Теория и история музыки (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
— «Картинки с выставки» — «Избушка на курьих ножках»;
— «Дождь и радуга»; симфоническая сказка «Петя и волк»;
— Ф. Шуберт «В путь», «Форель»;
— -Корсаков опера «Садко» — вступление «Океан – море синее», «Пляска ручейков и речек», «Пляс золотых рыбок»;
— -Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» — тема моря;
— К. Сен-Санс «Аквариум»;
— балет «Жар-птица» — «Пляс Жар-птицы».
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1: Музыкальная тема, способы создания музыкального образа.
Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). Сопоставление, дополнение, противопоставление музыкальных тем и образов. Контраст как средство выразительности. Составление кроссвордов по терминам.
Самостоятельная работа : определение в знакомых произведениях типов интонаций, связанных с первичными жанрами и музыкального образа в пьесах из своего исполнительского репертуара. Работа с нотным текстом из учебника (определение фактуры, темпа, динамики, изменений музыкальной речи).
— -Корсаков «Золотой петушок» — вступление;
— «Детская музыка» — «Утро», «Дождь и радуга»; балет «Ромео и Джульетта» — «Джульетта-девочка», «Танец рыцарей», балет «Золушка» — «Па де шаль»;
— Р. Шуман «Карнавал» (№2 , №3);
— пьесы Э. Грига, Р. Шумана, М. Мусоргского, пройденные в 1 классе;
— «Детский альбом» — Вальс.
Раздел 2: Основные приемы развития в музыке. Первое знакомство с понятием содержания музыки. Представление о музыкальном герое. Краткие сведения о музыкальных стилях.
Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. Основные приемы развития в музыке: повтор (точный, с изменениями, секвенция), контраст в пьесах из детского репертуара. Первая попытка отслеживания процессов музыкального развития.
Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов (Бах, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Дебюсси): музыкальный герой, музыкальная речь (как складывается комплекс индивидуальных особенностей музыкального языка, то есть, стиль композиторов).
Первоначальное знакомство с понятием содержания музыки и программной музыки. Музыкальная речь, возможность воплощения в ней мыслей и чувств человека. Представление о музыкальном герое (персонаж, повествователь, лирический, оратор) в программных пьесах из детского репертуара.
Конкурс на определение типа музыкального героя в программных пьесах из детского репертуара.
Самостоятельная работа : подбор иллюстраций к музыкальным стилям. Сочинение музыкальных примеров: от игровых моделей к небольшим пьесам на основе этих элементов, например, от секвенции к этюду.
— Р. Шуман «Альбом для юношества» — «Сицилийская песенка», «Дед Мороз», «Первая утрата»;
— «Детский альбом» — «Сладкая грёза», «Новая кукла»;
— Э. Григ «Весной», Вальс ля минор;
— Г. Гендель Пассакалия;
— Полонез соль минор; токката ре минор (или Sinfonia из Партиты № 2 до минор, раздел «Grave»); полонез соль минор;
— «Турецкое рондо»; увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; Соната До мажор; «Маленькая ночная серенада» (фрагмент);
— -Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада» — тема моря, тема Шехеразады, тема Шамаханской царицы; опера «Сказка о царе Салтане» — оркестровая интермедия «Полет шмеля»;
— А. Вивальди концерт №3 «Осень» — 3 часть («Охота»);
— музыка к повести «Метель» — Военный марш;
— «Детская музыка» — Тарантелла, «Пятнашки»; цикл «Мимолетности» (№ 1);
— Р. Шуман «Детские сцены»: «Поэт говорит»;
— Ф. Шопен Ноктюрн ми минор (фрагмент);
— К. Дебюсси «Снег танцует».
Раздел 3: Музыкальный синтаксис. Фраза как структурная единица. Приемы вариационного изменения музыкальной темы.
Продолжение темы «Приемы развития в музыке». Звук – мотив – фраза — предложение – музыкальная мысль (период). Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара. Особенности работы с темой на примере легких вариаций из детского репертуара. Анализ стихотворных текстов (из учебника и других источников) и мелодий знакомых детских песенок (например, «Антошка», «Вместе весело шагать», русские народные песни), определение структуры по фразам, выкладывание графической схемы из карточек (одинаковой длины или разной, чтобы они соответствовали длине фраз в песне). Конкурс на определение синтаксической структуры.
Самостоятельная работа : сочинение вариации на мелодию русской народной песни (изменение ритма, дублирование мелодии, и др.).
— Легкие вариации из детского репертуара;
— Р. Шуман «Карнавал» — № 2, 3.
Раздел 4: Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной фабулы, действенного начала.
Мотивная работа как способ воплощения процесса динамичного развития, музыкального действия в классической сонате и сонатине из детского репертуара по программе 2 класса (В. Моцарт, А. Гедике). Разучивание песенки-модели. Отслеживание процесса развития музыкальных «событий». Сопоставление образов, возврат первоначальной темы. Единство и непрерывное обновление интонаций, «жизнь» музыкальных образов от начала до конца. Слушание и слежение по графической схеме за ходом музыкального действия в «Репетиции к концерту» В. Моцарта. Отслеживание процесса становления формы с позиции музыкальной фабулы с помощью карточек. Символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти.
Самостоятельная работа : символическое изображение музыкальных образов трех тем из экспозиции сонаты Д. Скарлатти.
— Шесть венских сонатин — № 1, № 6;
— Д. Скарлатти Соната № 27, К-152 (том 1 под ред. А. Николаева);
— Симфония № 40, 1 часть (фрагм.), «Детская симфония»; «Репетиция к концерту», Концерт для клавесина.
Раздел 5: Кульминация как этап развития.
Развитие музыкального образа, способы достижения кульминации. Кульминация как этап развития интонаций.
Способы развития и кульминация в полифонических пьесах . Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы и музыкальный образ (Прелюдия до мажор, Инвенция до мажор). Разные формы игрового моделирования и практического освоения приемов полифонического развертывания.
Слушание музыкальных примеров («Рост елки», Па-де-де из балета «Щелкунчик» ), заполнение схемы «Лента музыкального времени». Определение на слух в полифонической музыке вступлений темы (прохлопывание, выкладывание карточек).
Самостоятельная работа : в полифонических пьесах по специальности определение приемов имитации, контрапункта, характера взаимоотношения голосов.
— балет «Щелкунчик» — «Рост елки», Па-де-де, Марш; альбом «Времена года» — «Баркарола»;
— Э. Григ «Утро», «Весной»;
— опера «Руслан и Людмила» — канон «Какое чудное мгновенье»;
— Кантата «Александр Невский»: «Ледовое побоище» (фрагмент); цикл «Детская музыка» — «Раскаяние»;
— Маленькие прелюдии и фуги, Инвенция до мажор;
— «Детский альбом» — «Старинная французская песенка».
Раздел 6: Выразительные возможности вокальной музыки.
Дуэт, трио, квартет, канон. Выразительные возможности вокальной музыки, способы развития в ней (в том числе, имитация, контрапункт, вариационное развитие). Анализ текста и определение характера голосов в дуэте, квартете. Определение в вариациях смены интонаций, признаков первичных жанров.
Самостоятельная работа : сочинение подголосков к мелодиям русских народных песен. Сочинение вариаций на мелодию с изменением первичного жанра (смена размера, темпа, динамики, регистра).
— опера «Евгений Онегин» — дуэт «Слыхали ль вы», квартет и канон; «Детский альбом» — «Камаринская»;
— опера «Волшебная флейта» — дуэт Папагено и Папагены; опера «Свадьба Фигаро» — дуэт Фигаро и Сюзанны;
— опера «Руслан и Людмила»: канон «Какое чудное мгновенье»;
«Камаринская»; Персидский хор;
Раздел 7: Программная музыка.
Продолжение темы «Содержание музыки». Роль и значение программы в музыке. Одна программа — разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора. Тема времен года.
Самостоятельная работа : работа с таблицей из учебника. Запись в тетрадь примеров программной музыки из своего репертуара.
— «Времена года» — «У камелька», «Масленица», «Святки»;
— А. Вивальди «Времена года»: «Зима».
Раздел 8: Приемы создания комических образов.
Утрирование интонаций, неожиданные, резкие смены в звучании (игровая логика). Игра ритмов, «неверных» нот, дразнилки, преувеличения. Интонация насмешки и ее соединение со зримым пластическим образом в жанре частушки. Чтение стихов с соответствующей интонацией. Определение на слух типа интонации и неожиданных ситуаций в их развитии. Викторины, кроссворды. Беседа и обмен мнениями о развитии музыкального образа в незнакомом произведении.
Самостоятельная работа : подготовка к исполнению какой-либо детской частушки (о школьной жизни).
— цикл «Детская музыка» — «Пятнашки», «Шествие кузнечиков», Марш, Галоп из балета «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам» — Марш, Скерцо;
— С. Джоплин Рэгтайм;
— балет «Жар-птица» — Поганый пляс Кощеева царства;
— К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1: Народное творчество. Годовой круг календарных праздников. Календарные песни. Цикл осенних праздников и песен.
Народное творчество – этимология слов. Традиции, обычаи разных народов. Народный календарь – совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Ведение календаря, отражающего долготу дня, в течение года. Определение характера, структуры мелодии. Драматизация песен («Комара женить мы будем», «А кто у нас гость большой»).
Самостоятельная работа : чтение и анализ текста песен (метафоры, олицетворения). Определение характера, структуры мелодии. Создание своего личного (семейного) годового круга праздников.
— колыбельные, потешки, считалки, хороводные, игровые: «Каравай», «Заинька», «У медведя во бору» (два варианта), «Во саду ли» (два варианта), «Курочки и петушки», «Дрема», «Где был, Иванушка», «Комара женить мы будем», «Царь по городу гуляет», «Вью, вью, вью я капусточку»;
— величальные («Кто у нас хороший», «А кто у нас моден», «А кто у нас гость большой»).
Раздел 2: Протяжные лирические песни, плачи.
Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины — эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни. Претворение мелодии песни «Как за речкою да за Дарьею» в музыке -Корсакова («Сеча при Керженце»).
Чтение текстов песен, пение и анализ. Чтение былин в манере эпических сказаний.
Самостоятельная работа: сочинение подголоска (косвенное голосоведение, гетерофония). Изготовление макетов и рисунков щитов русских и монгольских воинов. Работа с графиком.
— «Полоса ль моя», «Как по морю», «Не одна-то во поле дороженька», «Вниз по матушке по Волге», «Ты река ль моя», «Не летай, соловей»;
— опера «Князь Игорь» — плач Ярославны;
— опера «Руслан и Людмила» — хор «Ах, ты свет, Людмила»;
— русская народная песня «Как за речкою», обработка -Корсакова; опера «Сказание о невидимом граде Китеже» — «Сеча при Керженце».
Раздел 3: Жанры в музыке.
Первичные жанры, концертные жанры. Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода.
Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Вариации на темы песен. Черты канта в хоре «Славься».
Пение песен, подбор баса, аккордов. Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры
Самостоятельная работа: рисунки своего «музыкального дерева». Определение признаков песенных жанров в незнакомых музыкальных примерах, в пьесах по специальности. Зрительно-слуховое определение формы периода, двухчастной структуры
— русские народные песни «Выхожу один я на дорогу», «Среди долины ровныя», «Славны были наши деды», «Степь да степь кругом», «Вечерний звон», «Грянул внезапно гром»;
— канты «Орле Российский», «Начну играти я на скрипицах» (или другие по выбору педагога);
— , Вариации на тему песни «Среди долины ровныя»; опера «Жизнь за царя» — хор «Славься».
Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Понятие о маршевости. Инструментарий, особенности оркестровки. Работа с таблицей в учебнике. Слушание и определение признаков марша, структуры.
Самостоятельная работа: найти примеры различных по характеру маршей. Сочинить маршевые ритмические рисунки.
— Дж. Верди опера «Аида» — Марш;
— «Детский альбом» — «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»; балет «Щелкунчик» — Марш
— опера «Любовь к трем апельсинам» — Марш; балет «Ромео и Джульетта» — «Танец рыцарей»;
— Э. Григ « В пещере горного короля»;
— Ф. Шопен Прелюдия до минор.
Раздел 5: Обычаи и традиции зимних праздников.
Древний праздник зимнего солнцеворота — Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания.
Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А. Лядов, Н. Римский-Корсаков). Драматизация, разыгрывание сюжетов.
Самостоятельная работа: пение песен из пособий по сольфеджио, анализ содержания и структуры песен. Сочинение современной величальной.
— песни «Зазимка-зима», «Сею-вею», «Коляда-маледа», «Как ходила Коляда», «Авсень», «Слава», «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», «Ой, авсень», «Уж я золото хороню» и др.;
— «Восемь русских народных песен» («Коляда»);
Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения.
Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски).
Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Понятие о танцевальности. Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр. Слушание и определение элементов музыкальной речи, разделов формы, жанра. Работа с текстом учебника, с таблицей по танцам. Конкурс на лучшего знатока танцевальных жанров. Составление кроссвордов.
Самостоятельная работа : анализ пьес по специальности, определение жанра. Составление кроссвордов. Сочинение пьес-моделей: период-этюд, период-марш и др.
— старинные танцы из сюит Г. Генделя, , Г. Перселла, ;
— танцы народов мира;
— европейские танцы 19 века.
Раздел 7: Масленица. Цикл весеннее-летних праздников.
Сретенье – встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников. Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы в опере -Корсакова «Снегурочка». Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Различные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла.
Самостоятельная работа: сочинение подголосков. Изготовление поделок (бумажные птицы, чучело масленицы, пшеничные бабы).
— русские народные песни «Масленая кукошейка», «Маслена, маслена», «А мы Масленицу», «Ах, масленица», «Середа да пятница», «Ты прощай» и др.;
— «Ой, кулики», «Весна, весна красная», «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «А мы просо сеяли», «Заплетися, плетень», «Вейся, вейся, капустка», «Аи, во поле липенька», «Около сырова дуба», «Во поле береза», «Ой, чье ж это поле», «Со вьюном», «Ходила младешенька», «Бояре», «Где был, Иванушка».
Раздел 8: Музыкальные формы.
Вступление, его образное содержание.
Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя (исполнительский репертуар 2, 3 классов).
Двухчастная форма – песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц.
Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара учащихся.
Вариации: в народной музыке, старинные (Г. Гендель), классические (В. Моцарт), вариации сопрано остинато ( ).
Рондо. Определение на слух интонационных изменений в вариациях. Чтение текста романса «Спящая княжна», обсуждение музыкальной формы. Слушание и анализ произведений в форме рондо из программы 1, 2, 3 классов.
Самостоятельная работа: определение варианта музыкальной формы в сюжете известной сказки. Подготовка к исполнению в классе примеров на простые формы из своего исполнительского репертуара. Изготовление карточек — рисунков к различным музыкальным формам. Сочинение музыкальных примеров по пройденным темам: от игровых моделей к пьесам на основе этих моделей, например, от секвенции к этюду, от первичных жанров к вариациям и т. д.
— Ф. Шуберт «Шарманщик»;
— «Времена года» — «Песнь жаворонка»;
— -Корсаков опера «Садко» — вступление, опера «Снегурочка» — вступление;
— И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1;
— симфоническая сказка «Петя и волк» — тема Пети;
— «Баркарола», «Детский альбом» — «Утренняя молитва»;
— Ф. Шопен Прелюдия № 7 Ля мажор;
2-х и 3-частные формы
— «Детский альбом» — «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка»;
— Р. Шуман «Первая утрата» и др. пьесы и песни по выбору педагога.
— опера «Руслан и Людмила» — Рондо Фарлафа;
— опера «Любовь к трем апельсинам» — Марш, балет «Ромео и Джульетта» — Джульетта-девочка;
— , опера «Свадьба Фигаро» — ария Фигаро «Мальчик резвый»;
— А. Вивальди «Времена года»;
— романс «Спящая княжна»;
— опера «Волшебная флейта» — вариации на тему колокольчиков;
— опера «Руслан и Людмила» — «Персидский хор».
Раздел 9: Симфонический оркестр.
Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура.
Индивидуальные сообщения о музыкальных инструментах и композиторах. Определение на слух тембров инструментов.
Самостоятельная работа: изготовление карточек – рисунков инструментов симфонического оркестра.
— Б. Бриттен-Перселл «Путешествие по оркестру»;
— Э. Григ сюита «Пер Гюнт» — «Танец Анитры»;
— Концерт для валторны № 4, часть 3;
— балет «Щелкунчик» — Вальс цветов и Испанский танец («Шоколад»); балет «Лебединое озеро» — Неаполитанский танец;
— опера «Орфей» — Мелодия.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа учебного предмета «Слушание музыки» должна обеспечить приобретение учениками следующих знаний, умений и навыков:
— наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
Источник