нужно описать (особенности строения головы, туловища, размер, наличие хвоста, шерсть и т.д.).
Примерная схема наблюдения животного.
- Особенность внешнего вида в целом и отдельных его частей. Называются отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
- Особенность поведения: движения, повадки, голос и другие жизненные проявления (образ жизни, питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваются с уже известным однотипным животным, отмечая сходство и различия.
- Роль данного животного в жизни человека.
Данный подход можно использовать при составлении плана наблюдения за другими объектами и явлениями окружающего мира.
Представим примерную схему наблюдения растения.
- Внешний вид растения в целом и отдельных его частей.
- Цвет, величина и форма, запах отдельных частей растения.
- Особенность ухода и содержания данного растения.
В связи с этим следует обратить внимание на формирование у младших школьников умения упорядочивать результаты наблюдений. Для того, чтобы достичь конечную цель наблюдений – найти ответ на предварительно заданный вопрос, необходимо соответствующим образом упорядочить результаты наблюдений, например, заполнить таблицу, «Виды комнатных растений». Такие таблицы, в которых приводятся наблюдаемые характеристики, дают возможность сравнивать полученные данные, упорядочивают информацию.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны учителя. Приведем общие требования к организации наблюдения.
- Четко и конкретно поставленная цель, и задача наблюдения. Задача должна носить познавательный характер, заставлять ученика думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Отбор учителем небольшого круга знаний. Представления об окружающих объектах формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно предполагать получение новых знаний, постепенно углубляя и расширяя первоначальные представления.
- Для обеспечения взаимосвязи наблюдений следует предусматривать системность. В результате у учеников сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
- Наблюдение должно способствовать развитию речевой и умственной активности детей. Умственную активность можно достичь разнообразными приемами: постановка доступной и конкретной задачи наблюдения, использование обследовательских действий, привлечение прошлого опыта детей, проговаривание получившихся результатов наблюдения, сравнение одного объектов, предъявление вопросов разной степени сложности.
- При помощи наблюдения дети должны заинтересоваться природой и у них должно возникнуть желание все больше узнавать о ней.
- Знания, которые получили дети в процессе наблюдений, должны уточняться, обобщаться, систематизироваться и закрепляться с помощью других форм и методов работы. Например, рассказ учителя, чтение книги о природе, лепка, рисование, беседа об увиденном, ведение календарей природы.
- Итогом наблюдения должно быть сформированное представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Посредством наблюдения за предметами и явлениями природы младшие школьники накопляют фактический материал, который необходим для установления закономерностей в природе. Данный метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.
Заключение
Таким образом, мы можем делать следующие выводы. Наблюдение — целенаправленный, длительный и планомерный процесс восприятия явлений и предметов окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной и конституирующий компонент наблюдения. Анализируя литературу, мы выявили, что преимущества метода наблюдения заключаются в отборе фактов естественного поведения человека, восприятии человека как целостной личности, отражение контекста жизни субъекта.
Но есть и недоставки, это сливание наблюдаемого факта с попутными явлениями; пассивное невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию; отсутствие возможности повторного наблюдения; фиксация результатов в описательной форме.
Существуют несколько видов педагогических наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, непрерывное, дискретное, монографическое, узкоспециальное.
При изучении предмета «Окружающий мир» наглядные методы имеют особое значение. Одним из основных способов формирования умения наблюдать является составление плана, соблюдение требований.
Источник