Мотивация классификация способы мотивации

Классификация видов и методов мотивации

Тема 2.3 Мотивация как функция управления

Основные понятия: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы, вознаграждение.

2.Содержательные теории мотивации:

А) иерархия потребностей по А.Маслоу;

Б) теория приобретённых потребностей Д.Мак Клелланда;

В) двухфакторная теория Ф.Герцберга.

3. Процессуальные теории мотивации:

А) теория ожидания В.Врума;

Б) теория справедливости С.Адамса;

В) модель Портера-Лоулера.

Самостоятельная работа: разработать мероприятия по мотивации трудовой деятельности работников заданной организации.

Практическое задание: анализ распределения полномочий и ответственности

в заданной организации. Решение ситуационных задач по мотивации персонала к труду.

Литература: Е.Л.Драчёва, стр.116-142.

ВОПРОС 1. Основные понятия: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы, вознаграждение.

Люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам; другие – к славе; третьи – к власти; четвертые – просто любят свою работу. Эти и другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации (в бизнесе – это нахождение способов побудить людей работать целенаправленно и эффективно).

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

Менеджеру надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и как их вызвать. Вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты мне, что я хочу».

Мотивами к действию служат:

Потребности – ощущение человеком физиологически или психологически недостатка чего-либо, осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Потребности различаются в зависимости: от возраста работников, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, черт характера, семейного положения. Потребности:

Первичные (физиологические), заложены генетически: пища, вода, тепло, отдых Вторичные (носят психологический по природе характера) возникают в ходе познания и обретения жизненного опыта, их называют социальными – потребность в успехе, уважении, власти, принадлежности к чему-либо или кому-либо.

Стимул — внешний фактор, побуждающий к труду (принуждение, материальное и моральное поощрение). Стимулирование отличается от мотивации – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование (материальное и моральное стимулирование).

Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Ценности у людей специфичны.

Пример1. Чемодан, полный сто долларовых банкнот воспринимается большинством цивилизованных людей очень ценным вознаграждением, а для членов, например, филиппинского племени, сам чемодан представляет большую ценность, чем деньги.

Пример 2. Весьма состоятельный человек, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценным для себя, чем крупная сумма денег. Менеджеры используют:

— внешние вознаграждения (даются организацией) – денежные выплаты (зарплата); похвалы и признание; дополнительные льготы (дополнительный отпуск, служебный автомобиль);

внутренние, получаемые посредством работы (чувство успеха, содержательности и значимости работы; самоуважение, дружба, общение в процессе работы).

Администрация должна установить каковы потребности ее работников, чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применить внутренние и внешние вознаграждения.

Чтобы эффективно выполнять функцию мотивации, менеджеры должны понимать существующие теории трудовой мотивации, их сегодня насчитывается несколько десятков. Выделяются содержательные и процессуальные теории мотивации.

В содержательных теориях мотивации выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию.

(В теории А.Маслоу – потребности располагаются в виде иерархической структуры 5 видов потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважение, самореализация).

(В теории Д.Мак-Кллеланда – 3 вида потребностей: власти, успеха, принадлежности).

(В теории мотивации Ф.Герцберга – потребности подразделяются на гигиенические и факторы мотивации).

В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает конкретный вид поведения. (Мотивация возникает в процессе труда).

Классификация видов и методов мотивации

1. Классификация по характеру действий, применяемых по отношению к работнику

2. Классификация по способу удовлетворения потребностей

3. Классификация по направленности методов управления

4. Экономическая мотивация

5. Социальная мотивация

Читайте также:  Способы увеличения капитала коммерческого банка

6. Психологическая мотивация

7. Организационная мотивация

8. Комплексная мотивация

  1. С точки зрения характера действий, применяемых по отношению к работнику организации, мотивация может быть:

К основным методам положительной мотивации относятся:

— материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий;

— повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе;

— поручение особо важной работы.

Отрицательная мотивация предполагает, прежде всего:

— материальные взыскания (штрафные санкции);

— снижение социального статуса в коллективе;

— психологическую изоляцию работника;

— создание атмосферы нетерпимости;

— понижение в должности.

  1. По способу удовлетворения потребностей мотивацию подразделяют:

– на материальную: она направлена на удовлетворение потребностей через оплату труда. Ее методами будут являться повышение должностного оклада, установление персональной надбавки;

– трудовую: удовлетворяет потребности работника через достижение результатов его труда. Она предполагает поощрение творческой инициативы, возможность участия работника в процессе управления, т.е. те методы, которые обеспечат работнику удовлетворение от выполняемой им работы;

– статусную: направлена на удовлетворение потребностей посредством получения статуса более высокого уровня (продвижение по службе, признание лидерства).

  1. По характеру направленности методов управления можно выделить:
  1. Экономическая мотивация – мотивация, устанавливающая непосредственную зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда. Ее образуют различные компоненты.

А) Заработная плата – основной вид оплаты труда наемного работника, включающий:

— базовую заработную плату: сдельную, повременную;

— дополнительную: премии, надбавки за квалификацию, доплаты за тяжелые условия труда, за совместительство, за работу в ночное время; оплата отпуска или компенсация за отпуск.

Б) Бонусы – разовые выплаты из прибыли организации (за какое-либо трудовое достижение).

В) Участие в акционерных капитале:

— покупка акций организации и получение дивидендов;

— покупка акций по льготным ценам;

— безвозмездное получение акций.

Г) Участие в прибылях – устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к прибыли, принесенной руководимым им подразделением.

Д) Планы дополнительных выплат – обычно применяются к работникам сбытовых организаций (структурных подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. К ним относят:

— подарки от фирмы;

— субсидирование деловых расходов;

— бесплатные поездки на отдых;

— покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой.

  1. Социальная мотивация — направлена на улучшение условий труда и отдыха членов трудового труда и отдых членов трудового коллектива, на повышение социальной активности работников.

А) стимулирование свободным временем:

— предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска;

— приоритетное право выбора времени отпуска;

— организация гибкого графика работ;

— сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.

Б) программы медицинского обслуживания:

— организация медицинского обслуживания;

— заключение договоров с медицинскими учреждениями;

— выделение средств на эти цели.

В) программы, связанные с воспитанием и обучением детей:

— выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей сотрудников организации;

Г) Оплату транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом:

— с полным обслуживанием – постоянный автомобиль с водителем;

— с частичным обслуживанием – автомобиль с водителей для конкретных поездок, возмещение расходов на проезд собственным или общественным транспортом.

Д) организацию питания:

— создание места для питания на территории организации;

— выплата субсидий на питание;

Е) скидки на покупку товаров компании (выделение средств на скидку с продажи этих товаров);

Ж) программы жилищного строительства (выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях);

З) гибкие социальные выплаты (организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг);

И) страхование жизни за счет средств организации:

— страхование жизни работника;

— выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника;

К) программы выплат по временной нетрудоспособности (как правило, за счет средств организации);

Л) медицинское страхование (как самих работников, так и членов их семей);

М) отчисления в Пенсионный фонд.

  1. Психологическая мотивация – базируется на глубоком познании законов поведения человека, основанных на структуре его личности, скрытой от непосредственного наблюдения.

Наиболее распространено стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания труда;

Читайте также:  Облепиховый чай immunity способ применения

– вручение грамот, значков;

– размещение фотографии на Доске почета.

— почетные звания и награды, публичные поощрения.

  1. Организационная мотивация – базируется на отношениях власти и подчинения и регулирует поведение работника на основе изменения его чувства удовлетворенности работой. Она включает в себя:

А) преобразование структуры коллектива, рационализацию и согласование этой структуры;

— повышение и понижение работников в должности;

— продвижение по службе в пределах одной и той же должности;

Б) включение творческих элементов в процесс организации и сам характер труда:

— возможность участия работников в управлении;

— предоставление самостоятельного участка работы;

— вовлечение в процесс принятия управленческих решений;

Многие методы мотивации сложно отнести только к одному ее виду. Как правило, лучше использовать комплексную мотивацию. Так, например, регулярно применяемые экономические методы (различные вознаграждения, премии) будут способствовать формированию у работника чувства удовлетворенности политикой фирмы по отношению к своим сотрудникам, его отождествлению себя с организацией, а, следовательно, будет иметь место воздействие на психологическом уровне. Также применяемые социальные методы отчасти можно отнести к экономическим, так как, например, выделение организацией средств на питание или на обеспечение собственным транспортом означает сокращение личных расходов работника и способствует росту его материального благосостояния.

Источник

Мотивация персонала

Мотивация персонала – один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Мотивация персонала включает в себя совокупность стимулов, которые определяют поведение конкретного сотрудника компании.

Следовательно, мотивация персонала — это некий набор действий со стороны руководства предприятия, направленный на улучшение трудоспособности работников компании, а также способы привлечения квалифицированных специалистов и их удержания.

Цель проведения мероприятий по мотивации персонала

Мотивацию проводят для того, чтобы объединить интересы предприятия и сотрудников.

То есть компании необходима качественно выполненная работа, а персоналу нужна достойная заработная плата.

Но это не единственная цель, которую преследует стимулирование работников.

Мотивируя сотрудников, руководители стремятся:

удержать постоянный штат;

минимизировать число увольняющихся (устранить «текучку кадров»);

обозначить цели и ориентировать персонал на достижение результатов в заданные сроки;

выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;

заинтересовать и привлечь ценные кадры;

осуществлять контроль за выплатами заработной платы.

Функции системы мотивации персонала

К функциям системы мотивации персонала можно отнести следующие мероприятия по:

стимулированию повышения квалификации персонала;

проведению «естественного отбора» наиболее трудолюбивых и способных сотрудников предприятия;

стимулированию сотрудников фирмы действовать, в первую очередь, в интересах компании;

стимулированию работников компании трудиться с наибольшей отдачей и эффективностью;

созданию и поддержке системы обратной связи между всеми подразделениями фирмы.

Базовые принципы системы мотивации персонала

Общая система мотивации персонала строится на нескольких базовых принципах:

Доступность. Этот принцип помогает выбирать прозрачные, понятные каждому сотруднику способы мотивации и стимулирования. Различные подходы к мотивации должны быть обоснованы с учетом стажа, должности, объемов работы и других аспектов.

Постепенность. Это означает, что сразу вознаграждать работников премиями в крупных размерах нецелесообразно. У сотрудников постоянно формируется новый порог ожиданий, поэтому чтобы сохранить заинтересованность на следующем этапе мотивации, премии придется повышать, что приведет к лишним расходам компании.

Ощутимость. Данный принцип подразумевает, что вознаграждение в любом виде должно быть значимым и напрямую зависеть от должности, привилегий и достижений сотрудника. Для возникновения мотивации важно найти золотую середину, учесть постепенность и ощутимость повышения вознаграждения.

Своевременность. Принцип своевременности указывает на важность временного фактора. Лучше сразу отметить заслугу персонала любым способом, затягивать момент не рекомендуется. Работник должен чувствовать значимость постоянно, поэтому часть компаний перешли на еженедельную оплату труда.

Комплексность. Такой принцип предполагает применение разнообразных теорий мотивации и такого подхода, который чередует или объединяет несколько видов материальных и нематериальных вознаграждений.

Этапы по внедрению системы мотивации персонала в компании

Основные этапы по внедрению системы мотивации персонала в компании заключаются в выполнении следующих мероприятий:

Постановка целей и задач, определение четкой миссии предприятия.

Организация рабочей группы.

Работа над планом по внедрению системы стимулирования персонала.

Утверждение плана по внедрению системы мотивации персонала.

Разработка программ вознаграждения за достижение поставленных целей.

Создание вышеприведенных систем мотивации персонала.

Внедрение мотивационных мероприятий и необходимая корректировка.

Анализ работы подчиненных предприятия.

Формы мотивации персонала

К формам мотивации персонала относятся:

Система льгот внутри предприятия: премирование, доплаты за стаж, оплата проезда до работы и обратно, страхование здоровья и так далее.

Читайте также:  Гумат 7 йод способ применения для комнатных растений

Моральное поощрение подчиненных.

Повышение квалификационного уровня рабочих и продвижение по служебной лестнице.

Развитие доверительных взаимоотношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.

Виды мотивации персонала

На практике выделяют два основных вида мотивации персонала:

1. Материальная мотивация персонала;

2. Нематериальная мотивация персонала.

Нематериальная мотивация персонала, в свою очередь, делится еще на два вида мотивации персонала:

Социальная мотивация персонала;

Психологическая мотивация персонала.

Материальная мотивация персонала

Как правило, материальная мотивация персонала — самая часто используемая в компаниях.

Составляющие материальной мотивации персонала

К составляющим материальной мотивации персонала относятся:

Измеряемые показатели результативности для каждой из должностей и цели, к достижению которых необходимо мотивировать сотрудника;

Определение, какая работа будет считаться «эталонной» (отличной), и установленные плановые значения по каждому показателю результативности, чтобы было с чем сравнивать фактический результат;

Установка оптимального соотношения постоянной и премиальных частей заработной платы.

Привязка качества и сроков выполнения работ сотрудника к системе мотивации.

Виды материальной мотивации персонала

Под материальной мотивацией сотрудников подразумевается:

денежная мотивация персонала;

неденежная мотивация персонала;

Денежная мотивация персонала

К денежной мотивации относятся:

Заработная плата, в том числе её повышение;

Проценты от продаж (самый распространенный подход);

Бонусы, премии, надбавки;

Страховки, социальные пакеты;

Вознаграждение победителя конкурса для персонала.

Неденежная мотивация персонала

К неденежной мотивации относятся:

Возможность пройти обучение за счет компании;

Возможность получать от компании путевки для сотрудников и членов его семьи;

Возможность съездить в заграничную командировку за счет компании;

Возможность бесплатного получения билетов в театр, цирк и другие культурные мероприятия;

Возможность пользоваться услугами партнеров компании с большими скидками, либо вообще бесплатно.

Система штрафов

К штрафам можно отнести:

Взыскание денег с работника компании за невыполнения нормативов и стандартов;

Взыскание денег с сотрудника за его плохую работу;

Дополнительные рабочие часы за плохую работу.

Нематериальная мотивация персонала

Виды нематериальной мотивации персонала могут быть следующие:

Повышение по службе. Как в горизонтальной, так и в вертикальной карьерной лестнице. Работник старается работать лучше остальных, чтобы получить желаемое продвижение по должности;

Участие в совещаниях с руководством;

Хорошая атмосфера в коллективе. Дружная сплоченная команда служит дополнительной мотивацией для эффективной производительности труда.

Трудоустройство и полный соцпакет, согласно действующему законодательству, являются значимым аспектом в поиске работы, а при ее получении – хорошей мотивацией;

Культурные и спортивные мероприятия внутри компании. Как правило, совместное времяпрепровождение всего коллектива способствует сплочению и хорошему рабочему микроклимату, а также дает прекрасную возможность для качественного отдыха и расслабления;

Конкурсы и соревнования;

Престиж предприятия. Работа в компании, название которой у всех на слуху, также послужит стимулом для продуктивного сотрудничества;

Публичное признание достижений сотрудника;

Поздравления со значимыми датами для сотрудника;

Помощь в семейных делах.

Нематериальные способы мотивации можно разделить на индивидуальные и коллективные.

1. Индивидуальные способы мотивации:

расширение полномочий работника, для того чтобы он смог почувствовать перспективность карьерного роста;

признание профессиональных заслуг человека;

индивидуальный график работы (например, для сотрудницы, имеющей малолетних детей);

постоянное вложение средств в человека за счет его обучения, что дает возможность профессионального роста;

улучшение для конкретного сотрудника условий труда с целью повышения ценности деятельности в компании для самого работника.

2. Коллективные способы мотивации:

совместное празднование определенных дат и событий, помогающее коллективу почувствовать себя семьей;

общность идеи. Цель компании должна быть понятна персоналу. Каждый сотрудник обязан осознавать вклад, который он вносит в достижение общей задачи фирмы;

совместные тренинги, которые приводят к тесному взаимодействию внутри коллектива;

доступность информации по ведению бизнес-деятельности компании. Человек должен чувствовать причастность к работе предприятия;

публичное признание заслуг сотрудника перед коллективом, выражение благодарности;

прозрачная форма управления персоналом и взаимодействия с работниками.

Результаты от проведения мероприятий по мотивации работников предприятия

Если руководство компании будет правильно проводить мероприятия по стимулированию своих сотрудников, то предприятие может получить следующий положительный результат, а именно:

Повышается качество и производительность труда;

Работники начинают ответственнее подходить к выполнению своих служебных обязанностей;

У сотрудников появляется командный дух;

Производственные показатели улучшаются;

Уменьшается «текучка» кадров;

Компания начинает быстро развиваться и т. д.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Источник

Оцените статью
Разные способы