- Мастер-класс: создание лоскутной мозаики в технике нуновойлок… Очень красивый декор при помощи техники валяния!
- XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
- Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство
- Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Мастер-класс: создание лоскутной мозаики в технике нуновойлок… Очень красивый декор при помощи техники валяния!
Перфекционизм иногда губителен. Сколько уже собираюсь чем-нибудь поделиться , а в голове сидит маленький вредный тролль и все ему не нравится. То фотографии не устраивают , то тема мастер-класса , то еще какая-нибудь мелочь. Так и сижу себе в норке , накапливаю знания , а с оформлением никак не выходит.
Надоел он мне , этот червячок в мозгу , а пока я его прогнала , расскажу , как создать один из вариантов мозаичного ( или лоскутного) узора в войлоке.
Для работы нам понадобятся следующие материалы:
- Декорируемая поверхность.
- Контрастные швейные нитки п/э.
- Кусочки тканей для декора. У меня здесь натуральный шифон и атлас , искусственный атлас , несколько видов гипюра , панбархат , искусственный шифон , ткань-сетка .
- Пайетки , объемная пряжа.
Гипюр трех цветов:
В моем случае отснят процесс украшения рукава для пальто. Здесь выложен вертикально армирующий слой вискозы и два диагональных слоя шерсти. Для нашего декора раскладка не принципиальна. Вы можете так украсить сумку , шапку , коврик или войлочную вазу , и шерсть и раскладка может быть абсолютно разная. Главное , что нам необходимо сделать — это очень качественно намочить и прижать шерсть. Я использую мыльную воду и прижимаю раскладку руками и полотенцем через тонкую пленку ( мусорный пакет). Основа под пленкой должна стать абсолютно гладкой , без рыхлых сухих мест , при этом нежелательно большое количество воды , на очень мокрой раскладке тяжело работать.
На подготовленную основу швейными нитками выкладываем контуры будущего рисунка.
Решаем , какая ткань в каком «окошке» будет жить. Для этого берем обрезки тканей ( можно класть кусочки кромки) и раскладываем их по своему желанию. Переставляем так и эдак , чтобы ткани красиво чередовались. Если делаем одежду — заботимся о том , чтобы в определенных местах не было слишком ярких или жестких тканей. Например , на талии логично положить темные кусочки , а на локтях , воротнике , загривке не нужны пайетки.
Когда набросок нас устроит , добавляем фактурные детали. Под шифон выкладываем пайетки , под гипюр и пан-бархат — кусочки объемной пряжи , под искусственный шелк-атлас класть ничего не стоит. Можно так же ламинировать неппсы , слабсы , ровницу , кусочки плотных тканей и так далее.
После того , как мы разложили наши «сокровища», начинаем аккуратно выкладывать ткани , согласно «купленным билетам». Снимаем кусочек-маркер , кладем на его место кусочек ткани. Ткани можно вырезать по контуру или делать куски произвольной формы и затем драпировать их в складочки.
Когда все кусочки тканей лежат на своих местах , находим кончики ниток , которыми мы рисовали набросок , и легко вытягиваем их из-под рисунка.
В промежутках между кусочками тканей выкладываем тонкие прядки шерсти. Шерсть должна прикрывать края тканей.
На СУХУЮ шерсть выкладываем контур нашей мозаики. У меня это ткань-сетка , скрупулезно порезанная на полосы. Можно ее присыпать тонюсенькими прядками шерсти , чтобы лучше привалялась.
Еще раз сбрызгиваем все водой , накрываем пакетом и прижимаем. Снимаем пакет и любуемся красотой. Если шерсть расплылась и сильно залезла на ткани — пальчиками аккуратно подбиваем ее ближе к контуру. Главное , не откройте случайно срезов тканей ( особенно искусственных), они могут съехать под машинкой и не приваляться.
Проходим нашу раскладку ВШМ. Чтобы все качественно схватилось — я сначала немного жужжу через пакет , потом снимаю его и долго работаю «по живому», стараюсь переставлять машинку в разных направлениях , жужжу очень долго , «перекатываю» машинкой с пятки на носок.
Когда все ткани хорошо сцепились с поверхностью — можно продолжать валяние привычными для вас способами. От себя рекомендую катание в рулоне до конечного результата. Конечно , это долго и довольно тяжело , но зато шерсть пролезет сквозь ткани по минимуму , сохранив фактуру и красоту материалов.
Вот такая в итоге получилась фактура.
Если вам был интересен этот маленький мастер-класс , пожалуйста , нажмите кнопочку «нравится». Я буду знать , что не зря стараюсь , и ваша поддержка вдохновит меня на публикацию новых уроков.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство
Валяние войлока – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Войлок (англ.felt; нем.filz; тюркск.ajluk-покров,покрывало) — вид непряденого текстиля из натуральной шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы. Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер.
Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким. Казахские, киргизские, туркменские войлочные ковры – кошмы также служили для укрепления и утепления жилища и повозок.
Целью нашей работы является: изучение традиции обработки войлока у кочевых народов.
1. Познакомиться с искусством войлоковаляния.
2.Изучить приемы обработки войлока у кочевых народов.
3.Рассмотреть современные приемы обработки войлока.
Овечья шерсть уникальное сырье для изготовления одежды, обуви благоприятно влияющей на здоровье человека. Нет в мире волокон, равных ей по валкоспособности, гигроскопичности, эластичности упругости.
Востребованность в продукции из войлока обуславливается высокими потребительскими свойствами овечьей шерсти. Ее свойство аккумулировать влагy и при этом отдавать тепло лежит в основе использования данного материала в производстве элементов одежды, обеспечивающей высокий уровень комфортности и снижение риска простудных заболеваний.
Овечья шерсть содержит особое вещество ланолин, благодаря которому шерстяные волокна обладают противоаллергическими и противовоспалительными свойствами. Непосредственно воздействуя на рецепторы кожи, шерстяные волокна ускоряют регенерационные процессы в клетке, осуществляют микромассаж, что приводит к усилению микроциркуляции крови и способствует заживлению ран. При трении волокон друг о друга создается электростатическое ложе, обуславливающее огромный оздоровительный эффект. Обувь из войлока адсорбирует выделяемый из кожи стопы пот, одновременно сохраняя тепло, что препятствует появлению запаха, развитию грибковых заболеваний ступней. Прогревание сухим теплом успокаивает суставные ревматические боли. Максимальный эффект достигается за счет ежедневной носки изделий 3].
В ремесленном производстве начали использовать специальные приспособления, облегчавшие процесс валяния. Позднее было налажено промышленное производство тонкого войлока – ФЕТРА. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно.
С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:
аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы — ткань, кожа;
мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку;
иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками; изредка встречается роспись по войлоку кошмы [4].
Известны с древних времен целебные силы войлока. Войлок — это древнейший материал, популярный сегодня в Европе, и до сих пор сохранивший ручной способ производства. Существует много теорий о том, где и когда появился войлок. Одна из них о том, что он появился где-то в Центральной Азии у кочевых народов. В Киргизии и Казахстане всю дорогу носят шапки из войлока от солнца.Вековые традиции зачастую очень органично вписываются в жизнь современного человека. Сама технология производства войлока выглядит так: шерсть валяется 5 часов всухую, потом укладывается в форму при помощи деревянной колодки и затем еще несколько часов валяется в воде. Следующий этап — сутки вымачивания формы в соляном растворе. Вообще добиться правильного войлока, который не будет потом садиться от влаги и деформироваться, непросто. Это целая наука. А художественные возможности войлока и сегодня привлекают производственников к созданию уникальных товаров [4].
В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д.
Мокрое валяние – традиционный ручной способ изготовления при котором войлок формируется под воздействием горячей воды или пара, когда шерсть взаимодействует с водой и мылом. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные панно, так и объёмные изделия — сумки, головные уборы, игрушки.
Сухое валяние. Техника сухого валяния, фелтинг- это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, после чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. В этой технике создают объёмные скульптуры и игрушки[1].
Растущий интерес к созданию изделий из войлока в наши дни связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества.
Таким образом, войлоковаляние — в современном мире переживает второе рождение и становится более доступным для освоения техники войлоковаляния каждому желающему.
Ишмуратов Х.Г., Губайдуллин Н.М., Косолапов В.М., Маннапов А.Г., Фицев А.И., Андреева А.Е., Гафарова Ф.М. Практикум по технологии производства и переработки животноводческой продукции. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Москва, 2010.
Тихонова Н.А., Гафарова Ф.М. Методика научных исследований. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2008. Сер. Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений.
Усманов Ш.Г. овцеводство и козоводство.В сборнике: Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан Гусманов У.Г., Ахатова И.А., Исаев Э.Ф., Исмагилов Р.Р., Баширов Р.М., Ильязов Р.Г., Гусманов Р.У., Гусманов Р.У., Шутьков У.Г., Коваленко Н.А. Российская академия сельскохозяйственных наук, Академия Наук РБ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет Башкирский НИИ сельского хозяйства РАСХН. Уфа, 2012. С. 310-314.
Усманов Ш.Г. П роизводство шерсти. В сборнике: Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан Гусманов У.Г., Ахатова И.А., Исаев Э.Ф., Исмагилов Р.Р., Баширов Р.М., Ильязов Р.Г., Гусманов Р.У., Гусманов Р.У., Шутьков У.Г., Коваленко Н.А. Российская академия сельскохозяйственных наук, Академия Наук РБ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет Башкирский НИИ сельского хозяйства РАСХН. Уфа, 2012. С. 410-413.
Источник
Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство
Валяние войлока – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Войлок (англ.felt; нем.filz; тюркск.ajluk-покров,покрывало) — вид непряденого текстиля из натуральной шерсти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Общие сведения о войлоковолянии
- Приемы обработки войлока у кочевых народов
- Современные приемы обработки войлока
Список использованной литературы
Валяние войлока – пожалуй, самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Войлок (англ.felt; нем.filz; тюркск.ajluk-покров,покрывало) — вид непряденого текстиля из натуральной шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы. Так, к первейшему упоминанию о войлоке относится легенда о том, что первый валяный ковер был найден на Ноевом Ковчеге, где овечья шерсть, падающая на пол, намокала и сбивалась копытами. Когда же овцы покинули Ковчег, то в Ковчеге остался свалянный овцами ковер.
Войлоковаляние- древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения.
Обработка войлока с древности был развит у кочевых народов.Используя для домашних нужд — делали ковры, ширдыки,дорожки, войлочные подушки, дорожные сумки, чулки, накидки для животных. Однако у всех народов были свои особенности обработки войлока.
Оседлые народы со временем переняли секреты изготовления войлочных изделий. Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки — тканые и потом подваляные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды. Считается, что в России войлок появился в эпоху монголо-татарского ига. В России понятие «войлок» связано в первую очередь с валенками, войлок также традиционно использовался для хозяйственных нужд как теплоизолятор.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников – юрта – состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока – он предохранял от дождя, холода или жары, и, кроме того, был достаточно легким. Казахские, киргизские, туркменские войлочные ковры – кошмы также служили для укрепления и утепления жилища и повозок.
Тема исследования: Войлоковаляние–древнейшее текстильное искусство.
Цель исследования: изучить традиции обработки войлока у кочевых народов.
1. Познакомиться с искусством войлоковаляния.
2.Изучить приемы обработки войлока у кочевых народов.
3.Рассмотреть современные приемы обработки войлока.
1.Войлоковаляние-древнейшее текстильное искусство.
Валяние войлока- самая древняя техника изготовления изделий из шерсти. Сам войлок существует столько же, сколько существуют на Земле овцы, кони, козы.
Одни из самых древних войлочных изделий археологи обнаружили в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая, впервые были обнаружены целые предметы одежды,конское убранство, мягкая утварь.В прошлом веке в каждой семье валяли войлок для домашних нужд.Делали ширдыки, дорожные сумки, попоны, чулки.
Для многих народов, особенно кочевых был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной накидкой. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от жары и холода.
Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.
Войлоковалянием интересуются многие ученые. Так, в 2009 году в городе Казани проходил международный симпозиум «Искусство войлока в тюрском мире: история и современность». Принимали участие не только народные умельцы, но и ученые и чиновники, всерьез увлеченные возрождением валяния войлока.
Чтобы узнать секреты изготовления войлока калмыками я познакомилась с Адьяевой Екатериной Лиджиевной, которая занимается этим редким ремеслом. Также побывала в музее, где ознакомилась с образцами старинных войлочных изделий. Еще я узнала, что в п.Кетченеры проживает ДорджиНандышев, один из немногих калмыков, владеющий мастерством войлоковаляния, которое передалось ему отбабушки.
Валяние войлока принято считать изобретением кочевников. Традиционное жилище кочевников- юрта — состоит из деревянных решеток и крупных кусков свалянного вручную войлока. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока- он защищает отдождя, холода или жары, и очень прочный и легкий.
У разных народов мира много традиций обработки войлока и практически все изделия использовались для быта.
2. Приемы обработки войлока у кочевых народов.
Войлоковаляние – это традиционное занятие кочевых народов. В первой половине прошлого века в каждой семье валяли войлок для домашних нужд. Делали ширдыки, дорожные сумки, чулки.
Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых операций:
— сбивание шерсти специальным прутом, предпочтительно в сухую солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой;
— обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой, с целью уплотнения шерстяной массы;
— свертывание шерсти в рулон, на деревянный валик или без него, с помощью веревки;
— обертывание рулона кожей, тканью или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле либо путем буксировки всадниками либо просто вручную от одной группы людей к другой, периодически разворачивая рулон для выявления возможных изъянов.
Так получают крупные куски войлока (5х5м, 4х4м) – покрытия для различных частей кибитки. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, просто сбивают и уминают руками,этим способом пользовались калмыки.
В художественном отношении калмыцкие изделия из войлока существенно отличаются от изделий других кочевых народов. Калмыцкие войлочные ковры часто изготовлялись из однотонного белого войлока, который простегивался стежками, создававшими строгие геометрические узоры. Такой строгий выдержанный колорит как нельзя лучше сочетался с ярким декором вышитых подушек, с орнаментальной полосой, окаймляющей окружность кибитки изнутри и с другими цветовыми пятнами в интерьере.
В Монголии и Башкирии войлок катают по ровному полю всадники на верховых лошадях, расположившись по обе стороны рулона друг против друга, а в Киргизии и в Туве — пешие.
Для изготовления ковра с мозаичным рисунком нужно приготовить шерсть, валять, вырезывать узор и сшивать ковер.
Чтобы выполнить ковер с двухцветным мозаичным рисунком, берут два одинаковых по размеру готовых тонко сваленных войлочных пласта, окрашенных в разные цвета и подготовленных описанным выше способом. Один войлок накладывают на другой и нанеся тонкой линией узор, острым ножом прорезают одновременно оба пласта. Разъединив их получают узорные куски войлоков. Затем раскладывают узорные части таким образом, чтобы получились два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Например, из двух пластов войлоков синего и красного цвета можно получить два ковра: один- с синем фоном и красным узором, другой- с красным фоном и синем узором. Узор сшивают с фоном красивым швом. Мозаичный войлочный ковер готов. Этим способом пользовались казахи.
Так жили и обрабатывали все кочевые народы, кочуя по степи в поисках воды и пастбищ.Пользовались продуктами животноводства, спали на земле, подстелив войлочные ширдыки и не боясь ядовитых змей и скорпионов. Все ядовитые пауки, скорпионы и тарантулы боятся овец, запаха их пота, а змеи боятся конского запаха.
3.Современные приемы обработки войлока.
Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлока и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины и игрушки, светильники и предметы интерьера. Настоящими находками становятся неожиданные сочетания войлока с керамикой, металлом, стеклом.
В наши дни растет большой интерес к изделию из войлока связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.
В ремесленном производстве начали использовать специальные приспособления, облегчавшие процесс валяния. Позднее было налажено промышленное производство тонкого войлока – ФЕТРА. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно.
С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:
- вваливание узора
- аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы — ткань, кожа
- мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.
- иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
- изредка встречается роспись по войлоку.
Позднее было налажено промышленное производство тонкого войлока тонкого войлока (фетра), использовавшегося не только в легкой, но и в химической промышленности. В 20 веке появился промышленный способ – иглопробивной. Механизированный способ не только облегчил трудоемкий процесс ручного валяния, но и дал возможность использовать искусственное непряденое волокно.
Известны с древних времен целебные силы войлока. Войлок — это древнейший материал, популярный сегодня в Европе, и до сих пор сохранивший ручной способ производства. Существует много теорий о том, где и когда появился войлок одна из них о том, что он появился где-то в Центральной Азии у кочевых народов. В Киргизии и Казахстане всю дорогу носят шапки от солнца. Считается, что войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. И произошло это примерно в 6 тысячелетии до н.э. В народе ничего не забывается. Вековые традиции зачастую очень органично вписываются в жизнь современного человека. Сама технология производства войлока выглядит так: шерсть валяется 5 часов всухую, потом укладывается в форму при помощи деревянной колодки и затем еще несколько часов валяется в воде. Следующий этап — сутки вымачивания формы в соляном растворе. Вообще добиться правильного войлока, который не будет потом садиться от влаги и деформироваться, непросто. Это целая наука. А художественные возможности войлока и сегодня привлекают производственников к созданию уникальных товаров.
В военном деле войлок использовался как заменитель кольчуги, как подкладка под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, чтобы в нем застревали стрелы. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в местах с засоленной почвой, чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали в кузнечном деле, в медицине (при лечении переломов костей) и т. д.
Мокрое валяние. Мокрое валяние – традиционный ручной способ изготовления войлока, при котором шерсть взаимодействует с водой и мылом. Под воздействием горячей воды или пара. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные панно, так и объёмные изделия — сумки, головные уборы, игрушки .
Сухое валяние. Техника сухого валяния, фелтинг- это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, после чего происходит спутывание. Так достигается эффект валяния. В этой технике создают объёмные скульптуры и игрушки.
Войлоковаляние — в современном мире переживает второе рождение.
Растущий интерес к созданию изделий из войлока в наши дни связан с развитием технологий валяния и появлением большого выбора материалов и инструментов для этого вида творчества, а также с доступностью освоения техники войлоковаляния каждому.
Войлоковаляние — древнейшее текстильное искусство, у разных народов мира много традиций обработки войлока и практически все изделия использовались для быта.
Войлок еще вернет былую популярность в современном мире и переживет второе рождение. В мире все больше растет спрос на вещи из натуральных волокон.
Войлок очень благодатный, пластичный материал. Освоить технологии валяния по силам любому. Войлок доступен каждому,как никакой другой материал. Войлок служит идеей объединения традиции, объединяет увлеченных людей, дарит тепло душе и телу. Позволяет с легкостью прикоснуться к корням моих предков, будит фантазию.
Источник