Виды мошенничества и способы защиты от них
Анализ складывающейся на территории города оперативной обстановки свидетельствует об увеличении числа мошенничеств, совершенных с использованием новых технологий и высокотехнологичных устройств — компьютеров, пластиковых карт, мобильных телефонов.
Чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, достаточно знать, как они действуют, сохранять бдительность и соблюдать правила пользования банковскими картами и средствами сотовой связи, а также знать несколько правил поведения в сети Интернет.
В настоящее время наиболее популярны у мошенников следующие схемы получения денежных средств от жителей:
Телефонное мошенничество.
Цель мошенников — заставить граждан передать свои денежные средства «добровольно». Они хорошо знают психологию людей и используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, любопытство — желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. И сколько не информируют органы правопорядка и средства массовой информации о том, как правильно нужно вести себя в подобных ситуациях, очень многие продолжают верить мошенникам, в результате чего лишаются своих сбережений.
Можно выделить следующие наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:
Требование выкупа.
Звонят с незнакомого номера на мобильный или домашний телефон. Чаще всего мошенник представляется родственником и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть дорожно-транспортное происшествие, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Далее в разговор вступает, якобы, сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в назначенное место, передать какому-либо человеку, либо перевести на банковский счет (абонентский номер телефона). Цена вопроса составляет до нескольких десятков тысяч рублей.
Звонящий может находиться как в местах заключения, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется.
Как поступать в такой ситуации.
Самое главное правило — прервать разговор и пробовать дозвониться, якобы, потерпевшему по всем известным Вам номерам. В случае неудачи — его друзьям, родственникам, коллегам. Не впадайте в панику, звоните не менее минут — помните, что люди могут находиться в зоне плохой связи, например, в дороге. Если человек не берет трубку — напишите SMS с просьбой срочно и немедленно перезвонить. Как показывает практика, в большинстве случаев установить связь или примерное местоположение интересующего лица удается в течение
Ни в коем случае не называйте звонящему какой-либо дополнительной информации о себе, а постарайтесь выяснить, кто находится с Вами на связи. Если звонок от, якобы, близкого родственника или знакомого, обязательно задайте ему вопросы личного характера, ответы на которые помогут определить не является ли он мошенником, умело имитирующим голос близкого Вам человека. Примеры вопросов: как зовут других Ваших родственников, домашних питомцев, когда и где Вы последний раз виделись и т.п. Если у Вас закралось подозрение о мошенничестве — сообщите, что плохо слышите звонящего, это даст Вам дополнительное время на обдумывание и совершение дальнейших действий.
Помните, что требование взятки и передача взятки является преступлением!
1. Ошибочный перевод денежных средств.
Вам от имени оператора приходит SMS-сообщение с текстом, сообщающим о поступлении на Ваш счет определенного количества средств. Пока Вы задаетесь вопросами, как и откуда, могли прийти деньги, приходит другое SMS-сообщение с текстом, что деньги внесли на Ваш счет по ошибке и просят вернуть такую же сумму на «правильный» абонентский номер. Либо человек, «ошибочно положивший Вам деньги на телефон», звонит лично и вежливо, но весьма настойчиво просит вернуть средства. Многие попадаются на этот обман, потому как суммы здесь фигурируют небольшие.
Не исключено, что иногда такие ошибки и вправду допускаются, но довольно редко. Чаще всего никто Вам никаких денег «по ошибке» не переводил, мошенники просто генерируют SMS-сообщения от имени Вашего оператора сотовой связи.
Как поступать в такой ситуации.
Проверьте баланс Вашего счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.
2. Телефонный номер—грабитель.
— платный номер или интернет-ссылка, за один звонок или выход, на которые со счёта списывается денежная сумма. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной — помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью и так далее. После того как Вы перезваниваете, Вас долго держат на линии. Когда это надоедает, Вы отключаетесь — и оказывается, что с Вашего счёта списаны крупные суммы.
Происходит следующее. Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
Другие варианты этого вида мошенничества выглядят так. Абоненту приходит SMS-сообщение, содержащее объявление с предложением стабильной работы с высокой зарплатой. Для получения информации о работе предлагается отправить SMS или позвонить на короткий номер (повышенная стоимость SMS или платный автоответчик!).
Приходит SMS, что Вы подписаны на какую-то услугу (получение прогноза погоды и т.п.) несколько дней бесплатно. Чтобы отключиться, нужно набрать сообщение STOP на такой-то четырехзначный номер. Если отправите SMS, то денег на счету заметно поубавится.
Как поступать в такой ситуации.
Единственный способ обезопасить себя в этой ситуации — не звонить по незнакомым номерам и не отправлять SMS.
3. Телефонные вирусы.
Существует множество вариантов таких мошенничеств. Например, мошенники рассылают владельцам мобильных устройств сообщения с предложением загрузить «открытку», «подарок» и т.п. по Интернет-ссылке. Переходите по ссылке — и со счёта списывается часть денег, или в телефон загружается вирус, в результате чего в последующем происходит ежедневное списание средств с телефонного счета.
Как поступать в такой ситуации.
Если абонент незнаком, а номер неизвестен, не открывайте вложенные файлы и не переходите по ссылкам.
4. Простой код от оператора связи — предложение услуги или другой выгоды.
Достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счёта.
Вам поступает звонок, либо приходит SMS-сообщение, якобы, от сотрудника службы технической поддержки Вашего оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть самыми разными: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от СПАМ-рассылки; предложение принять участие в акции от Вашего сотового оператора. Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. На самом деле код, который Вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников.
Как поступать в такой ситуации.
Критически относитесь к таким сообщениям и не спешите выполнить то, о чем просят. Лучше позвоните в сервисную службу своего оператора связи, сообщите о пришедшей на Ваш телефон информации и узнайте, какая сумма спишется с Вашего счета при отправке SMS или звонке на указанный номер.
5. SMS-просьба о помощи.
Абонент получает на мобильный телефон SMS-сообщение с неизвестного телефона примерно следующего содержания: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Как поступать в такой ситуации.
Не реагировать на СМС с незнакомых номеров о материальной помощи. Постарайтесь связаться со знакомым по известному Вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона.
Мошенничества с банковскими картами.
Простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников. Например, Вам приходит сообщение с текстом: «обслуживание вышей банковской карты заблокировано, за подробной информацией обращайтесь по телефону. ». После того, как граждане перезванивают на указанные номера, мошенники представляются сотрудниками банков, «в котором у Вас открыт счет», и, используя определенную терминологию, сообщают, что в целях исключения блокировки банковской карты и других нежелательных действий необходимо немедленно протестировать карту через банковский терминал и произвести ее активацию. При выполнении дальнейших указаний злоумышленников с банковских карт граждан списываются значительные денежные суммы.
Происходит следующее: Вы, выполняя указания мошенников, сами не замечая, сообщаете злоумышленникам реквизиты своей банковской карты (цифры на лицевой и оборотной стороне, срок действия и даже ПИН-код), в результате они получают доступ к Вашему счету.
Появился и сравнительно новый вариант данного способа мошенничества — получение персональных данных и реквизитов карты под предлогом оформления кредита на выгодных условиях.
Разновидностью указанного способа мошенничества является также рассылка SMS-сообщений с информацией о снятии денежных средств и указанием номера телефона для справок.
Как поступать в такой ситуации:
— Не торопитесь сообщать реквизиты вашей карты, ни одна организация, включая банк, не вправе требовать Ваш ПИН-код! Банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны граждан с просьбой предоставить свои персональные данные.
— Помните, без Вашего согласия карту никто и никогда не может заблокировать, а чтобы устранить любую банковскую неполадку, Вам лично нужно присутствовать в банке, а не перечислять деньги на чужие счета и номера сотовых телефонов.
— Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, Вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а Ваша карта продолжает обслуживаться Банком.
Мошенничества в сети Интернет.
Интернет называют «миром новых возможностей». Но, как и в реальном мире, в Интернете действует множество мошенников. С развитием Интернет-сервисов по подаче объявлений по продаже вещей и автомобилей всё чаще в полицию обращаются жертвы Интернет-мошенников, которые представляются на сайтах объявлений обычными добропорядочными продавцами.
— Основной вид мошенничества на одном из таких сайтов — это дистанционная продажа по предоплате с обещаниями выслать товар. При покупке из другого города продавец предлагает «внести 100% предоплату, чтобы Вы его не обманули. Далее он отправит товар». После перечисления денежных средств товар не отправляется или отправляется не то, что оговаривалось, например, брак.
— Распространенным мошенничеством на сайтах бесплатных объявлений является продажа автомашин. Гражданин выбирает понравившуюся модель авто. После разговора с предполагаемым продавцом в счет оплаты за данную автомашину перечисляет «задаток». Далее «продавец» просто исчезает.
Будьте бдительны и когда сами размещаете объявление о продаже какого-либо товара на сайтах бесплатных объявлений. Зарегистрировано несколько мошенничеств, когда злоумышленники, якобы, заинтересовавшись Вашим предложением, под предлогом быстрого перечисления денежных средств получают от продавцов реквизиты банковской карты, необходимые для доступа к банковскому счету.
Как поступать в такой ситуации:
Принимая решение о покупке товара по объявлению в Интернете, помните о несложных мерах безопасности. Нельзя передавать посторонним реквизиты банковских карт, не вводите параметры своей банковской карты на сайтах Интернет-магазинов. Предоставляя номер своей карты и код подтверждения (цифры на обратной стороне) покупатель, по сути, дает возможность списать любую сумму денег с его карты. Если оплата ведется только путем расчета кредитной картой, то лучше завести отдельную банковскую карту специально для покупок через Интернет и не держать на ней значительных денежных сумм.
Не передавайте никому коды доступа к своим счетам, в том числе к электронному или «Qiwi»-кошельку. Если продавец настаивает на предоплате, лучше отказаться от сделки, какой бы выгодной она ни казалась и поискать на сайте предложение, вызывающее больше доверия.
Уважаемые жители города! Сотрудники полиции обращаются к вам с призывом быть более бдительными. Одна из главных причин, по которой мошенничества удаются — это беспечность граждан, чрезмерное доверие чужим людям и невнимательность.
Если все же Вы или Ваши близкие стали жертвами мошенников — незамедлительно обратитесь в Отдел МВД России по городу Ессентуки по адресу:
г. Ессентуки, ул. Площадь Октябрьская, 31.
Дежурная часть Отдела МВД России по г. Ессентуки:
02 (020 с мобильного),
«Телефон доверия» Отдела МВД России по г. Ессентуки круглосуточно:
Участковые пункты полиции:
1. ОПОП № 1 Ул. Энгельса,
2. ОПОП № 2 Ул. Ломоносова,
3. ОПОП № 3 Ул. Вокзальная, 33а
4. ОПОП № 4 Ул. Озерная,
5. ОПОП № 5 Ул. Октябрьская, 421
6. ОПОП № 6 Ул. Октябрьская, 421
Информация предоставлена отделом уголовного розыска и следственным отделом Отдела МВД России по городу Ессентуки.
Источник
Мошенничество в интернете. Виды и способы защиты
• Фишинг. Похищение личных данных.
У каждого из нас есть конфиденциальные данные. Пин-коды банковских карт, пароли и прочее. В некоторых случаях мошенники, обладающие вашими данными, смогут украсть ваши деньги. Например, совершить покупку с вашей карты без вашего ведома.
Часто жулики рассылают смс-сообщения или письма на e-mail о какой-либо ошибке/блокировке, и для решения проблемы нужно указать личные данные или позвонить по указанному номеру телефона. А в ходе разговора уже будут пытаться обмануть. Но конфиденциальных данных не спрашивают даже сотрудники банков или сервисов электронных денег .
Как защититься : не сообщать личных данных никому, установить двухфакторную аутентификацию (подтверждение операций через смс на мобильный телефон) везде, где это возможно.
• Покупки в интернете.
Люди очень падкие на халяву и баснословную выгоду. Этим пользуются обманщики в интернете. Нередко можно увидеть какой-либо товар по потрясающе низкой цене. Человек верит – отправляет деньги, а взамен не получает ничего.
Вот так, например, продают iPhone 11 за 7990 рублей, когда как реальная цена начинается от 60 тысяч.
Так же бывает и с предоплатами. Продавец просит выслать предоплату, после чего якобы вышлет товар. Но после перевода денег, продавец и товар просто исчезают. Типичное интернет мошенничество.
Как защититься : покупать товары только в официальных и известных интернет-магазинах. Проверять реквизиты продавца. Не верить в сказочно низкие цены.
• Финансовые пирамиды, инвестиционные проекты.
Еще одно очень распространенное мошенничество в интернете это финансовые пирамиды и инвестиционные проекты. Людям пудрят мозги о пассивном доходе, будто каждый день, ничего не делая, приходят деньги. Нужно лишь только вложить сначала свои финансы и/или привести еще 10 таких же наивных, которые вложат свои деньги. При этом какого-либо дохода никто не получит и не сможет вернуть свои денежные средства.
Как защититься : никогда не вкладывать деньги в сомнительные проекты.
• Взлом аккаунтов в социальных сетях.
Нередко бывает, что мошенники взламывают профили в социальных сетях (одноклассники, facebook, instagram) . После чего могут разослать спам по всем вашим контактам или попросить срочно перевести деньги. Ваши друзья думают, что это просите вы, верят и переводят деньги мошенникам.
Как защититься : не переходить по сомнительным ссылкам в социальных сетях, использовать сложные пароли и использовать двухфакторную аутентификацию.
• Уведомления о пришедшей сумме денег.
Очень распространённый вид обмана в интернете, когда людям массово рассылаются веб-странички, на которых написано будто пришла крупная сумма денег. Очень часто без какой-либо дополнительной информации вообще. Просто в лоб – держите деньги, много, но чтобы их вывести – сначала заплатите. Удивительно, но на такую глупость люди сильно ведутся и такое интернет мошенничество процветает.
• Псевдогосударственные сервисы, компенсации гражданам.
Человеку свойственно доверять своему государству. Этим постоянно пользуются жулики, создавая лохотроны под видом государственных сайтов. В них обещаются некие компенсации, выплаты и прочие денежные подачки. Всегда проверяйте подобного рода информацию в государственных источниках.
Примеры : ( выплаты пенсионного фонда РФ, различного рода компенсации и поддержка от государства и т.п.)
• Опросы с денежным вознаграждением.
Очень старая схема у интернет-жуликов. Распространяют опросы, чаще всего якобы от крупных брендов, за прохождение которых обещают крупную сумму. Запомните – ни за какие опросы в интернете вам не заплатят даже пару сотен рублей, не говоря уже о сотне тысяч.
• Лотереи, викторины, победы в конкурсах.
На той же жажде халявы устроены и лохотроны с лотереями, и победами в различных конкурсах. Мошенники подделывают настоящие лотереи, придумывают конкурсы в социальных сетях и везде объявляют каждого победителем. Очень распространенное мошенничество в интернете.
Примеры: Super Лото, Лайк Года, SocLike Awards.
Как не стать жертвой мошенников: 5 полезных советов!
Совет 1. Не воспринимайте любую полученную информацию, как истину в последней инстанции.
Прежде чем реагировать, задумайтесь похоже ли это на правду. Ставьте под сомнение даже сообщения в социальных сетях, которые вы получили от друзей. Их аккаунт могли взломать.
Совет 2. Не верьте обещаниям огромной выгоды!
Это касается предложений заработать миллионы, отдав пару тысяч рублей и сенсационных скидок! Если кто-то придумал работающую схему большого заработка при минимальных вложениях, зачем ему делиться ею с вами? Все скидки – это хорошо продуманный маркетинговый ход. Ни один продавец не станет отдавать товар ниже себестоимости!
Совет 3. Берегите личные данные!
Не стоит без реальной нужды разглашать личные данные. Если на сомнительных ресурсах вас просят ввести данные, не соглашайтесь! Опытные мошенники даже минимум информации могут превратить в собственную выгоду.
Совет 4. Не реагируйте на сообщения и звонки с незнакомых номеров!
Если вы получили сообщение с просьбой отправить деньги, перейти по ссылке, перезвонить. Не реагируйте! Даже если сообщение интригует, пугает или веселит! Это обман! Мошенники вызывают у вас сильные эмоции для того, чтобы было легче выманить вожделенные деньги.
Совет 5. Будьте бдительны!
Вряд ли кто-нибудь сможет перечислить все способы, как обманывают в интернете! Только внимательность и недоверие к тем, кто просит, убеждает и предлагает, сможет по-настоящему уберечь от мошенников!
Источник