Мотивация социальными способами воздействия

Социальная мотивация в системе управления персоналом

В управлении персоналом социальная мотивация рассматривается как процесс создания стимулов для побуждения сотрудников к эффективному труду и активизации мотивов работников. В этой связи значения терминов стимулирование и мотивирование используются в едином ключе применительно к описанию мотивационных процессов.

Формирование комплекса условий, побуждающих сотрудников к осуществлению направленных на достижение цели действий с максимальным эффектом является целью мотивации.

Возможности социальной мотивации труда работников постоянно изменяются и претерпели большие изменения в практике управления. Так, на протяжении длительного время материальное вознаграждение считалось естественным и достаточным стимулом для побуждения работника к эффективному труду. Основатель школы научного менеджмента Тейлор создал систему организации труда работников, которая убедительно доказывает взаимосвязь между оплатой труда и его производительностью. Однако эксперименты Мэйо подтвердили существенное влияние на производительность труда психологических факторов. Со временем появились различные психологические теории мотивации, которые с разных сторон пытались анализировать структуру мотивационного процесса и определяющие факторы стимулирования.

В современных условиях основными тенденциями развития систем социальной мотивации сотрудников являются: внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, ориентация на стратегические подходы, активное развитие экономических и социально-психологических методик стимулирования, разработка систем мотивации и поощрений и пр.

Социальная мотивация представляет собой систему мероприятий, направленных на материальное, моральное, профессиональное стимулирование деятельности персонала в целях усиления личной заинтересованности работника в высокой эффективности и результатах труда. Система мероприятий по мотивации персонала ориентирована на достижение максимальной эффективности деятельности персонала и увеличение активности трудящихся.

Социальное мотивирование нацелено на достижение общественного одобрения профессиональных достижений, а также задействованных при этом индивидуальных качеств сотрудника. Направленность мотивационной оценки также может быть обращена в противоположную отрицательную сторону и основана на наказании за неудачи и порицании определенных негативных качеств трудовой деятельности (нарушение трудовой дисциплины).

Социальная мотивация является ключевым направлением деятельности кадрового управления в любой организации. Проводимая в рамках программ мотивации политика на предприятии может координально отличаться и иметь индивидуальный подход, что зависит от ряда факторов:

— особенность проводимых мероприятий по стимулированию в рамках конкретной организации;

— стиль управления коллективом;

— особенность сферы деятельности компании;

Лица, принимающие решения на предприятия должны изучать потребности работников как коллектива в целом, а также сформировать следующие основные направления социальной мотивации:

— возможность повышения квалификации и карьерного продвижения;

— сохранность здоровья сотрудников;

— предоставление работы по профессиональной подготовке, интересам и желаемым направлениям развития;

— своевременный профессиональный и должностной рост;

— создание благоприятной социально-психологической среды в коллективе, справедливость в распределении работы, вознаграждениях, установлении норм труда, оценки деятельности;

— равенство возможностей вновь нанимаемых сотрудников и их карьерном продвижении;

— чувство уверенности в завтрашнем дне и будущем развитии компании;

— создание творческой атмосферы, дающей возможность самовыражения в труде;

— повышение демократичности руководства;

— участие в принятии стратегических управленческих решений.

Во многих организациях используется социальный пакет, в который входят стимулы, требующие вложения средств организации (бенефитов) и стимулы, которые не нуждаются в этом.

В бенефиционной системе все используемые стимулы разделяются на группы А и Б (См. таблицу 1).

Таблица 1 – Группы стимулов при использовании социального пакета

Нематериальные стимулы также должны быть использованы в социальной мотивации. Они могут оказывать положительное воздействие качество работы сотрудника и его трудовое поведение. К таким мероприятиям можно отнести:

— награждение работников внутренними званиями и почестями;

— организация мероприятий и семинаров, на которых сотрудники могут обмениваться опытом и вместе решать сложные жизненные проблемы и рабочие вопросы;

— публичное вынесение благодарности, поздравления с юбилеем или другой торжественной датой сотрудника и членов его семьи;

— ознакомление новых работников с работой организации и текущим штатом сотрудников;

Программы, разрабатываемые в рамках социального пакета, могут распространяться не только на работников организации, но и членов их семей. Наличие на предприятии социальных программ состоит в повышении роста благосостояния работников, возможности коллективно решать возникшие проблемы, их социальной защищенности.

Для каждого человека помимо рабочего места имеет важное значение ощущение своей значимости и важности, принадлежности к коллективу. Особое место в социальной мотивации работников занимает определённый опыт IBM, который основывается на холистическом подходе к работникам. Такой подход представляет собой философии целостности, в которой высшей формой органической целостности признается личность человека. Одним из значимых моментов данного подхода является содействие и причастность руководителей к образу жизни персонала, т.е. потребности работников занимают одно из важнейших мест среди приоритетов у руководства компании. Особенностями холистического подхода являются: установка равных прав и единого статуса всех работников, независимо от должности, пола и возраста, гарантии уважения к личности, возможность карьеры, предоставление работы по способностям, открытая и справедливая оценка результатов и вознаграждения.

Читайте также:  Как узнать способ подчинительной связи

Ключевым фактором социальной мотивации является узаконенное право работника на ошибку, поскольку ошибки возникают у всех, а не ошибается лишь тот, кто не делает ничего. Честное признание своей ошибки со стороны работника создают настроения открытости и доверия в коллективе, склонность к взаимной поддержке. Однако слишком частое использование права на ошибку в ущерб деятельности компании может поставить вопрос о целесообразности выплаты бонусов сотруднику, его пребывания на занимаемой должности или рабочем месте.

Отстаивая свои интересы на предприятии, работнику присуща реализация потребности достижения, самовыражения и успеха, однако при условии, что конечной целью борьбы считается совершенствование работы организации. Кадровая политика предприятия должна базироваться на принципах высокой морали и нравственности, т.к. это позволит получить высокоинтеллектуальную рабочую силу, мотивированную на достижение организационных целей. Такой функциональный конфликт имеет важное положительное значение, поскольку в результате происходит сопряжение целей работника и организации для взаимного удовлетворения потребностей. Организации не следует организовывать персональные стоянки для автомобилей руководства, закупать дорогостоящее оборудование для директора компании, его ассистентов и т.п. Кроме того, необходимо тщательно избегать дискриминации по национальным, половым, религиозным признакам.

Одним из важных мотивов является наличие работы, отвечающей интересам и способностям работника. Для того чтобы трудовая деятельность вызывала удовлетворение, необходимо шире применять усовершенствование организации труда. Как известно, престиж профессии растет по мере предоставления возможностей для раскрытия потенциала индивида и возрастания сложности труда. Отрицательное влияние на трудовую деятельность могут оказывать старые технические средства, монотонность работы, несправедливость при определении размера вознаграждения, плохая организация работы неудобный график, и другие отрицательные явления.

Любое предприятие нуждается в квалифицированных кадрах, которые способны выполнять поставленные перед ними задания и превышать ожидания работодателей. Поэтому профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников становится одним из важнейших социальных мотиваторов. Многие граждане начинают работать за небольшие деньги но в компании, которая может дать эффект профессионального личностного роста и с целью получения необходимых профессиональных навыков практической работы по специальности, также чтобы иметь возможность воспользоваться опцией прохождения обучения за счет компании.

Источник

Методы социальной мотивации

Экономические науки

  • Клюева Валерия Валерьевна , студент
  • Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина
  • СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
  • ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Похожие материалы

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, чтомногие компании сталкиваются с проблемой текучести персонала, одной из причин которой является недостаточно эффективная система мотивации. В большинстве случаев, при разработке системы мотивации делается основной акцент на денежной части, практически игнорируя неденежную часть.

«Согласно статистике, около 60% сотрудников увольняются непосредственно из-за финансовой части мотивации. Но есть ещё примерно 40% тех, кто расстаются с работодателями по совершенно иным причинам. Как правило, это происходит из-за несоответствия ценностей кандидатов и элементов, из которых состоит нематериальная часть мотивации персонала, либо в связи с её полным отсутствием» [1]. Следовательно, существуют и другие важные факторы помимо материальных, которые нужно учитывать. Для этого следует обратить внимание на социальную мотивацию персонала.

Социальной мотивации, которая представляет собой разработку определенного социального пакета, стали уделять все большее внимание многие успешные компании. Это связано с тем, что предоставляя такой пакет, организация даёт понять своим сотрудникам, что она учитывает ценность каждого из них, заботится о них, пытается сделать их жизнь лучше. Также социальный пакет способствует удержанию наиболее лучших сотрудников, которым денежная часть не так важна.

Социальный пакет может состоять из мотиваторов, требующих финансовых вложений со стороны компании (бенефитов), и мотиваторов, не требующих финансовых вложений. В зависимости от компании те или иные социальные выплаты и льготы распределяются как адресно, в зависимости от трудового вклада или уровня должности, так и безадресно, независимо от вклада и должности.

Бенефиционная система представлена в таблице 1 и включает в себя мотиваторы, которые никак не зависят от трудового вклада или грейда должности (А) и наоборот напрямую с ними связанные (группа Б) [2].

Таблица 1. Бенифиционная система мотивации

Питание работников за счет средств компании

Программы кредитования, субсидий, скидок, гибких социальных выплат и льгот

Медицинская страховка и медицинское обслуживание

Учёба за счёт компании

Предоставление личного кабинета, мобильного телефона и т.д.

Оплата командировочных расходов

Индивидуальные программы страхования работника и членов его семьи

Оплата проезда до работы или компенсация расходов на бензин при использовании личного автомобиля в служебных целях

Для топ-менеджеров система трех-пятилетних контрактов с выплатой значительных бонусов в конце срока

Предоставление специальной одежды на рабочих местах

Продажа амортизированного ценного оборудования по льготным ценам

Программы гибких графиков работы

Опционы на акции компании

Пенсионные корпоративные программы

Обучение смежным профессиям

Программы развития карьеры, профессионального и квалификационного роста персонала

Программы «участия в успехе»

В свою очередь, мотиваторы, не требующие финансовых вложений от компании, оказывают сильное воздействие на социально- психологический климат в коллективе (например, доски почёта, публичное устное одобрение действий работника, поздравление со знаменательными датами, присвоение внутренних званий и т.д.). Проведем сравнительный анализ московского филиала компании «1С» и американской компании «Google» на предмет факторов социальной мотивации, которые, по мнению работников, значительнее мотивируют их к работе, которые представлены на рисунке 1:

Рисунок 1. Факторы социальной мотивации в «1С» и «Google»

Исходя из графика видно, что наиболее мотивирующими факторами для сотрудников «1С» являются обучение на профессиональных курсах за счет фирмы — 30% и компенсация проезда до работы — 24%. Это может быть связано с тем, что в данной компании работают IT- специалисты, которым нужно постоянно обновлять свои знания и совершенствоваться в своем деле. Однако, компания не использует неденежные мотиваторы в виде публичной похвалы и т.д., а использует наоборот бенефиты, требующие инвестиций от компании.

В «Google» же используются как бенефиты, так и неденежные мотиваторы, которые практически в одинаковой степени интересуют работников.

Таким образом, факторы социальной мотивации в российской и американской компании схожи друг с другом, но имеют свои собственные особенности. Это может быть связано с разным уровнем экономического развития, культурными особенностями и другое. Каждая организация по-разному выстраивает систему мотивации, основываясь даже на менталитете той или иной страны.

На мой взгляд, бесспорно материальная часть всегда будет необходимой и незаменимой для мотивации сотрудников. Однако, современное общество достигло той точки, когда работникам становится этого мало, либо не так уже важно, как прежде. Поэтому необходимо включать в разработанную систему мотивации данный аспект. Однако, к этому вопросу стоит подходить рационально, заранее выяснив действительные факторы мотивации сотрудников.

Список литературы

  1. Кардашов, В.В. Мотивация персонала: теория и практика / В.В. Кардашов // Человек и труд, 2019. -№ 10 — с. 47-48
  2. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учеб. пособие / А. П. Егоршин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — с. 50-53

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Виды мотивации персонала: разбор основных методов с примерами

Чтобы команда отдавала себя компании на все 100 %, руководителю необходимо создать максимально благоприятные условия, в которых каждый сотрудник будет стремиться работать эффективно. Для этого существуют различные методы мотивации персонала. Именно о них мы поговорим далее.

Мотивация — это, в первую очередь, психологический процесс, который управляет действиями конкретного человека. Соответственно, мотивация персонала — это создание особых рабочих условий и стимулов внутри компании, побуждающих сотрудника на качественное исполнение обязанностей, достижение поставленных целей.

Мотивационная система внутри организации выполняет конкретные задачи:

  • стимулирование сотрудников качественно выполнять поставленные задачи;
  • повышение производительности труда;
  • создание позитивного настроения внутри команды;
  • снижение кадровой текучки;
  • привлечение и удержание ценных, компетентных, высококвалифицированных специалистов;
  • повышение лояльности сотрудников к организации, в которой они работают;
  • создание корпоративной культуры.

Выполнение этих задач зависит от того, какие виды мотивации персонала в организации вы используете.

Удачно разработанная и внедренная система мотивации — это не только эффективный инструмент управления персоналом, но и средство достижения главных целей компании.

Виды мотивации персонала

Виды мотивации сотрудников можно разделить на две основные группы — материальные (экономические) и нематериальные.

Некоторые руководители свято верят, что наиболее эффективный стимул для сотрудника — это зарплата. Но так ли это на самом деле?

Давайте разберемся на примере фундаментальной теории мотивации, основанной на иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

  • Физиологические потребности — факторы выживания (еда, вода, крыша над головой, тепло и т.д.).
  • Необходимость в безопасности — уверенность в завтрашнем дне, стабильный доход, сохранение удовлетворительного уровня жизни.
  • Социальные потребности — взаимоотношения в коллективе, причастность к жизни организации.
  • Признание, уважение — желание позитивной оценки заслуг, авторитетность.
  • Самореализация, творческое выражение — стремление реализовать потенциал, стать лучшим, достичь успеха.

Материальные способы мотивации сотрудников (то есть деньги) удовлетворяют только 2 низших уровня потребностей человека. Поэтому, если мотивировать сотрудников только высокой зарплатой, можно повысить эффективность труда, но ненадолго… Практика показывает, что система материальной мотивации действует всего 3-4 месяца. После этого сотрудник ощущает неудовлетворенность в потребностях высшего уровня.

Материальные способы мотивации персонала

К формам материального стимулирования можно отнести любое проявление финансового поощрения сотрудника, а также штрафы за невыполнение поставленных задач.

Материальные методы мотивации команды подразделяются на 3 типа:

  1. денежное вознаграждение,
  2. неденежное вознаграждение,
  3. система штрафов.

К денежным вознаграждениям относятся:

  • повышение заработной платы;
  • процент от продаж;
  • премии и надбавки;
  • денежные бонусы за перевыполнение KPI;
  • соцпакет, страховка, льготы;
  • крупные скидки на услуги/продукты компании.

Кроме того, к финансовым стимулам можно отнести и денежное вознаграждение за победу в каком-либо конкурсе. Например, сотрудник достойно представил компанию в конкурсе отраслей региона (страны, мира) и занял призовое место. В знак благодарности руководство предприятия поощрило своего работника внушительной премией.

Другой пример — ежеквартальный конкурс на лучший результат отдела продаж. Каждый сотрудник изначально знает, что в конце квартала предстоит подведение итогов конкурса и вручение премии, поэтому на протяжении этого периода стремится заключать максимально выгодные сделки для компании, чтобы стать первым.

Неденежное вознаграждение — это реализация корпоративных социальных проектов:

  • возможность пользоваться учреждениями организации бесплатно или по специальным скидкам (клиники, детские сады);
  • путевки на отдых в санаториях, оздоровительных лагерях (для детей персонала);
  • билеты на различные культурные мероприятия;
  • внеочередные оплачиваемые отгулы, выходные;
  • обучение, повышение квалификации за счет фирмы;
  • заграничные командировки;
  • улучшение технического оснащения рабочего места сотрудника.

Другая, менее приятная сторона материальной мотивации — это система штрафов на предприятии. К ней относятся:

  • материальное наказание отдельного сотрудника за опоздание, невыполнение плана, другие административные нарушения;
  • снятие премий со всех сотрудников отдела за неудовлетворительные результаты по итогам определенного периода;
  • введение «штрафных» рабочих часов.

Используя наказание, как средство мотивации, важно помнить, что главная цель такого мероприятия — это недопущение определенных действий, которые могут каким-либо образом навредить компании.

Понимая, что за невыполнение поставленного плана сотруднику грозит штраф, он будет более ответственно относиться к своим обязанностям.

Система штрафов эффективна только в том случае, если она используется не как месть за проступок сотрудника, а как оказание психологического воздействия на него: «Играй по правилам, чтобы чувствовать себя комфортно». При этом уровень материального наказания должен соответствовать уровню проступка.

Достаточно ли просто запугать команду штрафами, чтобы она работала с полной отдачей? Навряд ли. Такая система допустима только в тесной связке с поощрениями, бонусами, премиями. Руководителю необходимо найти золотую середину и действовать по справедливости: за успехи — награждать, а за серьезные промахи — штрафовать.

Нематериальные методы мотивации сотрудников

Сотрудников компании можно и даже нужно стимулировать нематериальными методами! Хорошая зарплата, премии и бонусы — это, безусловно, отличный стимул. Но как показывает практика, этого недостаточно, чтобы ваши подчиненные приходили на работу с неподдельным желанием рвать конкурентов в клочья.

В таких случаях на помощь руководителю приходят нематериальные методы мотивации и стимулирования персонала.

Эффективные виды и формы нематериальной мотивации:

  • возможность карьерного роста;
  • публичное признание, похвала за успехи;
  • приятная атмосфера внутри коллектива и организации в целом;
  • комфортные условия труда (зоны отдыха, массаж, корпоративные обеды, спортзалы);
  • культурные мероприятия внутри организации, корпоративы;
  • поздравление со значимыми для сотрудника датами (день рождения, свадьба, юбилей);
  • мотивирующие совещания;
  • участие в принятии стратегических решений;
  • профессиональные конкурсы, розыгрыши призов;
  • обратная связь от руководства (ответ на пожелания, претензии работников).

Современные методы мотивации персонала включают в себя элементы геймификации, например:

  • корпоративные квесты,
  • рейтинговые таблицы,
  • соревнования и т.д.

Использование игры, как мотивации труда, развивает у сотрудников здоровый азарт стать лучшим, победить, получить заслуженное вознаграждение. Стоит отметить, что геймификация имеет особый эффект в том случае, если перед компанией стоит конкретная цель — повысить продажи на Х % за Y времени или нарастить клиентскую базу, опять же за определенный промежуток времени.

Сотрудник или группа сотрудников, показавшие лучший результат, получают лавры победителей и заслуженное вознаграждение (материальное или нематериальное).

Например, в одном производственном рекламном агентстве в период межсезонья руководство внедрило геймифицированную систему мотивации, чтобы обеспечить прибыль даже в убыточный период. Менеджерам по привлечению клиентов предлагалось пройти интересный квест, который длился всего 28 дней и состоял из 3-х этапов:

  • 1 этап — привлечение новых клиентов;
  • 2 этап — реанимация заказчиков из «мертвой» клиентской базы;
  • 3 этап — заключение сделок.

Стимул — денежное поощрение всех участников квеста (градация по рейтингу).

На первом этапе каждый менеджер стремился привлечь как можно больше новых клиентов, прибегая к различным методам: от «холодных» звонков до рекомендаций существующих клиентов. За каждого нового заказчика менеджеру начислялись баллы, а в конце первого этапа подводились промежуточные результаты и определялись лидеры недели. Рейтинговая таблица была всегда на виду, благодаря чему каждый участник мог отслеживать результаты соперников.

Второй этап проходил точно так же. Задача — вернуть клиентов, которые по непонятным причинам прекратили сотрудничество с компанией. А на третьем этапе оценивались суммы заключенных сделок.

По итогам квеста руководители определили и наградили лучших. Цель компании была достигнута — повышение ежемесячной прибыли на 25 %.

Существуют и другие инновационные способы мотивации персонала, примеры которых можно найти в практике крупных западных компаний.

Выбирая методы мотивации персонала в организации, нужно исходить из реальных финансовых возможностей. Если материальные трудности не позволяют использовать систему денежного поощрения, важно применить нематериальные методики повышения мотивации. Ведь эмоциональный подъем подчиненных — это основная составляющая их продуктивности, а также залог лояльности к организации.

А как вы мотивируете свою команду: материально или нематериально? А может, вы поднимаете боевой дух компании элементами геймификации? Поделитесь в комментариях своим опытом стимулирования персонала, какие методы используете и каких результатов уже достигли!

Источник

Читайте также:  Виды информации по способу восприятия информатика примеры
Оцените статью
Разные способы