- Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения
- Классификация
- Сенсорная алалия
- Причины
- Способы диагностики
- Симптомы
- Способы коррекции
- Прогноз, меры профилактики
- Моторная алалия
- Возможные психические нарушения
- Лечение моторной алалии
- Массаж при алалии
- Сенсомоторная алалия
- Диагностика алалии
- Клиническая картина, особенности поведения
- Коррекция алалии
- Домашняя терапия
- Профилактика алалии
- Прогноз преодоления диагноза
- Моторная алалия у ребенка: признаки, виды и лечение
- Что такое моторная алалия?
- Причины развития
- Симптоматика моторной алалии
- Формы моторной алалии
- Особенности логопедической работы при моторной алалии
Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения
Алалией называют недоразвитие или полное отсутствие речи у детей. Это результат повреждений центральной нервной системы, которые произошли либо еще во внутриутробном развитии, либо в первые 3 года жизни ребенка. Если вовремя не предпринять необходимых мер, то ребенок с таким заболеванием разговаривать так и не научится.
Алалия никак не связана с нарушениями интеллекта или слуха ребенка. Есть случаи, когда пациенты с таким недугом начинали разговаривать, только достигнув школьного возраста.
Обратите внимание: Алалия — это заболевание, которое не допустимо лечить самостоятельно. Чтобы узнать точный диагноз и получить последующее лечение, нужно обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка.
Появление вторичной задержки речи происходит, если лечение алалии было начато уже в более позднем возрасте пациента. Малыши с таким недугом демонстрируют более скудный запас знаний об окружающем мире, чем сверстники. Алалия при этом сопровождается нарушениями лексической, фонетической, синтаксической, морфологической и грамматической речи.
Классификация
Выделяют моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) формы. Также встречается сенсомоторная алалия, которая сочетает в себе эти две формы.
Экспрессивная форма алалии сопровождается отсутствием сформированности языковых операций. Импрессивная форма — расстройство, которому предшествует неправильная работа речеслухового анализатора, вследствие чего ребенок не понимает обращенную к нему речь.
Сенсорная алалия
Это дефект развития, при котором пациент не разговаривает сам. Также он не в состоянии понять слова, которые обращены к нему. Среди детей, которые страдают проблемами, связанными с речевым аппаратом, сенсорная алалия встречается только в 10% случаев.
При сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих, при этом его речь не развивается. Нарушение речи в таком случае носит вторичный характер, так как это связано с проблемами, касающимися непонимания речи окружающих и нарушения фонематического слуха.
Эта форма алалии сопровождается недоразвитием или повреждением речеслухового анализатора. Как следствие — отсутствие у ребенка возможности связать в слова слышимые от взрослых звуки.
Причины
Причина появления у ребенка сенсорной алалии — поражения определенных зон головного мозга, которые находятся в корковой части. Эти зоны отвечают за речевой аппарат, понимание и анализ слышимых звуков. К такому нарушению могут привести следующие факторы:
- Заболевания, возникшие в первые годы жизни малыша.
- Нарушения ЦНС, которые возникли при осложненных родах.
- Патологии плода, которые появились во время беременности.
Такое речевое нарушение, как сенсорная алалия, могут вызвать и другие причины. Диагностика заболевания возможна только после полного осмотра малыша такими специалистами, как невролог, логопед и психолог.
Способы диагностики
При появлении подозрений на алалию ребенка должен осмотреть квалифицированный невролог и направить на ЭЭГ и АСВП (по показаниям назначить МРТ головного мозга). Диагностика необходима для выявления степени тяжести имеющихся у ребенка нарушений.
Симптомы
При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.
При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.
Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.
Способы коррекции
Сенсорная алалия поддается коррекции только при условии комплексного подхода, который включает:
- прием необходимых медикаментов, назначенных неврологом;
- нейропсихологическая коррекция;
- занятия с логопедом-дефектологом;
- проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса (согласно назначению невролога);
Важно, чтобы помощь была комплексной, поэтому, помимо приема лекарственных препаратов, оказывающих положительное воздействие на ЦНС, специалист может назначить проведение комплексной неврологической реабилитации.
Прогноз, меры профилактики
При выявлении у ребенка алалии важно как можно раньше начать терапию. Это позволит не только значительно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в дальнейшем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как это очень индивидуально и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей организма ребенка.
Шанс того, что ребенок сможет обрести сформированную полноценную речь при сенсорной алалии значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в дальнейшем.
Меры профилактики алалии сенсорного типа уместно проводить не только во время беременности, но и в первые несколько лет жизни ребенка.
Моторная алалия
Эта форма нарушения является следствием двигательных нарушений в организме ребенка. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку при алалии такого типа сложно выражать свои мысли, составлять словосочетания и правильно использовать слова.
У детей с моторной алалией наблюдается нормальная подвижность органов, которые ответственны за речь. Однако ребенку сложно, например, поднять язык вверх, если его об этом попросили взрослые. Он не может повторить услышанные слова. У таких детей на фоне заболевания присутствуют нарушения психического и неврологического характера.
Чаще детям с моторной алалией тяжело дается физическая активность, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.
Возможные психические нарушения
Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:
- более медленно протекают мыслительные процессы;
- нарушена память;
- наблюдается ухудшение концентрации внимания;
- присутствуют зрительно-пространственные нарушения.
Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.
Лечение моторной алалии
Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.
Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.
Массаж при алалии
Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.
Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение. Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам. Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.
Сенсомоторная алалия
Это наиболее часто встречающаяся форма алалии. Ребенок в таком случае начинает разговаривать намного позже сверстников, наблюдаются трудности в формировании речи. Он плохо понимает речь окружающих, а его словарный запас минимален и ограничивается несколькими словами.
При сенсомоторной алалии нарушается социальная адаптация ребенка, что поэтому такое нарушение можно спутать с заболеваниями аутичного спектра.
Диагностика алалии
Поставить диагноз можно разными способами, дополняющими друг друга:
- Сбор анамнеза.
- Комплексное обследование у узконаправленных специалистов.
- Динамическое обследование, в ходе которого возможна корректировка поставленного ранее диагноза.
При постановке диагноза специалисты прибегают в таким безопасным, но эффективным методам исследования головного мозга, как АСВП и ЭЭГ.
Клиническая картина, особенности поведения
Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.
Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:
- Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
- Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
- У ребенка полностью отсутствует речь.
Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.
Коррекция алалии
Детей с алалией довольно сложно воспитывать, однако родители должны набраться терпения и найти к своему крохе индивидуальный подход, который основан на понимании, терпении и спокойствии.
Важно незамедлительно обратиться к неврологу, как только были обнаружены первые признаки алалии. Чем быстрее будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что ребенок начнет полноценно разговаривать в дальнейшем. При своевременной коррекции риски развития осложнений минимальные.
Лечение алалии основано на различных способах и методиках. Важную роль играют педагогический, медикаментозный, а также психологический подходы. Этапы коррекции должны включать:
- нейропсихологическую коррекцию;
- занятия с логопедом-дефектологом;
- проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса;
- ритмотерапию;
- биоакустическую коррекцию;
- физиотерапию;
- массаж.
Коррекционная программа должна быть разработана на основании индивидуальных особенностей ребенка. Она разрабатывается для каждого отдельного пациента и зависит от формы и тяжести заболевания.
Домашняя терапия
Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:
- Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
- Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
- Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
- Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.
Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.
Профилактика алалии
Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.
Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.
Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами. Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры.
При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование.
При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.
Прогноз преодоления диагноза
Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.
Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания
Источник
Моторная алалия у ребенка: признаки, виды и лечение
Содержание:
Что такое моторная алалия?
Моторная алалия (МА) – это синдром, характеризующийся частичным недоразвитием или полным отсутствием речи у ребенка с сохранным слухом и интеллектом. Строение периферических речевых органов и понимание речи у детей с моторной алалией также не нарушено. В МКБ-10 МА соответствует термин «расстройство экспрессивной речи». Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет (большинство моторных алаликов составляют мальчики).
Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия речи до незначительных фонетических и грамматических погрешностей.
Степень тяжести МА напрямую зависит от времени повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения.
Причины развития
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге и состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария);
- подкорковых узлов;
- проводящих путей;
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга);
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
- Дыхательного.
- Голосового.
- Артикуляционного (звукопроизводящего).
Очаг поражения при МА находится в центральной части речевого аппарата, но, как следствие, нарушается работа и периферической части.
Поражение участка головного мозга, которое приводит к появлению этой патологии, может быть следствием различных патогенных факторов. Выделим следующие причины моторной алалии:
- Инфекции, которые могли попасть в организм в процессе родовой деятельности, либо во время внутриутробного периода.
- Токсикозы.
- Травмы головного мозга ребенка. Как правило, это следствие несчастного случая во время вынашивания плода.
- Асфиксия.
- Гипоксия.
- Высокая вероятность самопроизвольного аборта у женщины.
- Легочная, сердечная недостаточность, а также другие хронические заболевания у матери.
Практически все причины возникновения моторной алалии обусловлены достаточно тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями, которые влияют на формирование головного мозга малыша, а также послеродовыми или родовыми травмами.
Симптоматика моторной алалии
При моторной алалии ребенок понимает то, что ему говорят окружающие, но он чаще всего не в состоянии ответить им, несмотря на сохранные с физиологической точки зрения органы артикуляции и сформированность произносительных возможностей. Это тяжелое нарушение речи, которое требует длительной работы с логопедом.
Симптоматика моторной алалии выражается в следующем:
- Отсутствие речи, когда дети заменяют слова мимикой или жестами, либо несвязными звуками и лепетом.
- Выпадение звуков из слова, а также неправильная замена звуков в словах другими.
- Объединение слогов разных слов.
- Ограниченность словарного запаса.
- Малыш заменяет слова на похожие по смыслу.
- Из фразы выпадают предлоги.
Вышеуказанные проявления относятся к речевым симптомам. Есть и неречевые признаки:
- Нарушение координации.
- Слабое развитие мелкой и крупной моторики.
- Расстройства памяти, внимания и восприятия.
- Проблемы с элементарным самообслуживанием.
- Быстрая утомляемость, при этом ребенок может быть очень активным, либо пассивным в своем поведении.
В качестве осложнения МА у детей часто наблюдается речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение общаться со сверстниками. На фоне несформированности вербальной речи может развиваться вторичная интеллектуальная недостаточность. В школе дети часто страдают от дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии есть вероятность развития логоневроза.
Формы моторной алалии
Есть две разновидности данной патологии:
- Кинестетическая форма (афферентная). Она обусловлена поражением постцентрального участка коры, отвечающего за программу движений артикуляционного аппарата. При такой форме малышу сложно произносит слова, строить длинные фразы. Он испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз во время произношения слогов и звуков.
- Кинетическая форма (эфферентная). В данном случае поражаются премоторные отделы коры головного мозга. При поражении этого участка у детей появляются сложности в формировании комплекса движений, т.е. артикуляционных актов. Происходит искажение слогового состава слова, замедляется речь.
Определив точную форму патологии, специалист может назначать грамотную схему коррекционной работы, направленной на устранение речевого расстройства.
Особенности логопедической работы при моторной алалии
Терапия данной патологии подразумевает использование медикаментозного лечения, целью которого является стимуляция мозговых структур. Для этого неврологом при необходимости могут быть назначены ребенку витаминные комплексы, ноотропы и другие препараты.
Ведущую роль в терапии занимает логопед. Также приветствуются занятия с детским психологом.
Коррекционная работа при моторной алалии делится на несколько этапов:
- Подготовительный. На этом этапе формируются предпосылки для того, чтобы малыш начал разговаривать. Создаются ситуации, побуждающие к речевой активности. Специалист доносит до ребенка мысль о важности речи в жизни любого человека.
- Формирование начальных речевых навыков. Работа начинается с расширения словарного запаса. Специалист учит малыша соотносить предмет и слово, обозначающее его.
- Формирование высказывания. Ведется работа над развитием связной речи, чтобы ребенок мог формулировать свою мысль, правильно употреблять те или иные слова в конкретной ситуации. На этом этапе малыш может выполнять определенные занятия: пересказать прочитанное, составить рассказ по картинке и т.д.
Устранение фонетико-фонематических нарушений. Ребенок учится произносить звуки, акцентируясь на правильном положении губ, языка и других органов артикуляции.
Упражнения для каждого этапа коррекции подбираются специалистом в индивидуальном порядке, в зависимости от формы патологии. При этом важна роль родителей, которые должны всячески поощрять старания малыша, хвалить его за его старания и ни в коем случае не высказываться критически, либо ругать его за то, что у него что-то не получается.
В целях профилактики появления МА у ребенка необходимо обеспечить нормальные и комфортные условия для женщины во время беременности. Нужно регулярно обследоваться у гинеколога, исключить любые занятия, которые могут привести к травмам, избегать чрезмерных физических нагрузок, а также отказаться от вредных привычек. Важно создать благоприятные условия для дальнейшего развития малыша, уделяет достаточно времени развивающим занятиям.
Источник