- МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- 5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)
- Читайте также
- Могут ли микробы перелетать из одной звездной системы в другую?
- 10.9. Перевод присоединений с одной системы шин на другую без ШСВ в РУ
- B) Части речи.
- Словообразование
- 5. Части риторической разработки речи
- Словообразование
- 6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов
- 6.29. Переход других частей речи в имена прилагательные (адъективизация)
- 6.30. Переход прилагательных в другие части речи
- 6.60. Словообразование глаголов
- Переход на другую еду
МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Морфолого-синтаксический способ словообразования – это образование слов путем перехода из одной части речи в другую, например: (хорошая) столовая (имя существительное) – столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) – (посмотреть) вокруг (наречие).
Принадлежность такого слова к той или иной части речи можно определить только в контексте (словосочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) – пообедать в столовой(существ.), благодаря за помощь друзей (дееприч.) – благодаря помощи друзей (предлог).
В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются существительные. Переход разных частей речи в имена существительные называется субстантивацией (от лат. substantivum— имя существительное): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.
ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении, слиянии) слова образуются из словосочетания путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший – с ума сшедший, быстрорастворимый – быстрорастворимый, сейчас – сей час.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных способом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.
При лексико-семантическом способе слово образуется в результате расщепления многозначного слова на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) – охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) – титан (гигант, героическая личность; человек, обладающий огромными творческими способностями).
Источник
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)
5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)
Появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс или перехода в другую часть речи – это морфолого-синтаксический способ словообразования. При морфолого-синтаксическом словообразовании (в отличие от лексико-семантического) происходит изменение не только в семантике, но и в грамматических свойствах исходного слова, которое приводит к переходу его в иной лексико-грамматический класс. Так, при переходе прилагательного мороженое в существительное мороженое изменяется словоизменительная парадигма прилагательного, поскольку существительное не изменяется по родам, как прилагательное, и имеет одно значение рода во всех своих словоформах. Если словоизменительная парадигма прилагательного мороженое состоит из 24 словоформ (в единственном числе мужского, женского, среднего рода – по 6 падежных форм + во множественном числе – 6 падежных форм), существительного мороженое – 12 словоформ (по 6 падежных форм, в единственном и множественном числе).
При морфолого-синтаксическом словообразовании фонетически новых слов не образуется. Вследствие перехода слова из одной части речи в другую в языке возникают функциональные омонимы – родственные по происхождению слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.
Морфолого-синтаксическое словообразование действует в сфере всех частей речи, кроме глагола. Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:
1) субстантивация (от лат. substantivum – «существительное») – переход слов других частей речи в класс имен существительных. Субстантивируются прилагательные (больной человек – больной) местоимения (ты сам виноват – сам сегодня приезжает), причастия ( битый жизнью – за битого двух небитых дают), числительные ( первое блюдо – подали первое);
2) адъективация (от лат. adjectivum – «прилагательное») – переход слов других частей речи в класс имен прилагательных. Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус.
Могут переходить в прилагательные также числительные (один стол – теперь я один), местоимения (свой характер – свой человек);
3) прономинализация (от лат. pronomen – «местоимение») – переход слов других частей речи в класс местоимений. В местоимения переходят существительные (красивые люди – у тебя все не так как у людей), прилагательные (известный художник – при известных обстоятельствах), числительные (один дом – один человек рассказал), причастия (соответствующей должности – соответствующий приказ);
4) адвербиализация (от лат. adverbium – «наречие») – переход слов других частей речи в класс наречий. В наречия переходят существительные (любоваться солнечным утром – приехать утром), прилагательные (в плотную бумагу – подойти вплотную), числительные (пятью столами – пятью пять), деепричастия (лежа на диване – читать лежа);
5) может происходить переход в числительные (красивая пара – пара столов), предлоги (благодаря учителя – благодаря учителю), частицы (налей себе – ступай себе), союзы (что случилось – знаю, что и ничего не случилось), модальные слова (правда и ложь – правда , этого не случилось), междометия (ужас парализовал толпу – ужас, как вас много!).
Слово, переходящее в другую часть речи, может приобретать все признаки новой части речи. Так словоформа суть (форма 3-го лица множественного числа настоящего времени глагола быть) при переходе в класс имен существительных приобретает все грамматические признаки этой части речи, в т.ч. и грамматический род, склонение (до самой сути, по сути дела); в этом случае происходит лексикализация грамматической формы. Лексикализация грамматической формы наблюдается при переходе слов других частей речи в имена существительные, наречия, служебные слова, междометия.
При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки исходного лексико-грамматического класса. Так, при переходе в класс имен существительных прилагательные сохраняют свое склонение; в этом случае происходит семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Могут ли микробы перелетать из одной звездной системы в другую?
Могут ли микробы перелетать из одной звездной системы в другую? Проблема возникновения жизни на нашей планете – одна из фундаментальных проблем современной науки. Что если жизнь не зародилась на Земле, а переселилась сюда из космоса? В последние десятилетия все активнее
10.9. Перевод присоединений с одной системы шин на другую без ШСВ в РУ
10.9. Перевод присоединений с одной системы шин на другую без ШСВ в РУ Основным условием такого перевода является равенство потенциалов обеих систем шин, которое достигается включением выключателей на обе системы шин у присоединений с двумя выключателями на
B) Части речи.
B) Части речи. 1) Члена неопределённого нет; есть только определённый (la), одинаковый для всех родов, падежей и чисел.2) Существительное всегда оканчивается на o. Для образования множественного числа прибавляется окончание j. Падежей есть только два: именительный и
Словообразование
Словообразование Словообразование (нем. Wortbildung) – то же, что «морфология»: отдел грамматики, трактующий о формальном составе
5. Части риторической разработки речи
5. Части риторической разработки речи Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):1) нахождение или
Словообразование
Словообразование Словообразование как особый раздел науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику, строение и словопроизводство.Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования
6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов
6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов В любом языке все слова распределены по определенным группам. Такие группировки слов принято называть частями речи. Распределение слов по частям речи происходит по трем принципам:1) семантическому;2)
6.29. Переход других частей речи в имена прилагательные (адъективизация)
6.29. Переход других частей речи в имена прилагательные (адъективизация) Адъективизацией называется только такой переход других частей речи в прилагательные, когда аффиксальные способы словообразования не задействованы; способом адъективизации некоторые причастия
6.30. Переход прилагательных в другие части речи
6.30. Переход прилагательных в другие части речи Прилагательные способны также переходить в другие части речи, преимущественно в существительные (субстантивация) и наречия (адвербиализация).Субстантивация прилагательных предполагает освобождение лексемы от
6.60. Словообразование глаголов
6.60. Словообразование глаголов В современном русском языке глаголы образуются морфологическим способом: используются такие его виды, как префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, предфиксно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный,
Переход на другую еду
Переход на другую еду Когда ребенку исполняется два или три месяца, он обычно уже в состоянии начать принимать твердую пищу. Поскольку большинству детей нравится вкус фруктов, легче начинать с яблочного пюре или пюре из спелых бананов, а не с каши. Яблочное пюре
Источник