- Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды
- Что такое рациональное познание?
- Особенности рационального познания
- Формы рационального познания, примеры
- Виды рационального познания
- Методы рационального познания
- Отличия от чувственного познания
- Заключение
- Рациональное познание. Мышление
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Творчество. Интуиция
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды
Существует две основных уровня познания окружающего мира — чувственное и рациональное. Не смотря на принципиальные отличия, эти уровни познания тесно взаимосвязаны. В рамках данного материала более подробная характеристика будет дана рациональному познанию и его особенностям, а также отличиям от чувственного познания.
Что такое рациональное познание?
Рациональное познание (от лат. «ratio» — разум) — это особый способ получения информации, который по своей сути опирается на сведения, получаемые человеком с использованием разума. Это один из особых способов отражения действительности, который является характерным только для человека. Он имеет меньшее количество ограничений, чем чувственное познание.
Основной особенностью рационального познания является возможность проникновения в истинную сущность предметов, вещей и явления с точки зрения логики. Благодаря использованию рационального мышления в значительной степени можно расширить имеющиеся границы чувственного познания, поскольку большая часть логических цепочек являются недоступными для чувственного познания. Подобные связи могут быть рассмотрены только с использованием мышления.
Особенности рационального познания
При рассмотрении рационального познания можно выделить несколько ключевых особенностей:
- Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
- Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
- Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
- Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.
Стоит отметить, что рациональное и чувственное познание являются частью одного целого. Вся информация, которая поглощается чувственным познанием, впоследствии проходит обработку рациональной частью, что позволяет выделить и сформулировать конкретные определение, законы, принципы и общую картину мира. При этом для структуризация всей информации, которая анализируется рациональным знанием, требуются данные, которые собирают органы чувств. Наиболее ярким примером успешного совместного функционирования чувственного и рационального познания является интуиция.
Формы рационального познания, примеры
Выделяются следующие формы рационального познания: понятие, умозаключение, суждение. Нельзя недооценивать важность каждой из этих категорий, однако если провести их детальное исследование, то станет ясно, что умозаключение является высшей формой рационального познания. Рассмотрим каждую категорию подробнее.
1. Понятие. Наименование конкретного объекта изучения, который в обязательном порядке должен иметь некоторые характеристики, которые их описывают. Определение должно быть довольно точным, а также не нести в себе субъективных и оценочных характеристик.
Понятие существует в виде конкретного слова, например, «солнце», «человек», или абстрактного, например «время», «добро».
2. Суждение. Данная категория используется для создания определенной связи между различными понятиями. Суждение по своей сути является некоторой законченной мыслью, которая может быть истиной, ложью или оставаться нейтральной. Чтобы мысль можно было охарактеризовать, как суждение, она должна состоять из трех частей: субъект суждения, предикат (то есть то, что говорится о субъекте), и связка.
Примеры суждений: «солнце — это звезда», «клён — это дерево».
3. Умозаключение. Наиболее сложный и высший уровень рационального познания. Умозаключение – это правильные выводы из имеющихся суждений. Сложность заключается в необходимости подтверждения истинности данного умозаключения, а также необходимости обрабатывать большое количество суждений.
Пример умозаключения: «Серебро — это металл. Все металлы электропроводны. Вывод: серебро проводит электрический ток».
Виды рационального познания
Рациональное познание случае может быть разделено на две фундаментальных разновидности: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное. Каждая из этих частей соответствует различным сферам деятельности нашего сознания, а также тонкостям его функционирования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее.
- Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
- Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.
Методы рационального познания
Для рационального познания характерны особенные методики изучения объектов или явлений, которые характерны только для данного способа познания.
- Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
- Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
- Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
- Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
- Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
- Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.
Отличия от чувственного познания
Стоит отметить, что рациональному познанию присущи некоторые характеристики, которые коренным образом отличают его от чувственного познания.
- Во-первых, рациональное познание носит обобщенный характер. Подобный эффект направлен на выявление некоторой общей части у всех объектов с целью выявления фундаментальных признаков.
- Во-вторых, рациональное познание использует абстракцию. То есть, при рассмотрении объекта или явления не учитываются второстепенные, несущественные признаки.
- В-третьих, рациональное познание всегда направлено на конкретный объект и обладает целью. В ходе данного вида познания требуется провести исследование объекта или поставить мыслительный эксперимент для его изучения.
- В-четвертых, рациональное познание требует использования языка для сбора, систематизации и сохранения полученных знаний.
Более подробно про чувственное познание читайте в этой статье.
Заключение
Как итог, стоит осознать, что чувственное и рациональное познание являются взаимосвязанными категориями, или, другими словами — двумя ступенями единого процесса познания. Каждая из этих методик дополняет другую, позволяя формировать более целостную картину происходящего. Для каждой из этих видов познания характерна собственная специфика и формы.
Источник
Рациональное познание. Мышление
Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это элементарная форма рационального познания. Суждение — связи между понятиями. Умозаключение — вывод из нескольких суждений.
Понятие — это элементарная форма мысли. Мысль выступает символическим бытием некоторого состояния мозга; человек имеет дело не с единичным, как в чувственных формах познания, а с общим. Понятие не сводится к определению (дефиниции), в котором обычно указывается на существенные признаки того или иного предмета. Оно имеет дело с общим. Чтобы уяснить себе, что есть понятие, надо прежде всего уяснить природу общего. Понятие «яблоко» в обобщенном виде представляет собой все яблоки назависимо от тех или иных их единичных свойств.
Суждение есть связь понятий. Очень часто связь понятий фиксируется формулами. Так, высказывание «железо есть металл» подходит под формулу Р есть С.
Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такая операция:
Все металлы — проводники. Медь — металл.
Наш пример очень прост. В сложных случаях умозаключение предполагает четкую фиксацию правил вывода нового знания. Умозаключение предполагает доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. В логике, математике, философии разработаны различные способы доказательств. Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, ее как форму способности человека называют умом , а как нечто процессуальное — мышлением . При анализе ума и мышления часто выделяют их уровни, ступени развития. Философская традиция состоит в различении рассудка и разума , где разум — высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Согласно Фейербаху, «испорченность рассудка влечет за собой испорченность сердца». Античный афоризм гласит: «Глупость — мать всех зол». Прав, видимо, и Лихтенберг: «Мы живем в мире, где один дурак создает много дураков, а один мудрый — очень мало мудрых».
В предыдущем параграфе применительно к чувству рассматривались память,
воображение (фантазия). Фактически речь шла о перцептивных памяти и воображении. Но память и воображение имеют и мыслительное содержание. Поэтому понятно, почему для многих мышление расцветает многочисленными красками воображения, фантазии и даже мечты.
Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
До сих пор мы тщательно избегали темы единства чувственного и рационального познания. Внимание было направлено на своеобразие того и другого, их относительную изолированность друг от друга. Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и, более того, взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.
Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса в данном случае представлено вкусом «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.
Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.
В точке пересечения чувственные и рациональные формы познания образуют нечто целое. Исчерпывающим психическим образом «этого яблока» выступает синтез понятия «яблоко» и восприятия яблока. Понятие яблока не есть исчерпывающий психический образ именно «этого » яблока. Восприятие яблока не дает образ яблока. Только вместе, в согласовании друг с другом, понятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ «этого яблока».
Психические образования, выступающие синтезом чувственного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как целое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.
Для обозначения единства чувственного и рационального необходим особый термин. В этой связи нам представляется наиболее удобным и точным термин античной философии и
литературы «эйдос», что буквально означает «вид, образ». Однако в античной философии под
эйдосом часто понимали то, что дано в мышлении и вместе с тем видимо . Термин «эйдос»,
как правило, используется именно тогда, когда речь заходит о единстве чувственного и рационального.
Познание имеет не только чувственный и рациональный, но и эйдетический характер . Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.
Творчество. Интуиция
Психика человека выступает как постоянный процесс выработки новых форм чувственного, рационального и эйдетического познания. Психика как деятельность по выработке нового есть духовное творчество. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение и проверка. Центральный момент творчества — озарение, интуитивное схватывание нового.
Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть чувственным (созерцательным), рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство. Во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, обсуждение которой занимало видное место в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. В третьем случае речь идет об эйдетической интуиции.
В философских течениях, которые обычно зачисляют по рубрике интуитивизма (Бергсон, Лосский), интуиция есть скорее данность, чем постижение непознанного. По Лосскому, мир есть органическое целое, поэтому между субъектом и объектом всегда есть гносеологическая координация, даже тогда, когда нет познания. Вместе с тем при характеристике интуиции как акта познания интуитивисты не склонны структурировать этот акт и чаще всего подчеркивают целостность интуиции. Фактически речь идет об эйдетической интуиции в ее нерасчлененном виде.
Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо, наоборот, в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного. Но творчество, интуиция детерминируются не только бессознательным, но и сознательным. Это ставит под сомнение отнесение интуиции исключительно к области бессознательного и иррационального (т. е. недоступного разуму).
Быстрое развитие всей сферы человеческого ставит задачу обучения творчеству. Науку по изучению творческой деятельности и методов обучения называют эвристикой . Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций — все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности. Интересно отметить, что эти способности могут быть усилены в процессе использования ЭВМ: когда построение системы правдоподобных моделей позволяет более эффективно вести поиск нового знания.
Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Индуктивное рассуждение — перенос знания, полученного на основе исследования части явлений, на весь класс в целом — является эвристическим приемом. Рассуждение по аналогии также есть яркий пример эвристического рассуждения, не гарантирующего достижение истины, но вместе с тем не являющегося произвольным предположением. Математическое моделирование — это опять же эвристический прием.
Эвристическим содержанием обладают все принципы науки. Так, в физике используется принцип соответствия: должно быть соответствие между старой и новой теорией, в некотором пределе математический аппарат новой теории должен совпадать с математическими аппаратами старой теории. Когда Лобачевский создавал свой знаменитый
вариант неевклидовой геометрии, то в качестве эвристического принципа он использовал постулат об обусловленности свойств пространства в микромире взаимодействиями молекул, вследствие чего для описания этого пространства необходима особая неевклидова геометрия. При введении выше представления об эйдетическом познании как единстве чувственного и рационального познания в качестве эвристического принципа использовалась метафилософия части и целого: эйдетическое есть целое, его частями являются чувственное и рациональное. Но, отметим специально, категориальные соотношения метафилософии в процессе поиска нового имеют всего лишь эвристическое значение, т. е. они не гарантируют достижения истинно нового. В годы засилья марксистской идеологии часто рассуждали по такой схеме: согласно принципам диалектического материализма должно быть так-то и так-то. Но принципы диалектического материализма не определяют должное. Это эвристические принципы, они могут привести, а могут и не привести к успеху. Использование метафилософии, равно как и любых эвристик, всегда связано с риском неудачи и, следовательно, требует осторожности.
Философия имеет эвристический характер, поэтому овладение ее высотами является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества.
Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
Мы уже коснулись деления психики на сферы бессознательного , сознательного и надсознательного. Речь идет о различных стадиях развития психического. В случае бессознательного субъект не дает себе отчета о содержании и природе происходящих процессов, их значение остается невыделенным, непроясненным. Если же это случилось, то налицо сознание . Наконец, творчество на базе сознания иногда называют подсознательным. Если сравнить психику животного и психику человека, то выясняется, что у животного развита в основном сфера бессознательного (подсознательного).
Сфера подсознательного частично охватывает все формы познания — чувственные, рациональные, эйдетические. Непроизвольное запоминание, испуг, сновидения — это типичные формы бессознательного. Обычно бессознательное выступает как «комок» психических актов, причины которых остаются непознанными. Известно, например, что после выхода из гипнотического состояния субъект попадает во власть бессознательного, он не может объяснить свое поведение.
Бессознательное может быть переведено в сферу сознательного после его анализа, методы и способы которого разрабатываются психоанализом . Если поняты истоки и причины, например сновидения, то оно перестает функционировать в памяти человека в качестве бессознательного.
Значительную роль в усвоении природы бессознательного сыграло учение австрийского психолога и философа Зигмунда Фрейда и его многочисленных последователей. Фрейд считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение — либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных. От невыносимого напряжения конфликтных ситуаций индивид спасается с помощью вытеснений: неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу подсознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида. Задача психотерапии состоит в освобождении личности от травмирующих переживаний. По Фрейду, сфера бессознательного формируется главным образом в детстве, которое поэтому преимущественно определяет характер взрослой личности. Недостатки фрейдизма видят в неправомерном желании слишком многое свести, редуцировать к бессознательному и его проявлениям.
Источник