19 глава. Виды тропов. Эпитеты, сравнения
Иллюстрация из интернета
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)
ЭПИТЕТ (от греч. «epitheton»- приложение) — яркое образное определение, дающее дополнительную — художественную — характеристику. Не смешивайте эпитет с обычным логическим определением. Например, в сочетании «деревянный дом» прилагательное «деревянный» — простая материальная характеристика.
А вот если я скажу: «дряхлый дом» или «роскошный дом», то здесь прилагательные уже эпитеты, потому что с их помощью мы можем гораздо легче, ярче представить этот предмет. Самые древние — постоянные эпитеты, созданные народом, мы встретим их в фольклоре:
синее море, чистое поле, острая сабля, добрый молодец.
Многие эпитеты поражают образностью и эмоциональностью:
мёртвая тишина,
седая старина,
чёрная тоска,
ретивый конь.
Есть эпитеты тавтологические:
горе горькое,
воля вольная.
Удивительны эпитеты мастеров слова. Л.Толстой в романе «Анна Каренина», показывая сцену бала, пишет, характеризуя дам: «Не успела она (Кити) войти в залу и дойти до ТЮЛЕВО-ЛЕНТО-КРУЖЕВНО-ЦВЕТНОЙ толпы дам, ожидавших приглашения танцевать, как ее уже пригласили на вальс…». И читатель зрелищно ярко представляет пестроту и пышность бальных нарядов дам.
Надо учитывать при выборе эпитета национальные особенности, то, в каких условиях герои живут. Это влияет на спрятанные в словах смыслы и чувства.
Например, черный цвет имеет противоположное значение в культурах разных народов: у нас он символизирует скорбь, а в Японии – радость.Мы носим черный цвет на похоронах, японцы – на свадьбах.
Эпитетом могут быть не только прилагательные, но
причастия («ПЛАЧУЩИЙ» дождь»),
деепричастия («волны несутся, ГРЕМЯ и СВЕРКАЯ»),
существительные-приложения («ВОЛШЕБНИЦА зима»),
наречия («На севере диком стоит ОДИНОКО»),
местоимения («Ведь были ж схватки боевые,/Да, говорят, ещё КАКИЕ!»)
Чаще всего эпитет отражает скрытое сравнение и в таком случае считается метафорическим: «пламя ЖАДНОЕ» (у Пушкина), «гремят раскаты МОЛОДЫЕ» (у Тютчева).
Если это признак, перенесённый с другого предмета не на основе сходства — эпитет метонимический:
«ОДИНОКИЙ рассвет» (у Есенина), «ДЕРЗКИЙ лорнет» (у Лермонтова).
Оценочные эпитеты выражают личное, субъективное отношение автора:
ПРИТВОРНОЙ нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный. (Е.Баратынский)
Если эпитет получает обобщённое значение, то превращается в СИМВОЛ. Таковы, например, сине-голубые оттенки цвета в стихах С.Есенина, олицетворяющие его любовь к России, к её рекам, небесам, просторам:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Сердце остыло, и выцвели очи.
Синее счастье! Лунные ночи.
Пользуясь ассоциациями, поэт выбирает выразительный эпитет, а мы, опираясь на личный опыт, «додумываем» картину. Вот у Пушкина:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
«Чернеет» лес – это может относиться и к хвойному, и к лиственному, но поэт добавляет изумительно точный эпитет – «ПРОЗРАЧНЫЙ», и мы видим обнажённый лиственный лес, сквозь ветви которого просвечивает белизна снега.
А теперь сами найдите эпитеты в строчках стихов. Если сможете, определите их особенности. Ну а если не сможете, просто подумайте, почему автор выбрал именно этот, а не какой-либо иной. При желании – можете дать свой вариант эпитета. Дерзайте.
***
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
***
. гордо реет Буревестник. (М.Горький)
***
Медлительной чредой восходит день осенний,
Медлительно крутится жёлтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист — (А.Блок)
***
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (С.Есенин)
Но нам пора идти дальше. Следующий троп — это
СРАВНЕНИЕ, оно тоже основано на сопоставлении сходства и справедливо считается начальной ступенью для создания тропа. Оно может быть:
1) простым, когда присоединяется сравнительными союзами: как, словно, будто, точно, как бы, подобно:
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной. (А.Пушкин)
***
Как васильки во ржи,
Цветут в лице глаза. (С.Есенин)
***
Осень щурится, как рыжая лиса. (О.Митяев)
***
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда. (С.Есенин)
***
2) сложным, развёрнутым:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду. (С.Есенин)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи. (Н.Некрасов)
4) бессоюзным, выраженным творительным падежом существительного:
МОРОЗНОЙ ПЫЛЬЮ серебрится
Его бобровый воротник. (А.Пушкин)
***
Соловьём залётным юность пролетела. (Кольцов)
***
КОЛЕСОМ за сини горы
Солнце тихое скатилось. (С.Есенин)
***
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат. (С.Есенин)
***
Мелочью стучится дождь в стекло… (О.Митяев)
***
5) или сравнительной степенью:
И НУЖНЕЕ насущного хлеба
Мне единое слово о нём. (А.Ахматова)
6) сказуемым:
У меня ли молодца кудри – чистый лён. (Н.Некрасов)
***
И песня и стих – это бомба и знамя. (В.Маяковский)
Отвлечённые сравнения передают чувственное восприятие, как в знаменитом стихотворении С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Какой-то странный образ (коней розовой масти нет!), но эпитет логически и живописно сочетается с «весенней гулкой ранью», и сразу вспоминается: ведь это пора молодости, когда хочется видеть всё в розовом цвете.
Источник
Практическая работа по тропам
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Хороший материал для подготовки к ЕГЭ Часть В8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya__rabota_po_tropam_i_figuram_rechi1.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
А. «В сорок солнц закат пылал». (Маяковский)
2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
Б. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)
3) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
В. «Я три тарелки съел». (Крылов)
4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Г. «Дредноут боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов». (А.Толстой)
5) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.
Д. «Автор «Героя нашего времени».
6) Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Е. «А волны моря с печальным ревом о камень бились». (Горький)
Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
А. «Снег валил с неба пудами».
2) Образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление
Б. «Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья». (Пушкин)
3) Использование описания вместо собственного имени или названия.
В. «Город на Неве приютил Гоголя».
4) Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Г. «Утешится безмолвная печаль…» (Пушкин)
5) Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Д. «Грустное веселье продолжалось…»
6) Сочетание контрастных по значению слов создающих, новое понятие или представление.
Е. «Все спит – и человек, и зверь, и птица» (Гоголь)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
А. «Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье стон…» (Пушкин)
2) Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.
Б. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет» (Лебедев-Кумач)
3) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.
В. «Цветы, любовь, деревня,
Праздность. Поля!» (Пушкин)
4. Риторическое обращение
4) Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание.
Г. «Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги». ( Жуковский)
5) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой.
Д. «С ужасом думала я, к чему все это приведет» (Пушкин)
6) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Е. «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством». (Лермонтов)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)
2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)
3. Риторический вопрос
3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)
4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)
5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)
6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
1) Стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи.
А. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Державин)
2) Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Б. «Знаете ли вы украинскую ночь?» (Гоголь)
3. Риторический вопрос
3) Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
В. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь)
4) Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Г. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (Чехов)
5) Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.
Д. «Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть». (Пушкин)
6) Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Е. «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». (Гоголь)
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Погиб поэт, невольник чести,…» (Лермонтов)
Б. «Горит восток зарею новой» (Пушкин)
В. «…раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)
Г. «Морозной пылью серебрится его бобровый воротник» (Пушкин)
Д. «Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпением» (Некрасов)
Е. «…гадает ветреная младость» (Пушкин)
Ж. «Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик» (Некрасов)
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь».
Б. «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…»
В. «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?»
Г. «Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной…»
Д. «И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!»
Е. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой».
Ж. «Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…»
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «…миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь)
Б. «…заря алая подымается… в небо чистое смотрит, улыбается» (Лермонтов)
В. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (Пушкин)
Г. «…настанет год, России черный год» (Лермонтов)
Д. « Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)
Е. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов)
Ж. «И сойдешь ты в могилу … герой, втихомолку проклятый отчизною» (Некрасов)
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название фигуры и пример, ее иллюстрирующий. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
А. «Там жених с невестой ждут, — нет попа,
Там младенца берегут, — нет попа,
Б. «Мать – это начало всех начал. Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое».
В. «Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова».
Г. «Поэт внезапно встал. Побледнел».
Д. «Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!»
Е. «Москва! Москва. люблю тебя, как сын…»
Ж. «Ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!»
Проверочный тест. 1 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь.
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой.)
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь не пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
«Не станет нас!» А миру хоть бы что.
«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет:
Исчезнем мы, — а миру хоть бы что! (Омар Хайям.)
8. Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. (А. Пушкин.)
9. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А. Пушкин.)
10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
Проверочный тест. 2 вариант
Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках .
1 . Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов.
2. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А. Пушкин)
3 . Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждет выхода министра. (А. Пушкин)
4. И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н. Некрасов)
6. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. Блок)
7. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка. (А. Блок)
8. И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… (А. Пушкин)
9. Степям и дорогам
Камням и порогам
Не найден счет. (Э. Багрицкий)
10. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Практическая работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
Практическая работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) — а; 2 –2) — б и т. д.
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Контрольная работа. Стилистические фигуры.
Совместите название тропа и пример, иллюстрирующий его. Например:
1 – а; 2 – б и т. д.
Риторический вопрос — В
5.Риторическое обращение — Е
Композиционный стык — А
Ключ к проверочному тесту 1 вариант:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7. Эпифора. 8. Сравнение. 9. Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.
Ключ к проверочному тесту 2 вариант:
Эпитет. 2. Риторический вопрос. 3. Сравнение. 4. Метафора. 5. Анафора и антитеза. 6. Градация. 7. Оксюморон. 8. Многосоюзие и эпитет. 9. Эпифора и параллелизм. 10. Метонимия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .
Урок по информатике для 7 класса. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» И.П. Формулирование запросов. Поиск информации об эколого-патриотической тропе Мысхако.
На уроке решаются следующие задачи: актуализация знаний о процессе передачи информации с точки зрения возможностей компьютерных сетей; отработка навыков поиска информации в сети интернет различными сп.
Практическая работа «Разработка презентации со звуком» на тему «Элементы эколого — патриотической тропы «Мысхако»
Решаемые задачи: обобщение и систематизация представлений учащихся о мультимедийных технологиях; публичное представление презентаций.На уроке используется военно-патриотическая музыка и звуки природы.
Источник