Мотивация как способ разрешения конфликтов

Понятие мотивации конфликтного взаимодействия и ее виды

МОТИВАЦИЯ КОНФЛИКТНОСТИ

7.1. Понятие мотивации конфликтного взаимодействия и ее виды.

7.2. Влияние на мотивацию конфликтного взаимодействия уровня личностного развития индивида.

Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной сте­пени определяют способ их действия, и, наконец, по мотива­ции, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.

Любое социальное напряжение может превратиться в со­циальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, харак­тер его представления в сознании действующего субъекта бу­дут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, выдвижении притязаний и обосновании своих требований.

Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами кон­фликта, образуют поле мотивации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям.

Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта со­ответствует «действительным» потребностям, интересам и цен­ностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотива­ции) возникают и разрабатываются, то они становятся реаль­ностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситуации.

В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противополож­ной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех уровней мотивации: потребностей, ценностей и интересов.

Мотивация— система побуждений, вызывающих актив­ность индивида и определяющих ее направленность. Это осоз­наваемые или неосознаваемые психические факторы, побуж­дающие индивида к совершению определенных действий, а так­же совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.

Мотив— это, с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой — осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Мотивацию как психическую деятельность можно рассмат­ривать как процесс и как результат.

Мотивация как процессв контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конфликтной ситуации, оценка раз­личных моделей поведения в конфликте, предполагаемых ре­зультатов.

Мотивация как результатв контексте конфликтного взаи­модействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.

С точки зрения места локализации мотивация бывает внут­ренней и внешней.

Внутренняя мотивациясвязана с содержанием деятельно­сти, решением какой-либо задачи. Ее специфический смысл — побуждение индивида к действию с целью укрепить его состо­яние уверенности и независимости.

Внешняя мотивацияобусловлена внешними по отноше­нию к индивиду обстоятельствами.

С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознавае­мыми и неосознаваемыми.

Осознаваемый мотив— мотив-цель, направляющий дея­тельность индивида.

Неосознаваемый мотив— скрытый от осознания индиви­дом побудитель деятельности.

Работа по осознанию как собственных мотивов, так и парт­неров по конфликтному взаимодействию исключительно важ-

на и вместе с тем требует не только интеллектуального и жизненного опыта, но и личного мужества. С некоторой до­лей условности можно сказать, что осознание мотивов дея­тельности — это и специальная деятельность, имеющая свой мотив — самопознание и самоусовершенствование.

Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано, поэтому полезно в множественности мотивов выделять веду­щие мотивы и мотивы-стимулы.

Ведущий мотив— главный мотив, побуждающий к конф­ликтному взаимодействию.

Мотив-стимул— второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.

Итак, мотивы в конфликте — это побуждения к вступле­нию в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.

В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оп­понентов, так как в большинстве случаев они пытаются их скрывать.

Источник

Мотивационный конфликт и конфликт нереализованного желания

Это всего лишь 2 из множества видов внутренних конфликтов, которые еще называют невротическими.

Мотивационный конфликт — самый частый и самый мешающий в жизни при реализации планов. По сути это просто внутреннее сопротивление между вашим желанием чем-то обладать и желанием быть в безопасности.

Я это называют барьером или затыком в движении к целям.

Желания обладать и быть в безопасности могут не осознаваться. Вполне может быть, что человек декларирует одно желание, а на самом деле даже не понимает, что хочет другое. И в попытках скрыть это от себя находит некую преграду или опасность, словно она ему мешает.

Например.

  • Вы хотите заняться бизнесом, но боитесь, что не получится.
  • Хотите создать отношения с девушкой, но боитесь, что она будет плохой женой.

В контексте конфликта между желанием обладать и быть безопасности тоже самое можно записать более точно.

  • Хочу обладать бизнесом, но не хочу все потерять/остаться без денег.
  • Хочу обладать женой, но не хочу скандалы и конфликты.
Читайте также:  Понятие функции способы задания функции виды функции

Но для психики это означает более обобщённые понятия и, по сути, сознательное «Не хочу» рождается от подсознательного «Хочу» (это сложно принять, на то это и конфликт).

В итоге мы получаем примерно такие определения конфликтов.

  • Хочу иметь Успех, но еще хочу все потерять.
  • Хочу иметь Отношения, но еще хочу конфликты и скандалы.

Психика внутри испытывает напряжение, это все похоже на басню «Лебедь, рак и щука».

Естественно, если такой конфликт есть хоть в одной сфере, то он будет и во всех остальных сферах, но вы можете не заметить этого. Это словно красная нить сквозь всю жизнь.

Если разрешить конфликт, то он будет решен для всех сфер.

В целом разрешение конфликта заключается в проработке обоих желаний. Затем надо выстроить логические и понятные связи между конфликтующими понятиями.

Иногда одно из желаний отпадает. Иногда становиться понятно, что желания вообще не связаны между собой.

Но еще чаще появляется ясное понимание, что вы сами этим управляете процессом получения желаемого. Что совершенно не обязательно «искать жену истеричку» и необязательно «принимать в бизнесе решения, которые приведут к разорению».

Часто после разрешения конфликта люди начинают видеть, как они специально залазили в «попу» задолго до того, как происходили проблемы в их жизни. Теперь понимают, что залазить в проблемы больше не обязательно и видят как этим управлять.

Можно бесконечно приводить эффекты от разрешения конфликтов. В целом всегда получаются большие инсайты про понимание жизни.

Многие зарубежные ученые считают, что в разрешении этих конфликтов и есть смысл жизни, по крайней мере это большой кайф.

Если вы еще такого не делали в жизни, то категорически рекомендую. Обращайтесь ко мне, я очень хорошо в этом помогаю.

Конфликт нереализованного желания — это тоже частая проблема, к сожалению, она еще и греет иллюзиями, что когда-то жизнь изменится. «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете».

К сожалению, ничего не измениться, ну если только реально волшебник не прилетит в виде психотерапевта.

Этот конфликт между вашим желанием и реальностью. Между тем, что хочется и тем, что есть в жизни на самом деле. Тут ключевое слово «на самом деле».

Исследования показывают, что, во-первых, человек находится в иллюзиях и поэтому ничего не предпринимает. А во-вторых, через некоторое время пропадают вообще все желания что-то делать.

Далее Блокируется удовлетворение от получения желаемого, а это приводит к апатии и далее все повторяется по кругу.

Пока человек в этом конфликте, он не видит этих последствий и не признает их из-за иллюзий. Даже если ему их показывать и объяснять, он будет искренне отрицать.

Примеры конфликта.
— Хотите жить богато, но в реальности нет хорошего дохода и нет даже перспектив. — поэтому ждет волшебную таблетку или секретный способ решения.
— Хочется быть похожей на кумира из глянцевого журнала, в реальности живет дома с родителями и нет друзей. — поэтому раздражение на людей.

Разложить на определение конфликта можно по примеру выше (из описания мотивационного конфликта). Учитывайте, что тут будет Желание и Реальная ситуация, а все остальное по аналогии.

Я это писал не ради того, чтобы вы прочитали и забыли. Эти проблемы есть у многих, но, к сожалению, не все их замечают в раннем периоде. И возвращаются к этому пониманию, когда уже половина жизни прожита. Не тяните, решайте эти конфликты сразу и живите счастливо, для того чтобы потрать время с пользой и реализоваться.

Если вам нужна индивидуальная помощь в выявлении и устранении внутренних конфликтов, то обращайтесь ко мне. У меня самые эффективные методики и достаточно большой опыт решения проблем связанных с деятельностью, желаниями, целями и реализацией в жизни.

Источник

Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения

Конфликты , это неотъемлемая часть жизни людей.

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Как избежать конфликта между учителем и учеником? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и психология конфликтологии

Конфликт , что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.

В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.

Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.

Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.

Читайте также:  Способ получения алкенов относят

Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.

Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.

Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.

Как возникает?

В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.

Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.

Конфликтогены , слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.

Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:

  • жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость,
  • агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием,
  • эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.

Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:

  1. Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
  2. Изменение предмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
  3. Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
  4. Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
  5. Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
  6. Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
  7. Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.

О способах решения конфликтов в этом ролике:

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмов управления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей. Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

  • Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.
  • Конструктивные

    Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

    Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

    К конструктивным стилям относятся:

    1. Освобождение от отрицательных эмоций. Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
    2. Построение диалога. Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
    3. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
    4. Анализ своего поведения. Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

    Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

  • Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).
  • Интегральный

    Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

    Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

    Читайте также:  Домашнее желе способ приготовление

    Компромисс

    Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

    Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

    Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

    Выход из конфликта

    Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:

    1. Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
    2. Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
    3. Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз , все это способствует сглаживанию споров.

    Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.

    Примеры конфликтных ситуаций

    В обществе

    Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.

    Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

    Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

    В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

    Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

    Между сотрудниками

    Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.

    Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.

    Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат , возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

    Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

    Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

    Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

    Формы завершения

    Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

    1. Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
    2. Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

    Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

  • Урегулирование. Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
  • Устранение. Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
  • Перерастание в новый спор. Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается в сфере семейных отношений, когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.
  • Завершение , не всегда разрешение

    Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.

    Завершение конфликта , это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)

    Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.

    Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.

    Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.

    Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.

    Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.

    О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы