Конспект урока по СБО 7 класс «Вторые блюда. Приготовление котлет».
План-конспект урока по СБО в 7 классе
Тема урока: «Вторые блюда. Приготовление котлет».
Цель урока: познакомить с разнообразием вторых блюд; технологией
Образовательная: дать учащимся сведения о способах и последовательности приготовлении котлет;
коррекционно-развивающая: способствовать коррекции и развитию
мыслительных операций сравнение, анализ,
синтез, через коррекционно-развивающие
упражнения, способствовать коррекции и развитию
зрительной и механической памяти через
выполнение практических заданий.
воспитательная: пополнять знания учащихся полезными советами о ведении домашнего хозяйства.
Оборудавание: учебные таблицы «Норма продуктов», «Рецепт приготовления котлет», «Требования к качеству готового блюда», посуда и инвентарь, продукты, презентация, мультимедиа.
Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), практический ( приготовление котлет).
Словарь – фарш, полуфабрикаты, панировка Тип урока комбинированный.
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадки?
В порядке ль фартуки?
Чисты ли наши руки?
Наденем с вами колпаки!
Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос. Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Чем ценно мясо (белки, жиры, минеральные вещества, витамины).
Назовите основные виды мяса (говядина, свинина, баранина, мясо кроликов и домашней птицы).
В чем заключается первичная обработка мяса?
(из карточек, которые лежат на столе у каждого ученика, составьте последовательность первичной обработки мяса)
слайд № 1 проверьте ваши ответы.
Определение темы занятия и постановка задач. Слайд № 2
«Разгадай кроссворд» (котлета) правильно и тема нашего урока: ««Приготовление котлет».
и сегодня на уроке, мы с вами познакомимся со способами и последовательностью приготовления котлет;
пополним знания полезными советами о ведении домашнего хозяйства.
Вам встретятся новые слова: фарш, полуфабрикаты, панировка.
Фарш – прокрученное мясо на мясорубке.
Полуфабрикаты полу — изготовленный
Панировка слово французского происхождения, в переводе означает «хлебная крошка».
Изложение нового материала.
Мясо – ценный продукт питания, в его состав входят почти все питательные вещества: белки, жиры, минеральные вещества, витамины и вода. Мясо обладает высокими вкусовыми качествами. Оно занимает одно из основных мест в питании человека, и наши котлеты тоже будут из мяса.
Появление термина «котлета» в русском языке относят к петровским временам и связывают это, с интересом государя к европейскому укладу жизни. Возможно, и слово, и рецепт пришли из Франции, возможно, из Германии, однако в обоих случаях блюдо представляло собой обжаренное мясо на реберной косточке. Причем, по мнению историков, свинину или говядину на косточке на Руси готовили и до петровских времен, блюду, просто присвоили название «котлета». Позже котлетой стали называть чаще всего рубленый фарш в виде толстой лепешки или пирожка. Считается, что это произошло под иностранным влиянием, так как блюда из рубленого мяса для русской кухни не характерны — кроме начинок для пирогов. И вот в конце XIX века, когда в России появляются мясорубки с червячным валом, они приходят на смену сечкам и ножам. Рецептов котлет много: котлета киевская, пожарская, михайловская и много других названий, а мы с вами приготовим знакомые нам с вами котлеты из мясного фарша.
— Как вы думаете, какие продукты вам потребуются для приготовления котлет? Мясо, лук, хлеб, соль, перец молотый, яйцо, молоко, масло растительное для жарки, муку. — А из какого мяса делают котлеты? Слайд № 4
Источник
Конспект урока «Блюда из мяса»
Данный конспект подходит к презентации «Мясо и мясные продукты»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Блюда из мяса»»
Урок № 7-8, 6 класс, технология, дата_______________
Тема: «Блюда из мяса»
Цель урока:
1. Образовательные – дать знания о пищевой ценности мяса, ознакомить учащихся с признаками доброкачественности мясных продуктов, с первичной и тепловой обработкой мяса,
2. Воспитательные – воспитывать у учащихся технологическую дисциплину, бережное и экономное отношение к продуктам питания.
3. Развивающие – прививать учащимся навыки самостоятельности в работе, воспитывать, культуру труда, ответственность за порученное дело.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие одежды и принадлежностей)
Настрой на работу
Постановка целей урока
II. Повторение пройденного материала
1. В каком виде рыба попадает на прилавки магазинов?
2. Как определить свежесть рыбы?
3. Какая последовательность первичной обработки рыбы?
III. Изучение нового материала
В состав мяса входят:
витамины (группы В)
минеральные и экстрактивные вещества.
Экстрактивные вещества, которые являются сильными возбудителями аппетита.
В среднем человек съедает за жизнь до 2000 кг мяса.
Виды мяса: говядина, свинина, телятина, баранина, мясо птицы
Свежесть мяса можно определить:
состояние подкожного жира и костного мозга,
а также качество бульона и самого мяса после пробной варки.
Покрыто тонкой корочкой подсыхания.
Цвет корочки — бледно-розовый или бледно-красный.
При ощупывании поверхности мяса рука остается сухой.
На разрезах мясо не прилипает к пальцам, сок прозрачный.
Консистенция мяса плотная.
Ямки от надавливания пальцем быстро восполняются.
Сухожилия эластичные и плотные.
Поверхность суставов белая и блестящая.
Первичная обработка мяса:
Мороженое мясо размораживают на воздухе при комнатной температуре.
Размороженное мясо обмывают холодной водой, а жирные участки — теплой.
Особенно загрязненные места и клейма срезают.
После обмывания, мясо зачищают – удаляют излишний жир, пленки, сухожилия.
Мясо следует нарезать поперек волокон.
Порционные куски отбивают специальным молотком.
Для получения котлетной массы, мясо дважды пропускают через мясорубку.
По термическому состоянию:
Парное – мясо, полученное сразу после убоя животных. Для изготовления сосисок, колбас, сарделек.
Остывшее – мясо, остывшее в естественных условиях или в вентиляционных камерах. Мясо идет на выработку колбас, копченостей и полуфабрикатов.
Охлажденное – мясо, температура которого от 4 до 0 градусов.
Мороженное – мясо, которое заморозилось и имеет температуру от 6 до 8 градусов.
Тепловая обработка мяса:
Варка. Заливают холодной водой, снимают с поверхности хлопья свернувшегося белка и варят до готовности.
Жаренье. Мясо нарезают поперек волокон, отбивают, панируют. Жарят с двух сторон до румяной корочки.
Запекание. Перед этим мясо жарят, варят или тушат до полуготовности, затем запекают в духовке в натуральном виде или с добавлением майонеза, яиц и т.д.
Тушение. Предварительно обжаривают или отваривают до полуготовности, укладывают в сотейник, добавляют пассированные овощи, заливают водой или бульон, чтобы полностью покрыть мясо.
Припускание. Это варка мяса. Предварительно дно сотейника смазывают маслом, укладывают мясо и заливают водой так, чтобы закрыть продукт на 2/3.
IV. Практическая работа
Разделить детей на группы
1. Записать как можно больше названий блюд из мяса
2. Перечислить питательные вещества в мясе
3. Записать любой рецепт блюда из мяса и зарисовать его
V. Вопросы для закрепления изученного материала
Какие виды мяса используются для приготовления пищи?
Назовите признаки свежего мяса?
Какие этапы включает в себя первичная обработка мяса?
Как отличается мясо по термическому состоянию?
Какие полуфабрикаты получают из мяса?
VI. Подведение итогов, выставление оценок
Источник
Конспект урока по СБО 7 класс «Приготовление пищи»
Урок СБО 7 класс Тема урока: «Приготовление пищи: обед. Закуски, первые, вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда. Оформление блюд.»
Цель: Познакомить с блюдами, которые можно приготовить на обед (закуски, первые, вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов; третьи блюда), с их значением для организма человека
Развивать и корригировать социально — бытовое ориентирование, логическое мышление, память
Воспитывать интерес к изучению темы, эстетический вкус
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Обед», карточки, алфавит для III группы учащихся
II. Сообщение темы и целей урока.
Давайте выполним задание и узнаем тему раздела, который мы с вами начнём изучать. Заодно, повторим алфавит.
1. Назовите букву, которая стоит перед буквой “Р”. (П)
2. После буквы “З”? (И)
3. Между “С” и “У”. (Т)
4. Первая в алфавите? (А)
5. После буквы “М”. (Н)
7. Есть буква с рожками, а есть такая же без рожек? (Е)
— Какое слово у нас получилось? (ПИТАНИЕ) Тема раздела? / питание/, запись в тетрадь
— Как называется приём пищи утром? / завтрак /
— Как называется приём пищи днём? / обед /
— Как называется приём пищи вечером? / ужин /
III. Работа над темой.
Сегодня мы узнаем каким должен быть обед. /запись темы в тетрадь/.
По традиции обед – самый насыщенный прием пищи. Обед бывает обычным и праздничным. Любой обед состоит из следующих блюд:
1.Начинать обед лучше с салата или тарелки свежих овощей.
2. Основу любого обеда составляет первое блюдо ( т.е. жидкое блюдо).
Как называется такое блюдо? / СУП /
Супы могут быть горячими и холодными. / приводят примеры /
Горячие супы готовят на бульоне .
Бульон – это отвар мяса, рыбы и грибов. / запись в тетрадь /
Поэтому различают мясной (говяжий, свиной. бараний, куриный), рыбный и грибной бульон.
/объясняют, что значит каждый /
К холодным супам относят окрошку.
-Кто ел окрошку? Что это за суп? Когда лучше есть окрошку зимой или летом?
Вместо кваса для заправки окрошки рекомендуют использовать кефир, слегка разведенный обычной или минеральной водой.
Для придания первому блюду свежести и аромата максимально используют зелень. / называют какую /
КАРТОЧКА / выбери правильный ответ, подчеркни /
-Что относят к первым блюдам? салат чай суп
— Какие бывают первые блюда? холодные тёплые вкусные горячие
-Как называется отвар мяса, рыбы, грибов? суп заварка бульон
— Как называется холодный суп? гороховый окрошка борщ
Первые блюда лучше всего насыщают организм и стимулируют пищеварение. Суп помогает сохранять стройность и чувство сытости.
3.Второе блюдо. Это не жидкое блюдо.
На второе рекомендуют вам отварное, тушеное или запеченное в духовке, жареное мясо (говядина, баранина, свинина, крольчатина, куры)
Вместо мяса можно приготовить любое блюдо из рыбы.
Это могут быть сосиски, сардельки и др. виды колбасных изделий.
Гарниром к мясу могут служить каша и овощи: картофель, фасоль, спаржа, зеленый горошек, фрукты, приготовленные на пару или тушеные в духовке.
/запись в тетрадь / Гарнир – это овощи, каша, макароны и другие добавления к мясным и рыбным блюдам.
-Кто знает, что такое ФАРШ ?
Фарш -это измельчённое в мясорубке мясо./ запись в тетрадь/
Что можно приготовить из фарша? / называют, показывает/
Кто знает, что такое ФИЛЕ ?
Филе -это кусок мяса или рыбы, очищенный от костей. / запись в тетрадь /
Что можно приготовить из филе?/ показывает/
КАРТОЧКА / выбери правильный ответ, подчеркни /
№1. / I / II группа /
Как называются овощи, каша, макароны и другие добавления к мясным и рыбным блюдам?
Как называется кусок мяса или рыбы, очищенный от костей?
Как называется измельчённое в мясорубке мясо?
Как называются овощи, каша, макароны и другие добавления к мясным и рыбным блюдам?
А) добавка Б) гарнир
Как называется кусок мяса или рыбы, очищенный от костей?
Как называется измельчённое в мясорубке мясо?
3. Заканчивают обед третьи блюда. Это напитки: чай, какао, кофе, кисель, компот, сок и др.
Компот — это сладкий напиток из сваренных фруктов. / запись в тетрадь /
Какао — это напиток из семян шоколадного дерева. / запись в тетрадь /
ВЫВОД. Что относят к третьим блюдам?
Главные принципы полезного обеда:
• должен быть разнообразным
• обед должен состоять из трёх блюд
порции должны быть не большие /не переедать /
-Каким должен быть обед?
VI. Домашнее задание: повторить какой должен быть обед, изученные понятия
Цель: Углубить знания учащихся о приготовлении различных блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, с новыми для них вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.
Сообщение сведений о блюдах из овощных, рыбных и мясных продуктах, с новыми вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.
Развитие знаний, умений, навыков приготовления блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, расширение знаний о способах их приготовления, способности к обобщению, классификации, совершенствование навыков в выборе продуктов к приготовлению вторых блюд, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание аккуратности, качеств будущей хозяйки (хозяина).
Наглядные пособия. Иллюстрации и таблицы по теме «Питание», книги по кулинарии из личной библиотеки, фотографические или художественные изображения вторых блюд из мяса, овощей и рыбы, карточки для самостоятельных работ учащихся «Составь рецепт второго блюда из предложенных ингредиентов».
ТСО: Ноутбук для просмотра диска «Кулинарная энциклопедия», доска.
I. Актуализация прежних знаний.
Проверим домашнее задание.
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(«Значение вторых блюд.
Приготовление вторых блюд
из овощей, рыбных и мясных продуктов»)
-Сейчас мы выполним с вами задание «Составь первое блюдо из предложенных ингредие нтов»
(Учащимся раздаются карточки для индивидуальных работ «Составь рецепт первого блюда из предложенных ингредиентов». Предлагаются следующие блюда:
Карточка 2.Московский борщ.
Карточка 3.Тройная уха.
Карточка 4.Грибной суп-пюре.
Карточка 5.гречневый суп с курицей.
Карточка 6.Куриный суп с рисом и черносливом.
Карточка 7.Суп из баранины с овощами, ячневой крупой и кукурузой.
Карточка 8.Яичный суп с рисом и сыром.
(После выполнения задания учитель собирает карточки для индивидуальных работ и тетради.)
I. Изучение новой темы.
-Вы прекрасно справились с заданием, а сегодня мы поговорим на тему: «Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов».
Пища — одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.
Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.
У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.
Для правильной организации питания надо знать, сколько калорий в день потреблять, белков, жиров, углеводов, витаминов. Углеводов, например, много в продуктах растительного происхождения – в хлебе, крупах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах.
Витамины – это дополнение ко всему. Они оказывают большое внимание на обмен веществ, непрерывно совершающихся в организме. Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного и несколько витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, называющиеся «авитаминоз». Если в организм длительное время поступает недостаточное количество витаминов, то возникают нарушения другого рода — гиповитаминозы.
Выводы: Пища должна быть прежде всего полезной, благотворно влияющей на здоровье человека, его физическое и моральное состояние.
Из овощей мы готовим салаты — одно из лучших закусочных блюд. В меню как праздничного, так и повседневного обеда, который начинается с подачи многочисленных закусок, непременно входят первые блюда. После них радушные хозяева подают горячие вторые блюда из рыбы, птицы, из мяса свинины, говядины, баранины или из овощей. В особенных случаях в меню праздничного обеда может входить два или даже три горячих блюда.
Принят следующий порядок подачи вторых горячих блюд: рыбное, мясное и блюдо из овощей. Что именно приготовить, чтобы порадовать, а может быть даже удивить своих гостей, родных и близких, зависит от хозяйки, её вкуса и умения.
Значение вторых блюд.
Главная ценность рыбы – легкоусвояемый полноценный белок. Рыбная пища усваивается организмом легче, чем мясная. В рыбе очень много витаминов. Если в человеческом организме не хватает какого – либо витамина, который содержит рыба, это приводит к задержке роста, уменьшению массы тела, к различного рода заболеваниям.
Мясо рыбы всегда обладает приятным ароматом, который возбуждает аппетит и способствует выделению желудочного сока. В организме человека всегда должен присутствовать витамин F, а в морской рыбе он есть всегда. Витамины А, Д, Е тоже можно найти в рыбе.
Мясо рыбы весьма ценно тем, что в нём много йода, марганца, меди, цинка, необходимые для нормального обмена веществ.
-Что можно приготовить из рыбы?
(Далее просмотр диска «Кулинарная энциклопедия» :см. рецепты «Картофель с сельдью по-фински», «Рыба жареная» и другие. )
Салаты – это одна из самых больших групп кулинарных изделий. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом.
Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке, обеззараживающей продукты.
Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены, потому что их основной функцией является возбуждение аппетита. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов), чтобы ингредиенты могли пропитаться заправкой или соусом. А оформлять салаты нужно таким образом, чтобы показать все компоненты.
-Как можно нарезать?
(Ломтиком, кубиком, соломкой.)
Иногда порционные салаты из свежих овощей и фруктов подаются несмешанными, и к ним предлагаются 2-3 различные заправки на выбор. Диетологи считают, что так гораздо лучше сохраняются питательные вещества.
Готовя салат, каждая хозяйка может проявить фантазию и внести в блюдо нечто новое, изменив его вкус или внешний вид.
( См. «Кулинарную энциклопедию» раздел «На скорую руку»: салаты с мясом и рыбой, из овощей и яблок.
Запись в тетради рецепта «Салата оливье».)
Повторение Т Б при приготовлении пищи. Полезные советы.
— С целью экономии времени и сил на кухне полезно иметь часы-таймер и небольшие весы для взвешивания определёных порций продуктов.
-Чтобы не обжечься паром во время приподнимания крышки кастрюли, надо всегда под рукой иметь специальную прихватку из плотного материала.
-Для того, чтобы облегчить и ускорить процесс приготовления пищи, в домашних условиях можно сделать различные полуфабрикаты – котлеты, гуляш, фарши и потроха.
III. Закрепление нового материала.
-Что нового сегодня мы узнали на уроке?
(О значении вторых блюд из овощей, рыбы и мяса, новые рецепты блюд.)
-Какие полезные вещества содержатся во вторых блюдах?
(Во вторых блюдах содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, воды.)
-Одинаковое ли количество пищи употребляет ребёнок и взрослый человек? От чего это зависит?
( Ребёнок и взрослый человек употребляет неодинаковое количество пищи. Это зависит от возраста, от затраты энергии в сутки, от условий труда и вида труда.)
-Как нужно правильно питаться?
(Надо знать, сколько калорий в день нужно употреблять.)
-Почему у человека бывает авитаминоз?
(Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного или несколько видов витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, которые называются «авитаминоз».)
-Какие вы знаете пословицы и поговорки о еде и пище?
( «Весенний день год кормит».
«Кто не работает тот не ест».
«Аз ашасан – куп ашарсын».
«Больше думай – меньше ешь».
«Рыба гниёт с головы»).
-Когда блюдо готово, что мы говорим друг другу?
(Спасибо, приятного аппетита и другие вежливые и волшебные слова.)
-Ребята, я не зря вам принесла диск «Кулинарная энциклопедия». Посмотрите, какая маленькая вещь и как много информации помещается в ней! Целых несколько книг!
-А сейчас, ребята мы переходим к практической части. Представим себе, что сегодня к вам придут гости, и вам надо накрыть стол на несколько персон, и обязательно приготовить второе блюда. У нас много рецептов, которые мы можем сегодня выбрать.
( Раздаю каждому книги с рецептами различных блюд. Учащиеся должны выбрать среди разнообразия блюд вторые блюда.)
IV. Подведение итогов урока.
-Назовите известные вам первые и вторые блюда.
-Что нового и полезного узнали?
-Какие книги рецептов больше всего вам понравились и почему?
-Хотите ли вы пролистать их ещё раз?
-Зачем нужны вторые блюда?
-Чем они полезны, ценны?
V. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.
-Следующий урок будет проходить в столовой. Мы будем готовить с вами блюда «Винегрет» и «Селёдку под шубой». Нужно будет повторить «ТБ при приготовлении пищи», принести косынку, фартук.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник