Муляжный способ конструирования одежды это

Муляжный способ конструирования одежды это

или как его еще называют: Метод наколки или макетирование.

Древнейший из способов создания моделей одежды и, тем не менее, актуальный и на сегодняшний день, представляющий неограниченные возможности для творчества профессионалам в области швейного дела и художникам — модельерам…

Муляжный метод изготовления конструкции изделия (метод наколки, макетирования или моделирования на манекене) – это один из способов создания конструкции одежды из бумаги или ткани на манекене или непосредственно на манекенщице с помощью булавок. Этим методом можно увидеть наиболее точное и реальное представление о форме, способствует объёмному восприятию ткани, позволяет прочувствовать пропорциональное расположение всех деталей между собой и во всей форме в целом.

Макетирование позволяет создать заданную форму наглядными приёмами с учетом данной фигуры человека и ее естественных пропорций, грамотно откорректировать на фигуре (манекене) построенную расчетно-графическим методом конструкцию.

Существует три способа наколки.
1 – наколка на отдельных квадратных или прямоугольных кусках макетной ткани. Данным способом можно облегчить разработку конструкции, экономно и рационально использовать макетную ткань, упрощает создание детальной выкройки.
2 – комбинированный, при котором наколку производят на готовой основе. Готовую основу лифа, рукава, воротника или юбки закрепляют на манекене или манекенщице и постепенно меняют форму в той части тела, где это необходимо. Данный способ ускоряет и упрощает процесс моделирования.
3 – способ создания новой формы на основе целого неразрезанного куска макетного полотна или ткани, которая предназначена для создания модели. Этим способом создают новые наиболее сложные формы в одежде.

Для наколки макета нужны: ткань, булавки, ножницы, тесьма, мел, цветные карандаши, сантиметровая лента, линейка, манекен.

Метод наколки преследует две цели. Первая – поиск наиболее оптимальной и выразительной формы одежды через ее объемное изображение, определение наиболее правильного и гармоничного месторасположения конструктивных элементов (пропорции изделия). Вторая – использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы, нахождение ее пластических свойств.

С помощью наколки можно увидеть «живой эскиз» и образ модели, не говоря уже о том, что данный метод позволяет создавать изделия с идеальной посадкой на фигуре. Следовательно, муляжный метод в проектировании и изготовлении костюма правильнее использовать как средство творческого и гармонического поиска объемных форм изделия, ее деталей; как средство проверки возможности применения материалов с различными пластическими свойствами; как способ изготовления выкроек, найденных объемов и форм; как метод раскроя тканей без предварительно сделанных конструкций.

Источник

Метод конструирования одежды муляжированием

Муляжный метод встречается в литературе под названиями метода муляжирования, метода наколки или макетирования; относится к прибли­женным методам конструирования одежды. Этот метод используют мо­дельеры-дизайнеры при создании подиумных, эксклюзивных моделей и исторических костюмов. Возможно его применение и для разработки кон­струкций сложных покроев одежды или ее отдельных частей.

Размеры и форму деталей изделия получают, накалывая макетную ткань, бумагу или основной материал на манекен или фигуру. Наколка помогает получить реальное представление о форме проектируемого из­делия, наметить места расположения конструктивных и декоративных ли­ний в модели.

Существуют три способа выполнения наколки.

Первый способ — это наколка из отдельных кусков макетной ткани; размеры кусков зависят от размеров и формы деталей изделия.

Второй способ — комбинированный, т.е. используется базовая основа изделия, а при наколке изменяют форму лифа, юбки, рукава, воротника в той их части, где это требуется по модели.

При третьем способе наколки новая форма изделия (обычно более сложная) создается на основе целого куска макетной ткани или ткани, предназначенной для изготовления модели. Такая наколка выполняется, как правило, на фигуре человека и требует от исполнителя большого мас­терства, опыта и знаний.

Основное требование наколки — это правильное расположение на ма­кетной ткани нитей основы и утка, которое должно соответствовать их расположению на деталях одежды.

Для выполнения наколок необходимо предварительно подготовить ма­кетную ткань и фигуру или манекен. Следует придерживаться определен­ной последовательности действий.

1. Подготовка манекена (фигуры) к муляжированию. Проверить правильность расположения швов на ткани, обтягивающей манекен, при необходимости уточнить их положение с помощью отвеса. Для выполнения наколки на фигуре манекенщицы рекомендуется использовать макет лифа из ткани длиной до бедер с намеченными конструктивными линиями груди, талии, середины спинки и лифа. Чтобы обеспечить правильность баланса изделия, манекенщица должна быть в обуви с соответствующей вы­сотой каблука, на нее должен падать свет. Наколку выполняют на правой стороне. Изредка следует отходить и проверять те или иные линии на расстоянии.

2. Подготовка макетной ткани. Для наколки используют тонкую хлоп­чатобумажную ткань, бумагу или материал проектируемого изделия. Перед началом выполнения наколки обрезают кромки на ткани и вырезают кусок требуемого размера. Размер куска определяют с учетом соответствующих измерений фигуры, прибавляя к ним не менее 8,0 см. На ткань сметочными стежками, а на бумагу карандашом наносят вертикальные и горизонтальные линии. Вертикальные линии середины спинки и переда наносят, отступая 2,0 — 3,0 см от края, горизонтальную линию груди (по нити утка) — на расстоянии 25,0 — 30,0 см от верхнего среза.

Для выполнения наколки юбки выкраивают два куска ткани, ширина которых равна Сб + 5,0 см.

Для выполнения наколки рукава ткань выкраивают по длине, равной длине рукава плюс 3,0 — 5,0 см, а по ширине с учетом размерного призна­ка Оп плюс 15,0 см. Линии намечают посередине куска и по нити утка — по линии основания оката на расстоянии 18,0 см от верхнего края.

Читайте также:  Вид излучения проникающая способность поражающая способность способ защиты таблица

Для выполнения наколок воротников размеры куска ткани зависят от 18 вида и размеров воротника.

3. Выполнение наколки. Рассмотрим этот этап работы на примере пе­реда лифа (рисунок 4.1). Основной конструктивной особенностью этой детали в женской одежде является наличие нагрудной вытачки.

Наколку начинают, прикладывая ткань по линии середины переда, со­вмещая с ней нить основы. Распределяя ткань, следят за тем, чтобы в об­ласти плеча оставался необходимый запас на скалывание плечевых срезов, равный не менее 2,0 см. По линии середины переда закалывают три бу­лавки: первую — на линии груди, вторую — на линии талии, третью — у гор­ловины. При скалывании первой булавкой следят за совмещением нане­сенной на ткани нити утка с линией груди. Четвертой булавкой закрепля­ют ткань у вершины горловины, срезая излишки ткани по линии горлови­ны (рисунок 4.1, а).

Нагрудную вытачку намечают на расстоянии 3,0 — 4,0 см от вершины горловины. Чтобы правильно определить раствор вытачки, необходимо помнить, что нить утка должна проходить горизонтально от бокового шва до выступающей точки груди.

Определив правильно направление нити утка, ткань закрепляют пятой булавкой в области выступающей точки груди (рисунок 4.1, б). Предваритель­но намечают величину раствора вытачки, проверяя при этом положение 7 бокового среза на ткани. Боковой срез должен располагаться строго вер­тикально. После определения раствора нагрудной вытачки ее нужно на­править, заколов булавками, на выступающую точку груди (рисунок 4.1, в).

При оформлении вытачек на линии талии очень важно правильно на­метить боковой шов. Для этого по линии конца плечевого шва проклады­вают тесьму, к концу которой привязывают небольшой груз. Тесьма, натя­гиваясь, дает строго вертикальное направление бокового шва (рисунок 4.1, г). Полочку временно накалывают по линии бокового шва.

После этого намечают линию талии с помощью булавок или тесьмы (рисунок 4.1, д). Выше линии талии излишек ткани закалывают в вытачку от линии талии до выступающей точки груди. При этом нужно следить, что­бы нити основы и утка до вытачки и после нее располагались под прямым углом друг к другу, а середина вытачки совпадала с долевой нитью.

Рисунок 4.1 – Внешний вид наколки переда изделия

4. После проверки правильности выполнения наколок спинки и переда скалывают плечевой и боковой швы, вынимая временные булавки. Излишки ткани обрезают, оставляя припуск 2,0 см; проверяют правильность положения всех вертикальных и горизонтальных линий; контролируют положение вытачек. Наиболее эстетично выглядят вытачки, находящиеся на одной вертикали (нагрудная и передняя, плечевая и задняя).

Контур линии проймы определяют по четырем точкам — линии груди и лопаток, линий плечевого и бокового швов. По намеченным точкам прой­му очерчивают и срезают излишки ткани, оставив припуск 2,0 см.

Далее выравнивают общую линию низа переда и спинки. Проверяют
весь лиф целиком, отойдя на расстояние. Контуры всех участков обводят
карандашом.

5. Лиф снимают и уточняют наколку на столе. Ткань расправляют и
проутюживают. Конструктивные линии наколки выравнивают под линей­ку и лекало. Перед и спинку кладут так, чтобы линии их середины были параллельны. Для получения чертежа конструкции контуры наколки пере­водят с помощью резца на бумагу и обводят карандашом.

Источник

Муляжный метод проектирования одежды

Индивидуальный творческий проект по технологии

Скачать:

Вложение Размер
artemeva_18.docx 541.11 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска

«Средняя общеобразовательная школа №63»

Проект на тему: Муляжный метод проектирования одежды

Выполнила Артемьева Екатерина

Руководитель Шевелева Наталья Сергеевна

Обоснование темы проекта

Обоснование темы проекта

Одежда и ее отдельные части образуют в готовом виде объемную, пространственную поверхность. Выкраивают детали одежды из плоских материалов. Поэтому одной из основных задач конструирования одежды является получение из плоского материала оболочек тел пространственной формы – построение разверток деталей одежды. При пошиве изделия мы чаще всего берем готовую выкройку из журналов мод, иногда выполняем построение чертежа сами, если шьем несложную вещь. Но ведь раньше, до того, как придумали выкройки, конструировали иначе! Как? Меня заинтересовал этот вопрос. Я решила сшить платье- образец , используя непривычный нам способ проектирования модели. Актуальность данной темы наглядна- если это не сложно, то можно использовать данный способ для пошива различных вещей, не переводя выкройки, не делая чертежи и не выполняя различные расчеты.

Цель: Пошив платья

1.Изучить теоретические сведения о муляжном методе проектирования одежды

2.Научиться делать наколку на манекене

3. Узнать технологические особенности проектирования при методе наколок

Изготовление изделия при помощи метода наколок

Муляжный метод проектирования одежды

Сбор теоретического материала, практическая работа.

1.Сбор теоретического материала

5.Подведение итогов, демонстрация образца на модели

Понятие конструирования одежды

Конструкция – это чертеж, который наглядно демонстрирует расположение деталей, силуэт, покрой, модельные линии швейного или трикотажного изделия. Качество уже готовой одежды зависит от точности снятых мерок или взятых за основу стандартов, от качества расчетов и от выбранной методики конструирования. Для создания конструкции необходимо тщательно изучить рисунок, проанализировать пропорции и детали. Затем снимаются мерки с фигуры или берутся стандартные параметры, включая и длину изделия, выполняется расчет по формулам и делается построение чертежа.

Для практического применения в современной отечественной и мировой школе кроя используются две принципиальные системы конструирования:

Каждая методика кроя имеет особенности и характеристики.

Расчетные методы подразделяются на — расчетно-графические, пропорционально-расчетные, расчетно-аналитические, и клиентоориентированные. Формирование расчетных методов конструирования одежды началось в конце 18 — начале 19 вв. Высококвалифицированные закройщики, обобщив свой опыт работы, стали применять несложные расчеты и графические построения для предварительной разработки чертежей кроя. Известно несколько десятков расчетных методов.

Во второй половине 19 века с появлением сантиметра как общей единицы измерения, появились и системы кроя, которые пытались с помощью формул описать контур фигуры человека. За основу, как правило, принималась условно-типовая фигура определенного размера и, отталкиваясь от нее, пытались описать фигуры других размеров.

Если оценить уровень сложности и точности построения можно сказать, что наиболее сложными и наименее точными были первые расчетно – графические методы кроя.

С появлением необходимости массового пошива одежды большое распространение получили расчетно-аналитические методы – ЕМКО ЦНИИШП, ЕМКО СЭВ.

С 1959г. ЦНИИШП (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности) проводил работы по созданию единой методики конструирования мужской, женской и детской одежды (ЕМКО). В основу единой методики был положен расчетно-аналитический метод, по которому чертежи конструкции строят путем геометрических разверток сглаженного контура фигуры человека с припусками на свободное облегание и декоративное оформление. В основу положены таблицы измерений, полученных на базе измерений. Расчетно-аналитический метод, предусматривает единый подход к конструированию мужской, женской и детской одежды. Сложность построения была не только в большом количестве снимаемых мерок и просчитываемых формул, но и в сложной системе прибавок на свободу облеганияЭти припуски выбирались, опираясь на интуицию. Это было трудно не только для начинающего, но и для опытного конструктора. И конструктор, потративший много часов на чертеж, и не получивший должного результата, приходил к выводу, что уж если не избежать примерок и подгонок, удобнее было бы пользоваться упрощенным способом построения первичного чертежа или совершенствовать уже проверенные и отработанные конструкции. Чаще использовали готовые типовые лекала или выполняли подгонку по фигуре методом муляжа на примерке.

Тот, кто никогда не сталкивался с кроем, никогда не задумывался над отличием одной фигуры от другой. Но, тем не менее, каждый из нас приходит в магазин и выбирает себе одежду определенного размера. Но что такое размер? Это, часто, обхват груди, талии, бедер, рост. И мы верим, что, беря, например 44 размер (обхват груди 88см), мы заведомо получаем отлично сидящую вещь. Нет. Ведь, при одном и том же обхвате у человека может быть узкая спина и большая грудь, у другого, при том же обхвате – плоская грудь и широкая спина.

Вот эти – то особенности и не могли учесть расчетно-графические и расчетно-аналитические системы кроя, главным достижением которых является создание методик для массового пошива.

В своем проекте я рассмотрю муляжные методы проектирования.

Метод наколки или макетирование.

Древнейший из способов создания моделей одежды и, тем не менее, актуальный и на сегодняшний день, представляющий неограниченные возможности для творчества профессионалам в области швейного дела и художникам — модельерам…

Муляжный метод изготовления конструкции изделия (метод наколки, макетирования или моделирования на манекене) – это один из способов создания конструкции одежды из бумаги или ткани на манекене или непосредственно на манекенщице с помощью булавок. Этим методом можно увидеть наиболее точное и реальное представление о форме, способствует объёмному восприятию ткани, позволяет прочувствовать пропорциональное расположение всех деталей между собой и во всей форме в целом.

Макетирование позволяет создать заданную форму наглядными приёмами с учетом данной фигуры человека и ее естественных пропорций, грамотно откорректировать на фигуре (манекене) построенную расчетно-графическим методом конструкцию.

Затем контуры и выбранные объемы переносятся на бумагу. Выкроенный материал собирается в изделие с последующей примеркой для уточнения линий на статичной фигуре или манекене.

Этот метод называется также макетным (или методом наколки), так как используется для изготовления макетов первых образцов изделия с помощью булавок.

Во времена бурного развития промышленного производства одежды этот метод оказался на грани исчезновения, но сохранился благодаря передаче этих знаний из поколения в поколение портными индивидуального пошива.

Возрождение этого метода и широкое распространение в нашей стране во многом обязано, в том числе и модельеру Вячеславу Зайцеву.

Муляжный метод применяется в современном конструировании для моделирования:

  • уникальных предметов одежды уровня “haute couture”;
  • изделий сложного кроя с драпировками и деталями сложной формы;
  • моделей для нестандартной фигуры;
  • моделей кроеного и верхнего трикотажа;
  • корсетных изделий;
  • исторического костюма.

Достоинство метода макетирования в возможности учесть особенности фигуры и технические характеристики ткани – драпируемость и пластичность. Она дает возможность увидеть форму и пропорции изделия до его сборки без предварительных расчетов. В то же время метод наколки требует особых знаний – принципов зрительного восприятия, основ конструирования и особенности конкретной методики.

Наколка и муляж — очень близкие понятия. Иногда их трудно разграничить.

Метод наколки — метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры. Этот метод уникален, им можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок; при поиске новых форм авангардного направления. Наколкой пользуются также при моделировании на нестандартную фигуру.

Наколка осуществляется на манекене в натуральную величину или на живой фигуре манекенщицы или заказчика. Если наколка производится на живой фигуре, то для удобства и точности посадки формы используют специальные нагрудники или производят наколку на плотно сидящую на теле трикотажную майку или футболку. На манекене, так же как и на живой фигуре, обязательно предварительно прокладывают тесьму или кромки ткани, отмечая конструктивные пояса по окружности шеи, окружности груди по выступающим точкам, окружности талии, окружности бедер по самым выступающим частям ягодиц или на 20 см ниже линии талии (если бедра имеют сглаженную форму), а также линию плеча, середину переда, середину спины, середину бока. Наколку проводят по правой стороне манекена или манекенщицы. Булавки необходимо вкалывать в одном направлении (горизонтальном, вертикальном, диагональном, справа налево или слева направо (для левшей), чтобы в процессе наколки не поранить руку. Для портновских булавок необходимо приготовить браслет для вкалывания булавок. Нельзя булавки брать в рот.

Макетная ткань должна быть четкой структуры, достаточно аппретированной, чтобы наколка не перекашивалась в разных направлениях. Нити основы и нити утка должны хорошо просматриваться. Основное правило наколки — соответствие вертикали направлению нитей основы макетной ткани и соответствие горизонталей направлению нитей утка макетной ткани.

Существует несколько видов наколки:

1.наколка готовой выкройки, полученной расчетным способом; переводной готовой выкройки или с использованием базовых лекал, с последующей подгонкой по фигуре (или по манекену);

2.наколка кусков ткани, размеры которых вычисляются приблизительно. Берутся отдельные куски ткани для переда, для спинки, для рукава и т.д.;

наколка целого куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды. Сюда относится прием «несшитой» одежды;

3.наколка-примерка, при которой производится посадка на живой фигуре с одновременным устранением дефектов посадки. Такая наколка проводится из ткани модели, а не из макетной ткани.

Сам прием накалывания может выполняться двумя способами:

1) на лицевой поверхности ткани с одновременным убиранием швов, вы

тачек и др. на изнаночную сторону. Это традиционный прием накалывания;

2) «встык», когда все швы, вытачки выводятся на лицевую сторону и ска-

лываются между собой встык, на ребро. Такой метод сравнительно новый, при нем наколка упрощается, так как детали не надо подворачивать. Кроме того, вытачки, заложенные на ребро, в современной моде могут играть декоративную роль.

Метод наколки преследует две цели .

Первая – поиск наиболее оптимальной и выразительной формы одежды через ее объемное изображение, определение наиболее правильного и гармоничного месторасположения конструктивных элементов (пропорции изделия).

Вторая – использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы, нахождение ее пластических свойств.

С помощью наколки можно увидеть «живой эскиз» и образ модели, не говоря уже о том, что данный метод позволяет создавать изделия с идеальной посадкой на фигуре. Следовательно, муляжный метод в проектировании и изготовлении костюма правильнее использовать как средство творческого и гармонического поиска объемных форм изделия, ее деталей; как средство проверки возможности применения материалов с различными пластическими свойствами; как способ изготовления выкроек, найденных объемов и форм; как метод раскроя тканей без предварительно сделанных конструкций.

Однако это достаточно дорогой метод, потому что нужно работать от целого куска ткани, постепенно отрезая все лишнее. На создание модели можно потратить не один день. Со стороны метод наколки кажется простым и доступным, но без определенных знаний, безусловного вкуса и большого профессионального мастерства работать с методом невозможно. И даже при высокой квалификации, точность получения основ одежды наколкой недостаточно высока. Поэтому метод наколки не пригоден для массового изготовления одежды в промышленных условиях, зато с успехом применяется многими дизайнерами для создания необычных форм одежды.

Муляжный метод применяют при изготовлении театральных костюмов, при моделировании и конструировании женской одежды, где могут встречаться детали, вытачки и драпировки сложной формы, при конструировании одежды для фигуры с аномальными отклонениями, при конструировании корсетных изделий.

Для наколки макета нужны: ткань, булавки, ножницы, тесьма, мел, цветные карандаши, сантиметровая лента, линейка, манекен.

Для выполнения проекта я выбрала модель платья, отрезного по линии талии, плотно облегающего фигуру. Ткань была подобрана в соответствии с требованиями к макетной ткани- плотная, хорошо держащая форму. На манекене были определены основные линии- линия груди, линия талии, линия центра, а на ткани- направление нити основы, которая должна идти строго по вертикали. Макетирование выполнялось от целого куска ткани по правой стороне манекена с последующим симметричным переносом всех линий кроя.

Нижняя часть изделия кроилась в виде прямоугольника с заданной длиной изделия. Но вначале закладывались складки, а затем нижняя и верхняя части скалывались на манекене и подгонялись.

После проведения примерки и подгонки платья на фигуре выполнялась поузловая обработка изделия, притачивание замка молнии, декоративных элементов, влажно- тепловая обработка и окончательная отделка.

Таким образом, в результате работы над проектом, я сшила модель платья, используя муляжный метод конструирования. Это позволило мне точно подогнать изделие по фигуре с минимальными изменениями после примерки. Но в этом конкретном случае манекен почти точно соответствовал размерным характеристикам человека, на которого шилось платье. Для удачного эксперимента я решила следующие задачи- изучила теоретические сведения о муляжном методе проектирования одежды, научилась делать наколку на манекене, узнала технологические особенности проектирования при методе наколок.

Источник

Читайте также:  Chelated zinc 50 mg способ применения
Оцените статью
Разные способы