- 1.5 Мышление и деятельность
- Как работает мышление?
- 📊 Некоторые цифры
- ✅ Тест на логическое мышление
- Полезные материалы
- 🙃 Для любознательных
- 📝 Упражнение «Развитие наглядно-действенного мышления»
- Это полезно
- Мышление как способ деятельности
- ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
- ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
- ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
- МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
- ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
1.5 Мышление и деятельность
Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.
Запомните определение термина урока:
Итак, запомните! Поведенческая активность животных целесообразна, а деятельность человека целесообразна, целеполагательна и целенаправленна. Она носит сознательный, преобразовательный, орудийный, продуктивный и общественный характер.
Деятельность состоит из структурных единиц. Человек, без которого деятельность невозможна, является субъектом. То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом. Например, врач (субъект) лечит больного (объект); Саша (субъект) моет посуду (объект). Почему врач лечит больного, а Саша моет посуду? Потому что в этом есть нужда, то есть потребность. Она тоже входит в структуру деятельности. На основе потребностей формируются мотивы, которые побуждают к деятельности. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, мотивы игровой деятельности у разных людей различны: один хочет победить, второму интересен сам процесс, третий играет ради общения и т.д. Одним из важных элементов в структуре деятельности является цель. Это идеальный образ результата, которого бы человек хотел достигнуть. Для достижения цели человек использует предметы, технологии, способы и другие средства. Например, ученик хочет сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию на высший балл – это цель. Для этого он использует такие средства, как курс обществознания на портале Cknow, онлайн-тестирование, занятия с репетитором, учебники, пособия, таблицы и др. Любая деятельность является процессом, а значит состоит из цепи действий, реализуя которые можно добиться своей цели. Если человек достиг цели, значит он получил результат своей деятельности.
Подытожим, в структуру деятельности входят такие элементы, как:
По содержанию деятельность бывает трудовая, учебная и игровая.
- Трудовая деятельность направлена на производство общественно-полезных продуктов, материальных и нематериальных (духовных) благ. Трудовая деятельность требует наличия знаний, умений, мастерства. Различают физический и интеллектуальный труд. Является ведущим видом деятельности для взрослого человека.
- Учебная деятельность направленна на передачу знаний, умений, навыков и форм поведения подрастающему поколению. Учеба играет решающую роль в интеллектуальном, нравственном и психическом развитии человека. Является ведущей деятельностью в школьном и студенческом возрасте.
- Игровая деятельность главным образом направлена на развлечение и отдых. Игра приносит радость и удовольствие, в этом заключается её гедонистическая функция. Но игра выполняет ещё и познавательную функцию, способствует развитию личности. Является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Особым видом деятельности является общение . В чём особенность? В том, что общение строится по принципу «субъект – субъект», а другие виды деятельности по принципу «субъект – объект». Что же такое общение? Во-первых, это процесс установления межличностных или межгрупповых контактов. Во-вторых, способ передачи информации от одного человека другому. Большинство видов деятельности невозможны без общения. Оно бывает вербальное (с помощью языка) и невербальное (с помощью мимики, жестов).
Уровни способностей
Почему одна и та же деятельность у одного человека получается лучше, чем у другого? Всё дело в способностях человека. Существует несколько уровней способностей:
- Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей. Например, абсолютный слух, необходим для развития музыкальных способностей.
Источник
Как работает мышление?
Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художников» и «мыслителей»? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое, которое отвечает за логическое мышление?
Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понимание, что творческое и логическое начала личности напрямую зависят от преобладания деятельности правого либо левого полушарий.
Между тем виды, мышления не ограничиваются этими двумя. Возможно, вы удивитесь, но существует, по меньшей мере, 20 способов мышления 😱 И сегодня мы расскажем о разных видах мышления, их особенностях и способах развития.
📊 Некоторые цифры
– может достигать скорость передачи информации в мозге [Theoryandpractice.ru, 2014].
– примерно столько мыслей посещают человека ежедневно [Theoryandpractice.ru, 2014].
– мощность энергии, производимой бодрствующим мозгом человека [Theoryandpractice.ru, 2014].
✅ Тест на логическое мышление
Одним из самых важных видов мышления, играющих в жизни человека огромную роль, является логическое мышление. Именно с помощью него мы обрабатываем и анализируем информацию, сопоставляем факты, принимаем решения, делаем выводы и выполняем массу других мыслительных операций. Вот мы и предлагаем вам в общих чертах узнать, насколько хорошо у вас развито логическое мышление, ответив на несколько вопросов.
Полезные материалы
Между людьми есть немало сходств и различий, каждый из нас обладает своим уникальным набором черт и особенностей, и, прежде всего, это касается механизмов нашего мышления.
В этом блоке рассмотрим разные стили мышления и попытаемся определить свой, а также познакомим вас с разными видами мышления:
🙃 Для любознательных
Писатель Уилсон Канади как-то сказал: «Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя. Чтобы изменить себя, нужно изменить свой образ мышления».
В этом, более практически направленном блоке, мы собрали материалы, которые помогут вам развить тот или иной способ мышления и сделать свою жизнь лучше:
📝 Упражнение «Развитие наглядно-действенного мышления»
Еще одним важным видом мышления с практической точки зрения можно назвать мышление наглядно-действенное. Благодаря ему мы можем взаимодействовать с окружающим миром и изменять его, манипулируя реальными объектами и предметами. Ниже мы предлагаем несколько упражнений на развитие наглядно-действенного мышления:
- Возьмите любой предмет и попробуйте понять, сколько он весит. Потом возьмите другой предмет и сделайте то же самое. После этого окиньте взглядом помещение, где находитесь, и попытайтесь установить его площадь.
- Возьмите пять спичек и составьте из них два одинаковых треугольника. Далее добавьте еще две спички и составьте из всех спичек два треугольника и два квадрата. Уверяем вас, это возможно.
- Нарисуйте на чистом листе треугольник, трапецию и ромб. Затем возьмите ножницы и попробуйте сделать из каждой фигуры квадрат. Но задача сложная – нужно сделать лишь один разрез по прямой линии.
Подобные манипуляции с любыми предметами отлично задействуют наглядно-действенное мышление, что не только позволяет лучше взаимодействовать с окружающим миром вообще, но и прекрасно развивает мозг и интеллект.
Это полезно
Мышление включает в себя обширный комплекс знаний: от особенностей восприятия до техник группового мышления. Мы предлагаем вам окунуться в эту тему и прокачать навык мыслить разными способами, чтобы принимать наиболее эффективные и быстрые решения в работе, учебе и жизни.
На онлайн-курсе «Когнитивистика» вы узнаете:
- 🧠 Как работают мозг и мышление, какие существуют виды мышления и как развивать свой интеллект.
- 🤓 Принцип работы системы восприятия, как использовать репрезентативные системы, правильно развивать внимание и память.
- 🤔 Основные приемы развития интеллектуальных способностей и воображения, как определять и использовать разные когнитивные стили.
- 🧩 Тонкости логики, как строить правильные умозаключения и силлогизмы, рассуждать и мыслить разными категориями.
- 🔍 Логические парадоксы, научитесь применять научное, статистическое и критическое мышление, а также думать, как Шерлок Холмс.
- 💡 Свои творческие способности, овладеете методами развития креативности, техниками создания сложных решений, техниками поиска одного решения.
- 💭 Что такое проактивность, особенности быстрого и медленного мышления, изучите когнитивные искажения, освоите техники фрейминга и фрирайтинга.
- 📘 Как применять методы мозгового штурма, синектики и Дельфи, овладеете основами построения аргументации и развития эмоционального интеллекта.
- ⏰ Продолжительность курса: 2 месяца
- 📑 В курсе: 43 урока
- 💰 Сейчас действуетскидка 65%
В новом потоке вас ждет еще больше приемов и упражнений!
Источник
Мышление как способ деятельности
Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность
В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.
Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.
ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ
Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.
- Формулировка вопроса
- Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
- Решение определённых задач для его ответа
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Главными отличительными чертами мышления являются:
- опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
- личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
- обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
- опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
- социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
- словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.
ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ
Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.
- Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
- Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
- Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).
В мышлении выделяются три группы.
Группы мышления | Особенности | Воплощение |
Практическое мышление. Конкретно-действенное | Решение конкретно поставленных задач. | Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование) |
Художественное мышление. Конкретно-образное | Использование отвлечённых мыслей и обобщения. | Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка) |
Абстрактное мышление. Словесно-логическое | Поиск закономерностей природы и общества. | Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система). |
МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:
- индукция — от частного к общему;
- дедукция — от общего к частному;
- анализ — разложение целого на составные части;
- синтез — сбор составных частей в общую картину;
- сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.
Выделяют три вида мышления:
- Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
- Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
- Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)
Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы».
Источник