Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками
Наталия Лякутина
Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками
Все сопровождающие детей взрослые хотят видеть их здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить достаточно много усилий для его воспитания и развития. И в этом, учитывая специфику детского возраста, во многом помогают дидактические игры.
Среди огромного многообразия существующих в настоящее время развивающих игр и игрушек хочется обратить особое внимание на достаточно простую, знакомую всем с детства и, в тоже время, очень полезную игру — мозаика. Мозаика это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества. С ее помощью можно выкладывать разнообразные узоры и даже создавать целые картины. Роль мозаики в развитии ребенка сложно переоценить. Однако, не каждый взрослый понимает значимость для ребенка на первый взгляд такой простой игрушки. Многие считают,что это совсем не сложно: знай себе сиди и втыкай фишки. Часто приходится слышать жалобы родителей, что ребенок быстро теряет интерес к мозаике. Вот он уже настроился дорожек, окошек, заборчиков, а собирать узоры по схемам, которые прилагаются к набору, еще не готов. Поэтому ещё немного поразбрасывал мозаику по комнате, и все – игрушка забыта.
На первый взгляд игра с мозаикой кажется пустым занятием, помогающим убить время, но это далеко не так. За внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, которая помогает развивать ребенка. Игры с мозаикой развивают:
конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
математические способности (счет, пространственная ориентировка);
волевые качества личности (целеустремленность, усидчивость и т. п.).
Кроме того, в процессе игры с мозаикой у ребенка накапливается столь необходимый ему практический опыт предметных действий. Общаясь со взрослым во время игры, малыш не только начинает лучше понимать обращенную к нему речь, но и активно говорить.Опыт совместной деятельности бесценен для ребенка: именно в играх со взрослыми или сврстниками он приобретает умение строить отношения с окружающим миром.
Изучение существующего теоретического и практического опыта деятельности ДОУ по данной проблеме показывает, что четкой системы работы с мозаикой, которая имеет цель, последовательные этапы и планируемые результаты, нет. Указанное и определило актуальность данной методической разработки, целью которой является ознакомление педагогов с использованием мозаики как игровой технологии, направленной на всестороннее развитие дошкольников.
«Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками»
Цель: развитие психических процессов детей дошкольного возраста.
Этапы реализации технологии:
1) организация игровой деятельности без игрового поля;
2) организация игровой деятельности с игровым полем;
3) использование игр с мозаикой в ходе совместной деятельности взрослого с детьми.
— развитие психических процессов дошкольников;
— совершенствование моторной ловкости пальцев рук;
— развитие волевых качеств личности.
На первом этапе реализации технологии проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это дает детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. На этом этапе детей учат брать в руку только одну деталь мозаики и держать её правильно, т. е. за шляпку. В игровой деятельности детали мозаики предлагается использовать как предметы-заместители (дети как конфетами угощают ими кукол; перевозят как груз на машине и т. п.).Затем предлагаются игры на сортировку деталей: по цвету, величине, количеству.
Самой простой и безопасной является крупная мозаика, детали которой представляют собой шестигранники, напоминающие соты, а игровое поле – пластину без отверстий. Детали такой мозаики просто накладываются сверху на выпуклые формы игрового поля, а крепление больше всего соответствует уровню развития ловкости пальцев маленького ребенка. Для игр с детьми старше 3 лет используется так называемая классическая мозаика, детали которой состоят из ножки и шляпки.
Второй этап реализации игровой технологии представляет собой знакомство детей с пространством игрового поля, которое происходит в определенной последовательности и сопровождается созданием игровой ситуации:
1. Одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)
Игровая ситуация «Идет дождь»
2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)
Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»
3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)
Игровая ситуация «Травка»
Игровая ситуация «Цветочек»
Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию. Кроме того, при первом выкладывании таких линий необходимо располагать детали мозаики строго по краю игрового поля.
4. Выкладывание замкнутой линии (по кругу, полукругу, овалу)
Игровая ситуация «Выглянуло солнышко»
Далее детям предлагается выкладывание простых узоров из чередующихся деталей. Практика показывает, что только к 3,5-4 годам дети могут придумать и выложить свои собственные узоры. Поэтому, работая с детьми более раннего возраста, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.
На третьем этапе реализации технологии игры с мозаикой активно используются в ходе совместной деятельности взрослого с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. При этом можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.). Работа с мозаикой может быть использована в рамках конкретной тематики.
Для того, чтобы мозаика не была для ребенка простым манипулированием с деталями, а превратилась в действительно увлекательную и полезную игру, сопровождающим взрослым необходимо строить свою педагогическую деятельность, соблюдая правила реализации игровой технологии. Примеры готовых заданий (занятий) с детьми и рекомендации для родителей по работе в домашних условиях представлены в приложении методической разработки и на сайте нашего образовательного учреждения (htts://dsmalutka.68edu.ru). Надеемся, что их использование будет полезно педагогам ДОУ и родителям дошкольников.
Доклад «Квест как инновационная игровая технология» С внедрением ФГОС в систему образования, в деятельность дошкольных учреждений плотной группой вошли инновационные технологии, помогающие.
Консультация «Игровая технология» Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. «Человеческая.
Презентация «Игровая технология» Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в.
Игровая технология «Что, зачем и для кого?» Дидактическая задача. Упражнять детей в назывании одежды, закреплять умения дифференцировать одежду по сезону и назначению. Развивать.
Игровая технология «Что, зачем и для кого?» Игровая технология «Что, зачем и для кого?» Дидактическая задача. Упражнять детей в назывании одежды, закреплять умения дифференцировать.
Игровая технология «Дары Фрёбеля» являюсь руководителем творческой группы по обучению игровой технологии с помощью дидактических материалов «Дары Фребеля. Использование.
Игровая технология «МетаЧемп» в ДОО Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего доклада «МетаЧемп». МетаЧемп – это игровая технология событийного мониторинга компентентностных.
Консультация «Игровая технология» Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного.
Обобщенный педагогический опыт воспитателя «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками» Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками СП ДО «Сказка» МКОУ «СОШ г. Нариманов»» I ЭТАП Подготовительный (Определение.
Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Самообразование. Тема: Социоигровая.
Источник
Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада
Юлия Семенова
Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада
тема: Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада.
Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, основанной на вырезании, наложении различных форм и прикреплении их на другом материале, принятом за фон.
Виды аппликация:
Аппликация из бумаги
1. Предметная (состоит из отдельных изображений.Например: лист, ветка, дерево, гриб и т. д).
2. Сюжетная (отображает совокупность действий, событий.Например: «Полет в космос»).
3. Декоративная (включает в себя орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).
Аппликация из ткани
Может быть предметной, декоративной и сюжетной.
Аппликация из природных материалов
засушенных растений, из целых форм растений
Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Успешное проведение занятий во многом зависит от качества материала и порядка его преподнесения детям.
Фигуры для выкладывания –
1. точные по форме
2. яркие по цвету
3. достаточно твёрдые, чтобы их края не рвались и не загибались
4. Размер 4Х4 см., количество на каждого ребёнка 6-8 штук
5. Фон для выкладывания (размер рассчитывают в зависимости от количества, величины и расположения фигур)
Порядок подготовки и раздачи детям материала для аппликации зависит от содержания и воспитательных задач
Фигуры для наклеивания –
1. Бумага для наклеивания вырезанных фигур (фон) следует давать детям плотную, чтобы при высыхании клея она не коробилась
2. Размер бумаги для фона определяется содержанием предстоящей работы
3. Удачно подобранный фон усиливает выразительность работы
4. При выполнении аппликации используют щетинные кисти и клеёнчатые салфетки. на которые кладут фигуры для наклеивания
5. Для прижимания фигур к бумаге необходимы бумажные салфетки
6. Подставка для кисти
7. Со средней группы –ножницы (10-12 см. острые, с тупыми концами. Лезвия должны двигаться легко, хорошо резать бумагу, а не мять её
8. Клей для аппликаций, всегда следует заготовлять незадолго до занятий
9. Розетки для клея не должны быть высокими.
10. Контейнеры для обрезанных частей
Вторая младшая группа.
Обучая детей этого возраста аппликации, воспитатель обращает основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые даются для наклеивания. Дети должны овладеть техникой наклеивания- и прежде всего приёмами намазывания деталей клеем.
1. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
2. Учить предварительно, выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем, и наклеивать их.
3. Учить аккуратно,пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
4. Формировать навыки аккуратной работы.
5. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
6. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетка и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету.
7. Закреплять знание формы предметов и их цвета.
8. Развивать чувство ритма.
в младшей группе, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку после объяснения задания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.
Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.
В средней группе
1. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
2. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
3. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой линии (с начала коротких, а затем длинных полос).
4. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
5. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
6. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
7. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
8. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
9.Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой
10. Поощрять проявление активности и творчества.
дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры — неваляшки — дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров — большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.
Для проверки знаний детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.
При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.
В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.
При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.
Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей).
Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.
Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3—4 см, которая разрезается двумя движениями ножниц.
Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
Старшая группа.
В первом квартале, закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе.
Во втором квартале – освоение быстрых способов вырезывания (вырезывание двух одинаковых фигур). Симметричное вырезывание. Необходимо обратить внимание детей на то,
что лист бумаги надо держать за место сгиба.
В третьем квартале продолжаем выполнять работы с натур.
Наряду с предметной аппликацией –важно поддерживать у детей интерес к декоративным работам.
Аппликация.
1. Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники, создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
2. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
3. С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.
4. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
5. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.
Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.
Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.
Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4—5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.
Подготовительная группа.
Главная задача: развивать наблюдательность детей и на основе этого учить их правильной передаче формы, цвета и строения предмета.
Первая половина года: пользуясь приёмами, усвоенными на занятиях в старшей группе, дети вырезают из развёрнутого листа силуэты предметов несложной формы- овощи, фрукты, а также предметы, состоящие из нескольких частей-грибы, ветки с плодами или осенними листьями, вазы с букетами, различные машины
Вторая половина года: продолжают осваивать предметы симметричного вырезывания. Расширяется тематика детских работ: изображение человека, деревьев. здания разных конструкций, ракеты, самолёты. Вводится силуэтное вырезывание целого изображения
Аппликация.
1.Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво, располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
2. Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства.
3. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
4. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);
5. учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки.
6. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.
7. Поощрять проявления творчества.
Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.
При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.
Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).
Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ,который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).
В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора. Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать,как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Более сложный прием вырезывания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3—4, как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6—8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах.
Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.
Выполнение сюжетных аппликаций. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать.Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д
Во всех возрастных группах детского сада проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах ребята самостоятельно вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети 6—7 лет могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать несложный сюжет простым карандашом, подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.
Источник