Наблюдение это способ получения информации

Технология (девочки). 7 класс

Ключевые слова:
Наблюдение, фотография, хронометраж, фотохронометраж.

Основные понятия
Наблюдение – это метод целенаправленного сбора первичной информации об изучаемом объекте. Фотография – это документ, который отражает характеристики и свойства исследуемого объекта или процесса.
Хронометраж – это метод изучения затрат времени на какие-либо процессы.
Фотохронометраж – это комбинированный метод наблюдения, который применяют при фиксировании состояния объекта или развития процесса в момент наблюдения.

Пояснения:
Первичной называется информация, которая ранее не существовала вообще.
Наблюдение отличается от разглядывания, т.к. при наблюдении проводится анализ увиденного. Фотографическое наблюдение может быть оформлено в виде аудиозаписи на магнитном или цифровом носителе, например стенограмма заседания Государственной думы.
Эффективность наблюдения зависит от использования специальных технических средств, например бинокля, телескопа, микроскопа и т.д.
При наблюдении за чем-либо, как правило, происходит запись результатов с помощью специальных технических устройств.
Существуют специальные технические устройства, в работе которых участвуют респонденты. Это, например, анализаторы движений глаза, глазные регистраторы, психогальванометры, частотный анализатор голоса и др.

Литература:
Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Источник

Наблюдение как метод сбора первичной информации

Наблюдение — метод сбора первичной маркетинговой информации путем регистрации определенных процессов, событий, действий, поступков людей. Позволяет зафиксировать факты, проверить имеющиеся данные, приобрести предварительное представление об объекте и дополнительные сведения о нем. Часто используются для получения описательной информации, которая в дальнейшем служит базой для формирования гипотез и разработки на их основе мероприятий

На практике используются различные формы наблюдения, которые можно классифицировать по ряду признаков (табл.21).

Таблица 21. Классификация форм наблюдения

Признак Форма Особенность применения
по характеру наблюдаемых событий прямое Проводится непосредственно за поведением людей.
косвенное Осуществляется за результатами поведения, когда информация собирается на основе физических признаков или свидетельств свершения событий. Так, большое количество тарелок с недоеденной пищей красноречивей всяких слов говорит о ее качестве.
Признак Форма Особенность применения
по способу осуществления скрытое Исследователь должен находиться вне изучаемого объекта и не вмешиваться в ход исследования. Оно может осуществляться с использованием технических средств. Часто для этого используют «таинственных покупателей», они определяют положительные и отрицательные стороны деятельности конкурентов; оценивают уровень обслуживания; реакции клиентов; отмечают вежливость, компетентность или их отсутствие; могут специально выражать негодование, чтобы оценить реакцию персонала на полученную претензию; обращают внимание на использование приемов личной продажи, выполнение стандартов обслуживания и т. д.
открытое Если нужно создаются условия для тесного сотрудничества с исследуемыми (например, при изучении стиля жизни потребителей). Предусматривается участие исследователя в процессе наблюдения и осведомленность объектов наблюдения о его присутствии (так, наблюдатель включается в процесс покупки тура, дает консультации, обсуждает с клиентами достоинства, недостатки предлагаемых вариантов). Помните, открытое наблюдение может поменять поведение потребителей и снизить достоверность получаемой информации.
по степени стандар­тизации стандартизированное Формализованная процедура с заранее определенными единицами наблюдения, с помощью которых описывается поведение или по которым судят о произошедшем событии. Может осуществляться не специалистами: регистрационные документы (карточки, таблицы, дневники наблюдения) сводят работу наблюдателя к фиксации отдельных элементов. Проводится в основном с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения.
свободное Осуществляется без заранее заданного плана. Используется в ситуациях, когда исследователь затрудняется идентифицировать изучаемую проблему или необходимо описать какой-либо процесс или явление для проведения их качественного анализа. Часто применяются при проведении поисковых исследований: формулируемые с их помощью выводы являются лишь гипотезами. В ресторанном бизнесе роль наблюдателей выполняют специально обученные официанты (например, для изучения реакции клиентов на новые блюда).
по способу восприятия объекта персональное Предполагает, что события отмечаются лично наблюдателем. Например, наблюдатель фиксирует поведение, активность и оценки туристов во время экскурсии относительно следующих факторов: подбора мест и объектов посещения; рассказа экскурсовода и его поведения; степени интереса туристов к различным объектам показа; транспортного обеспечения и организации питания; продолжительности экскурсии и др.
неперсональное События регистрируются с помощью технических средств. Это дает возможность снизить субъективность восприятия, получить дополнительные или более точные данные, снизить трудоемкость сбора информации.
Признак Форма Особенность применения
по характеру окружающей обстановки полевое Проводят в привычной для объекта наблюдения среде. Например, можно наблюдать за посетителями в офисе турфирмы. В такой ситуации люди ведут себя естественно. Наблюдение может включать полный хронометраж посещения клиентом фирмы (от момента входа до выхода): фиксацию процесса покупки; рекламных материалов, на которые обращалось внимание; вопросов, с которыми посетители обращались к персоналу, и т. д. Это позволяет получить результаты, способные привести к новым маркетинговым идеям.
лабораторное Проводят в искусственно созданных условиях, тесно связанных с экспериментами. Позволяет контролировать условия проведения исследования; предоставляет возможности для применения специальных технических средств; дает возможность ускорить процесс сбора информации, сократить сроки и стоимость наблюдения. Однако непривычная обстановка может повлиять на поведение исследуемых.
Читайте также:  Способ измерения постоянной планка основан

Сбор первичной маркетинговой информации с помощью наблюдения про­водится в соответствии с заранее разработанным планом, в котором указыва­ются место, время, объект наблюдения, способы установления его характерис­тик, фиксирования результатов сбора, обработки и представления полученной информации. Для успешного проведения наблюдений требуется выполнение определен­ных условий:

Ø они должны осуществляться в относитель­но короткий промежуток времени с тем, чтобы изменения в окружающей об­становке не повлияли на изучаемое поведение;

Ø интересующие процессы и явления должны быть доступны для наблюдения;

Ø наблюдениям подвергаются только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся деятельность.

Наблюдение как метод сбора первичной маркетинговой информации име­ет достоинства и недостатки (табл. 22).

Несмотря на недостатки, результаты наблюдения используются не только для разработки новых продуктов, улучшения сервиса, повышения эффективности сбыта и коммуникаций, но и для установления и поддержания взаимоотношений с потребителями, для изучения поведения потребителей, их привычек, образа жизни. Метод наблюдения широко применяется при исследовании эффективности рекламы.

Таблица 22. Достоинства и недостатки наблюдения

Достоинства Недостатки
независимость хода исследования от объекта наблюдения, его желания участвовать в этом процессе и способности словесно выражать свои мысли (отсутствует языковой барьер) субъективность восприятия (наблюдатель может неправильно понимать и интерпретировать поведение и действия других людей под влиянием собственного мировоззрения и имеющегося опыта);
возможность восприятия неосознанного поведения людей поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение является открытым (эффект наблюдения).
высокая объективность, так как наблюдению могут быть подвержены только фактически произошедшие события сложность в обеспечении репрезентативности исследования (например, можно наблюдать только тех, кто пришел в зал ресторана; случайная выборка объектов невозможна)
естественность обстановки исследования невозможно однозначно объяснить поведение объекта наблюдения;
в процессе наблюдения не принимаются во внимание мотивы поведения потребителей, их установки, убеждения, а также факторы, влияющие на поведение

Иногда на­блюдение является единственным способом получения инфор­мации (например, так собирают информацию, которую люди обычно скрывают или искажают из-за желания выглядеть лучше, чем это есть на самом деле). Чаще наблюдение используется совместно с другими методами сбора информации.

Источник

Наблюдение это способ получения информации

  • Главная
  • Организация как объект управления
  • Без категории
  • 2.8. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации. Формы и основные характеристики наблюдения. Этапы сбора информации методом наблюдения

2.8. Наблюдение как метод сбора маркетинговой информации. Формы и основные характеристики наблюдения. Этапы сбора информации методом наблюдения

Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникацию с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.

Читайте также:  Третичная структура белка это способ укладки

Под наблюдением в эмпирических маркетинговых исследованиях подразумевают прямую регистрацию событий, происходящих в присутствии исследователя, с помощью его органов чувств[1].

Научное наблюдение понимается при этом как процесс, который:

— служит определенной исследовательской цели;

— проходит планомерно и систематически;

— служит для обобщающих суждений, не заключается только в собирании интересных фактов;

— подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.

Для успешного проведения наблюдений должны выполняться определенные условия[2]:

1. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени. Например, с точки зрения затрат времени и средств вряд ли целесообразно наблюдать процесс покупки дома в целом. Но это можно осуществить по частям, на отдельных этапах данного процесса.

2. Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.

3. Наблюдениям следует подвергать только такое поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить. Например, человек обычно не в состоянии вспомнить, какую радиопередачу в своем автомобиле он слушал в последний понедельник по пути на работу.

Преимуществами этого метода по сравнению с опросом являются:

— независимость от желания объекта к сотрудничеству, от способности исследуемых к словесному выражению сути дела;

— возможность обеспечить более высокую объективность;

— возможность восприятия неосознанного поведения (выбор товара на полках в магазине);

— возможность учета окружающей ситуации, особенно при наблюдении с помощью приборов.

Наблюдение имеет и недостатки:

— трудности обеспечения репрезентативности;

— субъективность восприятия наблюдающего;

— поведение объектов может отличаться от естественного, если наблюдение открыто (эффект наблюдения).

Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдение можно классифицировать по нескольким критериям (табл. 2.8.1).

Таблица 2.8.1 Классификация форм наблюдения в маркетинге[3]

Используются бланки наблю­дения с четко заданной струк­турой фиксируемых элемен­тов процесса или ситуации, остальные элементы игнори­руются.

Осуществляется наблюдение всех элементов поведения без заранее заданной схемы.

Участникам известно о прово­дящемся наблюдении, исследо­ватели заранее предупреждают их об этом.

Наблюдаемым неизвестно о проводимом исследовании.

Наблюдение проводится непо­средственно за поведением людей.

Наблюдение проводится за ре­зультатами исследования.

однократно, эта схема исследо­вания, как правило, более не используется.

Наблюдение непрогнозировав- шегося явления; как самостоя­тельная процедура сбора пер­вичной информации не плани­руется, а выявляется в ходе мо­ниторинга каких-либо событий.

Выделяются следующие этапы проведения наблюдения.

1. Определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения. В зависимости от целей исследования обычно выбирается в качестве предмета наблюдения какая-то одна сторона или ограниченное число сторон деятельности объекта.

2. Выбор способа наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов. Прежде чем приступить к наблюдению, необходимо заранее выбрать признаки, единицы наблюдения, по которым можно будет судить о той ситуации, которая интересует исследователя. В качестве единицы наблюдения (а со стороны наблюдаемого — это единица поведения) можно выделить и фиксировать любой сложный набор действий различного характера.

Для того чтобы данные наблюдений могли быть понятными другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимыми, необходимо разработать язык, систему понятий, при помощи которых будут описываться результаты наблюдений.

3. Подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций для наблюдателей, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т.п.).

4. После разработки плана осуществляется проведение наблюдений, сбор данных, накопление информации.

Фиксация результатов наблюдений, которая может выполняться в виде: а) кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически, день за днем, заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) фото, видео-, звукозапись.

Фиксация результатов наблюдений одновременно является средством двойного контроля: контроля за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.

5. Контроль наблюдения можно осуществлять разными способами: а) в виде проведения разговора с участниками ситуации; б) обращения к документам, связанным с данным событием; в) сопоставления результатов собственного наблюдения и наблюдения, сделанного другим, также квалифицированным наблюдателем; г) посылки отчетов о наблюдении к другим исследователям с целью повторения наблюдений.

6. Отчет о наблюдении должен содержать: а) тщательно оформленную документацию о времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способе наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) собственные заметки и интерпретации наблюдателя; д) оценку надежности полученных результатов.

Обычно применяют один из трех видов оценки надежности:

• коэффициент согласия наблюдателей (одно и то же событие наблюдается одновременно различными наблюдателями);

• коэффициент устойчивости (один и тот же наблюдатель проводит наблюдение в разное время);

• коэффициент надежности (различные наблюдатели проводят наблюдение в разное время).

При планировании наблюдения исследователю, прежде всего, необходимо разработать гипотезу, исходя из которой построить систему классификации тех фактов, явлений, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям исследования. Без этого зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно, лишенными смысла. Однако не следует эту систему классификации создавать слишком полной и жесткой. В этом случае исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследователь, у которого слишком полная и жесткая система классификации, чаще всего будет фиксировать лишь те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные концепции.

При разработке плана наблюдений необходимо определить наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых протекает деятельность наблюдаемых, т.е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение.

[1]Маркетинговое исследование потребительского рынка / В.Анурин, И.Муромкин, Е.Евтушенко. — СПб.: Питер, 2004. — С. 29.

[2]Голубков Е.П. Определение методов сбора маркетинговых данных / / Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 1.

[3]Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. — СПб.: Вектор, 2005. — С. 131-132.

Выходные данные учебного пособия:

Маркетинг: вопросы и ответы / под ред. Н.П. Кетовой. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 478 с. — (Сдаем экзамен).

Источник

Читайте также:  Способы формирования правовой культуры общества
Оцените статью
Разные способы
Классификационный признак Формы наблюдения Описание
Характер окружающей обстановки Проводят в естественных условиях, в реальных жизненных ситуациях. Осуществляют в искусственно соз­данных условиях; это позволяет сохранить стабильность обстановки, в которой проходит исследование. Проводят в естественных условиях, но с отдельными ограничениями, устраняющими недостатки как лабораторного, так и полевого на­блюдения.
Место исследователя в изучаемом процессе Включенное Наблюдатель участвует в ситуации, одновременно влияя на нее и под­вергаясь ее влиянию. Такая форма позволяет скорректировать объек­тивность выводов наблюдателя за счет улучшения понимания им на­блюдаемых процессов.
Невключенное Исследователь находится в не­котором удалении от объекта наблюдения, что позволяет ви­деть весь ход процесса и кон­тролировать сторонние факто­ры, влияющие на него.
Способ восприятия объ­екта наблюдения Персональное Неперсональное События фокусируются непо­средственно наблюдателем. События фиксируются с помо­щью приборов, что позволяет снизить субъективность воспри­ятия.
Степень стандартизации наблюдения Структурирован ное Свободное
Степень открытости процесса наблюдения Открытое Скрытое
Характер наблюдаемых событий Прямое Косвенное
Регулярность проведе­ния наблюдения Проводится на регулярной основе, что позволяет выявить тенденции развития процессов. Не имеет четко установленного регламента событий. Выполняется в соответствии с поставленными целями
Случайное