Приемы и способы фактического контроля
Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа др.). Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливается с помощью специальных приемов фактического контроля, поэтому ревизия, основанная на использовании только приемов документального контроля, по существу сводилась бы к проверке бухгалтерских документов и учетных регистров, а не к всестороннему изучению всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Однако фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывного характера хозяйственных процессов и быстроменяющихся хозяйственных ситуаций. Поэтому документальный и фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга. Иногда за безукоризненно оформленными документами и записями скрываются хищения и другие злоупотребления. Методические приемы фактического контроля служат для установления реального состояния ревизуемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного завершения хозяйственных операций, отраженных в документах.
Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы: 1) инвентаризацию, 2) экспертную оценку и 3) визуальное наблюдение.
Инвентаризация. Это способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату.
В зависимости от степени охвата хозяйственных средств различают полные и частичные инвентаризации. Первые охватывают все виды хозяйственных средств (основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и расчеты), находящиеся как в производственных подразделениях предприятия, так и в его непромышленных хозяйствах; вторые — только некоторые виды этих средств или объекты, находящиеся в отдельных подразделениях предприятия.
При сплошной инвентаризации проверяют все виды материалов (продукции) в натуре у определенного материально ответственного лица; при не сплошной — только отдельные наименования этих ценностей.
Необходимо проводить четкую грань между функциональной ролью инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля, с одной стороны, и как методического приема, используемого при проведении ревизий органами ведомственного и вневедомственного контроля, с другой стороны.
В бухгалтерском учете инвентаризация используется в дополнение к документации как способ прерывного первичного наблюдения за объектами учета с целью приведения учетных данных в соответствие с действительностью, если отдельные хозяйственные объекты и явления по каким-либо причинам не были достоверно или своевременно отражены в учете.
В ревизионной практике инвентаризация используется как один из приемов фактического контроля сохранности определенных видов средств путем их осмотра в натуре, обмера, взвешивания или пересчета. Характерными особенностями инвентаризаций, проводимых в ходе ревизии, является их спорадический, внезапный и не сплошной характер. Выбор объектов для инвентаризации обусловлен конкретными задачами ревизии и состоянием внутрихозяйственного контроля за деятельностью отдельных материально ответственных лиц. Во время ревизии в первую очередь подвергается инвентаризации ценности на объектах, на которых были скрыты нарушения установленного порядка оприходования материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков проведения плановых инвентаризаций и предоставления ежегодных отпусков материально ответственным лицам. Очевидно, если не сплошная инвентаризация выявила у некоторых материально ответственных лиц значительные расхождения с, учетными данными, то в ходе ревизии назначается сплошная инвентаризация.
Экспертная оценка. Она представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при ранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, наблюдения технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам и техническим условиям. Экспертная оценка иногда применяется в процессе ревизии и для изучения других вопросов, требующих специальных знаний: качества проектно-сметной и другой технической документации, подлинности подписей в первичных документах (графологическая экспертиза) и др.
Один из наиболее эффективных приемов фактического контроля — контрольный обмер выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ. Он включает два основных этапа: проверку соответствия характера, объема и стоимости принятых по актам работ утвержденным сметам и рабочим чертежам; установление фактического объема (в натуре) и качества выполненных работ в сопоставлении с данными оплаченных банком актов их приемки, журналов их учета, документов на списание строительных материалов, оплату труда рабочих и др.
В процессе ревизии иногда возникает необходимость проведения лабораторного (химико-технологического) анализа, технических испытаний качества сырья, материалов и готовой продукции. Осуществление этих элементов технического (технологического) контроля требует специальной экспертизы (заключения соответствующей лаборатории).
Визуальное наблюдение. Этот способ фактического контроля включает обследование на месте цехов и участков для изучения организации труда на рабочих местах, проверку хранения товарно-материальных ценностей на складах, состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции и др.
Одним из начальных этапов ревизии должно быть детальное изучение состояния складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. При этом проверяется соответствие складских помещений условиям нормального хранения товарно-материальных ценностей, наличие и исправность весовых и измерительных приборов, технических средств (предупредительная и противопожарная сигнализации, исправные решетки, ставни, запоры, огнетушители и др.).
Моментные наблюдения (хронометраж, фотография рабочего дня и др.) как прием фактического контроля применяются для проверки соблюдения трудовой дисциплины и использования рабочего времени. Являясь особым видом выборочного наблюдения, моментные наблюдения обычно характеризуют альтернативный признак (например, работа или простой). Поэтому оценка их репрезентативности производится по известным из теории статистики формулам средней и предельной ошибки выборки.
Источник
Наблюдение, его виды и способы контроля.
Социальное наблюдение — это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.
Использование метода: Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.
Особенности метода:Они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.
Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.
Виды наблюдения:Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта).
Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования)
Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов).
34. Социальный эксперимент и виды эксперимента.
Социальный эксперимент — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
· внесение изменений в сложившиеся отношения;
· контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
· анализ и оценку результатов этого влияния.
К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов (идейных общин), живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме (как правило, на идеологической или религиозной основе).
Эксперимент выполняет одновременно две функции: исследовательскую и управленческую, и поэтому принадлежит к двум сферам: науки, исследующей различные социальные подсистемы (экономич. наука, педагогика, социальная психология и др.), и социального управления, где проектируются и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся социальные формы.
Деление экспериментов проходит последующим основаниям.
По специфике исследовательской задачи, эксперименты бывают:
– научными;
– эксперимент как способ апробирования определенной идеи, опыта в области решения задач по непосредственному управлению общественными процессами.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые и лабораторные.
По характеру логической структуры доказательств Э. делятся на параллельные и последовательные.
Важнейшими нормативными требованиями Э. являются:
— четкая ориентация на гипотезы исследования;
— высокий уровень познания и описания исследуемого объекта;
— строгий контроль за ходом Э;
— воспроизводимость, т.е. возможность его повторения.
35. Документы, их виды, приёмы анализа Документ (от лат. documentum — «образец, свидетельство, доказательство») — материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве .
В узком смысле документ — облеченный в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определенного значения. В широком смысле и книга, и скульптура — документы.
В состав документации по личному составу входят различные виды документов:
— организационные (штатное расписание, положение о персонале, должностная инструкция, правила внутреннего распорядка и т.д.);
— распорядительные (приказы по личному составу);
— информационно — справочные (докладные и объяснительные записки, справки, акты);
— персональные документы ( трудовые книжки, справки с места работы, автобиографии);
— учетные документы ( личные карточки Т-2, личный листок по учету и т.д.);
— плановые документы (плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, плановые расчеты по численности, оплате труда и т.п.);
— отчетно-статистические документы (по численности, балансу рабочего времени, зарплате, производительности труда и т.д.).
Приемы анализа:
— Традиционный (классический) анализ документов.
Под традиционным анализом понимается многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений в документе, с определенной точки зрения принятой исследователем в конкретном случае.
— Формализованный анализ документов.
Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые, признаки, черты, свойства документа, которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Основные методики были сформулированы английскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Барельсоном. Техника контент-анализа находит широкое распространение в социальных исследованиях
36. Контент-анализ.Контент-анализ (содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный. Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер. Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии. Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа. После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста . За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа. Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.
Протокол контент-анализа содержит: сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме); итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, в закодированном виде исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов.
37.Опросы и их разновидности.
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуа Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.
1) Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария ( анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.
2) Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетирования. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.
3) Современные технологии проведения опросов.
К ним можно отнести интерактивные опросы, опросы с использованием электронной почты и Интернета.
38.Анкета. Требования к анкете. При анкетировании возможны следующие способы общения с опрашиваемыми:
§ анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
§ путем раздачи анкет группе респондентов.
В зависимости от цели анкетирование может быть проведено по месту жительства и по месту работы респондентов.
Например, для оценки эффективности деятельности муниципальных органов в области организации сферы услуг анкетирование целесообразно проводить по месту жительства. Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.
В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса. В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.
Требования к анкете:
§ необходимо дать инструкцию по заполнению анкеты;
§ на титульном листе анкеты должно быть название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей анкетирование, место и год издания;
§ вопросы и варианты ответов следует выделять шрифтом, цветом, рамками, стрелками. Текст анкеты должен легко читаться.
Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.
Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).
В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа, обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.
В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов. В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной. В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения. Анкета должна быть построена стилистически грамотно, напечатана на плотной белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос вопроса со страницы на страницу.
39. Виды и формы вопрос анкеты.В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трех элементов:
1. Целевые повременные — содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.
2. Классификационные повременные — включают данные, описывающие респондентов.
3. Управляемые переменные — используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию. Эти вопросы могут требовать однозначного ответа («да» или «нет») или предоставлять множественный выбор.
Открытый вопрос дает респондентам возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.
Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении исследований нашли закрытые вопросы. Формулировки вопросов анкеты должны отвечать следующим требованиям:
1. Вопрос должен быть ясным и понятным респонденту и не допускать двусмысленности.
2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, «Не считаете ли Вы. что не следует . »).
3. Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40).
4. Вопросы не должны содержать слова «часто», «очень часто», «много», «мало», «редко», и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.
5. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого, в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.
6. Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип «от общего — к частному».
7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами).
40.Интервью и его виды. Интервью делятся на формализованное(общение подчинено заранее составленной программе) и неформализованное, свободное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией). Как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, представляющим интерес для определенной читательской аудитории. В жанре интервью метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра. Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике. Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Изучается предварительно личность будущего собеседника – надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными. При подготовке вопросов до беседы и во время их корректировки по ходу интервью. Виды интервью: 1.Интервью-монолог представляет собой ответы интервьюируемого на вопросы, предложенные журналистом в преамбуле (вводная или вступительная часть) материала. Такое интервью часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью. 2.Интервью-диалог – вид жанра интервью, в котором приводятся суждения партнеров – журналиста и его собеседника – в равной мере интересных аудитории. Диалогическая форма интервью предполагает не только проникновение во внутренний мир респондента, но и раскрытие личности журналиста. 3.Интервью-беседа – наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами. 4.Интервью-сообщение – интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора. 5.Интервью-зарисовка – вид интервью, в котором реплики собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражения лица и т.д. Этот прием нацелен на повышение читательского интереса. Характерны лирические размышления, широкое использование выразительных средств. Журналист создает эмоционально-психологический портрет собеседника.
41.Процедура и области применения интервью. На фокус-группу приглашаются люди, как правило, не знакомые между собой, но объединенные общими интересами. В ходе исследования анализируются мнения группы взаимодействующих людей. Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 ч. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30— 40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа разработки новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6—8 ч. В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конкретной схеме. Весь процесс фокус-группы записывается на видеопленку. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт). На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь. Для того чтобы повысить продуктивность группового интервью, необходимо предъявлять некоторые требования к высказывающимся. Одно из них: респонденты должны ощущать определенный дефицит времени на ответы. Нехватка времени требует высказываться лаконично и по существу. Кроме того, это служит дисциплинирующим началом, позволяя модератору останавливать одного и давать высказаться другому участнику. Количество обсуждаемых на фокус-группе вопросов, по мнению Р. Крюгера, не должно превышать 10, а лучше 5—6. Д. Стюарт и П. Шамдесани рассчитали, что в большинстве случаев такого рода интервью обсуждают менее 12 тематических вопросов. Здесь применяют неструктурированные открытые и закрытые вопросы. Главное, чтобы они позволяли респондентам высказать самые разные точки зрения. Вопросы тщательно продумываются и формулируются. При анализе результатов исследования могут применяться методы контент-анализа и дискурс-анализа. Анализ и интерпретация информации, полученной на фокус-группе, требует высокой квалификации исследователя, его умения систематизировать высказывания участников, в том числе и «случайные», сказанные «не к месту», учитывать групповую динамику, поведение и невербальные реакции респондентов. Используется в различных областях человеческой деятельности (например, в журналистике, в управлении персоналом (при приёме на работу) и т.д.).
Качественные методы. В качественном методе социологического исследования основное внимание исследователей направляется на выяснение субъективно-специфических факторов жизни микросоциумов, на понимание тех смыслов, которыми люди руководствуются в своей деятельности.Качественные методы позволяют увидеть в людях их индивидуальность, а в микросоциумах – то, что выходит за рамки общих характеристик социальных структур. Поэтому использование качественных методов в социологии оценивается как свидетельство ее гуманизации.
Источник