- I. Мышление как обработка информации. Как определить мышление?
- Мышление как процесс обработки информации;
- Мир Психологии
- «Психология мышления»
- Глава 10. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
- § 8. МЫШЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
- 19.Мышление как система обработки информации (а.Ньюэлл, г.Саймон, м.Минский). Понятие стратегии.
I. Мышление как обработка информации. Как определить мышление?
В науке пользуются тремя основными типами определений. Первый из них — определение по существу, или содержательная дефиниция, когда понятие раскрывается через другие понятия, которые известны или о которых принято считать, что они известны.
Другой тип — операционная дефиниция, или описание процедуры, с помощью которой то или иное явление можно обнаружить или измерить. Сюда, например, относится большинство определений физики электричества.
Третий тип определений относится к ситуации, когда, не зная ничего о сущности явления и не умея его измерить, перечисляют некоторые его свойства, прежде всего те, которые оказались существенными в данных конкретных условиях.
Критерием относительной полноты определения служит взаимозаменяемость определения и определяемого понятия. Так, вместо «Емкость запоминающего устройства равна 1000 бит» можно сказать: «Емкость запоминающего устройства равна 1000 единиц информации». Эти фразы логически равнозначны и свидетельствуют о полноте и логической достаточности определения: «Бит — единица информации». Однако полное, относительно универсальное определение вырабатывается в пауке не сразу. Невозможно дать логически безупречное определение на начальном этапе исследования, когда количество информации об изучаемом явлении еще невелико. Поэтому мышление постоянно оперирует размытыми, нечетко очерченными, недостаточно определенными понятиями. По мере продвижения на пути познания понятие определяется все более полно, но никогда не может быть исчерпано.
Само мышление тоже относится к числу трудноопределяемых понятий. Если сказать, что мышление — это обобщенное отражение действительности человеческим мозгом, то будет подчеркнут гносеологический, т. е. теоретико-познавательный, аспект мышления. Физиолог предпочел бы другую формулировку: мышление — это идеальное проявление высшей нервной деятельности мозга. Психиатры говорят, что мышление — это интеллект в действии. Но тогда нужно выяснить — что такое интеллект? И мы рискуем попасть в круг взаимно сопряженных определений: мышление — это продукт мозга, а мозг — это материальный носитель мышления.
На нынешнем уровне наших знаний о мыслительном процессе появились информационные определения мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор но крайней мере на порядок выше случайного.
Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информации, то не столько определяют мышление, сколько указывают на одно из его свойств.
Источник
Мышление как процесс обработки информации;
Такое понимание мышление появилось в середине 20 века и явилось продуктом развития вычислительной техники. Появился термин искусственный интеллект
Новая теория поведения Миллера Прибрама родилась как результат перенесения пончтий кибернетики в изучение поведения, абсолютизация анологии между ЭВМ и организмом. Психология стала трактоваться как наука об обработке информации. Появились новые информационные теории восприятия, памяти, эмоций, личьности. Оформилось специальное направление в зарубежной психологии — когнитивная психология.
Дело не в том,что ЭВМ облегчило проведение эспериментов и сделало возможным тщательный анализ получаемых результатов. Операции, выполняемые самой ЭВМ, в некоторых отношениях анологичны когнитивным процессам. ЭВМ получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в памяти элементы информации и вновь их извлекает, классифицирует информацию на входе и т.д.
Появление ЭВМ послужило подтверждением тому, что когнитивные процессы реальны, что их можно исследовать и понять
Появаляется новый словарь и набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности: информация, вход, переработка, кодировка, подпрограмма.
Для когнитивной психологии психика в целом синтетическая установка, стремление преодолеть ограниченность изолированного рассмотрения мышления, восприятия, памяти, внимания.
Общее определение когнитивной активности таково: — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. В этой формулировке прорущено важнейшее психическое звено:порождение нового знания, т.о. познание изолируется от мотвационно-эмоциональной сферы, как организма, так и личности.
Трактовка мышления как системы обработки информации обладает следующими ограничениями :
1. не различают информационно- кибернетические и собственно психические системы;
2.не изучается субъективная обусловленность мышления, не анализируется смыслообразования, целеобразования, эмоционально- мотивационная регулятция мышления, соотношение осознанного и неосознанного, виды обобщений;
3.не анализируется развитие мышления.
Психическая обработка проблемной ситуации и сам поиск решения задачи качественно отличается от анологичных процессов в ЭВМ. Главная задача психологического изучения мышления (в отличие от кибернетики) заключается в анализе своеобразия человеческого мышленияпо сравнению с работой программы ЭВМ. Объяснение по анологии с принципами работы компьютера называются «информационным детерминизмом».
Источник
Мир Психологии
«Психология мышления»
Глава 10. ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ
§ 8. МЫШЛЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
В середине XX века оформилось еще одно понимание мышления, которое явилось продуктом развития вычислительной техники и ее программного обеспечения. Появились ЭВМ, которые стали решать задачи, ранее доступные только человеческому интеллекту, замелькал термин «искусственный интеллект». Появились исследования А. Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Комплексной междисциплинарной проблеме расширения возможностей вычислительной техники суждено было оказать большое влияние на развитие психологической науки. Новая теория поведения Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама родилась как результат перенесения понятий кибернетики в изучение поведения, абсолютизации аналогии между ЭВМ (ее программой) и организмом (ТОТЕ). «Планы» отождествляются с программой ЭВМ, вопрос о специфике планирования действий человеком, в отличие от программ для вычислительных машин, авторами даже и не ставился. Психология в целом стала трактоваться как наука об обработке информации. Появились информационные теории восприятия, внимания, памяти, эмоций, личности. Представление теоретических психологических знаний в виде программы для ЭВМ стало рассматриваться как критерий их научности.
«Мы рассматриваем организм человека как активный преобразователь информации, всегда стремящийся к обобщению и истолкованию поступающих сенсорных данных и к интерпретации и восстановлению информации, хранящейся в его памяти, с помощью разного рода алгоритмов и стратегий», — пишут П. Линдсей и Д. Норман [100, с.9].
Оформилось специальное направление в зарубежной (прежде всего американской) психологии — так называемая Когнитивная психология.
Объясняя причины усиления внимания к исследованию познавательных процессов и особенности того специфического подхода к изучению классической проблемы познания, который представлен когнитивной психологией У. Найссер писал:
«Такой ход событий был обусловлен несколькими причинами, однако важнейшей из них было, видимо, появление ЭВМ. Дело не только в том, что ЭВМ облегчает проведение экспериментов и делает возможным тщательный анализ получаемых результатов. Оказалось, что операции, выполняемые самой ЭВМ, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. ЭВМ получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации и т.д. Делает ли она все это именно так, как человек, представлялось менее важным по сравнению с тем, что она вообще способна это делать. Появление ЭВМ послужило давно уже необходимым подтверждением того, что когнитивные процессы вполне реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять. Вместе с ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности; такие термины, как информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма, стали обычным делом. Некоторые теоретики начали даже утверждать, что все психологические теории должны быть явным образом сформулированы в виде машинных программ. Другие не соглашались с этим и продолжают не соглашаться, никто, однако, не сомневается в важности аналогий с компьютером для современной психологии. По мере развития концепции переработки информации попытка прослеживания движения потока информации в «системе» (т.е. в мозгу) стала первоочередной целью в этой новой области. (Именно так сформулировал эту цель и я в книге «Когнитивная психология» [117, с.27-28]).
Для когнитивной психологии характерна в целом синтетическая установка, стремление преодолеть ограниченность изолированного рассмотрения мышления, восприятия, памяти, внимания. При характеристике предметной области, с которой имеет дело Когнитивная психология, У. Найссер называет и «решение задач». П. Линдсей и Д. Норман [100] выделяют «мышление» и «решение задач». Вместе с тем исследования восприятия и памяти явно доминируют [117]. Общее определение когнитивной, или познавательной, активности таково: «Это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания» [117, с.23]. В этой формуле «пропущенным» оказывается важнейшее для психологии мышления звено порождения новых знаний. Термин «приобретение» может истолковываться как приобретение готовых знаний. Это обстоятельство приводит к тому, что общий замысел когнитивных психологов, заключающийся в создании целостной теории познавательных процессов, оказывается нереализованным. Познание изолируется от мотивационно-эмоциональной сферы как организма, так и личности.
Трактовка мышления как системы обработки информации обладает следующими ограничениями: не различаются информационно-кибернетические и собственно психологические системы [183], не изучается субъектная обусловленность мышления, не анализируются смыслообразование, целеобразование, эмоционально-мотивационная регуляция мышления, соотношение осознанного и неосознанного в мыслительной деятельности, виды обобщений, не анализируется развитие мышления, а эти вопросы являются главными, на наш взгляд, при психологическом исследовании мышления. «Мысленное моделирование событий иногда считают сущностью мышления» [100]. Однако сам процесс этого моделирования оказывается нераскрытым, не выявлены важные отношения между категориями «моделирование» и «отражение». Между тем в настоящее время является доказанным, что психическое отражение проблемной ситуации и сам поиск решения задачи качественно отличаются от аналогичных процессов в ЭВМ, что делает, и саму аналогию крайне ограниченной.
На основании теоретических и экспериментально-психологических исследований в отечественной психологии был сделан вывод о том, что создание программы для ЭВМ еще не означает создания теории человеческого. мышления, как и поведения и познания в целом, что главная задача психологического (в отличие от кибернетического) изучения мышления заключается в анализе своеобразия человеческого мышления по сравнению с работой программ ЭВМ, что «представленность» процессов, механизмов познавательной деятельности в работе машинной программы ни в какой мере не может служить критерием научного, материалистического понимания природы этих процессов и механизмов. Такой подход означал бы неправомерное отождествление материалистического подхода с механистическим. Неразличение психических и информационных процессов характерно для новой формы естественнонаучного материализма, возникшего в период научно-технической революции и связанного с созданием и использованием ЭВМ. Объяснение по аналогии с принципами, работы компьютеров можно назвать компьютерным; или информационным, детерминизмом. Часто формулируемая в современной научной литературе альтернатива либо «машина», либо «душа» (в самых разных редакциях) есть не что иное, как выражение старых различий в подходе к анализу психики с позиций механистического материализма и с позиций идеализма. Такая альтернатива действительно была единственной до возникновения диалектического и исторического материализма, она остается единственной для психологии, развивающейся вне марксизма, но, естественно, не является таковой для марксистской психологии.
Источник
19.Мышление как система обработки информации (а.Ньюэлл, г.Саймон, м.Минский). Понятие стратегии.
Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины. Они помещали испытуемого в лабораторию, знакомили его с задачей, предъявляли определенное выражение и просили получить из него другое. Просили испытуемого рассуждать в слух о чем он думал. Они утверждали, что процессы, протекающие внутри испытуемого, — в органах чувств, нервной ткани и мышечных движениях, управляемых нервными сигналами, также являются процессами оперирования символами, т. е. образы, различным способом закодированные, могут быть уловлены, зафиксированы, переданы, сохранены, скопированы и т. д. с помошью механизмов этой системы. Они утверждали, что поведение испытуемого подчиняется программе, включающей группу элементарных информационных процессов. Они кодировали группу подпрограмм для цифровой вычислительной машины, каждая из которых осуществляет процесс, соответствующий одному из этих постулированных информационных процессов. Затем они записывали программу, составленную из этих подпрограмм, которая заставит вычислительную машину действовать тем же способом, каким действует испытуемый: производить, по существу, тот же поток символов, когда обоим дается одна и та же проблема. Свою программу они называли общим решателем проблем.
Действия ОРП группируются вокруг трех типов целей и небольшого числа методов достижения целей этих типов:
1. Преобразование целей. Эти процессы имеют форму, которая уже была проиллюстрирована; преобразовать объект о в объект b.
2. Цели применения операторов. Эти операции имеют форму: применить оператор q к объекту а.
Метод 2. Определить, отвечает ли а условиям применения q? Если да, применить q, если нет, определить различие между а и объектом, к которому q применим.
3. Цели уменьшения различий. Как мы видели, они имеют форму: уменьшить различие d между объектами а и b.
Метод 3. Найти оператор q, соответственный данному различию (значение соответствия — релевантности — будет позже объяснено). Создать цель применения q к а. Если операция успешна, то результат будет преобразованием а в новый объект с, который не будет сильно отличаться от b.
Таким образом, Общий решатель проблем представляет собой программу вычислительной машины, включающую общие процессы заключения относительно итогов (целей) и средств (операторов). Она является общей (general) в том смысле, что сама по себе программа не привязана к самой природе объектов, различий и операторов, с которыми она имеет дело. Следовательно, ее возможности в решении задач могут быть перенесены с одного типа задач на другой, если он содержит информацию относительно типов объектов, различий и операторов, которые характеризуют и описывают конкретные условия задачи.
Решение задач характеризуется как творческое в той мере, в какой оно удовлетворяет одному или большему числу следующих условий:
1. Продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью (либо для индивида, либо для его культуры).
2. Мыслительный процесс также отличается новизной, требует преобразования или отказа от ранее принятых идей.
3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течение значительного периода времени (постоянно или с перерывами), либо с большой интенсивностью.
4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена, так что одной из наших задач было формулирование самой проблемы.
20.Мышление как форма ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я.Гальперин). Умственное действие, его виды и характеристики, типы ориентировочной основы. Формирование умственных действий и развитие мышления.
Виды умственных действий: в материальном плане, в материализованном плане, внешне социализированная речь, внешняя речь про себя, внутренняя речь про себя, умственной действие
Умственное действие представляется в следующем виде:
1. ознакомление с заданием — усвоение действия, т.е. умение построить его на основе нового материала; для этого необходимо наличие ориентировочной основы действия.
— Ориентировочную основу первого типа составляют только образцы — действия и его продукта. Никаких указаний, как правильно выполнить это действие, не дается. Ученик ищет их сам, вслепую, устанавливает очень медленно, постепенно и не осознавая этого. В конце концов, выполнение отдельного задания может получить значительную точность, но действие остается очень неустойчивым к изменению условий. Поэтому хорошие результаты, никогда не достигают 100% и действие почти не дает переноса на новые задания.
— Ориентировочная основа второго типа содержит не только образцы действия и его продукты, но и все указания на то, как правильно выполнить действие с новым материалом. Естественно, что при строгом соблюдении этих указаний обучение идет в принципе без ошибок и значительно быстрее. Таким образом, ученик приобретает известное умение анализировать материал с точки зрения предстоящего действия, и это ведет к тому, что последнее обнаруживает заметную устойчивость к изменению условий и переносится на новые задания. Однако этот перенос ограничен наличием в составе новых заданий элементов, идентичных с элементами уже освоенных заданий.
— Ориентировка третьего типа отличается тем, что здесь на первое место выступает планомерное обучение такому анализу новых заданий, который позволяет выделить опорные точки, условия правильного выполнения заданий; затем по этим указаниям происходит формирование действия, отвечающего данному заданию.
2. Ученик приступает к выполнению ООД. Даются прямые и обратные задачи.
Источник