Наблюдение как основной способ сбора информации

Тема 6: Наблюдение как метод сбора информации

Наблюдение – непосредственный визуальный, либо с применением специальной техники контроль со стороны исследователя за каким-либо явлением или процессом. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Информацию регистрируют либо непосредственно в ходе событий, либо ее получают из записей о прошедших событиях.

Примеры: наблюдение за половозрастным составом посетителей кафе (позволит внести изменения в дизайн, музыку заведения), размер приходящих компаний (определить размеры столов и их размещение), наблюдение за потоками автомобилей и пешеходов на улицах (для установки светофоров, знаков), наблюдение за поведением посетителя магазина (маршрут движения, процесс выбора товара, реакция на рекламу), наблюдение за автомагнитолами при даче их в ремонт (выбор радиоканала для рекламы мастерской), наблюдение за страницами журнала (наиболее заляранные смотрели больше других, анализ предпочтений).

Еще один пример. Ли Якокка в свою бытность руководителем службы маркетинга фирмы «Форд» однажды, осуществляя «маркетинг во время прогулки», обратил внимание на новую моду американских женщин — узкие юбки, и догадался, что им теперь очень неудобно садиться в автомобиль с высокой подножкой. А раз так, то днище автомобиля теперь должно располагаться несколько ниже, и предложил изменить конфигурацию машины (т. е., проще говоря, приспособить автомобиль к женской моде), чтобы женщинам было удобнее пользоваться автомобилями. Эту свою идею он реализовал, уже работая в фирме «Крайслер». Ясно, что любительницы узких юбок в 60-е годы даже и не догадывались о том, что фирму, занимающуюся производством автомобилей, можно попросить приспособить автомобиль к возникшей моде.

Наблюдение применяется для получения информации о:

  • потребителях (половозрастной состав, маршруты движения по магазину, реакция на рекламу, упаковку, количество и частоту визитов и т.д.)
  • конкурентах (их цены, реклама, оформление офисов и магазинов, выкладка продукции и т.д.);
  • организации работ на производстве (наблюдение за работой оборудования, какие проблемы возникают и т.д.)

С помощью наблюдения можно:

  • определить приблизительно частоту наступления события;
  • определить приблизительно количество людей, находящихся в некоторый момент времени в помещении;
  • определить приблизительно половозрастной состав участников мероприятия;
  • определить атмосферу, в которой происходит какое-либо явление (процесс);
  • определить приблизительно продолжительность какого-либо события;
  • определить место расположения какого-либо объекта и др.

1. По степени открытости:

  • открытое наблюдение – наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом;
  • скрытое наблюдение – наблюдаемым неизвестно о наблюдении. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны менять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают. Скрытый характер наблюдения достигается использованием затемненных стекол, скрытых камер или незаметных технических устройств. Наблюдатели могут выполнять роли продавцов или покупателей и т.п.

2. По участию исследователя в изученном процессе:

  • невключенное наблюдение – наблюдатель находится в отдалении от объекта наблюдения, видит весь ход процесса;
  • включенное наблюдение – наблюдатель сам участвует в ситуации, одновременно может влиять на ситуацию и сам подвергается влиянию.

3. По степени стандартизации:

  • структурированное наблюдение – исследуется четко определенные аспекты процесса, остальные аспекты игнорируются (например аудитор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине). Это сокращает возможность искажения результатов наблюдения и повышает надежность информации. Структурированное наблюдение уместно в случае, когда предмет маркетингового исследования и содержание необходимой информации четко определены.
  • неструктурированное наблюдение – исследуется все аспекты процесса без заранее заданной схемы (например наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками). Этот метод наблюдения уместен, когда проблема исследования только формулируется и необходима определенная гибкость наблюдения для выяснения всех ключевых компонентов проблемы и разработки гипотезы.

4. По характеру окружающей обстановки:

  • полевое наблюдение – проводится в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации;
  • лабораторное наблюдение – проводится в искусственно созданных условиях.

5. По способу восприятия:

  • персональное наблюдение – события воспринимаются и фиксируются непосредственно исследователем;
  • неперсональное наблюдение – события фиксируются с помощью специальных приборов.

6. По регулярности проведения:

  • систематическое наблюдение – проводится регулярно;
  • эпизодическое наблюдение – проводится время от времени, не имеет четкого графика;
  • однократное наблюдение.

Этапы проведения наблюдения:

1. Подготовительный этап:

— Осуществление постановки целей и задач наблюдения;

— Определение объекта и предмета исследования.

Объектом может быть индивид, организация, процесс.

Предмет – одна или несколько сторон поведения объекта;

— Определение времени и места наблюдения – обеспечение доступа к месту наблюдения;

— Определение формы наблюдения;

— Разработка рабочих документов наблюдения.

Лист наблюдения (служит для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений и объектов; обязательно предусматривается проставление времени, даты, места наблюдения и фамилии наблюдателя);

— Подготовка оборудования, тиражирование рабочих документов;

— Подготовка инструкций для исполнителя;

— Подбор кадров и инструктаж.

— Контроль над работой наблюдателей.

3. Аналитический этап:

— Обработка результатов наблюдения;

Таинственный покупатель (mystery shopping): вид маркетингового исследования, направленного на оценку процесса обслуживания клиента с использованием специально обученных людей (таинственных покупателей), осуществляющих проверки от лица потенциальных клиентов, и детально и объективно докладывающих о результатах проверок.

Таинственные покупатели посещают магазины, отделения банков, офисы продаж, по окончании визита заполняют отчетную форму и представляют свои комментарии относительно изучаемых вопросов.

Метод таинственный покупатель применяется для изучения соответствия условий торговли — цен, уровня сервиса, ассортимента, качества товаров, культуры обслуживания, оформления торговых площадей и т.п. — корпоративным стандартам, а также для сравнения этих аспектов в конкурентной среде.

В рамках проверок как правило оцениваются следующие параметры:

  • Выполнение сотрудниками норм этикета (Приветливость, доброжелательность и т. п.);
  • Речь сотрудников (грамотность, вежливость, понятность);
  • Внешний вид сотрудников с точки зрения опрятности и соответствия фирменному стилю компании;
  • Выполнение сотрудниками принятых стандартов компании;
  • Чистота и порядок в помещении и на рабочих местах сотрудников,
  • Мерчендайзинг.

Проверки «Тайный покупатель» могут осуществляться не только посредством визитов в проверяемые объекты, но и посредством телефонных звонков, обращений по электронной почте и т. д. в зависимости от проверяемых процедур обслуживания.

Рекомендуется использование диктофонной записи общения с проверяемым сотрудником. Это позволяет контролировать работу самих тайных покупателей. А также сотрудник, в отношении которого совершалась проверка, может быть ознакомлен с подобными записями, что помогает сделать данный инструмент оценки прозрачным и эффективным.

В соответствии с международными стандартами этики проведения маркетинговых исследований сотрудники проверяемых объектов должны быть заранее предупреждены о том, в течение определенного периода их будут периодически проверять тайные покупатели. В РФ деятельность провайдеров услуги «Тайный покупатель» фактически ничем не регламентирована.

Заказчиками данного исследования выступают:

  • предприятия розничной торговли и общественного питания,
  • банки,
  • телекоммуникационные компании,
  • сотовые операторы,
  • автодилеры,
  • АЗС,
  • страховые компании,
  • авиакомпании,
  • сервисные компании.

Возможности. Метод наблюдения позволяет проверить деятельность торговой организации без ведома ее сотрудников. Это наиболее эффективный метод сбора достоверной информации о ценах, качестве, сервисе, культуре обслуживания и т.п.

Ограничения. Оценки таинственных покупателей имеют субъективный характер и не соответствуют единой шкале. Наблюдателями являются люди разного склада, у которых представления об изучаемых темах могут сильно различаться.

Читайте также:  Психологический способ решения проблем

Пример Mystery Shopping

Заказчик: Компания — производитель автомобилей

1. Одна из представленных на рынке моделей не пользуется спросом

2. Не пользуются спросом дизельные двигатели

1. Выявить или опровергнуть факт пониженного внимания к определенной модели со стороны консультантов

2. Выявить умение консультантов убедительно и понятно рассказать о достоинствах дизельного двигателя

Способы и инструменты:

1. Телефонное обращение

2. Посещение автосалона таинственными покупателями

Таинственные покупатели разных целевых групп

1. 2 женщины 25-35 лет

2. 1 мужчина 35-50 лет

3. 3 мужчины 25-35 лет

4. 1 супружеская пара

Все таинственные покупатели владеют автомобилями не старше 3-5 лет, и, минимум один раз, приобретали новый автомобиль в салоне.

1. Таинственные покупатели звонили и посещали автосалон в разные дни и разное время.

2. По завершению телефонного звонка или посещения автосалона все таинственные покупатели заполняли анкеты. При сдаче анкеты в офисе Агентства, каждая анкета была проверена на правильность заполнения, разборчивость почерка, а также каждый покупатель был тщательно опрошен менеджером проекта на предмет субъективных оценок.

  1. Факт пониженного внимания консультантов к определенной модели не выявлен
  2. Умение консультантов убедительно и понятно рассказать о дизельных двигателях не подтверждено
  3. Выявлен низкий уровень работы консультантов по телефону
  4. Выявлено отсутствие требуемых презентационных материалов для работы с покупателями
  5. Выявлены недоработки в схеме встречи посетителей салона

Источник

Наблюдение как процесс сбора информации

Характеристика наблюдения как метода сбора информации, его формы и их классификация по характеру окружающей обстановки, по месту исследователя, способу восприятия, степени стандартизации. Особенности процесса реализации наблюдения, формы его регистраций.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.03.2016
Размер файла 38,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Теоретический вопрос. Наблюдение как процесс сбора информации
  • Практическое задание
  • Список использованных источников

Теоретический вопрос. Наблюдение как процесс сбора информации

Наблюдение как метод сбора информации занимает пограничное положение между количественными и качественными методами. Большинство разновидностей наблюдения разработаны психологами.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Термин наблюдения не является однозначным в некоторых социальных науках (социологии, демографии), под наблюдением понимается любая процедура исследования и даже опрос.

Существует несколько форм наблюдений, их можно распределить, классифицировать по следующим признакам:

I. По характеру окружающей обстановки выделяют:

— полевое наблюдение проводят в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации;

— лабораторное наблюдение проводят в искусственно созданных условиях, это позволяет сохранить стабильность обстановки, в условиях которой происходит исследование;

— лабораторно-полевое наблюдение проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, снимающего недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения.

II. По месту исследователя в изучаемом процессе выделяют:

— наблюдение с непосредственным участием исследователя. Наблюдатель сам участвует в ситуации и одновременно влияет на ситуацию и в свою очередь подвергается ее влиянию. Эта форма дает возможность корректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания или наблюдаемых процессов;

— наблюдение осуществляется наблюдателем со стороны без участия в наблюдаемом процессе (наблюдатель находится на некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать факторы, влияющие на него).

III. По способу восприятия объекта наблюдения выделяют:

а) персональное наблюдение, когда наблюдаемые события фиксируются непосредственно наблюдателем;

б) неперсональное наблюдение, когда наблюдаемые события фиксируются с помощью приборов, что дает возможность снизить субъективность восприятия событий.

IV. По степени стандартизации наблюдения выделяют:

а) структурированное наблюдение (контролируемое). В этом случае используются блоки наблюдения с четко заданной структурой процесса;

б) неструктурированное (свободное) наблюдение, когда наблюдаются все элементы поведения без заранее заданной схемы.

V. По степени открытости процесса наблюдения выделяют:

а) открытое, когда наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом;

б) скрытое наблюдение, когда наблюдаемым неизвестно о проводимом исследовании.

VI. По характеру наблюдаемых событий выделяют:

а) прямое наблюдение, когда наблюдение проводится непосредственно за поведением;

б) непрямое (косвенное) наблюдение проводится за результатами поведения.

VII. По регулярности проведения наблюдения выделяют:

а) систематическое (проводится на регулярной основе, что позволяет выявить ведущие тенденции);

в) однократное (в соответствии с кратковременно поставленными целями);

г) случайное наблюдение (это обычно незапланированное наблюдение, которое даже может стать причиной пересмотра маркетинговых решений предприятий). наблюдение информация восприятие стандартизация

Успешное проведение наблюдений требует соблюдения следующих условий:

— наблюдение должно осуществляться на относительно коротком отрезке времени;

-·наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет частная беседа;

-·наблюдениям следует подвергать также такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить.

Лучше всего чтобы объекты наблюдений не знали, что за ними ведется наблюдение. Часто наблюдение является единственным способом получения информации, например, маленькие дети не в состоянии словесно выразить свое отношение к новой игрушке. Наблюдение может использоваться совместно с другими методами (полученные результаты контролируют и дополняют друг друга).

Наблюдение используется гораздо реже, чем опрос, но оно имеет ряд преимуществ перед опросом:

-·независимость от желаний объекта к сотрудничеству;

-·обеспечивается более высокая объективность;

-·возможность оценивать неосознанное поведение (выбор товара на полках);

-·возможность учета окружающей ситуации (особенно если используются приборы).

Но наблюдение, как и любой метод, не лишен недостатков: в большинстве своем они присущи всем качественным исследованиям.

В процессе прямого наблюдения обычно изучается в определенных условиях малая группа и возникает вопрос о репрезентативности полученных данных, которые могут толковаться субъективно.

Наблюдение может быть очень трудоемким методом. Оформление итогов наблюдения часто занимает вдвое больше времени, чем само наблюдение. Сложно обеспечивается репрезентативность выборки (регистрируют в процессе наблюдения только тех, кто подходит к прилавку). Существуют трудности и субъективного характера. К примеру, исследователь трактует результаты наблюдений через призму собственного «я». Личность наблюдателя также может влиять на результаты.

Встречаются сложности объективного характера. Например, ограниченность времени наблюдения временем совершения событий, кроме того, не все представляющие интерес факторы поддаются непосредственному наблюдению:

-·поведение людей может быть неестественным, если люди знают, что за ними наблюдают;

-·использование метода наблюдений требует преодоления синдрома Дракулы и Франкенштейна. Первый связан со стремлением высосать всю мыслимую и немыслимую информацию из непрезентативных наблюдений. Второй, — в стремлении бездумно использовать количественные характеристики.

Процесс реализации наблюдения

Процесс проведения наблюдений, как и все, должно планироваться. При планировании должны быть четко установлены сроки проведения наблюдений и определены средства сбора информации, затраты, время, помощники и их квалификация.

Выделяют следующие этапы проведения наблюдения:

-·определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения;

-·обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми;

-·выбор способа наблюдения и разработка процедур на основе предварительно собранных материалов.

Прежде, чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки, единицы наблюдения, по которым можно судить о ситуации и которая интересует исследователя. В качестве единицы наблюдения (со стороны наблюдаемого — это единица поведения) можно выделить и фиксировать любой сложный набор действий различного характера, например, покупатель может просто посмотреть на определенный товар, а может взять его в руки.

Для того, чтобы данные наблюдений были понятны другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимы, необходимо разработать язык, систему понятий, при помощи которых описываются результаты наблюдений. Очень важным также является подготовка технических документов и оборудования, тиражирования карточек, протоколов, инструкций для наблюдений, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т.п.

После разработки плана осуществляется наблюдение, сбор данных, накапливание информации.

В этом случае необходимо подобрать наблюдателей, которые должны обладать не только вниманием, терпением и способностью фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, но и быть очень добросовестными.

Наблюдатель должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным. Необходимо знать, что в каждый определенный момент человек способен воспринимать от 5 до 10 дискретных единиц одновременно. Если сфера наблюдений очень широкая, то целесообразно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределяя при этом функции.

Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции, где даются точные указания относительно того, по каким критериям, правилом будет вестись регистрация событий. Например, наблюдатель не может отметить проявление агрессивности, если эта категория не присутствует в коде.

Инструкция должна содержать также требования к способу фиксации наблюдаемых событий: она может содержать пояснения, как и когда пользоваться применяемыми шкалами измерений.

Наблюдатели по возможности должны стремиться одинаково оценивать наблюдение, для этого в инструкции следует указать принципы, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свои суждения.

Важным этапом наблюдения является фиксация его результатов и выполняется это в виде:

-·карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений;

-·дневника наблюдений, в котором систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, поведение отдельных лиц, собственные размышления и трудности;

-·фото-, видео-, звукозаписи.

Большое значение имеет контроль наблюдения и осуществляется он разными способами:

-·проведением разговора с участниками ситуации;

-·обращением к документам, связанным с данным событием;

-·сертификацией, проверкой результатов собственного наблюдения, наблюдений, сделанными другими;

-·посылкой рапортов о наблюдении к другим исследователям с целью повторения наблюдений.

Завершающим этапом наблюдения является отчет, который должен содержать:

-·полную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

-·информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способа наблюдения;

-·характеристику наблюдаемых лиц;

-·собственные заметки и интерпретацию наблюдателя;

-·оценку надежности полученных результатов.

Обычно применяют один из трех видов оценки надежности:

Рассмотрим пример наблюдения. Фирма, производящая апельсиновые соки определенной марки, дает задание Вам провести скрытое наблюдение покупателей.

Ниже показаны примерные формы регистрации наблюдений.

Наблюдатель ____________________ Место наблюдения___________________

Дата ___________________________ Время дня __________________________

Структура группы наблюдаемых

группы_______________ взрослых ________детей

Пол: Взрослые ________ мужской ______ женский

Дети ____________ мужской ___________ женский

_________________тележки для продуктов

Регистрация поведения в магазине

Проход мимо товара

Сравнение разных типов товаров

Выбор определенной марки

Внимательное рассмотрение выбранной марки

Обсуждение с другими участниками группы

Другие особенности выбора покупки

Время совершения покупки_________________

Купленное количество _________________

Также желательно разбить покупателей на категории:

-·двое взрослых покупателей,

-·один взрослый покупатель с детьми.

Возможна классификация покупателей и по иным признакам:

-·использует или не использует для покупок тележку и т.д.

В указанном выше наблюдении осуществлена сначала классификация, а затем проведено наблюдение. Но можно и наоборот, но первый вариант лучше.

Практическое задание

Задание 1. Составить макет анкеты для получения информации от потребителей о рынке: парфюмерной продукции для женщин

Мы представляем отечественного производителя парфюмерной продукции «Дилис». В интересах наших потребителей мы проводим опрос покупателей женской парфюмерной продукции.

Цель опроса — изучение предпочтений покупателей в отношении женских парфюмерных ароматов.

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов.

3. Ваше семейное положение

4. Оцените ваш уровень доходов: ниже среднего; средний; выше среднего; высокий;

5. Пользуетесь ли Вы парфюмерной продукцией: туалетная вода, парфюмированая вода, духи (нужное подчеркнуть).

6. Что Вам нравится в Вашем парфюме (укажите)?

7. При выборе парфюма вы обычно обращаете внимание на:…

8. Где вы предпочитаете приобретать парфюм? Интернет-магазин, специализированные магазины, у распространителей, универмаги и магазины косметико-парфюмерной продукции.

9. Что могло бы подвигнуть Вас поменять свой парфюм?

10. Оцените, пожалуйста важность критериев процесса покупки нового аромата:

Специалист-консультант проконсультирует по новинкам и стоимости

Специалист-консультант объяснит особенности производства и «раскрытия» аромата

Специалист-консультант даст возможность опробовать аромат

Упаковка аромата должна быть необычной и привлекательной

Консультант должен ответить на все вопросы

Покупка должна оставить приятное впечатление

Упаковка аромата должна быть оптимальных размеров, для пробной покупки

11. Насколько правдоподобно что следующий приобретенный Вами аромат будет продукцией «Дилис»?

Задание 2. Сколько необходимо опросить респондентов, чтобы в итоге получить 100 положительных ответов, если проводившиеся ранее исследования показали, что доля отрицательных ответов составляет 41 %, доля целевых групп в совокупности ответов составляет 70 %?

Исходя из условий задачи, примем, что вся выборка составляет х респондентов. Тогда целевая выборка составляет 0,7х, из которых 41%, т.е. 0,41х ответов будет отрицательных. Остальные ответы — положительные, и их, по условию задачи должно быть 100. Составляем уравнение:

Ответ: выборка должна насчитывать 345 респондентов.

Задание 3. Фирмой, выпускающей фотоаппараты, проводился опрос фотолюбителей. Целью исследования являлось определение процента фотолюбителей, использующих фотоаппарат марки «Z». Результаты исследования показали, что 54 % фотолюбителей не используют фотоаппарат данной марки.

Определить объем выборки при доверительной вероятности 95 % и 99%; допустимости ошибки 10 % и 3 %.

Значение нормированного отклонения оценки (t) от среднего значения в зависимости от доверительной вероятности полученного результата

t* — нормированное отклонение, которое определяется по выбранному уровню доверительной вероятности

Для определения объема выборки используем формулу:

Где t?нормированное отклонение, которое определяется по выбранному уровню доверительной вероятности;

p?доля фотолюбителей, не использующих фотоаппарат;

— доля фотолюбителей, использующих фотооппарат;

N = (1,96 2 *0,54*(1-0,54)) / 0,1 2 = 95

N = (1,96 2 *0,54*(1-0,54)) / 0,03 2 = 106

Таким образом, при доверительной вероятности 95%; допустимости ошибки 10% необходимо для опроса 95 человек, и 106 человек при доверительной вероятности 95 %; допустимости ошибки 3 %.

Теперь рассчитаем объем выборки при доверительной вероятности 99%; допустимости ошибки 10 % и 3 %.

N = (2,58 2 *0,54*(1-0,54)) / 0,1 2 = 165

N = (2,58 2 *0,54*(1-0,54)) / 0,3 2 = 184

Следовательно, при доверительной вероятности 99%; допустимости ошибки 10 % необходимо 165 человек; а при допустимости ошибки 3 % необходимо 184 человека.

Задание 4. На основе морфологического метода генерирования рабочих гипотез разработать идею нового товара или усовершенствовать уже существующий (легковых импортных автомобилей)

Для разработки идеи, возьмем часть анкеты из первого вопроса.

Что Вам нравится в Вашем парфюме (укажите)?

При выборе парфюма Вы обычно обращаете внимание на:…

Где вы предпочитаете приобретать парфюм? Интернет-магазин, специализированные магазины, у распространителей, универмаги и магазины косметико-парфюмерной продукции.

Что могло бы подвигнуть Вас поменять свой парфюм?

12. Оцените, пожалуйста важность критериев процесса покупки нового аромата:

Специалист-консультант проконсультирует по новинкам и стоимости

Специалист-консультант объяснит особенности производства и «раскрытия» аромата

Специалист-консультант даст возможность опробовать аромат

Упаковка аромата должна быть необычной и привлекательной

Консультант должен ответить на все вопросы

Покупка должна оставить приятное впечатление

Упаковка аромата должна быть оптимальных размеров, для пробной покупки

На сегодняшний день, все производители парфюмерной продукции в среднем средней ценовом сегменте находятся в равных условиях. Их товар не продается персонифицировано, вся продукция выставлена на полках и витринах магазинов без какого либо разделения кроме мужских и женских ароматов., поэтому товар не имеет четкой дифференциации и для массового потребителя становится важным не только сам товар, его стоимость и характеристики, но и продажный сервис и обслуживание.

Поэтому, в качестве направления совершенствования уже существующего товара предлагаю внедрить краткосрочную программу обучения персонала торговых площадей, где представлена продукция «Дилис». Это позволит торговому персоналу лучше продвигать продукт и помогать покупателям с выбором парфюма. Так же, поможет покупателю с выбором печатная продукция в местах продаж, раскрывающая каждый аромат производителя.

Задание 5. Фирма «Дока» производит широкий ассортимент хлебобулочных изделий, а также другие продукты питания. Какие классификационные признаки вы можете предложить для сегментации потребителей фирмы «Дока»? Выберите какое-либо хлебобулочное изделие, нацеленное на один из перечисленных вами сегментов, и приведите схему полного цикла маркетингового исследования данного изделия. Полный цикл маркетингового исследования включает этапы и процедуры:

1. Постановка задач маркетингового исследования (идентификация проблемы; выявление объекта и предмета исследования; определение целей исследования; формирование рабочей гипотезы; формулировка задач исследования; выбор метода исследования и метода сбора информации)

2. Планирование программы исследования (формирование плана исследования; планирование выборки; планирование концепции и разработка рабочих документов; формирование бюджета)

3. Реализация исследование (подготовка персонала; выбор формы контроля работы персонала; сбор информации и контроль работы персонала)

4. Обработка и анализ информации (редактирование и кодирование данных; обработка и анализ информации; подготовка аналитического отчета).

Задайте ряд характеристик изделия, значимых для потребителя выбранного сегмента, оцените важность этих характеристик и ранжируйте наиболее значимые из них по потребительским предпочтениям.

Считая, что у фирмы есть два основных конкурента, выпускающих аналогичные товары, задайте гипотетические характеристики товаров конкурентов. Сформируйте стратегию маркетинга, направленную на совершенствование товара фирмы «Дока».

Для сегментирования покупателей фирмы «Дока» можно использовать критерии:

Теперь определим схему полного цикла маркетингового исследования данного изделия. Для анализа возьмем такое изделие как вафли.

Этот товар будет рассчитан на потребителей всех городов республики. Возраст покупателей — от 12 до 55 лет. Количество человек в семье не имеет значения (так как данный товар могут покупать как одинокие люди, так и семейные). Товар рассчитан на семьи с невысоким и средним уровнем дохода. В основном данный товар будут приобретать люди, любящие пить чай. Как правило, приверженность марке отсутствует, т.к. потребители могут купить данный тип товара (или аналогичный) у конкурентов. Отношение к товару — положительное, т.к. в ином случае потребитель просто не будет покупать данный товар, а предпочтет нечто аналогичное.

Наиболее важными характеристиками данного товара для потребителей являются (в порядке убывания):

* внешняя привлекательность (упаковка, форма и т.д.);

* состав товара и его энергетическая ценность (белки, жиры, углеводы, наличие растительных добавок, натуральность компонентов);

Предполагается, что у фирмы «Дока» имеется 2 основных конкурента, производящих аналогичную продукцию:

1) Минскхлебпром: государственное предприятие; продукция широко представлена в местах продаж; достаточно узкий спектр продукции, которая достаточно стандартизирована, использование сырья отечественных производителей; реклама товаров только в специализированных газетах, а также в буклетах на местах продаж;

2) ОАО «Витьба»: среднее предприятие; продукция представлена на рынке республики (имеются поставки в страны ближнего зарубежья); широкий спектр производимой продукции разнообразных размеров, состава; использование сырья как отечественных, так и зарубежных производителей. Реклама производится в еженедельных и специализированных газетах, в буклетах на местах продаж, общественном транспорте, на телевидении; реклама является достаточно красочной, привлекательной и запоминающейся для потребителя. В соответствии с описанными выше особенностями конкурентов, а также с выявленными результатами маркетингового исследования можно сделать выводы по поводу совершенствования стратегии маркетинга.

В качествее поставщиков сырья фирме «Дока» следует рассматривать не только отечественных поставщиков ресурсов, но и зарубежных. Это позволит закупить те виды составляющих продукта, которые не производятся на территории республики. Закупки компонентов за рубежом будет иметь несколько большие затраты, однако это позволит выделить данную компанию среди фирм-конкурентов, а значит данной фирме занять лидирующее положение на рынке.

Фирме «Дока» целесообразно проводить агитационную рекламную кампанию, т.е. формировать у покупателя избирательного спроса, предпочтения именно к этой торговой марке, исходя из ее конкретных свойств. Относительно стилевых приемов рекламы можно заметить, что целесообразней будет использовать рекламу с различными сценами из жизни или же с привлечением известный личностей (например, наиболее любимые успешные звезды кино, шоу-бизнеса и спорта).

Рекламные кампании следует проводить на телевидении (высокая частота появления, огромная сила воздействия видео-средствами), наружная реклама (например, разрисованные машины и общественный транспорт в соответствии с брен-буком данной фирмы, специально оформленные места продаж в магазинах, которые предназначены конкретно для данной фирмы, метро). Также компании «Дока» следует проводить различные акции по дегустации в магазинах, предлагающие покупателям попробовать новые виды продукции. Целесообразно будет проведение аналогичных акций в местах массовых гуляний во время празднования различных знаменательных дат и праздников.

Данный комплекс мероприятий позволит привлечь новых покупателей, а фирме стать более прибыльной, эффективной и конкурентоспособной, а значит стать лидером в данном рыночном сегменте.

Список использованных источников

1. Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская Деловая Литература, 2004.-416с.

2. Карпов, В. Маркетинговое исследование рынка // Маркетинг. — 2004. — 6. — с.78-88

3. Лебедев, О.Т., Филипова, Т.Ю. Основы маркетинга. — СПб.: ИД «МиМ», 2002.-224с.

4. Попов, Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. — 2004. — 1. — с. 101-108

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение, виды, формы маркетингового наблюдения, особенности, характерные недостатки, требуемые условия для проведения. Разработка форм для сбора данных и анализ полученных результатов. Анализ деятельности ресторана методом включенного наблюдения.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 23.03.2013

Условия и способы организации наблюдения, его роль в проведении маркетинговых исследований. Рассмотрение особенностей фокус-группы, глубинных интервью, анализа протоколов, проекционных и физиологических измерений как методов первичного сбора информации.

реферат [32,3 K], добавлен 11.12.2010

Понятие и сущность маркетинговых исследований, разработка плана сбора информации. Опрос и анкетирование как основные этапы сбора информации в маркетинговом исследовании. Сущность и виды маркетингового наблюдения. Исследование рынка антивирусных программ.

курсовая работа [482,5 K], добавлен 12.03.2015

Опрос как метод сбора первичной информации, особенности социально-психологического взаимодействия исследователя и опрашиваемого. Этапы подготовки и проведения анкетирования. Достоинства метода фокус-групп, получение информации о пожеланиях потребителей.

презентация [689,7 K], добавлен 28.02.2017

Определение методов сбора маркетинговых данных. Главные достоинства первичной информации. Особенности и порядок сбора первичных данных: специфика и критерии качественных и количественных исследований. Mix-методики, условия и возможности их применения.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 11.01.2011

Система маркетинговых исследований: выявление проблем, формулировка целей, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации, представление собранной информации. Классификация опросов, наблюдения. Информация в системе маркетинга.

реферат [57,0 K], добавлен 28.07.2010

Сущность маркетинговой информации. Особенности проведения сбора информации и ее анализ. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. Координация планов маркетинга. Удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

курсовая работа [308,0 K], добавлен 02.05.2011

Источник

Оцените статью
Разные способы