Виды мошенничества и способы защиты от них
Анализ складывающейся на территории города оперативной обстановки свидетельствует об увеличении числа мошенничеств, совершенных с использованием новых технологий и высокотехнологичных устройств — компьютеров, пластиковых карт, мобильных телефонов.
Чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, достаточно знать, как они действуют, сохранять бдительность и соблюдать правила пользования банковскими картами и средствами сотовой связи, а также знать несколько правил поведения в сети Интернет.
В настоящее время наиболее популярны у мошенников следующие схемы получения денежных средств от жителей:
Телефонное мошенничество.
Цель мошенников — заставить граждан передать свои денежные средства «добровольно». Они хорошо знают психологию людей и используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, любопытство — желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. И сколько не информируют органы правопорядка и средства массовой информации о том, как правильно нужно вести себя в подобных ситуациях, очень многие продолжают верить мошенникам, в результате чего лишаются своих сбережений.
Можно выделить следующие наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:
Требование выкупа.
Звонят с незнакомого номера на мобильный или домашний телефон. Чаще всего мошенник представляется родственником и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть дорожно-транспортное происшествие, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Далее в разговор вступает, якобы, сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в назначенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на банковский счет (абонентский номер телефона). Цена вопроса составляет до нескольких десятков тысяч рублей.
Звонящий может находиться как в местах заключения, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется.
Как поступать в такой ситуации.
Самое главное правило — прервать разговор и пробовать дозвониться, якобы, потерпевшему по всем известным Вам номерам. В случае неудачи — его друзьям, родственникам, коллегам. Не впадайте в панику, звоните не менее минут — помните, что люди могут находиться в зоне плохой связи, например, в дороге. Если человек не берет трубку — напишите SMS с просьбой срочно и немедленно перезвонить. Как показывает практика, в большинстве случаев установить связь или примерное местоположение интересующего лица удается в течение
Ни в коем случае не называйте звонящему какой-либо дополнительной информации о себе, а постарайтесь выяснить, кто находится с Вами на связи. Если звонок от, якобы, близкого родственника или знакомого, обязательно задайте ему вопросы личного характера, ответы на которые помогут определить не является ли он мошенником, умело имитирующим голос близкого Вам человека. Примеры вопросов: как зовут других Ваших родственников, домашних питомцев, когда и где Вы последний раз виделись и т.п. Если у Вас закралось подозрение о мошенничестве — сообщите, что плохо слышите звонящего, это даст Вам дополнительное время на обдумывание и совершение дальнейших действий.
Помните, что требование взятки и передача взятки является преступлением!
1. Ошибочный перевод денежных средств.
Вам от имени оператора приходит SMS-сообщение с текстом, сообщающим о поступлении на Ваш счет определенного количества средств. Пока Вы задаетесь вопросами, как и откуда, могли прийти деньги, приходит другое SMS-сообщение с текстом, что деньги внесли на Ваш счет по ошибке и просят вернуть такую же сумму на «правильный» абонентский номер. Либо человек, «ошибочно положивший Вам деньги на телефон», звонит лично и вежливо, но весьма настойчиво просит вернуть средства. Многие попадаются на этот обман, потому как суммы здесь фигурируют небольшие.
Не исключено, что иногда такие ошибки и вправду допускаются, но довольно редко. Чаще всего никто Вам никаких денег «по ошибке» не переводил, мошенники просто генерируют SMS-сообщения от имени Вашего оператора сотовой связи.
Как поступать в такой ситуации.
Проверьте баланс Вашего счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.
2. Телефонный номер—грабитель.
— платный номер или интернет-ссылка, за один звонок или выход, на которые со счёта списывается денежная сумма. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной — помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью и так далее. После того как Вы перезваниваете, Вас долго держат на линии. Когда это надоедает, Вы отключаетесь — и оказывается, что с Вашего счёта списаны крупные суммы.
Происходит следующее. Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
Другие варианты этого вида мошенничества выглядят так. Абоненту приходит SMS-сообщение, содержащее объявление с предложением стабильной работы с высокой зарплатой. Для получения информации о работе предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер (повышенная стоимость SMS или платный автоответчик!).
Приходит SMS, что Вы подписаны на какую-то услугу (получение прогноза погоды и т.п.) несколько дней бесплатно. Чтобы отключиться, нужно набрать сообщение STOP на такой-то четырехзначный номер. Если отправите SMS, то денег на счету заметно поубавится.
Как поступать в такой ситуации.
Единственный способ обезопасить себя в этой ситуации — не звонить по незнакомым номерам и не отправлять SMS.
3. Телефонные вирусы.
Существует множество вариантов таких мошенничеств. Например, мошенники рассылают владельцам мобильных устройств сообщения с предложением загрузить «открытку», «подарок» и т.п. по Интернет-ссылке. Переходите по ссылке — и со счёта списывается часть денег, или в телефон загружается вирус, в результате чего в последующем происходит ежедневное списание средств с телефонного счета.
Как поступать в такой ситуации.
Если абонент незнаком, а номер неизвестен, не открывайте вложенные файлы и не переходите по ссылкам.
4. Простой код от оператора связи — предложение услуги или другой выгоды.
Достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счёта.
Вам поступает звонок, либо приходит SMS-сообщение, якобы, от сотрудника службы технической поддержки Вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть самыми разными: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от СПАМ-рассылки; предложение принять участие в акции от Вашего сотового оператора. Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. На самом деле код, который Вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
Как поступать в такой ситуации.
Критически относитесь к таким сообщениям и не спешите выполнить то, о чем просят. Лучше позвоните в сервисную службу своего оператора связи, сообщите о пришедшей на Ваш телефон информации и узнайте, какая сумма спишется с Вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер.
5. SMS-просьба о помощи.
Абонент получает на мобильный телефон SMS-сообщение с неизвестного телефона примерно следующего содержания: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Как поступать в такой ситуации.
Не реагировать на СМС с незнакомых номеров о материальной помощи. Постарайтесь связаться со знакомым по известному Вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона.
Мошенничества с банковскими картами.
Простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников. Например, Вам приходит сообщение с текстом: «обслуживание вышей банковской карты заблокировано, за подробной информацией обращайтесь по телефону. ». После того, как граждане перезванивают на указанные номера, мошенники представляются сотрудниками банков, «в котором у Вас открыт счет», и, используя определенную терминологию, сообщают, что в целях исключения блокировки банковской карты и других нежелательных действий необходимо немедленно протестировать карту через банковский терминал и произвести ее активацию. При выполнении дальнейших указаний злоумышленников с банковских карт граждан списываются значительные денежные суммы.
Происходит следующее: Вы, выполняя указания мошенников, сами не замечая, сообщаете злоумышленникам реквизиты своей банковской карты (цифры на лицевой и оборотной стороне, срок действия и даже ПИН-код), в результате они получают доступ к Вашему счету.
Появился и сравнительно новый вариант данного способа мошенничества — получение персональных данных и реквизитов карты под предлогом оформления кредита на выгодных условиях.
Разновидностью указанного способа мошенничества является также рассылка SMS-сообщений с информацией о снятии денежных средств и указанием номера телефона для справок.
Как поступать в такой ситуации:
— Не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты, ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код! Банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны граждан с просьбой предоставить свои персональные данные.
— Помните, без Вашего согласия карту никто и никогда не может заблокировать, а чтобы устранить любую банковскую неполадку, Вам лично нужно присутствовать в банке, а не перечислять деньги на чужие счета и номера сотовых телефонов.
— Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться Банком.
Мошенничества в сети Интернет.
Интернет называют «миром новых возможностей». Но, как и в реальном мире, в Интернете действует множество мошенников. С развитием Интернет-сервисов по подаче объявлений по продаже вещей и автомобилей всё чаще в полицию обращаются жертвы Интернет-мошенников, которые представляются на сайтах объявлений обычными добропорядочными продавцами.
— Основной вид мошенничества на одном из таких сайтов — это дистанционная продажа по предоплате с обещаниями выслать товар. При покупке из другого города продавец предлагает «внести 100% предоплату, чтобы Вы его не обманули. Далее он отправит товар». После перечисления денежных средств товар не отправляется или отправляется не то, что оговаривалось, например, брак.
— Распространенным мошенничеством на сайтах бесплатных объявлений является продажа автомашин. Гражданин выбирает понравившуюся модель авто. После разговора с предполагаемым продавцом в счет оплаты за данную автомашину перечисляет «задаток». Далее «продавец» просто исчезает.
Будьте бдительны и когда сами размещаете объявление о продаже какого-либо товара на сайтах бесплатных объявлений. Зарегистрировано несколько мошенничеств, когда злоумышленники, якобы, заинтересовавшись Вашим предложением, под предлогом быстрого перечисления денежных средств получают от продавцов реквизиты банковской карты, необходимые для доступа к банковскому счету.
Как поступать в такой ситуации:
Принимая решение о покупке товара по объявлению в Интернете, помните о несложных мерах безопасности. Нельзя передавать посторонним реквизиты банковских карт, не вводите параметры своей банковской карты на сайтах Интернет-магазинов. Предоставляя номер своей карты и код подтверждения (цифры на обратной стороне) покупатель, по сути, дает возможность списать любую сумму денег с его карты. Если оплата ведется только путем расчета кредитной картой, то лучше завести отдельную банковскую карту специально для покупок через Интернет и не держать на ней значительных денежных сумм.
Не передавайте никому коды доступа к своим счетам, в том числе к электронному или «Qiwi»-кошельку. Если продавец настаивает на предоплате, лучше отказаться от сделки, какой бы выгодной она ни казалась и поискать на сайте предложение, вызывающее больше доверия.
Уважаемые жители города! Сотрудники полиции обращаются к вам с призывом быть более бдительными. Одна из главных причин, по которой мошенничества удаются — это беспечность граждан, чрезмерное доверие чужим людям и невнимательность.
Если все же Вы или Ваши близкие стали жертвами мошенников — незамедлительно обратитесь в Отдел МВД России по городу Ессентуки по адресу:
г. Ессентуки, ул. Площадь Октябрьская, 31.
Дежурная часть Отдела МВД России по г. Ессентуки:
02 (020 с мобильного),
«Телефон доверия» Отдела МВД России по г. Ессентуки круглосуточно:
Участковые пункты полиции:
1. ОПОП № 1 Ул. Энгельса,
2. ОПОП № 2 Ул. Ломоносова,
3. ОПОП № 3 Ул. Вокзальная, 33а
4. ОПОП № 4 Ул. Озерная,
5. ОПОП № 5 Ул. Октябрьская, 421
6. ОПОП № 6 Ул. Октябрьская, 421
Информация предоставлена отделом уголовного розыска и следственным отделом Отдела МВД России по городу Ессентуки.
Источник
Способы защиты от мошенничества
Способы защиты от мошенничества
Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.
Мошенники — своего рода элита преступного мира. Это обычно люди, обладающие высоким интеллектом и определенными познаниями в психологии. Они обладают умением вступать в контакт, располагать к себе. Они также часто являются специалистами в экономике, информационных технологиях и тому подобное.
Мошенники часто используют следующие психологические приёмы:
· предлагают совершить какую-либо сделку на условиях, которые значительно выгоднее обычных;
· заставляют жертву совершать какие-либо действия в спешке, мотивируя это различным образом;
· выдают себя за очень богатых, влиятельных и преуспевающих людей.
Самые распространенные виды мобильного мошенничества:
1. Мошенники рассылают SMS с мольбой — что «ребенку нужна редкая третья отрицательная группа крови», телефон «для связи» и просьба переслать всему списку контактов. Указанный номер телефона – платный, после установления соединения автоответчик воспроизводит гудки, что заставляет многих людей перезванивать по нескольку раз;
2. SMS-просьба о помощи. Требование перевести определённую сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.;
3. Ошибочный перевод средств. Просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку;
4. На телефон приходит SMS – «отправьте на короткий номер SMS и перейдете на боле выгодный тариф».
Как поступать в такой ситуации, что бы не стать жертвой мошенников:
¨ не реагировать на SMS без подписи с незнакомых номеров;
¨ внимательно относиться к звонкам с незнакомых номеров;
¨ для возврата средств при якобы ошибочном переводе существует чек. Не возвращайте деньги – их вернет оператор;
¨ не ленитесь перезванивать своему мобильному оператору для уточнения правил акции, новых тарифов и условий разблокирования якобы заблокированного номера.
Самый распространенный вид телефонного мошенничества:
Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Сотрудник полиции уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку. Первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации.
Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т.е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба.
Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он отделения полиции. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда.
Самые распространенные виды мошенничества с банковской картой:
¨ на телефон приходит SMS о том, что вы выиграли ноутбук и просят обратиться по обратному телефону для получения приза, когда человек звонит по этому номеру на другом конце сотовой линии ему предлагают перевести стоимость ноутбука на его пластиковую карту и чтобы это осуществить им требуется номер карты . Жертва сообщает эти данные и прощается со всеми имеющимися деньгами на этой карте. Обратите внимание, что все SMS которые присылает вам банк, не имеют обратного телефона, а имеют лишь идентификатор, то есть в телефоне «от кого:» отображается название банка;
¨ в этом случае тоже на телефон приходит SMS, но только уже с содержанием, что ваша карта заблокирована и просят позвонить по обратному телефону. Тут уже жертве предлагают подойти к ближайшему терминалу или банкомату, ввести номер кассы и номер разблокировки, причём при этом выбрать своего сотового оператора.
Не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты!
Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код! Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться банком.
Источник