Мой способ планирования семейного бюджета

Как правильно планировать семейный бюджет

Планирование семейного бюджета – одна из основ управления личными финансами и достижения финансового благополучия.

Для чего он нужен?

  1. Определить размер суммы денег, которые Вы сможете не потратить на текущую жизнь, а направить на достижение своих целей и финансовой независимости (финансовой свободы).
  2. Обеспечить жизненный комфорт, чтобы деньги не «утекали сквозь пальцы», а тратились на что-то важное и нужное.

Все знают, что его необходимо планировать, но мало кто это делает.

Почему люди не планируют семейный бюджет?

На наш взгляд, существует две причины.

Первая заключается в неправильном к нему отношении.

Вторая в том, что усложняется сам процесс планирования семейного бюджета.

В данной статье мы дадим рекомендации для того, чтобы при минимуме вложений времени получать максимальную пользу для личных финансов.

Рекомендация № 1. Начните правильно относиться к семейному бюджету.

У многих грамотное управление личными финансами ассоциируется с необходимостью сильно экономить, лишать себя жизненных удовольствий. Это большая ошибка.

На самом деле, качество жизни должно вырасти. За счет чего это происходит?

Дело в том, что большинство людей минимум 20 % своих денег тратит необдуманно, впустую. К примеру, злоупотребление «энергетиками», частое питание в кафе, переплата за товары и услуги, которые могли бы стоить дешевле (одежда, мобильная связь и т.п.), импульсивные покупки. Отказ от них никак не снизит жизненный комфорт.

Зато с каким удовольствием Вы сможете перенаправить часть сэкономленных денег на что-то действительно для Вас важное: уход за собой, отдых, хобби, подарки родным и близким.

Со второй части денег мы бы рекомендовали создавать личный капитал и начать путь к финансовой независимости и финансовой свободе.

Вы видите, что речь идет не о тотальном урезании расходов, а о расстановке приоритетов. Такое планирование семейного бюджета повысит качество жизни без необходимости зарабатывать больше.

Получается, семейный бюджет – это верный сторожевой пес, который охраняет Ваш жизненный комфорт и Ваши планы на будущее.

Семейный бюджет таблица

Рекомендация № 2. Не перегружать семейный бюджет мелочами.

Существуют программы, которые считают расходы в денежном выражении и в натуральном вплоть до граммов лука, который Вы съели за месяц.

Такая детализация не дает никакой пользы, а занимает много времени и сил. В итоге это надоедает.

Поэтому установите приложение в телефоне о ведении бюджета, в котором указаны основные статьи доходов и расходов: продукты, обеды вне дома, расходы на связь, транспорт, одежда и обувь и т.д.

Будем честны перед собой, планирование личного бюджета – это не самое интересное в жизни. Нужно уделять ему ровно столько времени, сколько необходимо. Поэтому минимум усилий – максимум результатов.

Рекомендация № 3. Вначале платите себе, потом всем остальным.

Человек получает зарплату, совершает расходы, а откладывает только те деньги, которые остаются в конце месяца. Но всегда найдутся очень «важные» и «срочные» потребности, на которые уйдут оставшиеся деньги. Это неправильный подход.

Намного легче сразу после получения зарплаты отложить ту сумму, которую Вы планировали направить на создание личного капитала, а оставшиеся деньги спокойно тратить. К цели движемся, плановые накопления создаем, поэтому тратим деньги с комфортом и спокойной душой.

Семейный бюджет и расходы семьи

Рекомендация № 4. Посчитайте, сколько стоит час Вашей жизни.

Некоторые люди стесняются экономить: как о них подумают, если они попросят скидку или возмутятся дороговизне товара. На самом деле, богатые не боятся оценок окружающих. Они знают цену деньгам.

Сколько стоит один час Вашей жизни? Предположим, что Ваша зарплата составляет 60 000 руб. при стандартном графике работы 176 часов в месяц. Получается, что один час Вашей жизни стоит 340 рублей.

Если у Вас утекает сквозь пальцы 20 % от доходов, то выкидывается на воздух 35 часов Вашей драгоценной жизни или почти одна рабочая неделя.

Только подумайте, Вы могли бы отдыхать целую неделю и при этом не потерять жизненного комфорта.

Будете ли Вы теперь стесняться спросить за качество предоставляемых Вам услуг или просить скидку? Надеемся, что нет.

Рекомендация № 5. Не пытайтесь много сэкономить на мелочах. Сокращайте крупные расходы.

Например, человек ради экономии едет на автобусе, а не на маршрутке, испытывая при этом дискомфорт и связанные с ним негативные эмоции. Затем «срывается» и лишние пару тысяч переплачивает в ресторане. Реального сокращения расходов не происходит, а негативный опыт остался.

Поэтому не пытайтесь чрезмерно экономить на мелочах. Проанализируйте наиболее крупные статьи Ваших расходов и сокращайте их без потери комфорта для жизни. Здесь действует закон Парето: 20 % усилий дают 80 % результата и наоборот.

Ведение семейного бюджета — это не сложно!

При соблюдении вышеперечисленных рекомендаций контроль расходов войдет в Вашу привычку, и будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Тем более, планирование семейного бюджета способно обеспечить комфортную жизнь и финансовое благополучие. Все, что нужно сделать – организовать его планирование удобным для себя образом и наслаждаться положительными результатами. Именно так деньги становятся союзником и начинают работать на человека.

Семейный бюджет и расходы

Как прийти к оптимальным расходам. Есть два подхода.

Первый предназначен для людей с развитой силой воли и внутренней дисциплиной. В начале первого месяца Вы составляете план расходов, примерно прикидывая, куда и сколько денег нужно потратить. Затем в течение месяца Вы живете в соответствии с этим планом. Если на что-то денег не хватило, нельзя давать себе слабину и тратить больше.

Вам нужно максимально «насладиться» последствиями своих решений, отказать себе в чем-то. Это очень отрезвляет и на следующий месяц Ваш план будет более точен. И конечно, не забываем минимум 10 % от доходов отложить сразу после получения зарплаты.

Второй вариант подходит для людей с менее развитой силой воли, т.е. для всех остальных.

Первый месяц Вы просто записываете, куда уходят деньги. В конце месяца с вероятностью 95 % Вы будете в шоке от того, как распоряжаетесь личными финансами. Многие себе зададут вопрос: «Откуда я нахожу столько денег?».

Когда у Вас появятся конкретные цифры, можно подумать, как сократить расходы. Например, поискать более дешевый бизнес-ланч или подключить экономный тариф на телефон, в какие то выходные почитать интересную книгу вместо того, чтобы развлекаться в ночном клубе и т.д. В конце концов, за 3-4 месяца Вы придете к оптимальным расходам.

Как распорядиться прибавкой к зарплате?

Мы рекомендуем не меньше половины откладывать в личный капитал и лишь вторую часть тратить.

Предположим, Вы привыкли жить на 40 000 рублей в месяц, минимум 4 000 идут на достижение целей и остальные 36 000 тратятся. Вам повысили зарплату на 5 000 рублей. Что в такой ситуации сделает большинство? Увеличит расходы на всю эту сумму. Но ведь Вы привыкли жить на 36 000 рублей. Даже 2 500 рублей дополнительно к расходам позволят тратить больше. Зато процесс накопления капитала на Ваши цели пойдет намного быстрее, когда ежемесячно инвестируемая сумма составит уже не 4 000, а целых 6 500 рублей. И так далее со всеми дополнительными доходами.

Богатые люди привыкли тратить меньше, чем они зарабатывают, а разницу направлять на создание и приумножение капитала. Вам стоит последовать их примеру.

Если вас заинтересовала тема семейного бюджета, то можете глубже изучить эту тему с помощью семинара «Семейный бюджет: как взять под контроль доходы и расходы». На него сейчас действует специальная цена 290 рублей. Подробности на странице интернет-магазина Центра финансовой культуры.

Источник

Как правильно вести семейный бюджет

В моем окружении есть люди с разным достатком. Одни из них — мои коллеги — получают 25 000 ₽ в месяц, другие — успешные предприниматели с доходом от 100 000 ₽. Объединяет их одно — у них никогда нет денег на крупные покупки и отпуск, но несколько кредитов у каждого.

В моей семье все иначе. При ежемесячном доходе значительно меньше 100 000 ₽ мы путешествуем по два раза в год и активно инвестируем излишки. А все благодаря учету личных финансов.

В статье покажу, как семейный бюджет может помочь в решении финансовых проблем. Научу раскладывать доходы и расходы по полочкам. Покажу доступные способы ведения семейного бюджета.

У каждой семьи обязательно есть мечта: путешествовать и познавать мир, дать хорошее образование детям, построить новый дом или купить квартиру, машину, дачу. Наверное, все мечтают на пенсии позволить себе больше, чем разрешит государственное пособие. Но для одной семьи мечта превращается в реальность, а у другой нет денег, чтобы покрыть насущные потребности.

В моей семье главный мечтатель — я, муж помогает мечтам сбываться, но он не работает в Газпроме. Нам всегда было важно реализовывать все планы, поэтому к деньгам в моей семье всегда было и есть уважительное отношение. Мы давно удалили из своего лексикона выражения типа «Не в деньгах счастье», «Не были богатыми, нечего и начинать». Планирование, учет и контроль позволили нам создать подушку безопасности, ежегодно отдыхать на море и начать собирать инвестиционный портфель.

Если человек регулярно перехватывает в долг до зарплаты пару тысяч рублей, не может ответить на вопрос, сколько он тратит в месяц, а на крупную покупку берет кредит, возможно, он не умеет управлять своими финансами. И деньги начинают управлять им. Переломить ситуацию поможет семейный бюджет.

Семейный бюджет — это финансовый документ, где доходы и расходы семьи расписаны по статьям. Он помогает учитывать и контролировать личные финансы, планировать и достигать поставленных финансовых целей.

Совместный. До эпохи банковских карт в нашей семье был именно такой вариант. Муж приносил зарплату, складывал в специальное место для хранения денег. Я складывала зарплату туда же. Бюджет мы не вели, но Главным по финансам была я — распоряжалась, куда и сколько мы потратим, следила, чтобы не вышли за пределы семейного дохода.

Мы с мужем наемные работники, к тому же я бюджетник с зарплатой 25 000 ₽ в месяц. Но нам удавалось каждый месяц откладывать на дорогостоящие покупки и отпуск.

Условно-совместный. Когда все доходы стали поступать на банковские карты, я почувствовала дискомфорт. Перестала контролировать доходы и расходы. Муж предложил снимать и по-прежнему складывать наличные деньги в заветное место. Но с картами удобно и безопасно. Выход мы нашли именно в ведении семейного бюджета.

Теперь все деньги на банковских картах, но я в курсе ежедневных, ежемесячных и годовых доходов и расходов нашей семьи. Я собрала семейный совет, на котором мы обсудили этот вопрос. К счастью, противоречий не возникло.

На протяжении последних 3-х лет все члены семьи ежедневно сообщают мне свои поступления и затраты, я дисциплинированно заношу суммы в таблицу. В конце месяца мы вместе подводим итоги и планируем следующий период. В результате, каждый видит, сколько мы тратим и получаем, может запланировать покупку чего-то нового и оценить, хватит ли на это денег.

Раздельный . Знаю по опыту своих знакомых, что такой вариант бюджета распространен. Он означает, что у мужа — свои деньги, у жены — свои. Супруги договариваются, кто из них и какие расходы оплачивает. При таком порядке учет, контроль, планирование возможны только в рамках личного бюджета.

Единоличный . Возможен в семьях, где зарабатывает один из супругов и полностью контролирует другого. Или семья состоит из одного взрослого человека, например, мама-одиночка или папа-одиночка. В этом случае, кто зарабатывает, тот и главный по финансам.

Год назад моя старшая дочка закончила школу и поступила в московский университет. Живет в общежитии и ведет своей единоличный бюджет. Оставшиеся деньги в конце месяца откладывает на крупные покупки. Уверена, что еще не раз в жизни она поблагодарит своих родителей за такую привычку.

Источник

Как спланировать семейный бюджет в гугл-таблице

Сэкономить и деньги, и время

Я не хочу заниматься занудным ежедневным учетом, но хочу достигать финансовых целей.

Мне не важно знать, сколько я потратил на продукты или куда вообще уходят мои деньги, зато важно накопить на квартиру, машину, отпуск или закрытие ипотеки. В итоге я придумал свою систему, и на ведение бюджета у меня уходит всего 15 минут в неделю.

Ведение бюджета основано на простой гугл-таблице. Никаких платных программ устанавливать не нужно.

Почему мы начали вести бюджет

В 2012 году мы взяли ипотеку, затеяли небольшой ремонт, стали планировать покупку мебели. Через некоторое время появились две кредитные карты и потребительский кредит. Очень быстро расчеты усложнились до такой степени, что мы уже не могли понять, а хватит ли денег в текущем месяце, чтобы внести ежемесячные платежи по кредитам, погасить кредитки, внести платежи за коммуналку и страховку, оплатить ТО машины.

В общем, своевременное погашение ипотеки и накопления на путешествия оказались под угрозой из-за непрозрачной структуры финансов. Появилась необходимость управлять бюджетом.

Чтобы чем-то управлять, надо это что-то научиться измерять и контролировать. Идея простая: если записать все поступления денег и все траты, то можно узнать их соотношение, то есть баланс. Если при этом регулярно в течение месяца отслеживать, сколько поступлений совершилось и сколько трат осталось, то можно этот баланс контролировать. Если баланс отклоняется от нормы, можно реагировать и исправлять ситуацию.

Как следить за бюджетом

Для такого ведения бюджета есть разные программы, при этом каждая навязывает свою модель работы. Мне это не нравится, поэтому я попробовал вести бюджет в гугл-таблице. По таблице можно быстро понять, что происходит с семейными финансами, есть ли у нас долги, сможем ли мы закрыть кредиты, что будет, если задержат зарплату и так далее.

При ведении бюджета я преследовал три главные цели:

  1. Фокусироваться на финансовых целях. Ведение бюджета должно помогать откладывать деньги.
  2. Не заниматься финансовым учетом, то есть не записывать каждый день, сколько я потратил на еду, проезд, на другие нужды. Это отнимает массу времени и решает другую задачу: я бы фиксировал траты, если бы мне было нужно понять, куда уходят мои деньги.
  3. Не тратить много времени на ведение бюджета — максимум час-полтора в месяц.

Как устроены финансы в нашей семье

Наша семья — это я с женой и дочка-школьница 11 лет. Дочка увлекается эстрадными танцами, почти все свободное время проводит на тренировках в шоу-группе при школе. Мы с женой оба работаем в ИТ-сфере в Москве. Получаем белую зарплату. Зарплата приходит на карты два раза в месяц: аванс 20-го и расчет до 10-го . Наличными и деньгами на зарплатных картах мы практически не пользуемся — для всех трат стараемся использовать кредитную карту.

Всю задолженность по кредитке мы закрываем в беспроцентный период, чтобы не платить проценты. Поэтому очень важно иметь деньги для покрытия текущего долга по кредитке в любой момент. Ипотеки и потребительских кредитов у нас уже не осталось, мы их закрыли досрочно — во многом благодаря грамотному планированию бюджета.

Финансами занимаюсь я: планирую бюджет, учитываю его исполнение, составляю долгосрочные финансовые планы и придумываю, как их достигнуть. У меня нет склонности к спонтанным тратам, я люблю размеренность и предсказуемость.

Из больших финансовых целей у нас — новая квартира. Хотим продать нынешнюю, добавить денег и купить жилье поближе к центру. Еще мы любим путешествовать по Европе, поэтому копим и на отдых.

Как спланировать свой бюджет

Для начала надо скопировать себе мою гугл-таблицу для ведения бюджета. В этой таблице несколько листов, нас сейчас интересует лист «Май 2019 основа». Это начальное состояние моего бюджета на май 2019.

Сейчас я расскажу, как я его составил и что означает каждый блок данных.

В этот блок я заношу все деньги, которые есть на текущий момент — у меня и у жены. Баланс по кредитке тоже заношу — хоть это фактически и не мои деньги.

Состав позиций может периодически меняться: например, раньше у нас было две кредитки, потом осталась одна.

Ниже блока остатков есть строчка «Кредитный лимит» — ее нужно тоже заполнить, если есть кредитка.

Блок «Ежедневные расходы» — это большая таблица-календарь в центре бюджетной таблицы. В ней я указываю предполагаемые поступления денег и расходы по дням. Все поступления заношу с плюсом, все расходы — с минусом.

Первым делом я выделил все выходные и праздничные дни. В мае у нас 8 выходных и 5 праздничных дней — итого 13 темно-желтых дней. Я не очень люблю месяцы, в которых больше восьми праздников и выходных: они тяжелее с точки зрения регулярных трат.

Регулярные траты — это обычные ежедневные расходы вроде еды в магазине, кофе на работе, каких-нибудь мелочей. По этим позициям я не веду детальный учет — просто прикидываю, сколько в среднем мы потратим в день. Для будних дней я планирую 1500 рублей, на выходные и праздники — 3000 рублей. Эти суммы выведены из опыта. В какие-то дни получается больше, в какие-то меньше, но процент точности меня устраивает.

Потом я раскидываю единичные траты по колонкам «Разное 1», «Разное 2» и «Разное 3» — это разовые расходы, которые должны состояться в определенные дни: например, оплата коммуналки, оплата еды ребенка в школе, оплата интернета, оплата стоянки для автомобиля, заправка автомобиля. Я использую три колонки, потому что иногда на одну дату нужно записать несколько разных трат.

Далее я заношу в колонку «Поступления» авансы и зарплаты. Еще в этой колонке я обновляю значения для кэшбэка и процентов по вкладу — прикидываю, сколько получу. В мае — 2211 и 312 рублей соответственно.

Большинство трат повторяются от месяца к месяцу, поэтому каждый месяц заполнять лист с нуля не придется. Я копирую лист с прошлого месяца, проверяю, чтобы ничего не потерялось, делаю точечные правки.

Когда вы будете заполнять этот календарь в первый раз, придется приложить усилия и спрогнозировать траты. Но через 2—3 месяца планирование этих трат должно стать очень простым.

Фонды — это самое интересное. Это деньги, которые мы потратим на какие-то нужды, но точно не знаем когда. Я выделяю два вида фондов: расходные и накопительные.

Расходные фонды нужны, чтобы тратить оттуда деньги в течение месяца. Например, фонд «Маша + Женя» — на жену и ребенка. Он выставляется каждый месяц на 30 000 рублей. Столько денег супруга в месяц может тратить на свое усмотрение. Меня не интересует, на что идут деньги. Главное, что нужно знать, — это сколько осталось в этом фонде. Так же для меня выделен фонд «Я» — каждый месяц могу тратить на что захочу 15 000 рублей.

Накопительные фонды нужны как раз для достижения целей. Ради накопительных фондов и задумана вся бюджетная таблица. Деньги, распределенные в накопительные фонды, очень не хочется трогать. Чтобы сохранить отложенное, начинаешь придумывать самые разные способы, вплоть до отказа от регулярных трат или урезания расходных фондов. Это чистая психология.

Первым делом я обновляю расходные фонды, они в таблице отмечены светло-желтым. Заполняю только колонку «На начало месяца», колонка «Баланс» будет автоматически считаться по мере расходов.

Тут просто: по опыту у меня уже выведены определенные балансы, поэтому я просто выставил их на целевые уровни.

Затем, если вы заполняете таблицу впервые, нужно заполнить накопительные фонды — деньги, которые у вас уже отложены на что-либо .

Для каждой финансовой цели выделите свою строчку (имя цели внесите в колонку «Фонды»), сумму отложенных денег на эту цель занесите в колонку «На начало месяца». Я обычно просто копирую балансы фондов из предыдущего месяца в колонку «На начало месяца».

Когда данные по накопительным и регулярным фондам заполнены, я смотрю вниз таблицы, на строку «Баланс» — это разница между всеми доходами и всеми расходами с учетом фондов.

Если баланс положительный, значит, у вас остались нераспределенные деньги — можно отложить их в накопительные фонды.

Если баланс отрицательный, значит, вы запланировали больше расходов, чем заработаете. Нужно урезать ежедневные расходы или сокращать фонды.

В идеале баланс в начале месяца должен быть близок или равен нулю. В моем случае баланс после внесения трат был равен 169 607 Р — это значит, что такая сумма осталась нераспределенной — можно отложить ее в накопительные фонды. Фокус у нас на покупке новой квартиры, поэтому эти деньги я просто распределил в фонд первоначального взноса — «ПВ на квартиру». Фонды пополняются с плюсом, расходы из фондов — с минусом.

После всех этих операций баланс стал равен нулю. Если май пройдет в соответствии с планом, то в накопительных фондах будут именно такие остатки.

Потом я скопировал этот лист под названием «Июнь 19 основа», чтобы при планировании июня у меня уже был стартовый лист. Также я скопировал этот лист под названием «Май 19» — это будет рабочий лист для учета исполнения бюджета, о чем расскажу ниже.

Ну и где обещанный час в месяц

Планирование бюджета я рекомендую делать в самом начале нового месяца. Если будете вести бюджет регулярно, то на планирование будет уходить минут 10—15.

Ведение бюджета

Веду бюджет я так: раз в неделю обновляю значения в блоках таблицы. Цель — убедиться, что баланс в норме. Если баланс уходит в минус или плюс, то нужно перебалансировать бюджет. Обычно я веду учет в субботу или воскресенье, у меня на это уходит минут 10—15 .

  1. Обновить блок «Остатки».
  2. Записать траты по расходным фондам.
  3. Разобрать позиции в блоке «Ежедневные расходы».
  4. Проконтролировать баланс.

Для примера расскажу, как я вел бюджет в мае.

Обновляю блок «Остатки». Заглянул в кошелек, проверил остатки по зарплатной карточке, занес в таблицу. Нашел последнюю смс от банка с остатком по кредитке и занес ее в строку «Кредитка».

Записываю траты по расходным фондам. Цель этого действия — понять, сколько осталось денег в каждом из расходных фондов. В 99% случаев мы платим кредиткой, по ней приходят смс на каждую покупку. Поэтому мне достаточно просмотреть эти смс (обычно их штук 30), выбрать только те, которые относятся к тому или иному расходному фонду (обычно их штук 10), и зафиксировать суммы из них в блоке «Обороты по фондам».

В начале майских праздников я съездил к брату в гости, сходил в парикмахерскую. Эти траты я внес напротив фонда «Я». Жена прошлась по магазинам, купила себе и ребенку на лето одежду и обувь — списания в фонде «Маша + Женя» . Еще купили лекарства в аптеке и корм коту — списания в фондах «Кот» и «Здоровье».

Разбираю позиции в блоке «Ежедневные расходы». Смотрю на позиции в блоке «Ежедневные расходы», которые приходятся на интервал с 1 по 5 мая. Чтобы закрыть позиции, нужно просто удалить числа из ячеек.

Все регулярные траты закрываются сами собой — удаляю их. За интернет заплатил, платеж по депозиту пришел — тоже удаляю. Еще есть позиции на 10 000 Р и 5000 Р — это мы хотели съездить на праздники в Смоленск. Поездку отменили по состоянию здоровья. Потеряли деньги за билеты туда и обратно, отель снял 4500 Р за слишком позднюю отмену брони. Тем не менее эти позиции закрылись, так как поездку переносить не стали — удаляю позиции.

Из незакрытых есть позиция на 3500 Р — это благотворительность. Я не придумал, куда пожертвовать деньги, и перенес ее на следующую неделю.

Контролирую баланс. Несмотря на потери, связанные с поездкой, в конце недели все равно остались нераспределенные деньги — 6293 Р . Занесу их в фонд «ПВ на квартиру».

Неделя 2: 6—12 мая

Обновляю блок «Остатки». На неделе пришла зарплата мне и жене. По кредитке я погасил всю задолженность, поэтому остаток по кредитке стал больше, чем на конец прошлой недели.

Жена часто переводит со своей карты за танцы ребенка, поэтому решили оставить там 20 000 Р . Все остальное от поступившей зарплаты (своей и жены) я закинул на счет в ВТБ — пускай там копятся.

Записываю траты по расходным фондам. На неделе мы зашли в Икею и купили немного всего — списание в фонде «Домашние нужды». Я сходил в бар, а также позволил себе пива в один из вечеров — списания из фонда «Я».

Жена купила ребенку чемодан для предстоящей поездки в лагерь — списания из фонда «Маша + Женя» . Еще коту купили наполнитель — списание из фонда «Кот».

Разбираю позиции из блока «Ежедневные расходы». Неделя кончилась, в записях блока «Ежедневные расходы» были траты на волейбол, коммуналку, празднование 9 Мая и благотворительность. Все это свершилось кроме благотворительности. Опять не придумал, куда перевести 3500 Р , поэтому эту позицию перенес на следующую неделю.

После переноса удалил все исполненные операции.

Контролирую баланс. Баланс стал равен −2299. Это дефицит бюджета — за неделю потратили больше, чем планировалось. Дефицит составляет менее 1% от доходной части. Дефицит до 2% — это терпимо, поэтому ничего не стал делать.

Неделя 3: 13—19 мая

Обновляю блок «Остатки». В течение недели тут ничего не произошло кроме трат по кредитке, еще 500 рублей я где-то потратил наличными. Обновил эти позиции.

Записываю траты по расходным фондам. Неожиданно кончились контактные линзы — пришлось их заказать. Позволил себе вино в один из вечеров. Записал эти траты по фонду «Я». На этом мой фонд исчерпан, я больше не могу покупать что вздумается в этом месяце. Это печально.

Жена с ребенком сходили в парикмахерскую, купили себе что-то из одежды и в парфюмерном магазине. Это списания из фонда «Маша + Женя» .

Еще из неожиданного: пришлось заказать ребенку новые очки. Наряду с лекарствами для предстоящей поездки списания по очкам пошли в фонд «Здоровье». Из трат по фондам также были пополнение карты «Тройка» и оплата сотовой связи.

Разбираю позиции из блока «Ежедневные расходы». Опять не успел придумать, куда перевести зарезервированные деньги на благотворительность. Перенес эту позицию на следующую неделю. Остальные позиции все свершились, меня они больше не интересуют — удалил и забыл.

Контролирую баланс. Смотрю на баланс, он стал равен −4299. Дефицит нарастает, но пока не превысил 2%. Опять ничего не стал делать.

Неделя 4: 20—26 мая

Обновляю блок «Остатки». На неделе пришли авансы по зарплате. Закинул их на счет в ВТБ. Еще были мелкие траты наличными и основные траты по кредитке — обновил соответствующие позиции.

Записываю траты по расходным фондам. Закинул денег на карту «Тройка» — списания из фонда «Проезд». В секции танцев попросили перевести деньги на кубки, грамоты и празднование окончания сезона — списания из фонда «Женя (ДР, поездки)».

Разбираю позиции из блока «Ежедневные расходы». Уделил время и нашел несколько проектов, куда можно пожертвовать деньги — наконец закрыл позицию «Благотворительность».

Остальные позиции в основном регулярные, поэтому их даже не разбирал. Просто удалил и забыл.

Контролирую баланс. Баланс ушел глубоко в минус: −12 661. Главная причина — день рождения друга. Я совсем забыл зарезервировать на это деньги при планировании — ну хоть про сам день рождения вспомнил.

Дефицит бюджета стал равен 3,1%. Мне это уже не нравится. Для борьбы с дефицитом есть три метода:

  1. Урезать фонды.
  2. Занять у самого себя.
  3. Отказаться от всех регулярных ежедневных трат на определенный срок.

Решил применить методы 1 и 2. Третий метод я применяю только в запущенных случаях, он самый неприятный.

Итак, мне нужно каким-то образом пополнить бюджет на 12 тысяч рублей. С урезанием фондов все просто: списываю из фонда «Поездка на море» 6000 рублей. То есть по факту получилось, что в мае этот фонд немного «сдулся». Но, по крайней мере, для меня это прозрачно и под контролем.

Нужно вернуть на свой баланс еще 6000 рублей. Возьму в долг сам у себя. 5000 расходов на день рождения друга я занес в блок «Займы». Чтобы это было не бесплатно для меня, накинул еще тысячу в качестве процентов — занял сам себе под 240% годовых. Эти 6000 рублей увеличивают входящий остаток в мае и через него увеличивают баланс. Это деньги из будущего, я их как бы взял из будущих поступлений июня.

При планировании июня я просто удалю эти 6000 из блока «Займы» и погашу тем самым образовавшийся кредит. Если бы сумма кредита была значительной, например 20 000 Р , то тогда погашение можно было бы «размазать» на несколько месяцев: в июне от займа оставить 10 000, а в июле уже удалить его полностью.

Неделя 5: 27—31 мая

Это последняя неделя мая, плавно переходящая в июнь. По ней я бюджет не считал, потому что это само собой будет сделано при планировании бюджета на июнь.

Самое время подвести итоги мая:

  1. Удалось достичь цель по фонду «ПВ на квартиру»: планировал накопить 1 440 107 Р на конец мая, по факту вышло 1 446 400 Р .
  2. Не удалось достичь цели по фонду «Поездка на море»: планировал сохранить 150 000 Р на конец мая, по факту урезал фонд на 6000 Р , чтобы покрыть дефицит — осталось 144 000 Р .
  3. Пришлось занять самому себе, чтобы сбалансировать бюджет — 6000 взял из будущих поступлений.

В целом я остался доволен маем. Главная финансовая цель стала еще ближе, при этом бюджет легко адаптировался ко всяким сложностям.

Итоги

  1. Ведение бюджета позволяет держать фокус на финансовых целях.
  2. Вести бюджет полезно независимо от уровня доходов. Ведение бюджета позволяет «не проедать» деньги: поступления и траты известны и утверждены заранее.
  3. Можно вести бюджет и не тратить на это много времени. Мне хватает 10—15 минут в неделю.
  4. При ведении бюджета можно занимать у самого себя деньги, можно продолжать тратить деньги, когда ты в минусе, можно получать прибыль от экономного поведения, можно не волноваться, если задерживают зарплату.
  5. Для кого-то минусом будет то, что при ведении бюджета сложно совершать приятные спонтанные траты — сходить в ресторан, купить что-то незапланированное. Ведение бюджета в некотором роде задает колею, из которой некомфортно выбираться.
  6. Чтобы начать вести бюджет, достаточно взять предложенную таблицу и попробовать заполнить лист на очередной месяц. Далее в течение месяца я рекомендую вести учет исполнения бюджета раз в неделю. Через несколько месяцев вы найдете объем своих трат, и бюджет начнет сходиться.

Вы уж простите, но автор закрыл ипотеку и кучу кредитов и теперь хочет хату ближе к центру не потому, что ведет бюджет, а потому что их семья хорошо получает. Вот я как бюджет не веди, квартиру вряд ли когда-нибудь куплю. Точнее куплю, конечно, через 15 лет точно по прогнозу гугл таблицы, но а будет ли она мне тогда уже нужна? И это мы с мужем получаем чуть ниже средней медианной по Москве и почти в 2 раза больше средней медианной по России. Так что вести бюджет конечно нужно, но объяснять только им свои финансовые успехи глупо

Наталья, вы правы! Денег от ведения бюджета больше не будет. Но и суть статьи в другом. А именно в том, что явное управление своими финансами позволяет двигаться к достижению финансовых целей. Это раз. И не проедать накопления. Это два.
Позволю себе привести тут следующую аналогию. Представьте, что вы управляете автомобилем, но никаких элементов управления нет (ни спидометра, ни тахометра, ни температуры двигателя, ни уровня топлива в бензобаке и т.д.). Безопасно так ехать? Так и со своими финансами. Если нет мерила того, как проходит месяц с т.з. доходов/расходов, то возрастают всякие риски: риск попасть в просрочку по кредтиу, риск не заплатить за квартплату, риск проесть накопления. Явное управления финансами просто позволяет держать все под контролем. Вот такой основной посыл был.
И да, когда я досрочно гасаил, у нашей семьи был доход раза в два меньше.

Михаил, > Позволю себе привести тут следующую аналогию. Представьте, что вы управляете автомобилем, но никаких элементов управления нет (ни спидометра, ни тахометра, ни температуры двигателя, ни уровня топлива в бензобаке и т.д.). Безопасно так ехать?

Вот, кстати, отличный образ! Позвольте его развить.

Когда мы с семьей хотели в последний раз погулять в Казани, мы поступили очень просто: заправили полный бак за день до этого, сели рано утром в машину и поехали в сторону Казани. Мы знали, что дорога туда займет 4-6 часов.

По пути мы останавливались отдохнуть и перекусить (где хотели и когда хотели, но не засиживаясь больше 30-60 минут). Ехали со скоростью потока, но не превышая разрешенной скорости. Когда бензина стало мало, мы посмотрели в навигаторе, где заправка и заправились.

Мы не рисовали графиков и не строили таблиц опережения/отставания. Пару раз поехали не по той дороге, которую планировали изначально. Один раз вообще свернули «не туда». Я до сих пор понятия не имею, сколько именно в литрах наша машина сожгла бензина за ту поездку.

Но мы все равно успешно доехали до цели (безопасно, вовремя и в рамках бюджета).

Наверное, если бы мы аналогичным образом без точных вычислений планировали полет на Луну, то нас постигло бы серьезное разочарование. Но на Луну мы в тот день не летали! 🙂

Отдельно бюджет не веду, просто следую здравому смыслу:
1) трачу меньше чем зарабатываю
2) все что осталось распределяю по подушке (вклад-расходник) и в инвестиции. С подушкой сейчас не очень весело, расходник даже под 6.5% уже сложно найти, ну и лимиты АСВ небольшие. Хотя для подушки наверно больше лимита АСВ и не надо.
3) в конце месяца открываю банковское приложение, смотрю расходы по категориям и принимаю решения типа «завести наконец карту с 10% кб на кафе» или «надо меньше жрать».
Собственно всё.

Дмитрий, банков много, а хороших предложений по расходно-пополняемым вкладам не очень. Плюс хочется иметь человеческое обслуживание, бесплатный межбанк, мобильное приложение не выглядящее так, как будто оно застряло в 2008 году. Все эти факторы сужают количество вариантов до такой степени, что приходится задумываться о превышении АСВ в одном конкретном банке, потому что других нормальных вариантов то и нет.

Parmigiano, Как пятикратный получатель денег по АСВ ( от 12 рублей до 1,2 ляма) не вижу причин не дробить деньги на АСВ лимиты.
Пока банков еще много.

Тоже веду бюджет, правда в приложении. Но пересмотрела свои траты и выяснила, что много всего покупаю по инерции — кофе с собой и пр. И постепенно снизила количество таких трат. Теперь чувствую себя гораздо лучше и денег больше остаётся.

Это YNAB Гугл таблиц прям.
Всё вышеописанное есть в YNAB, но правда за деньги. У них можно получить триал на 4 месяца, а потом попросить продлить. Пол года на попробовать будет.

Oddo, YNAB — супер, но есть и минус — планирование ограничено двумя неделями/месяцем (в зависимости от частоты поступления денег). Но авторы и не скрывают, что этот метод не сколько для накоплений, сколько для закрытия долгов, а там уже не до планирования на год вперед. Я совмещаю YNAB с одной таблицей на год.

Очень грамотный и удобный подход!

это ж почти та же таблица тинькофф что была сделана очень давно.

Предпочитаю использовать таблицы только для прогнозирования, но не учета расходов — для это лучше все-таки приложения. Если учитывать траты и следить за балансами в приложении, то достаточно одной таблицы на год, укрупненной до месяцев. Там можно играть с цифрами и планировать на год вперед.

Лаура, в экселе недавно нашёл такую штуку. Оказалось вполне удобнее вести планирование на год и по месяцам, чем считать каждую копейку и не видеть трат далее чем на месяц.

Объясните в чем смысл Таблицы ежедневных расходов, и зачем из неё удалять расходы? Там вообще есть какая-то автоматика? В статье речь чисто по фондам. В таком случае ежедневные расходы не проще считать «фондом ежедневных расходов»? И как быть если потратил меньше запланированной суммы в день?

Ренат, эта таблица — это план на месяц по доходам и расходам. По мере прохождения месяца этот план постепенно «списывается» или «перетекает» в факт, если так можно выразиться.
Возможно, следующий упрощенный пример лучше объяснит механику.
Пусть период нашего планирования 3 дня, и никаких фондов нет. Также пусть таблица ежедневных расходов выглядит так:
— день 1. Приход 10000, расход 3000
— день 2. Приход 0, расход 3000
— день 3. Приход 0, расход 5000

Наша цель — понимать баланс каждый день. Т.к. фондов нет, то формула баланса очень простая: БАЛАНС=СУММА_ОСТАТКОВ + БАЛАНС_ПО_ЕЖЕДНЕВНОЙ ТАБЛИЦЕ.
Итак, прошел первый день. Мы получили 10000, но вместо запланированных 3000 потратили 3500. Окей. Значит СУММА_ОСТАТКОВ=10000-3500=6500. Что теперь делать с записью про первый день? Да просто удалить ее, т.к. в ней был записан план, а факт мы отразили в таблице остатков. Т.е. план как бы реализовался в виде остатков (план туда «перетек»). Баланс стал равен: БАЛАНС=6500+(-3000-5000)=-1500.
Прошел второй день. Потратили 2000 вместо 3000. Значит, СУММА_ОСТАТКОВ=6500-2000=4500. Опять удаляем записи за второй день, т.к. они свершились. Баланс стал равен: БАЛАНС=4500+(-5000)=-500.
Прошел третий день. Потратили 4300 вместо 5000. Значит, СУММА_ОСТАТКОВ=4500-4300=200. Опять удаляем записи за третий день, т.к. они свершились. Баланс стал равен: БАЛАНС=200.

Тут мы рассмотрели ежедневный учет исполнения бюджета. Он принципиально ничем не отличается от учета еженедельного. Только в последнем случае из таблицы ежедневных расходов будут удаляться сразу все записи за прошедшую неделю, вот и все.

В гугл-таблице есть формулы, которые все это делают. Нужно просто обновлять таблицу остатков и удалять записи из таблицы еждневных расходов. Ну а баланс будет внизу автоматически перерасчитываться. Если он будет держаться около 0, значит, все идет по плану )

Очень люблю посчитать всякое в табличках, пробовал самые разные способы!

Но для себя понял, что, как и с отчетами для бизнеса, нужно прежде всего выписать список *действий*, которые планируется предпринять по итогам каждой конкретной таблички. Если таких действий нет (или эффект от них совершенно не соответствует ментальным, эмоциональным и временным затратам на учет), то данный разрез учета следуют беспощадно «зарезать». 🙂

Это очень индивидуально, но у меня получилось так:

1. Какой смысл бюджетировать расходы на повседневную одежду, еду в супермаркете и на рынке, спорт для себя и детей, здоровье? Я не буду ради новой квартиры откладывать покупку зимней куртки, творога и беговых кроссовок и контактных линз. И даже отказываться от рыбы в пользу гречки не буду. Действия нет, а значит и планировать это детально бессмысленно. Достаточно просто по итогам месяца посмотреть, что и как получилось.

2. Легче всего отслеживать прогресс по плану, которого нет. Например, есть определенное время, когда нужно принять решение о поездке на море на детские каникулы в школе. Ну вот когда этот день настанет, можно будет посмотреть, как у нас с доходами, с накоплениями, с хотелками, и по итогам просто найти и купить билеты (или отказаться от плана). До этого можно просто без ограничений заполнять доску в трелло разными идеями, и пополнять сбережения.

3. Вместо тонкого расчета гораздо проще просто принять некоторые простые самоограничения: «не буду пить вино и пиво каждый день», «новый телевизор — не приоритет, все равно играюсь на компьютере», «накопления растут не так быстро, давайте в этом году не поедем на море».

Источник

Читайте также:  Гриб груздь способы приготовления
Оцените статью
Разные способы