- «Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс. методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Типы подчинительной связи. Упражнения для учащихся 8 класса
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
«Словосочетание. Способы подчинительной связи».10 класс.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок русского языка в 10 классе, построенный по технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_slovosocht..doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме
« Словосочетание. Способы подчинительной связи».
познавательные: 1) актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
2) формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
3) учить выделять словосочетания из предложения; 4) учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;
воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;
развивающие: 1) развивать логическое мышление; 2) развивать языковое чутьё;
3) развивать умение работать в группе; 4) развивать умение систематизировать изученный материал.
1. Объединившись в группы по четыре человека, вспомните, что называется словосочетанием, что не является словосочетанием, выполните в тетрадях задание 1.
Выпишите из предложенных слов только словосочетания:
1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
19) весело и быстро;
2. Выступления от групп, обсуждение затруднений.
В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.
Учитель не даёт готового ответа, сочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются вопросительным знаком.
3. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Словосочетание —это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Не являются словосочетаниями:
1) сочетание самостоятельного слова со служебным: в течение лета, пусть расскажет и др.;
2) сочетания слов в составе фразеологизмов: обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
3) подлежащее и сказуемое: мальчик умён, начался дождь;
4) составные словоформы: менее красивый, будешь знать;
5) однородные члены: снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.
4. После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.
5. Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.
Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание , рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.
6. Выполните самостоятельно, а затем обсудите в группах задание 2.
Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях из задания 1.
7. Выступления от групп.
При определении способа подчинительной связи затруднения вызывают словосочетания с количественными числительными ( две подруги, четырёх мальчиков, восьми карандашей ) В словосочетаниях типа улыбающийся нам, радуясь встрече, мини юбка, каждый из нас ученики могут неправильно определить главное и зависимое слово.
В ходе обсуждения учитель не даёт готового ответа, словосочетания, вызвавшие затруднения, отмечаются знаком вопроса.
8. Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.
Новую для вас информацию подчеркните и отметьте знаком V.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование —такая связь, при которой зависимое слово—имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.
При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого : весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен .
Управление —такая связь, при которой зависимое слово—имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).
При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся : напишу письмо, написал письмо, напишем письмо .
В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах—согласование. ( 1. С. 5)
Примыкание —такая связь, при которой зависимое слово—неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж .
При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно .
Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, её слова, их дети . Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их . (1. С.6)
9. Что нового вы узнали из этой статьи? Обсуждение, выступление учеников.
10. Исправьте допущенные ошибки.
Правильный ответ должен выглядеть следующим образом:
красивую тетрадь— согласование
вышли из дома— управление
две подруги— управление
четырёх мальчиков— согласование
улыбающийся нам— управление
радуясь встрече— управление
восьми карандашей— согласование
желание спеть— примыкание
то дерево— согласование
второй дом— согласование
каждый из нас— управление
мини юбка— примыкание
видеть это— управление
петь громко— примыкание
11 . Создайте в группах кластер или таблицу, в которых отразите всю важную информацию о способах связи слов в словосочетании.
12. Презентация групповых работ. Обсуждение преимуществ каждого кластера и таблицы.
Источник
Типы подчинительной связи. Упражнения для учащихся 8 класса
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
обращаясь к статье
2. Замените словосочетания устало шагал, жалостно посмотрел, смело спрыгнул, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания бессонная ночь, подземный переход, алгебраическая задача, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
красный от мороза
2. Замените словосочетания каша из гречки, снаряд для спортсменов, тропинка в гору, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
с кем-то веселым
ложка из серебра
2. Замените словосочетания осторожно слез, спокойно делал, беззаботно жил, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
В чем-то красивом
2. Замените словосочетания школьный портфель, плюшевый медвежонок, приморский парк, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания человек без совести, вопрос по литературе, гостиница при вокзале, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания глядел со смущением, уезжал со спокойствием, отзывался с гордостью, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
выйти из-за парты
деревянный дом
стоять впереди
2. Замените словосочетания бесшумно едет, бесстрашно бросился, бездушно пел, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
кабинет информатики
факультатив по химии
2. Замените словосочетания полковое знамя, солнечная энергия, лесной запах, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
Отчаянный поступок
сделать точь-в-точь
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь
2. Замените словосочетания костюм в полоску, кусты сирени, совет отца, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания учительский стол, конское ржание, клетчатый шарф, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
В клокочущем потоке
2. Замените словосочетания ком снега, судьба матери, занятия музыкой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания сделал с аккуратностью, плакал без звука, поступил без жалости, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания двухэтажное здание, шестилетний ребёнок, белоствольная берёза, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
по новому учебнику
2. Замените словосочетания говорил с тревогой, ждал с напряжением, охранял с заботой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
прикованный к скале
идти на компромисс
решившись на поступок
2. Замените словосочетания устало шагал, жалостно посмотрел, смело спрыгнул, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
стелющийся над рекой
2. Замените словосочетания бессонная ночь, подземный переход, алгебраическая задача, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания каша из гречки, снаряд для спортсменов, тропинка в гору, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания осторожно слез, спокойно делал, беззаботно жил, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания человек без совести, вопрос по литературе, гостиница при вокзале, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
2. Замените словосочетания глядел со смущением, уезжал со спокойствием, отзывался с гордостью, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
на седьмом небе
2. Замените словосочетания полковое знамя, солнечная энергия, лесной запах, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
в одиннадцатый вагон
2. Замените словосочетания костюм в полоску, кусты сирени, совет отца, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
счастлив за детей
2. Замените словосочетания ком снега, судьба матери, занятия музыкой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
У бушующего моря
2. Замените словосочетания сделал с аккуратностью, плакал без звука, поступил без жалости, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.
1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:
О прерванном полете
не к чему не готов
2. Замените словосочетания двухэтажное здание, шестилетний ребёнок, белоствольная берёза, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-732278
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник