Развитие музыкальной темы
Музыкальная тема
Способы развития музыкальной темы
«Жизнь мелодии похоже на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и наконец, умирает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться…» З.Е. Осовицкая
Строение музыкальной темы похоже на строение разговорной речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии, небольшие частицы – мотивы, объединяются во фразы.
Итак, музыкальная тема (мелодия) – это построение, выражающее главную мысль произведения, являющееся основой для дальнейшего развития (музыкальный стержень, на котором строится все произведение).
Музыкальная тема может быть написана в форме предложения или периода:
Если разобрать строение темы, то можно увидеть определенную закономерность, например то, что сама тема состоит из фраз:
Фраза
Фраза
Фраза
Фраза
Итак,музыкальная фраза – это относительно завершенная часть мелодии.Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива:
1 мотив + 2 мотив = 1 фраза
и т.д.
Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.
В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем. В гомофонно-гармоническом складе, музыкальная тема может излагаться вместе с сопровождением. В полифонических произведениях (в сложной фуге) бывает 2 — 3 музыкальных тем которые излагаются одноголосно.
Развитие музыкальной темы
Музыкальная тема, излагаемая в начале произведения, занимает ведущее положение в музыкальном произведении. Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации(от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части.
Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие.
· Повторение— самый простой прием развития. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами (куплетная форма).
Ø М.И. Глинка романс «Сомнение»
· Секвенция (от лат. «следую») — прием развития, который основан на повторении темы на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.
Ø П.И. Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»
· Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема.
Ø П.И. Чайковский Симфония №4, финал.
Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.
Музыка без темы
Музыка без темы или без смысла, называется атематической. Примеры включают двенадцатитоновые или начальные атональные работы Арнольда Шёнберга, Антона Веберна и Альбана Берга.
А. Шёнберг как то сказал: «наполнение энтузиазмом освобождает музыку от кандалов тональности, и я решил, что буду искать дальнейшую свободу выражения. Я поверил, что теперь музыка может отречься от мотивированных представлений и оставаться когерентной и понятной тем не менее.» (Шёнберг, 1975 год).
Источник
Урок 10 — 11. Способы развития темы.
Развитие – это любое изменение темы. Она может меняться полностью или частично. Существуют различные способы развития. Вот некоторые из них: повторение, секвенция – означает точное повторение темы. Оно чаще всего встречается в песнях, когда одна и та же мелодия повторяется с разными словами.
· Примером повторения темы может служить песня Шуберта «В путь», написанная в простой куплетной форме. Каждый куплет в точности повторяет мелодию предыдущего, только текст меняется. С помощью повтора передаётся монотонное журчание воды (ручья), который сопровождает в пути юношу.
Секвенция – это повторение темы на разной высоте через одинаковый интервал. Тема или её часть может повторяться точно или приблизительно.
· Пример: Шуман «Дед Мороз».
Тема сначала звучит в ля миноре, затем переходит в ре минор.
· Ещё один пример — пьеса Шумана «Смелый наездник». Первое проведение темы звучит в ля миноре. Второе проведение темы звучит здесь в низком регистре и в Фа мажоре.
Имитация – повторение темы в разных голосах. Такое явление мы уже видели в полифонической музыке. Подобный прием иногда используется в оперных ансамблях.
· Пример: Глинка. Канон 4-х героев в сцене похищения Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
Вариационное развитие – повторение темы с различными изменениями. Этот способ часто применяется в народной музыке — песнях и танцах.
Например — в пьесе А.Дюбука.
Тема 3. Музыкальные формы.
Урок 12. Форма периода.
Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Любое произведение разворачивается во времени и состоит из различных разделов. Эти разделы могут повторяться или чередоваться с новыми, а могут видоизменяться одни и те же темы-мелодии. Количество разных мелодий или тем и их чередование определяет ту или иную форму. Обозначим буквами эти мелодии-темы.
А — форма периода.
А В — простая 2-х частная форма (куплетная).
А/ В
аа/ва — простая 2-х частная репризная форма.
А В А — простая 3-х частная репризная форма.
А А1 А2 А3 — форма вариаций.
А В А С А — форма рондо.
Тема является основным строительным материалом музыкальной формы. Количество тем и их чередование определяют форму музыкального произведения. Одной темы достаточно для создания формы периода.
Строение мелодии похоже на строение речи. В речи есть слова, они складываются во фразы, а фразы – в предложения. В мелодии самая короткая частица называется мотив, несколько мотивов образуют фразу, несколько фраз – предложение, два или три предложения – период.
Самое маленькое построение в музыкальной речи — мотив. В 18 веке в Италии так называли наиболее яркий и запоминающийся мелодический оборот. Именно его напевали слушатели, выходя из театра. Мотив – это объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного – акцента. Размер мотива может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта. Фраза – это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов. Фраза может быть и слитной, не делящейся на мотивы. Предложение – это относительно законченное музыкальное построение, состоящее из двух или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом. Каданс – это заключительный музыкальный оборот.
Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение.
Рассмотрим строение мелодии в песне
· Крылатого «Крылатые качели».
Каждая мелодия проходит ряд этапов в своём развитии:
1) показ основных мотивов;
2) их развитие, приводящее к кульминации – высшей и наиболее яркой «точке» мелодии;
3) кадансирование– завершение мелодии на устойчивом обороте , приводящем к тонике.
Обычно период состоит из двух предложений. Период, в котором предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, называется периодом повторного строения. Каданс первого предложения звучит чаще неустойчиво, а второго – устойчиво, завершенно. Период – это самая маленькая, одночастная музыкальная форма. Обозначим её буквой « А». Предложения обычно делятся на фразы, а фразы — на мотивы. Они могут повторяться, варьироваться, развиваться по секвенции и достигать кульминации.
· Пример: Чайковский «Утреннее размышление». Здесь период имеет повторное строение, во втором предложении наступает кульминация – наиболее яркая точка формы, а затем – медленный спад.
Источник
Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
консультация по музыке (4 класс) на тему
Способы развития музыки. Материал для подготовки к уроку ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_muzyki.docx | 437.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные приёмы развития музыки.
Мы узнали, что тема занимает ведущее положение в музыкальном произведении. И не только благодаря запоминающейся мелодии или яркому образу, но и способности к развитию ( изменению). Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично. Развитие темы приводит к кульминации (от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части . Существует несколько приемов развития музыкальной темы: повторение, секвенция, вариационное развитие, имитация.
Самый простой прием развития – повторение . Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами. На повторении основана и секвенция (от лат. «следую») — прием развития, который усложнен тем, что тема повторяется на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.
Прослушаем фрагмент симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1888) . Эта музыка программная. Всем хорошо известны арабские сказки «1000 и одна ночь». Но Римский-Корсаков еще предваряет симфоническую сюиту программой: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин дал зарок казнить каждую из жен после первой брачной ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Две важные музыкальные темы открывают произведение: Тема Шахриара и Тема Шехеразады – они контрастны. Подберем эпитеты для каждой из них. Развертывание Темы Шехеразады плавно подводит нас к следующей теме – «Море». Мы легко узнаем, откуда она «выросла» — из Темы Шахриара. Тема Моря звучит сначала очень широко, неторопливо, покачиваясь. Постепенно характер темы меняется, представляется, что на море поднимаются волны, они все выше и выше, и вот разражается настоящая буря. Этот эффект достигнут при помощи секвенции – Тема Моря с каждым разом звучит все выше, благодаря этому и нарастет напряжение.
Развитие музыкальной темы.
Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема. Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.
Прослушаем фрагмент Симфонической фантазии «Камаринская» М. И. Глинки (1848) . Здесь звучат две русские народные темы. Первая – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», а вторая – плясовая «Камаринская». Вариационное развитие помогает Глинке приблизиться к особенностям исполнения народных мелодий. Например, часто русские народные песни начинаются с одноголосного запева, к которому постепенно добавляются голоса, варьирующие основную мелодию. Так и первая тема «Камаринской» излагается сначала одноголосно. Потом к ней добавляются новые тембры различных инструментов, пока не вступает весь оркестр. Плясовая тема также первый раз звучит одноголосно. Ее развитие напоминает разудалую народную пляску, в которой танцоры стараются удивить нас все новыми и новыми «коленцами». Наступает даже такой момент, когда композитор вообще убирает мелодию, оставляя только аккомпанемент. Но плясовая тема уже врезалась в нашу память, и нам кажется, что она продолжает звучать. Удивительнее всего переходы между темами – совершенно различные контрастные первоначально темы после развития совершенно естественно соединяются одна с другой.
В финале (4 части) 4 симфония П. И. Чайковского (1877). К омпозитор тоже использует русскую народную песню. Она настолько известна, что не нуждается в напоминании. Мы ее, конечно, узнали. Для ее развития композитор также пользуется вариационным способом развития.
Вариационное развитие помогает раскрыть музыкальную тему по-новому, более полно, с разных сторон, и это очень обогащает звучание.
Источник