Музыкально ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация

Доклад на научно-практической конференции

Скачать:

Вложение Размер
muzykalno-ritmicheskaya_i_tantsevalnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov.doc 50 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» —

выступление на августовской конференции

Тема «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

3 слайд Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой , т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.

4 слайд Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
*. развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
* учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
* формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

. Новизна педагогического опыта
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями Особенность методики, процесс обучения, строится по принципу — от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

5 слайд Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки — дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. .Систематичности и последовательности .
Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному
4 . Доступности и индивидуализации
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — «Танец дождя», «Осенний листопад», «Весёлый зоопарк».
Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
5. Наглядности — Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6 . Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, , мастер-классы. (
6 слайд Взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы

« Учимся танцевать с детьми»

, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.

7 слайд. Начальный этап. Установление контакта.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец и др.
Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
— «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад»» Веснянка» М. Красева, «как на тоненький ледок», р.н.п.,«» и др.

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», « «Новогодние игрушки» и др.

2 Основной этап.
На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («елочки», «Танец Богатырей», «

Танец Джентельменов » танец грибов» « Танец фей» « Танец гномиков).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец лисичек зайцев и мишек», «Весна пришла», «Модница» и др. « Танец снегурочек и новых годиков)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («вальс с мамой», «Танец с сердцами», «», «Весенняя полька» и т.д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание — станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную)

3 Этап (заключительный) — Анализ деятельности ребенка .
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
• Развитие факторов креативности:
Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.

. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод,
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и городских зональных мероприятиях:
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.
Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору.

3. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Источник

Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников

Вероника Афонасова
Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития

творческих способностей дошкольников

(Методическая разработка)

Афонасова Вероника Николаевна

К Е М Е Р О В О 2009

О Г Л А В Л Е Н И Е

1.1. Теоретико-методические основы формирования

художественно-творческих способностей у детей

в процессе музыкально-ритмической деятельности 3

1.2. Возможности формирования художественно-творческих

способностей средствами музыкально-ритмической

2. Содержание, формы и методы формирования

художественно-творческих способностей у детей

старшего дошкольного возраста

(практическая часть) 8

Все дети дошкольного возраста любят двигаться, особенно под

музыку. Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Поэтому одной из важнейших задач педагога, я считаю, это поддержка интереса ребёнка к самовыражению в музыкальном движении. Для этого важно научить детей тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, так как в музыкально-ритмической деятельности музыка является ведущим компонентом.

Теоретико-методические основы формирования художественно-творческих способностей у детей в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Значение музыкально-ритмической деятельности всегда подчёркивалось выдающимися педагогами – основоположниками дошкольного воспитания. Швейцарский педагог Э. Жак — Далькроз в начале 20 века разработал систему ритмического воспитания, он считал, что специально подобранные упражнения развивают у детей музыкальный слух, память, внимание пластичную выразительность.

В нашей стране музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников уделяли внимание такие педагоги, как Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Е. Н. Соковнина, А. Н. Зимина и другие. В частности, А. Н. Зимина разработала комплекс образных упражнений, с помощью которых можно научить детей свободным, лёгким, четким движениям. Этот комплекс представляет собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей и т. д. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно избирать движения,

выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полёт самолётов, некоторые действия рабочих профессий. Педагогу необходимо объяснить и показать детям выполнение этих движений. Но при этом, чтобы не помешать проявлению детского творчества, педагог не должен давать детям точные образцы движений. Он даёт примерный образец и предлагает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки. Педагог требует от детей эмоционально-выразительного исполнения образов, осознанного отношения к своей роли и более качественного выполнения движений. С. И. Бекина и её соавторы по сборникам «Музыка и

движение»,М., «Просвещение», 1983 г., главной задачей педагога считают создание эмоционального настроя у детей во время занятий Их требования

к педагогической деятельности музыкального руководителя:

художественное исполнение музыки, выразительный показ при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение, умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к развитию у детей непроизвольных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, активного творческого поиска в передаче музыкальных образов.

Н. А. Ветлугина и её творческий коллектив считают, что движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Благодаря музыкально – ритмической деятельности развиваются познавательные способности в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребёнок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Музыкально-ритмические движения заставляют ребёнка переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает особый подъём, жизнерадостность. Главный вывод этих авторов такой: занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

Творческая группа музыкальных руководителей под руководством Е. П Раевской утверждают, что музыкально-ритмическая деятельность помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма,

мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д. Для того, чтобы музыкальная игра, хоровод или

пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с

содержанием музыки. Музыкально-двигательные упражнения, предлагаемые ими в сборнике «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»,М, «Просвещение»,1991 г., помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углубление и уточнению музыкального восприятия детей.

Педагог-практик Е. Д. Макшанцева в своём сборнике «Детские забавы» говорит о том, что игры с элементами упражнений способствуют хорошему физическому развитию ребёнка, делают занятия с детьми интересными и занимательными.

Автор программы «Ритмопластика» и редактор журнала

«Музыкальная палитра» А. Буренина в номерах 2 — 4 за 2007 год

рассматривает тему музыкально-ритмической деятельности дошкольников с точки зрения воспитания у них творческих способностей. Она отмечает, что очень важна и сложна задача формирования у детей умения ориентироваться в пространстве и выполнять определённые перестроения. Для этого необходимы достаточно длительный период времени, единство требований со стороны педагогов, а также постоянное подкрепление навыков. Эффективность развития двигательных качеств зависит от возрастных, индивидуальных возможностей, систематичности занятий, от мастерства педагога. Его первая задача, по Бурениной – внушить уверенность в себе,

не делая замечаний. Главное – получение ребёнком удовольствия, радости

от самого процесса движения под музыку. Второй задачей автор считает обогащение двигательного опыта детей разнообразными телодвижениями

под музыку. Это и подражание взрослым и сверстникам, и возможность спонтанно двигаться под музыку в своё удовольствие. Третья задача – научить детей «видеть ушами», фантазировать под музыку.

Содержание, формы и методы формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами

музыкально-ритмической деятельности (практическая часть).

Мой многолетний педагогический опыт в должности музыкального руководителя вылился в создание пособия «Музыкальные образно – игровые упражнения «Пой и двигайся, как я», в котором я являюсь автором музыки, положенной на стихи Инны Светловой, комплекс движений разработан хореографом Инной Зенкевич и сборник «Хороводы и пляски для малышей и детей постарше», стихи и музыка в большинстве произведений написаны мной, а движения разработаны также И. Зенкевич. Причиной создания этих пособий стала недостаточность репертуара для младшего дошкольного возраста, насущная необходимость тематических хороводов и плясок. Пение и движение тесно связаны в этом возрасте, детям 2-4 лет легче воспринимать образы в сочетании со словами. В этом возрасте рано говорить о творчестве, в основном это репродуктивная деятельность детей. По показу взрослого, подпевая, дети способны передать и характер персонажа, и настроение музыки, эмоционально откликнуться на музыку и, особенно, пение педагога.

С детьми старшего дошкольного возраста песенки из сборника «Пой и двигайся, как я» сначала разучиваются как голосовые упражнения. Затем педагоги предлагают им самостоятельно, проявляя фантазию и творчество, выполнить соответствующие движения. Хороводы и пляски из второго сборника очень доступны для детского исполнения и в вокальном, и в двигательном отношении, дети с удовольствием исполняют этот репертуар не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной деятельности – в играх, на прогулках.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую

активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Всё это наполняет

ребёнка радостью, а создать радостным пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

1. Зимина А. Н. «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет», М., 2001г.

2. Макшанцева «Детские забавы», М., «Просвещение», 1991г.

3. «Методика музыкального воспитания в детском саду», ред. Н. А. Ветлугиной, М., «Просвещение», 1989г.

4. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», сост. Е. П. Раевская и др., М., «Просвещение»,1989г.

5. «Музыка и движение», авт. — сост. С. И. Бекина и др., М., «Просвещение», 1984г.

6. «Музыкальная палитра», № 2, 3, 4, 2007 г., стр. 2

Приложение «Пой и двигайся, как я. Музыкальные

образно – игровые упражнения»

Приложение «Хороводы и пляски для малышей и детей постарше»

Р Е Ц Е Н З И Я

на методическую разработку «Пой и двигайся, как я. Музыкальные образно-игровые упражнения» В. Афонасовой

Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте – наиболее сензитивном периоде для усвоения способов творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

— выявлена роль музыкально-ритмической деятельности для формирования художественно-творческих способностей;

— определена сущность и структура специальных компонентов художественно-творческих способностей к музыкально-ритмической деятельности;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия их целенаправленного формирования;

— предложена система формирования художественно-творческих способностей у детей.

Аттестуемая является автором музыкальных сочинений, посвящённых композициям движений. Музыке принадлежит особая роль из-за её эмоционального воздействия на ребёнка, на весь его организм, когда эмоции являются главным регулятором поведения и формирования личности. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала, что является важным фактором для детей дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей.

Музыкальный материал объединяется в единый комплекс: музыка, драматизация, пластика, танец, пение.

В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, происходит активное формирование как специальных способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуру художественно-творческих способностей, таких, как эмоциональная отзывчивость, интеллект, инициатива, творческая активность, поиск нестандартных способов передачи замысла и т. д.

Практическая часть может быть предложена педагогам начальных классов, музыкальным руководителям и хореографам детских садов. Музыкальные сочинения расширят художественно-эстетические впечатления дошкольников, а также дополнят содержание преподавания и могут быть использованы при повышении квалификации педагогов, музыкальных руководителей и т. д.

Доцент кафедры гуманитарных и художественно эстетических дисциплин КРИПК и ПРО Н. В. Лёзова

Источник

Читайте также:  Метод прогнозирования это совокупность способов
Оцените статью
Разные способы