Мышление это способ познания мира мыслительные операции

Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?

Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это? Мыслительная деятельность это? Идея, что это? Воздействие. Способы трансляции идеи?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих психические процессы человека.

Мы поговорим с Вами о мышлении!

Блок 1. Мышление. Определение.

Мышление — это процесс познания внешней (окружающей) и внутренней (психической) реальностей путем установления причинных и следственных отношений между событиями в результате репрезентации объектов, переработки информации, и моделирования связей между предметами.

Давайте представим, что мы с Вами находимся на переговорах! Статья «Переговоры это в психологии. Чем переговоры отличаются от продаж?» Видим следующую картину: оппонент начинает доставать из портфеля какие – то бумаги. Что происходит у нас с Вами в голове, как мы перерабатываем наблюдаемое? Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»

Мы частично отстраняемся от предыдущей ситуации, выходим из одного мыслительного контекста и переходим в другой. Мы начинаем устанавливать причинные и следственные связи. Действия по извлечению документов оппонентом – это точка старта наших рассуждений. Мы начинаем прогнозировать, формулируем для себя следствия, наделяем содержанием будущие действия оппонента. Возможно бумаги являются аналитической запиской, может быть это презентация или договор. В это время мы с Вами не просто пассивные наблюдатели, но активно познаем мир, анализируем происходящее и действия противоположной стороны, перерабатываем информацию и строим прогнозы. Статья «Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом.» Когнитивные процессы (познавательные) неразрывно друг с другом связаны и мышление занимает среди них крайне важную роль.

При установлении каузальных связей человек опирается на законы формальной логики, или по – другому аристотелевской логики. Статья «Логика Аристотеля, кратко. Законы формальной логики, примеры.» Но не только! Чаще всего мы используем повседневную логику «здравого» смысла, представляющую собой эклектику! Человек наравне с правильными логическими суждениями, умозаключениями допускает ошибки, которые остаются незамеченными, и далее действует в полном убеждении, что он абсолютно логичен. Статья «Когнитивные ошибки мышления.» Распространенность логики «народного» смысла повсеместная! Вопрос скорее не в том, кто из нас действительно логичен, а кто нет. Вопрос в том, насколько каждый из нас правильно мыслит в разных ситуациях! Например, при выраженных эмоциональных переживаниях, переутомлении, стрессе у человека заметно повышается коэффициент использования «своей логики», в которой отсутствует правильная формальная логика. Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении.»

Но даже логика Аристотеля не является полноценным качественным инструментом для познания окружающего мира. Нам требуется более мощный инструмент познания под названием математическая логика, в первую очередь, теория вероятности и математическая статистика. Статья «Теория вероятности в жизни. Байесовский метод принятия решений.» Если формальная логика в той или иной степени нам присуща с рождения (запрограммирована эволюцией и передается генетически), то с математикой «мы категорически не дружим». Без специального образования, понимания теории и распространения ее на практику мы обречены на неправильные выводы в сложных ситуациях!

Блок 2. Мышление. Мыслительные операции.

Можно выделить 6 видов мыслительных операций.

  1. Анализ. Это мыслительная операция, которая предполагает выделение отдельных признаков изучаемого предмета. Происходит определение последовательности событий и выявление причинных – следственных связей. Устанавливается источник событий. Благодаря анализу человек способен понять структуру, форму и содержание предмета/события.

2. Синтез. Это мыслительная операция, при которой происходит объединение частей предмета в одно целое. Человек сопоставляет события между собой по конкретному признаку и их совокупности.

3. Сравнение. Это мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами, явлениями, субъектами. Данную операцию можно осуществлять опосредованным способом, когда сравниваемые предметы доступны только как внутренние образы. Либо непосредственным способом, когда сравниваемые предметы человек ощущает и воспринимает как факт.

4. Обобщение. Это мыслительная операция, при которой происходит соотнесение и выделение общих признаков в двух или нескольких различных явлениях, объектах с последующим объединением видов в род.

5. Абстрагирование. Это мыслительная операция, во время которой происходит выделение отдельных свойств предмета, которые сами становятся предметом. Человек отвлекается от целого и выходит за пределы существующих связей. Данная операция является одной из самых сложных и позволяет создавать новые понятия для явлений, выходящих за пределы чувственного познания.

Читайте также:  Наиболее эффективный способ экономить энергию аккумулятора это

6. Конкретизация. Это мыслительные процесс, при котором свойство предмета рассматривается как частное с наличием разнообразных связей внутри целого. Целое рассматривается как набор частного.

Блок 3. Мышление. Мыслительная деятельность.

Разбор этого блока представлен в тезисах.

  1. Мышление реализовывает себя через мыслительные операции. Мышление – это волевой акт. Мышление — это сознательный процесс. И это обуславливает осознание появления ошибки в мыслительном процессе. Что приводит к дальнейшей попытки исправить ошибку.

2. Любой мыслительный процесс является действием по структуре, направленным на разрешение определенной задачи. Проблемная ситуация, с которой сталкивается субъект, становится пусковым механизмом мыслительного акта.

3. Мыслительный процесс выражается во вне через понятия, суждения, умозаключения.

В мыслительном процессе понятия не изолированы от представлений, которые имеют наглядный характер в виде схем, образов предметов и явлений. Понятие выражаются словом, которое является квинтэссенцией мысли и образа представления. Образ предмета имеет семантическое содержание. Также, как и слова — понятия.

4. Мысль – это элементарная составляющая процесса мышления. Это продукт мыслительной деятельности. Мысль не может существовать сама по себе во внешнем мире.

5. Слово — это форма мысли. Логическое абстрактное мышление вместе с чувственно- наглядно- образной основой создают единство. С одной стороны, мышление создается из чувственного созерцания с включением в себя наглядных элементов, с другой стороны наглядно — образное содержание включает в себя смысловое содержание.

6. Умозаключения позволяют раскрыть то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность.

7. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Личность передает свою мысль другому человеку с помощью слов. Слова в виде понятий, суждений, умозаключений представляют из себя идеи, когда сообщаются другому человеку. Человека мыслит концептами, на языке. Мышление — это взаимодействие с концептами.

Блок 4. Мышление. Идея это?

Идея – это семантическая конструкция, выраженная коммуникатором во внешней речи, с целью информирования, убеждения и регулирования поведения.

Данный блок также представлен в тезисах.

  1. Идея – это оформленная мысль, «упакованная. Мысль нельзя высказать, это внутренняя составляющая мыслительного процесса, она присутствует в скрытом виде от стороннего наблюдателя.

2. Идея – это мысль, подготовленная для вербализации, поэтому она формируется в скрытом от стороннего наблюдателя виде, но в сформулированном варианте как правило становится доступной для восприятия сторонним наблюдателем.

3. Идея, как и мысль – продукт мыслительной деятельности, только другого уровня, более высокого. Соответственно идея также, как и мысль выражается в виде понятий, суждений, умозаключений. Более высокий уровень идеи в том, что ее содержание и структура являются производными совокупности разнообразных мыслей, объединенных целевой направленностью. Чаще всего вектор задается транслятором в целях воздействия на реципиента.

4. Идея распространяется в обществе посредством межличностной коммуникации и с помощью средств массовой информации по различным информационным каналам. Статья «Социальный обмен это? Причина эволюции человека?» Статья «Что такое социальный обмен? Торг что значит?» Идея в основе своей содержит посыл, направляющий внимание реципиента на заданный предмет. Помимо этого, идея способна моментально создать целевое представление у субъекта и вызвать управляемое поведение.

5. Идея может быть квинтэссенцией процесса познания объекта. Идея как часть репрезентации мира может предлагать реципиенту «готовый продукт» в качестве потенциально его собственного моделируемого образа мира. Идея в этом случае возможна к инкорпорированию в качестве паттерна, шаблона, стандарта, образца, правила, опираясь на которые реципиент запускает собственную интеллектуальную, мотивационно-эмоциональную деятельность.

6. Идеи фиксируют внимание субъекта, «схватывают человека». Наглядным примером является необычность посыла, заострение эмоциональных фрагментов реальности. Пример:

  • Давайте сделаем носорога символом мира!
  • Вы знаете, что война перестала быть средством увеличения власти и денег тех, кто порождает войну?

7. Человек свой внутренний монолог не контролирует в обычном состоянии «мыслительного дрейфа». Волевой контроль осуществляется при целенаправленном фокусировании внимания на каком-либо предмете. В позиции «НАБЛЮДАТЕЛЯ» мы сможем увидеть себя, как «УЧАСТНИКА», заточенного в раздумьях под конкретный образ, если идея была «упакована». Статья «Как изменить убеждение? Метауровни. Наблюдать за наблюдающим.» Это значит идея была правильно транслирована в КОНТЕЙНЕРЕ. Существовал фон, контекст и была характерная трансляция. Вероятность того, что «упакованная идея» запустит целенаправленную интеллектуальную деятельность достаточно высока.

Блок 5. Мышление. Факторы восприятия идеи.

Существуют три фактора, которые непосредственно влияют на то, каким образом идея будет воспринята реципиентом.

Имеет существенное значение фон, на котором подается идея. Фон включает в себя текущее состояние условной объективной реальности, в которой пребывают переговорщики, их собственные эмоциональные переживания, наличие мотивов, желаний, ценностных установок, намерений, состояние когнитивных процессов, уровень осознанности и т.п. Фон оказывает значительное влияние на восприятие идеи реципиентом, точно также, как и на процесс трансляции идеи.

Читайте также:  Как найти годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом

2. Контекст.

Помимо фона важен контекст, в котором разместилась идея. Идея в контексте семантически связана с другими информационными пластами. Поэтому, чаще всего идеи, выдернутые из контекста теряют прежний смысл и начинают представлять из себя самостоятельные смыслопорождающие конструкции, образуется иной смысл, иногда диаметрально противоположный контекстуальному.

3. Характер трансляции.

Третьим фактором является характер трансляции идей. Субъект озвучивает идею индивидуально каждый раз. Особенности вербализации вместе с невербальными проявлениями создают неповторимый рисунок процесса трансляции. Статья «Как воздействовать на людей психологически? Теорема Ауманна.»

Какой – либо из вышеперечисленных факторов может отсутствовать. Так при чтении материала идея лишается характера трансляции. Контекст также не всегда присутствует, идея может быть самостоятельным образованием, обладающая изолированным смыслом. Фон существует всегда.

В переговорах присутствуют все три фактора.

Все три агента: фон, контекст, характер трансляции включены в КОНТЕЙНЕР идеи (КОК – концептуальный образный контейнер). Идея в контейнере, как человек в автомобиле, преодолевает расстояние в пространстве, от одного коммуникатора к другому. Идея без контейнера не существует. Контейнер наполнен как минимум фоном.

Блок 6. Мышление. Способы трансляции идеи.

Идея может быть донесена до субъекта различными способами:

  1. Информационное сообщение.

Это способ подачи информации, при котором отсутствует целенаправленное воздействие источника (транслятора) на характер восприятия реципиентом.

2. Убеждение.

Это способ подачи информации с использованием логической аргументации, направленный на формирование определенных представлений или убеждений у объекта воздействия путем его согласия с предложением. Статья «Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология?»

3. Внушение.

Это такой способ подачи информации, при котором субъект воздействия – суггестор вызывает определенные психические состояния «безволия» у объекта воздействия – суггеренда, при которых восприятие информации происходит без критического осмысления. Статья «Верования это, определение. Ценностная установка это?»

Пожалуй, на этом месте мы остановимся! С удовольствием выслушаю Ваши комментарии, так что пишите! Ставьте лайки! С Вами был Якимов Владислав, тренер по переговорам!

Источник

Мыслительные операции

В процессе эволюции взглядов на природу и сущность мыслительного процесса, особое внимание ученых привлекал вопрос формирования мыслительных операций. Мышление, в отличие от других физиологических процессов, совершается на основе определенной логики. Это позволяет выделить отдельные структурные элементы: абстрагирование, анализ и синтез, классификация и категоризация, конкретизация, обобщение, сравнение, — и охарактеризовать их. Закономерности функционирования названных операций мышления и есть по сути основными внутренними, специфическими основами мышления. Их изучение помогает получить детальное объяснение всех внешних проявлений мыслительной деятельности.

Оглавление

  • Абстрагирование
  • Анализ и синтез
  • Классификация и категоризация
  • Конкретизация
  • Обобщение
  • Сравнение
  • Развитие способности совершать мыслительные операции

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон. В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы.

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Анализ и синтез

В любом виде интеллектуального труда – в области математики, политологии, живописи и др.– широко применяются анализ и синтез. Речь идет не о научных методах, а о взаимосвязанных мыслительных операциях.

Этимология слова «анализ» восходит от древнегреческого «разбивать», «расчленять». Как мыслительная операция анализ подразумевает изучение вещи, свойства, процесса или отношения между предметами путем реального или мыслительного расчленения целого на составляющие. Данная операция – одна из базовых в процессе познания и предметно-практической деятельности человека.

Примером практического анализа может служить химический процесс расщепления молекулы кухонной соли на ионы Натрия и Хлора с целью изучения состава и молекулярных связей. Умственная операция анализа предполагает теоретическое умение оперировать составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы. Например, благодаря умственному анализу ребенок учится различать геометрические фигуры как набор отдельных характеристик: квадрат состоит из четырех прямых линий, треугольник отличается от квадрата количеством углов и линий.

Синтез (от древнегреческого «соединение», «складывание») – изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем. Примером синтеза может быть случай, когда во время написания реферата по истории на тему «Общие черты экономических систем СССР и Китая», студент, опираясь на знания двух разных тем, определяет что было общего в развитии двух главных социалистических стран в заданный период.

Читайте также:  Совокупность приемов способов осуществления функций управления есть

Джон Локк в своем «Опыте о человеческом разуме» был уверен, что знания создаются путем комбинирования восприятия, представления и других видов знаний. Иммануил Кант в «Критике чистого разума» утверждал, что есть две взаимно дополняемые операции: анализ – понимание через изучение частей, синтез – понимание через связь, объединение составляющих, восхождение от единичного к множественному. Говоря обычным языком, анализ и синтез – две стороны одной медали.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Конкретизация

Конкретизация (от латинского «сложившийся») – прием познания, логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление. Например, известно, что коррозия металлов происходит в результате влияния окружающей среды, в частности кислорода, на металл. Следовательно, открыв новый металл, можно предположить, что и он будет коррозировать под влиянием кислорода.

Обобщение

Обобщение – логическая операция противоположная конкретизации. Подразумевает перенос частного утверждения, применимого в отношении одного или нескольких объектов, на другие объекты, в результате которого оно перестает быть конкретным, приобретая общий характер. Так, изучив фотосинтез на примере нескольких растений, можно сделать вывод о том, что процесс невозможен без солнечного света и у других растений.

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении кажущихся детскими головоломок. Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью материалов нашего блога.

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка. С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе «Когнитивистика». Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

Источник

Оцените статью
Разные способы