Морфолого синтаксический способ деривации это

5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)

5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)

Появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс или перехода в другую часть речи – это морфолого-синтаксический способ словообразования. При морфолого-синтаксическом словообразовании (в отличие от лексико-семантического) происходит изменение не только в семантике, но и в грамматических свойствах исходного слова, которое приводит к переходу его в иной лексико-грамматический класс. Так, при переходе прилагательного мороженое в существительное мороженое изменяется словоизменительная парадигма прилагательного, поскольку существительное не изменяется по родам, как прилагательное, и имеет одно значение рода во всех своих словоформах. Если словоизменительная парадигма прилагательного мороженое состоит из 24 словоформ (в единственном числе мужского, женского, среднего рода – по 6 падежных форм + во множественном числе – 6 падежных форм), существительного мороженое – 12 словоформ (по 6 падежных форм, в единственном и множественном числе).

При морфолого-синтаксическом словообразовании фонетически новых слов не образуется. Вследствие перехода слова из одной части речи в другую в языке возникают функциональные омонимы – родственные по происхождению слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи.

Морфолого-синтаксическое словообразование действует в сфере всех частей речи, кроме глагола. Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

1) субстантивация (от лат. substantivum – «существительное») – переход слов других частей речи в класс имен существительных. Субстантивируются прилагательные (больной человек – больной) местоимения (ты сам виноват – сам сегодня приезжает), причастия ( битый жизнью – за битого двух небитых дают), числительные ( первое блюдо – подали первое);

2) адъективация (от лат. adjectivum – «прилагательное») – переход слов других частей речи в класс имен прилагательных. Обычно адъективируются причастия: блестящие способности, изысканный вкус.

Могут переходить в прилагательные также числительные (один столтеперь я один), местоимения (свой характерсвой человек);

3) прономинализация (от лат. pronomen – «местоимение») – переход слов других частей речи в класс местоимений. В местоимения переходят существительные (красивые людиу тебя все не так как у людей), прилагательные (известный художник – при известных обстоятельствах), числительные (один дом – один человек рассказал), причастия (соответствующей должности – соответствующий приказ);

4) адвербиализация (от лат. adverbium – «наречие») – переход слов других частей речи в класс наречий. В наречия переходят существительные (любоваться солнечным утром – приехать утром), прилагательные (в плотную бумагу – подойти вплотную), числительные (пятью столами – пятью пять), деепричастия (лежа на диване – читать лежа);

Читайте также:  Способы обеспечения достоверности статистической информации кратко

5) может происходить переход в числительные (красивая парапара столов), предлоги (благодаря учителяблагодаря учителю), частицы (налей себе – ступай себе), союзы (что случилось – знаю, что и ничего не случилось), модальные слова (правда и ложь – правда , этого не случилось), междометия (ужас парализовал толпу – ужас, как вас много!).

Слово, переходящее в другую часть речи, может приобретать все признаки новой части речи. Так словоформа суть (форма 3-го лица множественного числа настоящего времени глагола быть) при переходе в класс имен существительных приобретает все грамматические признаки этой части речи, в т.ч. и грамматический род, склонение (до самой сути, по сути дела); в этом случае происходит лексикализация грамматической формы. Лексикализация грамматической формы наблюдается при переходе слов других частей речи в имена существительные, наречия, служебные слова, междометия.

При переходе в иную часть речи слово может сохранять некоторые признаки исходного лексико-грамматического класса. Так, при переходе в класс имен существительных прилагательные сохраняют свое склонение; в этом случае происходит семантико-грамматическое переоформление целой парадигмы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Могут ли микробы перелетать из одной звездной системы в другую?

Могут ли микробы перелетать из одной звездной системы в другую? Проблема возникновения жизни на нашей планете – одна из фундаментальных проблем современной науки. Что если жизнь не зародилась на Земле, а переселилась сюда из космоса? В последние десятилетия все активнее

10.9. Перевод присоединений с одной системы шин на другую без ШСВ в РУ

10.9. Перевод присоединений с одной системы шин на другую без ШСВ в РУ Основным условием такого перевода является равенство потенциалов обеих систем шин, которое достигается включением выключателей на обе системы шин у присоединений с двумя выключателями на

B) Части речи.

B) Части речи. 1) Члена неопределённого нет; есть только определённый (la), одинаковый для всех родов, падежей и чисел.2) Существительное всегда оканчивается на o. Для образования множественного числа прибавляется окончание j. Падежей есть только два: именительный и

Словообразование

Словообразование Словообразование (нем. Wortbildung) – то же, что «морфология»: отдел грамматики, трактующий о формальном составе

5. Части риторической разработки речи

5. Части риторической разработки речи Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):1) нахождение или

Словообразование

Словообразование Словообразование как особый раздел науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику, строение и словопроизводство.Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования

6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов

6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов В любом языке все слова распределены по определенным группам. Такие группировки слов принято называть частями речи. Распределение слов по частям речи происходит по трем принципам:1) семантическому;2)

Читайте также:  Какие способы развивают человека

6.29. Переход других частей речи в имена прилагательные (адъективизация)

6.29. Переход других частей речи в имена прилагательные (адъективизация) Адъективизацией называется только такой переход других частей речи в прилагательные, когда аффиксальные способы словообразования не задействованы; способом адъективизации некоторые причастия

6.30. Переход прилагательных в другие части речи

6.30. Переход прилагательных в другие части речи Прилагательные способны также переходить в другие части речи, преимущественно в существительные (субстантивация) и наречия (адвербиализация).Субстантивация прилагательных предполагает освобождение лексемы от

6.60. Словообразование глаголов

6.60. Словообразование глаголов В современном русском языке глаголы образуются морфологическим способом: используются такие его виды, как префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, предфиксно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный,

Переход на другую еду

Переход на другую еду Когда ребенку исполняется два или три месяца, он обычно уже в состоянии начать принимать твердую пищу. Поскольку большинству детей нравится вкус фруктов, легче начинать с яблочного пюре или пюре из спелых бананов, а не с каши. Яблочное пюре

Источник

Способы морфемной деривации

СПОСОБЫ МОРФЕМНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Предмет словообразования

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает способы образования слов. Синонимом к термину «словообразование» является термин латинского происхождения «деривация».

В отличие от морфемики главная цель словообразования – установить способ образования слова. Морфемика устанавливает состав слова.

Центральное понятие раздела – словообразовательный тип (СТ).

СТ – это схема построения слова, которая включает:

1. Характеристику мотивирующей базы.

2. Указание форманта.

3. Определение словообразовательного значения.

Мотивирующая база – это то, от чего образуется слово. Это может быть либо целое слово, либо основа слова.

Приходить←ходить+при (использовано целое слово).

Земляной ←земля + ян (использована только основа).

Формант – это средство, при помощи которого создаётся слово. При морфемном словообразовании – это аффиксы.

Словообразовательное значение (СЗ) – это соотношение семантики мотивирующего и мотивированного слова.Например:

Желтеть — становиться жёлтым

Зеленеть — становиться зелёным

Краснеть — становиться красным

Синеть — становиться синим

У всех этих слов словообразовательное значение — становиться

такого цвета, который назван в мотивирующей основе.

1 Найдите синоним к термину ДЕРИВАЦИЯ.

2 Как называется средство, при помощи которого создаётся новое слово?

3 Чтобы описать словообразовательный тип слова нужно:

указать мотивирующую базу, формант, словообразовательное значение *

указать основу и аффиксы

указать способ образования слова

указать исторические изменения основы слова

4 Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение.

морфемный разбор – это разбор слова по составу

в русском словообразовании существует явление морфемной деривации, т.е. образование нового слова при помощи аффиксов

термины «словообразование» и «деривация» – это синонимы

морфемика изучает способы образования слов*

Виды мотивирующей базы

Мотивирующая база может быть представлена несколькими видами:

1. Основой слова. Именно основа используется при суффиксальном словообразовании. Так, существительное БЕЛИЗНА образовано от основы прилагательного БЕЛЫЙ при помощи суффикса -ИЗН-.

2. Целым словом. Так бывает при префиксальном (приставочном) ИЛИ постфиксальном словообразовании. Например, слово ЗАБЕЖАТЬ образовано посредством присоединения приставки ЗА- к целой словоформе БЕЖАТЬ; а глагол БОДАТЬСЯ образован от целой словоформы БОДАТЬ при помощи постфикса -СЯ.

3. Слово может возникать на базе нескольких основ. Например, слово ТЁМНО-СИНИЙ образовано от основы прилагательного ТЁМНый и целого слова СИНИЙ, которые соединяются при помощи интерфикса -О-. Такой способ называется сложением.

Читайте также:  Способ политической организации общества основанная

4. Помимо интерфикса, при сложении может использоваться ещё и суффикс. Например, существительное КОНЬКОБЕЖЕЦ создано путём сложения основы слова КОНЬКи и усечённой основы глагола БЕЖАть при помощи интерфикса -О- и суффикса -ЕЦ. Такой способ называется сложно-суффиксальным (по-другому: сложение+суффиксация). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!Не всякое сложное слово с суффиксом является результатом этого способа деривации! Например, слово ПАРОХОДСТВО имеет в своем составе интерфикс и суффикс, но образовано оно от основы существительного ПАРОХОД при помощи суффикса -СТВ-.

5. Если для образования нового слова берётся несколько произвольно усечённых основ, то мы имеем дело с таким способом словообразования, как аббревиация:

1 Чем может быть выражена мотивирующая база?

2 Укажите слово, образованное при помощи такого способа, как сложение.

Способы морфемной деривации

Если новое слово образуется при помощи аффиксов, то перед нами — морфемная деривация. Новое слово может быть образовано при помощи одной морфемы или нескольких. Например, глагол ГОРДИТЬСЯ образован от основы прилагательного ГОРДый при помощи суффикса -И- и постфикса -СЯ.

1 Четыре из перечисленных ниже слов созданы по одному словообразовательному типу. Укажите слово, не относящееся к этому типу.

2 Укажите способы образования слов.

Выберите. префиксально-суффиксальный префиксально-постфиксальный префиксальный

Выберите. префиксально-суффиксальный префиксально-постфиксальный префиксальный

Выберите. префиксально-суффиксальный префиксально-постфиксальный префиксальный

Выберите. префиксально-суффиксальный префиксально-постфиксальный префиксальный

3 Укажите способы образования слов.

Выберите. постфиксальный суффиксально-постфиксальный префиксальный

Выберите. постфиксальный суффиксально-постфиксальный префиксальный

Выберите. постфиксальный суффиксально-постфиксальный префиксальный

Выберите. постфиксальный суффиксально-постфиксальный префиксальный

Семантическая деривация

При семантической деривации не происходит изменения внешней формы слова, не присоединяются аффиксы; средства создания новой единицы иные.

Семантическая деривация реализуется в следующих способах:

1При лексико-синтаксическом способе происходит сращение нескольких словоформ, поэтому другое название способа – сращение. В качестве форманта выступает единое словесное ударение и порядок следования компонентов:

2 Конверсия — это переход из одной части речи в другую.

Сравните: Больной ребёнок – больной выздоровел. В первом примере «больной» — прилагательное, во втором — существительное. Представить образование нового слова можно так:

•Больной (сущ.)←больной (прилаг.)

3 Лексико-семантический способ связан с изменением значения слова. Здесь больше всего споров по поводу границ его распространения. Одни учёные считают, что он применим только при анализе омонимов, другие (например, Казанская лингвистическая школа) считают, что его можно применять и для анализа многозначных слов:

Медведь (о человеке)←медведь (о животном).

1 Закончите фразу: При семантической деривации…

не возникает нового слова

не используются аффиксы *

наблюдаются те же процессы, что и при морфемной

2 Укажите верное утверждение.

конверсия — это образование слова при помощи приставки и суффикса

аббревиация — один из способов семантической деривации

сращение – это разновидность семантического словообразования *

3 Где указаны разновидности семантической деривации?

лексико-семантический, морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический способы *

4 Семантическое словообразование – это…

создание нового слова при помощи унификсов

создание нового слова при помощи нулевых морфем

создание нового слова при помощи постфиксов

создание нового слова без помощи аффиксов *

Источник

Оцените статью
Разные способы