Мыло с нуля холодным способом натуральные красители

Варим мыло с нуля холодным способом

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс (далее по тексту — мк) по созданию натурального мыла с нуля своими руками.
В начале будет много букв. Сварить первое мыло с нуля, не ознакомившись с базовой теорией не возможно. Но я не стала делить мк на две части, поэтому теорию буду давать попутно с практикой, и очень надеюсь, что у вас все получится.
Что такое мыло с нуля и почему оно так называется?
Все просто — берем все необходимые ингредиенты, смешиваем их в определенном порядке и получаем кусок готового мыла. Говоря простым языком школьного курса химии: жирные кислоты (растительные масла или животные жиры) смешиваются с щелочью, в результате химической реакции получается мыльная масса, в которую можно добавить красители, ароматизаторы и прочие добавки.
Три основных способа приготовления мыла:

1. Горячий способ — после замешивания, мыльную массу варят на водяной бане до 3-х часов. После полного застывания это мыло готово к использованию.

2. Холодный способ — после замешивания, мыльная масса раскладывается в формы и оставляется до полного застывания. Мылу, сваренному холодным способом требуется время для созревания (в среднем это 30 дней).

3. Комбинированный способ — после замешивания, мыльная масса выкладывается в форму, и ставиться в выключенную духовку, нагретую до 100 градусов. Мылу, приготовленному этим способом, требуется небольшой срок созревания (2-3 недели).

Важно учитывать, что каждый способ отличается своими тонкостями, например, красивые разводы и свирлы можно сделать только в мыле, приготовленном холодным способом.

Условно можно выделить следующие стадии приготовления мыла:

1. Стадия жидких масел. Другими словами, все масла необходимо взвесить, твердые растопить и смешать в одной емкости.

2. Стадия замешивания масел с раствором щелочи. В емкость с жидкими маслами вливаем щелочной раствор и начинаем замешивать блендером.

3. Стадия следа. Замешиваем щелочь и масла блендером до состояния густой сметаны (см. фото ниже)

4. Стадия геля. Протекает в мыльной массе, которая уже выложена в форму или варится на водяной бане. Это самая активная стадия омыления масел. На этой стадии мыло достаточно хрупкое, если гель проходит очень сильно, на мыле могут появиться трещины.

5. Стадия застывания. Выложили в форму и дали застыть.

6. Стадия созревания. Требуется для всех видов мыла, сваренного холодным и комбинированным способом.

Что такое «пережир»?
Это количество свободных жиров, которые условно не вступили в реакцию с щелочью. Почему «условно»? Потому, что мы не можем с точностью отследить всю химическую реакцию и сказать, что процесс омыления полностью закончен, и определить количество тех самых свободных жиров. Эти свободные жиры еще называют ухаживающими, так как они остаются в своем натуральном виде и обеспечивают коже уход во время использования мыла. Пережир вводится в мыло в момент наступления стадии устойчивого следа, когда основная химическая реакция завершена.
Свойства масел, добавки и рецепт
Каждое масло в рецепте мыла с нуля определяет его будущие свойства. Так, например, кокосовое и касторовое придают мылу высокую пенистость. Рассчитать рецепт вы можете с помощью мыльного калькулятора. Эта программа поможет вам составить рецепт и сбалансировать свойства мыла с учетом масел, которые вы планируете использовать в рецепте. В этом мк я даю свой готовый рецепт.
При варке мыла с нуля можно использовать различные добавки: сухие травы и цветы, продукты пчеловодства, молотый кофе, мак, овсяные хлопья и другие крупы, семена растений, специи, природные глины и многое другое.

  • в рецепте мыла с нуля необходимо строго соблюдать все пропорции (масла, вода, щелочь). Если вы решили развести краситель или сухую добавку, количество масла или воды должно быть взято из общего количества по рецепту;
  • каждая жидкость придает готовому мылу определенные свойства – цвет, аромат, текстуру;
  • агрессивная щелочная среда ослабляет свойства красителей и ароматизаторов, другими словами — для мыла с нуля их требуется гораздо больше, чем для мыла из готовой основы.
Читайте также:  Все возможные способы получения na2co3

Подготовка и техника безопасности
По себе знаю, как многие мыловары бояться перейти на этот уровень, начитавшись бесконечных постов. Я провела не один живой мастер-класс по этой теме и смогла убедить всех, что « не так страшен черт, как его малюют». Безусловно, есть определенная техника безопасности и основные правила, которых надо придерживаться, и тогда у вас все получится. И так, приступим.

1. Заранее составьте рецепт мыла, напишите его на листе бумаги и держите перед собой.

2. Продумайте, каким будет готовое мыло, и каким способом вы будете его варить, какие красители и добавки будете использовать. В первый раз рекомендую не мудрить, освоить самое главное, получить на выходе простое мыло, но зато усвоить весь процесс.

3. Подготовьте помещение. В нем должен быть свободный доступ свежего воздуха (окно или вентиляция) и раковина с подачей воды. Если вы решили варить мыло на кухне своей квартиры, уберите все открытые продукты питания, освободите себе основную рабочую поверхность.

4. Держите под рукой бумажные полотенца, это удобно.

5. Выделите себе необходимое количество времени, чтобы вас никто не отвлекал во время всего процесса.

6. Не пускайте детей и домашних животных. Они отвлекают.

7. Работая с щелочью, соблюдайте элементарную осторожность. Помните, что это очень едкое вещество. Не наклоняйтесь низко над емкостью с щелочью, не вдыхайте ее пары. Достаточно все делать на расстоянии вытянутой руки. Готовый раствор щелочи лучше поставить в открытое окно. Если вас пугает все сказанное — респиратор и защитные очки вам в помощь.

8. Используйте перчатки.

9. Весь инвентарь в дальнейшем не может быть использован для приготовления пищи (учтите это, подготавливая посуду для мк).

10. Оденьте одежду, которую вам не жалко или используйте фартук. Вы будете работать с жидкими маслами, будет жалко хорошие джинсы.

Рецепт (холодный способ)
Рецепт даю в граммах (на форму 450 гр.) и пропорциях, чтобы у вас была возможность пересчитать его на любой вес.

  • Масло кокосовое 25% — 100 гр;
  • Масло пальмовое 25% — 100 гр;
  • Масло какао 17,5% — 70 гр;
  • Масло ши 6,25% — 25 гр
  • Масло касторовое 6,25% — 25 гр
  • Масло оливковое 20% — 80 гр
  • Масло любое жидкое (пережир) 7% — 28 гр. (абрикосовых, виноградных, персиковых косточек, масло авокадо, масло рисовых отрубей и так далее)
  • Вода (по мыльному калькулятору) — 141,2
  • Щелочь (по мыльному калькулятору) — 61,7

1. Подготовьте оборудование и инструмент.
Весь инструмент и посуду приготовьте заранее, они должны быть чистыми и не использоваться в дальнейшем для пищевых целей.

  • емкость для взвешивания твердых масел;
  • емкость для взвешивания жидких масел, воды и щелочи (одноразовые стаканы);
  • емкость для замешивания мыльной массы (пластиковая, стеклянная или эмалированная посуда), в этой же емкости можно растопить на водяной бане твердые масла, потом туда же добавить жидкие;
  • блендер (для приготовления взбитого мыла требуется миксер, но эта тема требует отдельного обсуждения, кому интересно — почитайте на форумах.). Если у вас нет блендера, и вы решили в этом рецепте замешивать мыло миксером, готовьтесь очень долго это делать (минут 40).
  • емкость для разведения щелочного раствора (используйте термостойкую посуду или пластиковые контейнеры, металлические емкости не подойдут, так как начнут реагировать на едкий раствор, а простая стеклянная посуда просто лопнет от высокой температуры; не экспериментируйте)
  • палочка для размешивания щелочного раствора (дерево, пластик, стекло);
  • перчатки;
  • контейнер или форма для готового мыла;
  • весы с точностью до 0,0;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • ложка большая и несколько маленьких.
Читайте также:  7 способов успешных людей


2. Подготовьте ингредиенты.
Растительные масла (по рецепту), красители, ароматизатор, добавки, вода, щелочь.
Воду можно заменить на любую другую жидкость — отвар кофе или трав, пиво, вино, молоко, кефир, соки (помним про пропорции).

3. Взвесьте твердые масла.
В соответствии с рецептом отмерьте необходимое количество всех твердых масел (кокосовое, пальмовое, какао масло, ши) и сложите их в емкость.

4. Растопите твердые масла на водяной бане.

5. Взвесьте воду и щелочь.

6. Приготовьте щелочной раствор.
Емкость с водой поместите в раковину и включите холодную воду. Можно поместить емкость в лед. Так как реакция растворения щелочи сопровождается выделением большого количества тепла, емкость очень сильно нагревается. Будьте осторожны, не наклоняйтесь над жидкостью и не берите емкость голыми руками. Если вы пролили щелочной раствор на кожу, протрите этот участок ватным диском, смоченным слабым раствором уксуса (это нейтрализует действие щелочи), потом промойте большим количеством воды. Если вы получили сильный ожог — незамедлительно обратитесь к врачу.
Если при работе с щелочью вы соблюдаете спокойствие и не отвлекаетесь, ничего вышесказанного не произойдет.
Оставляем щелочной раствор остывать и возвращаемся к маслам.

7. Взвесьте жидкие масла. Используйте одноразовые стаканчики, это очень удобно (не нужно потом мыть лишней посуды). Если вы решили использовать сухие красители — помним про принцип соблюдения всех пропорций, см. выше раздел «Важно» про воду и масло). Красители также можно добавить при замешивании массы блендером (жидкие), но если они сухие, есть вероятность, что они плохо размешаются и останутся в массе комочками. Добавьте жидкие масла к растопленным твердым.

8. Приготовьте пережир.
В соответствии с рецептом взвесьте пережир и добавьте в него ароматизатор или эфирное масло, отставьте в сторону. Мы добавляем пережир на стадии следа.

9. Смешайте щелочь и масла.
К моменту выполнения этого пункта у вас должно быть 2 емкости:

  • остывший щелочной раствор
  • все масла (и твердые, и жидкие) в одной емкости, если нужно — уже вместе с красителем.

Надеваем перчатки, берем щелочь и вливаем ее в масла. Включаем блендер и начинаем перемешивать.
По этому рецепту след наступает довольно быстро, буквально в течение минуты. Внимательно следите за состояние массы и не перестарайтесь, иначе ваше мыло загустеет и выложить его в форму будет проблематично. Получив стадию уверенного следа, вливайте пережир и снова перемешивайте (возможно, блендер уже не потребуется, достаточно будет ложки).

10. Выложите массу в форму.
Перед этим в мыло можно замешать вашу добавку (сухие травы и цветы, кофе, косметические глины).
Я решила сделать прослойку из черной глины. Выложив мыло, декорируем обратной стороны ложки верхушку мыла (формируем красивые завитки). Кроме это верхушку можно украсить лепестками цветов или завитками из кондитерского шприца, здесь вас ограничивает только ваша фантазия.

11. Готовьте мыло.
После того, как вы выложили мыльную массу в форму, есть 2 варианта:

1. придерживаться классического холодного способа и оставить мыло до полного застывания

2. для ускорения стадии геля и процесса омыления поставить мыло в выключенную духовку, нагретую до 100 градусов.

Полностью застывшее мыло (через 8-10 часов) извлечь из формы, нарезать и оставить до полного созревания.
Вот и все! Очень надеюсь, что у вас все получилось.

Источник

Красители в натуральном мыле с нуля

Когда я делаю мыло ручной работы, то ставлю перед собой две задачи: оно должно быть полезным и красивым. Делать просто мыло, хоть и не вредное, даже и полезное, мне скучно и не интересно.

Читайте также:  Какими способами можно приготовить мясо для фарша ответ

Можно экспериментировать с запахами, формами, но, пожалуй, одна из самых главных составляющих любого рецепта у меня– краситель.

Самый простой вариант – пищевые красители. К их достоинствам можно причислить низкую стоимость, разнообразие цветов, которые можно смешивать между собой, добиваясь необходимого оттенка, легкость в использовании. Пищевые красители бывают жидкие и порошкообразные. Пожалуй, единственным недостатком является то, что у этих красителей есть склонность к мигрированию и выцветанию. То есть если я сделаю многослойное мыло, то через какое-то время граница между слоями размоется. И это – в лучшем случае. В худшем – часть цветов исчезнет, а часть – перемешаются между собой и нашему взору предстанет грязный неаккуратный кусок непонятного оттенка.

Иногда желаемого цвета можно добиться с помощью подручных средств, которые наверняка найдутся на каждой кухне: кофе, какао, соки моркови и свеклы… Облепиховое масло дает желто-оранжевый цвет. Но дело в том, что органические компоненты не «выживают» в мыльной среде, они просто обесцвечиваются и красивое мыло (если, конечно цвет не пропал уже в процессе изготовления мыла) необходимо очень быстро продать и использовать, пока оно находится в прекрасном первозданном виде.

Также существуют натуральные красители – аннато, кармин, индиго, колер-карамель и другие. Как и пищевые, они могут мигрировать. Они подходят в том случае, если натуральность продукта возведена в ранг религии. Но как и вся органика – цвет их в мыле не долговечен. А если учесть, что многие растения могут быть аллергены, а индиго в добавок и запрещено к продаже в России, и, как правило, его везут к нам из Азии не совсем законным способом, у меня они не находят применения.

Если делать блестящее мыло, то тут необходимы перламутровые красители или глиттеры. Их частички будут красиво переливаться на солнце. Очень выигрышно они смотрятся, например, в мыле-снежинке. Но глиттеры не стали моими любимыми добавками в цвет, потому что они имеют довольно большой размер, что чувствуется во время использования мыла. Мне не комфортно чувствовать это, поэтому и для своих клиентов я их не применяю.

Незаменимая вещь для мыловара – диоксид титана. С его помощью я могу превратить мыльную массу в белоснежную, а, к примеру, красный кусочек мыла – в розовый. Это компонент природного происхождения, абсолютно инертный по отношению к коже, а значит – безопасный.

Для того чтобы избежать миграции и получить четкие границы слоев, я использую пигменты (другое их название – мики). Пожалуй, это самые подходящие для мыла красители. Их производят в виде порошка или пигментных паст. Они идеально подходят для мыла с нуля, в то время как другие красители под действием мыльной среды теряют или меняют свой цвет. К недостаткам можно отнести высокую стоимость, но, с другой стороны, это не самая затратная статья расходов в производстве мыла, а за безупречный внешний вид каждого кусочка я совершенно спокойна. Неожиданных «сюрпризов» мики никогда не представляют. Это абсолютно натуральный компонент. Мика – это измельченные минералы, которые используются в том числе в натуральной уходовой и декоративной косметике.

В заключение хочу сказать, что не стоит бояться ярких и четких узоров на натуральном мыле, на мыле с нуля. Все это вполне реальные, причем совершенно безопасные в силу своего природного происхождения и инертности, краски. И подчеркну – именно из-за своей инертности в отношении нашей кожи, они более безопасны в сравнении с растительными «красителями».
Приглашаю вас посетить мой магазин и насладиться натуральным мылом.

Выбирайте для себя и своих близких только лучшее!

Источник

Оцените статью
Разные способы