Мотивация выбора темы способ содержание

Вступление. Мотивация выбора темы

«Я интересуюсь своим будущим, потому что

собираюсь провести в нем всю свою жизнь».

I. Вступление. Мотивация выбора темы.

Тема моей индивидуально – методической работы «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения». Каковы же причины обращения к данной тематике? Изменяющиеся социально-экономические условия предъявляют новые требования к системе образования, к уровню подготовки учащихся и в будущем к подготовке специалистов, способных эффективно действовать и адаптироваться в динамичном обществе; к уровню подготовки учителя.

Многолетняя практика убедительно показала, что, начиная с подросткового возраста, примерно с 15 лет, в ОУ должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей, склонностей и дальнейших жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

«К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности» (Из «Концепции профильного обучения»). Но 25% учащихся не определились в своем выборе; и даже те, кто сделали свой выбор, ориентируются больше на престижность работы (например: юрист), но совершенно не имеют представление о востребованности професси; или оказываются под влиянием друзей («за компанию»), родителей («так надо»).

Новая аттестация учащихся в форме ЕГЭ показала низкий уровень знаний, и высшая школа предъявляет к школьникам более высокие требования при вступительных испытаниях и при дальнейшем обучении в вузах. При традиционной непрофильной подготовке нарушена преемственность ОУ с высшей школой и даже с колледжами. Поэтому в настоящее время становится просто жизненно необходимым дополнительная специализированная подготовка учащихся.

По мнению большинства старшеклассников существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. Только 12% учащихся отмечают, что нынешний уровень и характер полного среднего образования является приемлемым (Всероссийский центр общественного мнения). И все эти причины побудили меня обратиться к психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Актуальность данного вопроса, его жизненная необходимость закреплены документом Министерства образования Российской Федерации Российской Академии образования, именуемой «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 01.01.2001 года.

II. Организация сопровождения всех участников образовательного процесса.

1. Профессиональное и личностное самоопределение.

Система профилизации обучения поставила пред педагогами, психологами, руководителями ОУ задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласованность знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Предпрофильная и профильная подготовка и ее психологическое сопровождение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость. И как психолог я осуществляю сопровождение учащихся в переходный период оптации, организую профориентационную работу. В профориентации у меня существуют следующие направления: профинформация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи не только в выборе профессии, но и в личностном самоопределении.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, но имеют и существенные различия. Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить официально (получить аттестат, свидетельство, диплом); личностное самоопределение – это более сложное понятие. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека. Профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. А самоопределение – это самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция (расширение своих изначальных возможностей). В. Франклин отмечал «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность выходить за рамки самого себя, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей жизни…».

2. Достижение целей профильного обучения.

И задача психологической службы МОУ СОШ с. Голуметь заключается не только в сопровождении выбора профессии учащимися, а нахождение личного смысла в выбираемой, осваиваемой трудовой деятельности, также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Ведь в современных рыночных отношениях учащиеся в любой момент могут оказаться в ситуации оптанта. И главная моя цель научить ребят не потеряться, быть мобильными, заново определиться и найти свой путь. Ведь только при творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Научить учащихся быть подлинным субъектом самоопределения; видеть смысл в жизни и на каждом ее этапе; и помнить, что отрицательный опыт – это тоже результат.

Читайте также:  Ошибка вы не авторизованы для этого способа оплаты для получения справки свяжитесь с нами

Решение основных целей я достигаю при проведении элективных психологических курсов адаптированных в нашем ОУ. Начала я свою работу с изучения Концепции профильного обучения, литературы, опыта педагогов — новаторов, теоретической подготовки на курсах при ИПКРО по теме: «Психологическое сопровождение школьников в условиях профильного обучения». На курсах мною был разработан проект под руководством Доктора психологических наук ХарченкоВ. Д. по теме: «Система диагностического сопровождения профессионального самоопределения учащихся старших классов». Чтобы оказать эффективную психолого–педагогическую поддержку учащимся в профессиональном самоопределении, необходимо подобрать диагностический комплекс, адаптировать его на себе, проверить ключи, что мною и было осуществлено на следующем этапе работы. Данный проект стал моей аттестационной работой при ИПКРО для получения удостоверения. Во время функционально-деятельностного этапа на Методическом совете я защитила «Программу сопровождения предпрофильного и профильного обучения» и адаптировала элективные курсы в ОУ, о них речь пойдет далее.

В программу включены следующие курсы:

1.Элективный курс «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет». 8 класс.

2. Профориентационный курс «Я учусь выбирать». 8 класс.

3. Элективный профориентационный курс «Мои профессиональные намерения». 9 класс.

4. Курс социальной компетентности «Твоя будущая профессия или как стать успешным». 10-11 классы.

3. Элективные курсы для учащихся 8 классов.

Элективный курс «Развитие мотивов межличностных отношений…» предназначен для подростков. У учащихся данного возраста мотивационно — смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, и эти изменения я осуществляю во время групповой развивающей работе. Во время превентивных форм занятий у ребят развивают эмпатию, толерантность. Активные игровые формы работы позволяют справляться с чувством опасений, страхов, появляется чувство уверенности в себе. Разнообразные оптимизирующие средства повышают мотивацию не только к психологическим занятиям, но и ко всем предметам. Развитие мотивации межличностных отношений выбрано целью данной программы потому, что данная мотивация определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личного здоровья. Навыки межличностного общения помогают учащимся во всех сферах их жизни, осуществляется их социализация, что является одним из важных моментов в их самоопределении и в любом жизненно важном выборе.

Современных подростков беспокоит масса разнообразных вопросов. Какого цвета блузку надеть в школу? Куда пойти после уроков: в библиотеку или в спорткомплекс? Где продолжить обучение после девятого класса? И многое другое. Все они требуют решения. Следовательно, оптант постоянно должен делать выбор. Но далеко не каждый может самостоятельно разобраться в своих желаниях, оценить свои возможности, увидеть перспективы и из многообразия вариантов выбрать тот, который станет залогом успеха в будущем.

От чего зависит успех? Как помочь ученику сделать правильный выбор на очень сложном этапе его жизни – выбор профиля обучения.

Чтобы ответить на эти актуальные вопросы, и была мною выбрана программа «Я учусь выбирать», которая представляет собой систему организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. (Календарно — тематическое планирование всех курсов смотри в разделе «Планирование развивающих занятий и элективных курсов»).

Целью данной программы является формирование и развитие у учащихся 7-8 классов навыков самостоятельного осознанного выбора и принятия решения, включая выбор пофильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.

Курс рассчитан на 12 часов и состоит из шести этапов. Подготовительный этап: подготовка материалов, составление плана работы, собеседование с классным руководителем. Информационный этап: информирование

учащихся и родителей о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения, оказание помощи в выборе кружка или секции. Диагностический этап: сбор информации об интересах,

склонностях, потребностях учащихся, их мотивации. Аналитический этап: обработка результатов диагностики (методики обрабатываются сразу после заполнения, непосредственно на уроках; первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после моих пояснений; выводы обсуждаются с каждым учеником в индивидуальном порядке).

Обобщающий этап: индивидуальные консультации психолога (анализ полученных результатов диагностики, соотнесение их с возможными вариантами выбора).

Этап принятия решения: работа с родителями в форме индивидуальных бесед; продумывание возможных путей оказания помощи подростку в выборе образовательного маршрута с учетом результатов диагностики, мнения родителей, успеваемости и т. д. Работа ведется по схеме «могу-хочу-надо +Варианты выбора». Цель — самостоятельное принятие решения учащимся.

Читайте также:  Самым действенным способом предотвратить возникновение паники является выберите один ответ

В рамках развивающего профориентационного курса «Я учусь выбирать» проводились занятия по теме «Портфолио».

Уроки даны в 8-х классах, учащиеся данных классов имеют невысокую мотивацию, большая часть учащихся слабоуспевающие. Но все ребята с желанием готовятся к урокам: одни — подбирают материал, другие – приводият его в порядок, каждый работает в силу своих способностей.

Цели развивающих занятий следующие: продолжить знакомство с портфолио, целью его составления, структурой; развивать умения формировать портфолио; развивать коммуникативные качества, умения работать в сотрудничестве; формировать умения анализировать, обобщать информацию и презентовать ее; воспитывать культуру превентивного труда.

Цели достигаются через следующие виды деятельности:

1. Энергизаторы: назвать лучшие свои качества и дать комментарий к ним, назвать профессии по цепочке, сделать подарок с намеком на профессию и провести анализ и т. д.

2. Активизацию предыдущих знаний с помощью мультимедиа.

Основные технологии используемые на занятиях информационные, сотрудничества, творческие, модульные.

Новый материал изучается с использованием исследовательского, эвристического методов. Учащиеся к урокам, урокам-презентациям портфолио изучали материал, выходили в Интернет и представляли разнообразные виды портфолио, его структуру. Кроме этого создавали коллажи в группах сотрудничества из самостоятельно наработанных материалов и в творческой форме презентовали их. Работа над ОУУН имеет место: изучение дополнительной литературы, использование материалов Интернета, развитие речи учащихся, развитие культуры превентивного труда, развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать.

На занятиях используется метод кооперативного и превентивного обучения, который воспитывает чувство ответственности, работает на достижение целей, на сплоченность учащихся. Успех учеников на каждом этапе фиксируется, что является наилучшим стимулом для дальнейшего продвижения к намеченной цели. Основные инструменты программы – портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей оптантами, пошаговое продвижение к ним, фиксируются значимые для ученика успехи и достижения, и дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать вместе со мной собственные интересы, потребности, склонности и соотнести их с возможностями. Кроме этого на занятиях учащиеся познакомились с видами портфолио: показательное (выпускницы 2007года ), портфолио абитуриента ( выпускника 2006 года ) и профессиональное портфолио (я представила свою аттестационную папку). Рефлексия показала, что учащиеся поняли важность «портфеля документов».

В рамках выше указанных этапов и далее будут проводиться запланированные занятия с 8 классами с использованием портфолио, с диагностической картой, индивидуальным консультированием и проведением родительских собраний в форме тренинга или консилиума (Смотри ниже), что в нашем ОУ делается регулярно. Урок по данному курсу прилагается в соответствующем разделе. Итоги тестирования учащихся 8 классов показали, что 93% учащихся данный курс необходим и нравится. Данный курс ценен тем, что помогает в создании портфолио и в выборе профиля обучения.

4. Профориентационный курс для учащихся 9-х классов.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники,- это выбор будущей профессии. И в отличии от младших подростков их волнует вопрос: «Кем я буду?» И здесь главное — не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор — это начало пути к успеху, к самореализации, К психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «хорошо — плохо». Это в корне неправильно!

Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт.

Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростков как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Программа по профориентации «Мои профессиональные намерения» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели данного курса:

-оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9 классов;

-открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

-помочь молодым людям определить свои жизненные планы и с соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Читайте также:  Технологическая схема резервуарного способа производства кефира

-формирование актуального для подростков «информационного поля»;

-обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

— формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Программа рассчитана на 10 занятий, в объеме 16 часов.

учебном году данная программа проводилась уже в первом полугодии, была включена в расписание. Это нужно делать по ряду существенных причин. В-первых, очень удобно проводить занятия в системе. Во-вторых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и самый способный. Чем быстрее оптант решит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития и подготовки. В-третьих, на рынке труда появляется все больше профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде. Бывает, что ребенок выбирает по таинственности звучания профессии, например: мерчендайзер работает с потребителями продукции, рекламирует товары; а у нас просто фасует товар по пакетам. И учащаяся нашей школы захотела быть мерчендайзером, пока к занятию не приготовила материал об этой профессии и не познакомилась с условиями на рынке труда России. Данная программа является, безусловно, частью той большой работы, которая проводиться всеми участниками ОУ.

Большая доля времени уделялась на данном курсе диагностическому блоку, так как учащиеся в первую очередь должны быть развиты навыки самопознания, целеполагания и планирования. Совместно с оптантами были изучены особенности личности: темперамент, экстраверсия — интроверсия, тип нервной системы, уровень беспокойства-тревожности; познавательные процессы; интересы, склонности, возможности (ШТУР); профессиональный тип личности; проведен тест Климова, Голланда; психологом и социологом изучена социальная среда; возможности родителей; и после исследований учащиеся сделали определенные выводы.

Шестнадцать учащихся после 9 класса выбрали общеобразовательный класс, шестеро поступили в СУЗы, трое в НПО, работают четыре человека, не устроены два человека (социальные и интеллектуальные причины). Результаты диагностики совпали с выбором следующих учащихся: Кутюгова А, КовалеваА, Из восьми поступивших грамотно определились с выбором семь учащихся, что составляет 87%. Цели курса, по моему мнению, достигнуты. Но мне как психологу необходимо провести дополнительную работу и предложить учащимся поступить в Свирское СУЗ, так как там принимают и в течение учебного года.

Ценность элективных занятий по данной программе заключается в том, что они помогают определиться учащимся

Результаты диагностики и мониторинг представлены в соответствующих разделах.

5. Курс социальной компетентности в 10-11 классах.

Курс социальной компетентности «Твоя будущая профессия или как стать успешным» адаптирован в школах г Иркутска, приближен к нашим условиям.

Основная задача старшей ступени обучения состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования, подготовить их к самореализации в современном обществе, помочь старшеклассникам в самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, способствовать их социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося рынка труда, стимулировать учеников к продолжению образования.

Данный курс является актуальным и востребованным, так как помогает решить указанные вопросы. Структура курса такова:

Информационный блок – 10 часов.

Цель: расширить представление учащихся о современном мире

профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели

и планы через избранный способ образования и возможную

сферу профессиональной деятельности.

Диагностический блок – 9 часов.

Цель: оказание помощи учащимся в профессиональном

и личностном самоопределении через диагностику

Практический блок — 15 часов.

Цель: научить учащихся применять результаты самопознания при

прогнозировании своего профессионального будущего.

В юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности (поэтому один из первых мною представленных курсов «Развитие мотивов межличностных отношений»). На первый план выходят:

— определение своего места в жизни;

— самосознание и моральное сознание;

— формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность (мотивы самообразования).

В этом возрасте у учащихся возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию. Учебные действия выполняются не только на репродуктивном, но и продуктивном уровне. Учащиеся сами просят задания на выбор и по предмету, и по элективным курсам: предлагают разработку сценария, презентацию, огромную газету на «свитке» (куске обоев) и т. д. Мне, как и учителю – предметнику, и руководителю МО, и психологу бывает трудно разграничить работу. Например, неделя гуманитариев выливается в общую совместную деятельность всех участников образовательного процесса. В течение двух лет неделя русского языка и литературы проводится в нестандартной форме. Учащиеся заполняют, оформляют десятиметровую газету-проект, в которой предложены примерно следующие рубрики:

Источник

Оцените статью
Разные способы