Технология (девочки). 7 класс
Ключевые слова:
Наблюдение, фотография, хронометраж, фотохронометраж.
Основные понятия
Наблюдение – это метод целенаправленного сбора первичной информации об изучаемом объекте. Фотография – это документ, который отражает характеристики и свойства исследуемого объекта или процесса.
Хронометраж – это метод изучения затрат времени на какие-либо процессы.
Фотохронометраж – это комбинированный метод наблюдения, который применяют при фиксировании состояния объекта или развития процесса в момент наблюдения.
Пояснения:
Первичной называется информация, которая ранее не существовала вообще.
Наблюдение отличается от разглядывания, т.к. при наблюдении проводится анализ увиденного. Фотографическое наблюдение может быть оформлено в виде аудиозаписи на магнитном или цифровом носителе, например стенограмма заседания Государственной думы.
Эффективность наблюдения зависит от использования специальных технических средств, например бинокля, телескопа, микроскопа и т.д.
При наблюдении за чем-либо, как правило, происходит запись результатов с помощью специальных технических устройств.
Существуют специальные технические устройства, в работе которых участвуют респонденты. Это, например, анализаторы движений глаза, глазные регистраторы, психогальванометры, частотный анализатор голоса и др.
Литература:
Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Источник
Наблюдение как метод сбора первичной информации
Наблюдение — метод сбора первичной маркетинговой информации путем регистрации определенных процессов, событий, действий, поступков людей. Позволяет зафиксировать факты, проверить имеющиеся данные, приобрести предварительное представление об объекте и дополнительные сведения о нем. Часто используются для получения описательной информации, которая в дальнейшем служит базой для формирования гипотез и разработки на их основе мероприятий
На практике используются различные формы наблюдения, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл.21).
Таблица 21. Классификация форм наблюдения
Признак | Форма | Особенность применения |
по характеру наблюдаемых событий | прямое | Проводится непосредственно за поведением людей. |
косвенное | Осуществляется за результатами поведения, когда информация собирается на основе физических признаков или свидетельств свершения событий. Так, большое количество тарелок с недоеденной пищей красноречивей всяких слов говорит о ее качестве. | |
Признак | Форма | Особенность применения |
по способу осуществления | скрытое | Исследователь должен находиться вне изучаемого объекта и не вмешиваться в ход исследования. Оно может осуществляться с использованием технических средств. Часто для этого используют «таинственных покупателей», они определяют положительные и отрицательные стороны деятельности конкурентов; оценивают уровень обслуживания; реакции клиентов; отмечают вежливость, компетентность или их отсутствие; могут специально выражать негодование, чтобы оценить реакцию персонала на полученную претензию; обращают внимание на использование приемов личной продажи, выполнение стандартов обслуживания и т. д. |
открытое | Если нужно создаются условия для тесного сотрудничества с исследуемыми (например, при изучении стиля жизни потребителей). Предусматривается участие исследователя в процессе наблюдения и осведомленность объектов наблюдения о его присутствии (так, наблюдатель включается в процесс покупки тура, дает консультации, обсуждает с клиентами достоинства, недостатки предлагаемых вариантов). Помните, открытое наблюдение может поменять поведение потребителей и снизить достоверность получаемой информации. | |
по степени стандартизации | стандартизированное | Формализованная процедура с заранее определенными единицами наблюдения, с помощью которых описывается поведение или по которым судят о произошедшем событии. Может осуществляться не специалистами: регистрационные документы (карточки, таблицы, дневники наблюдения) сводят работу наблюдателя к фиксации отдельных элементов. Проводится в основном с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения. |
свободное | Осуществляется без заранее заданного плана. Используется в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Часто применяются при проведении поисковых исследований: формулируемые с их помощью выводы являются лишь гипотезами. В ресторанном бизнесе роль наблюдателей выполняют специально обученные официанты (например, для изучения реакции клиентов на новые блюда). | |
по способу восприятия объекта | персональное | Предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем. Например, наблюдатель фиксирует поведение, активность и оценки туристов во время экскурсии относительно следующих факторов: подбора мест и объектов посещения; рассказа экскурсовода и его поведения; степени интереса туристов к различным объектам показа; транспортного обеспечения и организации питания; продолжительности экскурсии и др. |
неперсональное | События регистрируются с помощью технических средств. Это дает возможность снизить субъективность восприятия, получить дополнительные или более точные данные, снизить трудоемкость сбора информации. | |
Признак | Форма | Особенность применения |
по характеру окружающей обстановки | полевое | Проводят в привычной для объекта наблюдения среде. Например, можно наблюдать за посетителями в офисе турфирмы. В такой ситуации люди ведут себя естественно. Наблюдение может включать полный хронометраж посещения клиентом фирмы (от момента входа до выхода): фиксацию процесса покупки; рекламных материалов, на которые обращалось внимание; вопросов, с которыми посетители обращались к персоналу, и т. д. Это позволяет получить результаты, способные привести к новым маркетинговым идеям. |
лабораторное | Проводят в искусственно созданных условиях, тесно связанных с экспериментами. Позволяет контролировать условия проведения исследования; предоставляет возможности для применения специальных технических средств; дает возможность ускорить процесс сбора информации, сократить сроки и стоимость наблюдения. Однако непривычная обстановка может повлиять на поведение исследуемых. |
Сбор первичной маркетинговой информации с помощью наблюдения проводится в соответствии с заранее разработанным планом, в котором указываются место, время, объект наблюдения, способы установления его характеристик, фиксирования результатов сбора, обработки и представления полученной информации. Для успешного проведения наблюдений требуется выполнение определенных условий:
Ø они должны осуществляться в относительно короткий промежуток времени с тем, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение;
Ø интересующие процессы и явления должны быть доступны для наблюдения;
Ø наблюдениям подвергаются только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся деятельность.
Наблюдение как метод сбора первичной маркетинговой информации имеет достоинства и недостатки (табл. 22).
Несмотря на недостатки, результаты наблюдения используются не только для разработки новых продуктов, улучшения сервиса, повышения эффективности сбыта и коммуникаций, но и для установления и поддержания взаимоотношений с потребителями, для изучения поведения потребителей, их привычек, образа жизни. Метод наблюдения широко применяется при исследовании эффективности рекламы.
Таблица 22. Достоинства и недостатки наблюдения
Достоинства | Недостатки |
независимость хода исследования от объекта наблюдения, его желания участвовать в этом процессе и способности словесно выражать свои мысли (отсутствует языковой барьер) | субъективность восприятия (наблюдатель может неправильно понимать и интерпретировать поведение и действия других людей под влиянием собственного мировоззрения и имеющегося опыта); |
возможность восприятия неосознанного поведения людей | поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение является открытым (эффект наблюдения). |
высокая объективность, так как наблюдению могут быть подвержены только фактически произошедшие события | сложность в обеспечении репрезентативности исследования (например, можно наблюдать только тех, кто пришел в зал ресторана; случайная выборка объектов невозможна) |
естественность обстановки исследования | невозможно однозначно объяснить поведение объекта наблюдения; |
в процессе наблюдения не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их установки, убеждения, а также факторы, влияющие на поведение |
Иногда наблюдение является единственным способом получения информации (например, так собирают информацию, которую люди обычно скрывают или искажают из-за желания выглядеть лучше, чем это есть на самом деле). Чаще наблюдение используется совместно с другими методами сбора информации.
Источник
Наблюдение это способ получения информации
- Главная
- Организация как объект управления
- Без категории
- 2.8. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации. Формы и основные характеристики наблюдения. Этапы сбора информации методом наблюдения
2.8. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации. Формы и основные характеристики наблюдения. Этапы сбора информации методом наблюдения
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникацию с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Под наблюдением в эмпирических маркетинговых исследованиях подразумевают прямую регистрацию событий, происходящих в присутствии исследователя, с помощью его органов чувств[1].
Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:
— служит определенной исследовательской цели;
— проходит планомерно и систематически;
— служит для обобщающих суждений, не заключается только в собирании интересных фактов;
— подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
Для успешного проведения наблюдений должны выполняться определенные условия[2]:
1. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени. Например, с точки зрения затрат времени и средств вряд ли целесообразно наблюдать процесс покупки дома в целом. Но это можно осуществить по частям, на отдельных этапах данного процесса.
2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.
3. Наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить. Например, человек обычно не в состоянии вспомнить, какую радиопередачу в своем автомобиле он слушал в последний понедельник по пути на работу.
Преимуществами этого метода по сравнению с опросом являются:
— независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела;
— возможность обеспечить более высокую объективность;
— возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);
— возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.
Наблюдение имеет и недостатки:
— трудности обеспечения репрезентативности;
— субъективность восприятия наблюдающего;
— поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Наблюдение можно классифицировать по нескольким критериям (табл. 2.8.1).
Таблица 2.8.1 Классификация форм наблюдения в маркетинге[3]
Классификационный признак | Формы наблюдения | Описание |
Характер окружающей обстановки | Проводят в естественных условиях, в реальных жизненных ситуациях. Осуществляют в искусственно созданных условиях; это позволяет сохранить стабильность обстановки, в которой проходит исследование. Проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, устраняющими недостатки как лабораторного, так и полевого наблюдения. | |
Место исследователя в изучаемом процессе | Включенное | Наблюдатель участвует в ситуации, одновременно влияя на нее и подвергаясь ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объективность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им наблюдаемых процессов. |
Невключенное | Исследователь находится в некотором удалении от объекта наблюдения, что позволяет видеть весь ход процесса и контролировать сторонние факторы, влияющие на него. | |
Способ восприятия объекта наблюдения | Персональное Неперсональное | События фокусируются непосредственно наблюдателем. События фиксируются с помощью приборов, что позволяет снизить субъективность восприятия. |
Степень стандартизации наблюдения | Структурирован ное Свободное | |
Степень открытости процесса наблюдения | Открытое Скрытое | |
Характер наблюдаемых событий | Прямое Косвенное | |
Регулярность проведения наблюдения | Проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции развития процессов. Не имеет четко установленного регламента событий. Выполняется в соответствии с поставленными целями | |
Случайное |