Морфологический анализ как метод развития сильного мышления
Лариса Медведева
Морфологический анализ как метод развития сильного мышления
Морфологический анализ как метод развития сильного мышления.
Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что дошкольник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать сильным и творческим мышлением.
Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ — технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ.
Метод создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки в 30-х годах 20 века.
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В РТВ и ТРИЗ — методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.
С помощью таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.
Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфо таблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. На начальных этапах работы задействованы две горизонтали, далее можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.
Цель метода:
— Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
— Создавать условия для оценки ребёнком полученных идей.
— Учить детализировать наиболее удачные идеи.
— Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.
Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется, вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как младшие дети ещё не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.
Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток.На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели или картинки частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объекты, которые будем рассматривать. Начинаем с человека, перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с ребёнком,что делает человек в каждой ячейке: утром просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т. д. ; днём гуляет, обедает, ложится спать;вечером: играет, ужинает, смотрит телевизор, готовится ко сну; ночью спит. Затем можно добавить другой объект, например петушка, или кошку, собаку. Интересно использовать предметы рукотворного мира – тапочки, сандалики, игрушка т. д. получится интересная сказка.
Творческое задание — фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка).Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.
Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечка, в форме пик, круглый, спиральный, в форме креста.Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску.Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино.
В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.
Еще пример. Создание волшебного животного. По вертикали -форма, действие, части, цвет, характер.Части сторонних объектов применяются при создании животного: части птицы, самолета, насекомого, зонта, машины. Получаются «крылатые зверята», у которых зонтичный купол на макушке и колеса с крыльями вместо лап. При этом они имеют различные характеры и выражения лица.
Пример: платье.Параметры: действие, размер, количество отдельных деталей платья, вкус, цвет. Нарисованные платья могут двигаться, иметь много рукавов или воротничков, быть съедобными и т. д. По такой таблице могут создавать необычные рисунки и более опытные художники.
По тому же принципу, мы выполнили рисунки необычного растения, обуви для волшебника, транспортного средства для Бабы Яги. Получились забавные автомобильчики, у которых есть в наличии носы, уши, хвосты, паруса и ноги вместо колес.
Пройдя весь подготовительный этап работы с морфологическими таблицами, можно перейти к углубленной работе по математике. Упражнять в умении считать, решать примеры и составлять математические задачи.
Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.
Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников О. В. Засименко, воспитатель, МОУ СОШ х. Бурковский, Среднеахтубинского района, Волгоградской области. «Детское экспериментирование – как.
«Игра как деятельность, форма и метод развития и саморазвития ребёнка» Игра подобна реке у которой два берега. Один берег реки-забава, другой-нравственный урок. Игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются.
Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.
Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия — метод интервьюирования. Этот метод.
Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.
Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.
Поводы и причины детских истерик. Как помочь ребёнку выйти из сильного эмоционального возбуждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Юля» г. Феодосия Республики Крым Консультация для родителей.
Источник
Морфологический анализ как способ решения бизнес-задач.
Термины сreative, творческий, креативный и т.п. в последние два года стали часто появляться на страницах изданий по рекламе, PR и менеджменту. Видимо, настает время технологий креатива. Парадоксально: 9 из 10 пишущих об этих «новейших» технологиях авторов транслируют те же самые мифы, ошибки и заблуждения, через которые проходили инженеры в области технического изобретательства в 50-70-е годы XX века. Именно поэтому мы публикуем материал о так называемом «морфологическом анализе», с которым большинство гуманитариев еще не знакомо…
Кстати, придумать необычный анонс для статьи о таком методе создания новых объектов, как «морфологический анализ», очень легко: достаточно проиллюстрировать 4-й шаг алгоритма. Судите сами: наждачная визитка; чешуйчатая стена; щетинистый потолок; бэдж в пятнах бульона…
В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли;
они возвращаются к нам в ставшем чужим величии.
Ральф Эмерсон, 1844 г.
ОДНОМЕРНЫЙ СЛУЧАЙ
Автор данной статьи проводил семинар по рекламе и PR в Минске через месяц после того, как прекратил свое существование СССР… В перерыве второго дня к лектору подошел некто С. и сказал: «Игорь Леонардович, я недавно стал белорусским националистом. Как Вы к этому относитесь?». Надо сказать, судя по поведению в первые полтора дня семинара, С. был классический «поперечник». То есть, он был против. Против чего? Это не важно — он был против! В данном случае, поскольку семинар достаточно яркое событие, против семинара.
Следуя классическому семинарскому правилу: «Любой вопрос на семинаре используется, в первую очередь, для повторения материала всеми Слушателями», С. было отвечено:
«А Вы не возражаете, если для ответа на Ваш вопрос будет использован одномерный морфологический анализ?»
Поскольку негоже настоящему националисту бояться какого бы то ни было анализа, а тем более одномерного, С. с легкостью согласился.
На занятии Слушателям было предложено составить список ценностей, важных для взрослого человека. Итоговый список был зафиксирован на доске и выглядел так:
- Ценность принадлежности к великой стране,
- Профессиональные ценности,
- Национальные ценности,
- Семейные ценности,
- Личные ценности, (которые почему-то в СССР ассоциировались с маленькой буквой «я», а в английском языке пишутся с большой буквы «I»).
В результате анализа с участием С. выяснилось, что семейные и профессиональные ценности не для него. Почему? А потому что он «поперечник», постоянно меняющий семьи и место работы… И эти ценности были вычеркнуты на доске. Аналогично были явные сложности с личными ценностями. Великая империя под названием СССР, независимо от отношения к ней, только что развалилась, поэтому была тоже вычеркнута. На доске осталось:
Ценность принадлежности к великой стране,Профессиональные ценности,- Национальные ценности,
Семейные ценности,Личные ценности.
Воцарилась небольшая пауза, когда Слушатели молча рассматривали доску. После чего само собой вспомнились две фразы. Первая из них — умный вопрос известного режиссера и актера Алексея Дикого: «Чем удивлять будем?», а вторая — утверждение немецкого драматурга Бертольда Брехта: «Национализм — последнее прибежище негодяев».
ОСНОВНЫЕ ШАГИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Опыт показывает: основные идеи морфологического анализа проще всего понять, рассматривая шаги его алгоритма параллельно с практическим примером создания нового объекта… Сделаем это и мы в Таблице № 1.
ТАБЛИЦА 1
Морфологический анализ (теория) | Практический пример | Комментарии И.Л. Викентьева |
ШАГ 1 Выбор объекта | Визитка | Трудно себе представить более «изъезженный» рекламный объект (дизайну визитки посвящёны целые тома). И именно поэтому мы продемонстрируем возможности метода на этом объекте… |
ШАГ 2 Выбор основных характеристик объекта, которые выражаются отвлеченным понятием | Форма Покрытие | Можно ли было выбрать иные характеристики, например, указав «орган чувств», которым будет восприниматься проектируемая визитка? Да, конечно. |
ШАГ 3 Указание всевозможных вариантов реализации характеристик, выбранных на шаге 2 | Форма: нуль; точка; линия; прямоугольник; поверхность; шестигранник; шар; тела Платона; фракталы; лист Мёбиуса; растительные формы и т.п.; Покрытие: | Целесообразно, чтобы, в отличие от шага 2, предлагаемые варианты были конкретные, яркие, хорошо представимые… |
ШАГ 4 Рассмотрение различных полученных комбинаций и их творческое «дотягивание». | Например:
| Дети иногда очень точно формулируют шаг 4: «Здесь надо смело довоображёвывать!» |
Доверившись алгоритму, не спеша (. ) и детально проанализируем сочетания, полученные на шаге 4.
Итак, на какие идеи может навести:
СОЧЕТАНИЕ № 1: прямоугольник + лак для ногтей
Представим себе визитку или рекламный сувенир, на которых рабочий телефон, домашний телефон, сотовый телефон, личный E-mail или иная нужная информация покрыты сверху соскабливаемым и непрозрачным составом. Например, тем самым, который используется при проведении некоторых лотерей. Зная реакцию соотечественников на запреты, очевидно, многие из них непременно будут соскабливать этот слой, прорываясь к истинному знанию личного телефона и т.п.… А раз будет действие — значит, запомнят визитку/сувенир и Вашу фирму. Проверено.
СОЧЕТАНИЕ № 2: прямоугольник + пятно бульона
Представим себе визитку или бэдж, графические элементы на котором со временем плавно изменяют свои очертания… В чем дело? На бэдже или ином рекламном сувенире питательным раствором (бульоном) нанесено невидимое изображение. На эту поверхность «поселяются» безвредные микроорганизмы, которые начинают размножаться, тем самым постепенно окрашивая и заполняя картинку… Не исключено, что рекламные агенты смогут по-новому терроризировать Заказчика, указывая на свой бэдж и говоря: «Этим живым русским тамагочи уже пора есть — быстро-быстро проплачивайте!». А можно ли использовать две-три разноцветных колонии микробов? Конечно… Может быть, это новый вид «живых» абстрактных картин, изменяющихся в течение дня или недели? Не исключено.
СОЧЕТАНИЕ № 3: поверхность + щетина
Что бы это значило? Представьте себе, приходит жена домой и говорит: «Милый, отстегни потолок, я купила новенький!». Застежку «липучка» знают все, но почему-то не догадываются использовать ее для крепления бэджей, ценников, деталей одежды и прочих элементов выставочных стендов в частности и интерьеров в целом…
Другой вариант: на каждой щетинке, чешуйке — полезная информация. Например, покроем стену стенда чешуйками-визитками — пусть посетители отрывают. Естественно, визитки могут быть обновляемыми, иметь разный цвет, образовывать — при взгляде издалека — цельный рисунок и т.п.
СОЧЕТАНИЕ № 4: прямоугольник + пляжный песочек
Визитка с песком? Если на корпоративную визитку нанести полосу абразива, мы получим обычную «шкурку», с помощью которой можно поправить грифель карандаша, подточить ноготь, прочистить свечу зажигания… Кончено, у данного решения есть вполне понятные ограничения: представьте себе, что такая визитка или сувенир будет распространяться не торговцами автомобилями, а окулистами… Что может привести к «когнитивному диссонансу» по Леону Фестингеру (если осмысливать это в американской традиции), или к «экспериментальному неврозу» по Павлову-Шангер-Крестовниковой (если работать в традиции отечественной) .
СОЧЕТАНИЕ № 5: растительные формы + диэлектрик
Диэлектрик это понятно. А что такое растительные формы? Деревья, кусты, травы… Трава похожа на щетину — это у нас уже было. Трава колышется под ветром на диэлектрике… А что если вспомнить школьный электроскоп, лепестки которого соединяются-разъединяются под действием электростатического заряда? То есть, искусственный ворс, трава, щетинки-световоды могут распушаться, или наоборот, притягиваться под действием небольшого заряда… Или колыхаться в такт медленной музыке. Да. Правда, мы вновь оторвались от исходной визитки и явно придумываем новый вид рекламного бизнеса по созданию аттракционов, витрин, стендов и т.д. для различных зрелищных мероприятий.
При внимательном прочтении предыдущего абзаца выясняется, что в нем изложена серия новых и явно патентоспособных идей по Международной классификации изобретений GO9F «Изобретения в области рекламы». Их патентование, при условии широкого внедрения, означает… официально разрешенную монополию.
НАЗНАЧЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Обычно создание морфологического анализа связывают с двумя именами: средневековым монахом Раймондом Лулием (примерно 1235 — 1316 г.г.) и астрофизиком Фрицем Цвикки, работавшем в США в середине XX века
Во-первых, морфологический анализ — прекрасная тренинговая процедура, позволяющая сбить «инерцию мышления», иначе взглянуть на известное… Выше было продемонстрировано, как на основе знания, доступного выпускнику средней школы, можно усовершенствовать традиционную визитку. Более того — получить ряд оригинальных идей в других областях деятельности.
Конечно, большинство из конкретных вариантов нереализуемы в рамках одной фирмы. Но — при правильном выполнении шагов — морфологический анализ даёт отличную от нуля вероятность получения гаммы решений.
Во-вторых, кроме получения новых идей, если так можно выразиться, «с нуля», морфологический анализ позволяет развивать уже имеющиеся идеи. Допустим, в результате решения какой-либо насущной проблемы, у решателя имеются 4 идеи: Идея-1, Идея-2, Идея-3 и Идея-4. Каждая из них обладает как «плюсами», так и «минусами»… Что делать? Можно поступить формально и построить таблицу:
ТАБЛИЦА 2
Расширение поискового поля с помощью морфологического анализа
Идея-1 | Идея-2 | Идея-3 | Идея-4 |
Идея-1 | |||
Идея-2 | |||
Идея-3 | Идея-4 |
и рассмотреть всевозможные попарные сочетания идей.
Опыт показывает: маловероятно, что из 4-х идей мы получим 4 х 4 =16 полноценных идей, но 5-6-7 новых, частично или полностью снимающих «минусы» и усиливающих «плюсы» исходных — да, это вполне реально. Мы часто используем этот подход во время разбора практических задач на наших семинарах.
Каких-то принципиальных ограничений по использованию метода не известно.
Из усилителей морфологического анализа, прежде всего, имеет смысл назвать ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера и, конечно, практику, практику и еще раз практику применения метода.
ТОНКОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
За 25 лет своей консультационной деятельности, автор данной статьи встречал … всего два примера применения морфологического анализа, в которых содержались бы действительно новые идеи. Предполагаемая причина — незнание различных «хитростей метода», которые можно узнать, лишь применяя этот метод многократно.
Вернемся к нашим визиткам.
ШАГ 0
Еще до применения метода, нужно определить, чего собственно мы хотим:
- вариант-1: мы хотим, в принципе, не изменять объект качественно и просто получить новую визитку;
- вариант-2: мы хотим, лишь отталкиваясь от визитки, придумать гамму новых рекламоносителей, новых направлений искусства и/или бизнеса.
В зависимости от этого мы и будем строить свою работу далее.
При этом полезно помнить: морфологический анализ увеличивает вероятность получения интересного решения, но не гарантирует его…
ШАГ 1
Здесь особых секретов нет.
ШАГ 2
Выбор основных характеристик объекта, которые выражаются отвлеченными понятиями.
Теоретически, на этом шаге можно рассматривать 10 или 20 параметров, однако позже, на этапе «довоображевывания» большинство людей с трудом оперируют более чем двумя-тремя абстрактными параметрами одновременно, а тем более придумывают новое .Поэтому лучше — особенно первое время — не использовать более 2-х параметров. Что это может быть? В принципе, любые характеристики исходного объекта: энергообеспечение; размеры; форма; материал; направление; структура; движение; связи с другими объектами и т.п. В то же время, прозевав важную характеристику, можно потерять целый веер решений…. Поэтому простейшая рекомендация: если метод не дает решений — вернитесь к шагу 2, замените характеристики и вновь пройдите алгоритм.
В зависимости от цели анализа, выбранной на шаге 0, можно делать анализ более абстрактным (и тогда, скорее всего, мы уйдем далеко от исходного объекта), либо более конкретным.
Скажем, на шаге 2 выбрав не просто «Форму», как в Таблице 1, а «Форму плоских тел»: ромб, круг, плоская спираль Архимеда, «змейка», звезда — мы явно получим не принципиально новый рекламный сувенир, а нечто «визиткообразное».
ШАГ 3
Перечисление вариантов реализации характеристик, выбранных на шаге 2.
Обратите внимание — в Таблице 1 перечисляются не те варианты Формы и Покрытия, которые встречаются у визиток, а Формы и Покрытия которые бывают вообще… (и именно поэтому мы получим новые решения). Откуда их можно взять? Из справочника, энциклопедии, опыта коллег, поисковой машины в Internet и т.д. Принципиально другое: мы не должны думать, подходит нам вариант или нет — это мы сделаем позже, на шаге 4. На шаге 3 мы просто выписываем различные варианты. Желательно, чтобы они обладали «острыми», провоцирующими наш мозг свойствами. Например, «пятно борща» легкопредставимо, а некая абстрактная «питательная среда для развития микроорганизмов» — явно нет.
ШАГ 4
Рассмотрение различных полученных комбинаций и их «довоображёвывание».
Перебирая все сочетания, либо — если их много — только случайно отобранные, нужно стремиться всячески «дотянуть» выбранное сочетание. Аристотелевская логика здесь плохой советчик, лучше использовать возникающие ассоциации и стремиться довести их до разумного варианта. Впрочем, если какое-то сочетание «никак не идет», «не дает зажигания» — смело бросайте и берите новое, благо их достаточно много. Для уверенно владеющих здесь можно рекомендовать использовать «ресурсный подход» и закономерности развития технических систем (ЗРТС).
Предыдущие шаги алгоритма достаточно просто «поставить на компьютер» (что неоднократно делалось в различных странах), но очень трудно это сделать для шага 4. Почему? Человек способен не только выйти, например, на сочетание «прямоугольник + щетина», но и дофантазировать его до ряда работоспособных решений, а компьютер, пока что не работающий с широкими контекстами — нет. Например, в компьютерной программе «EХРО: 1001 Рекламоноситель» http://www.triz-chance.spb.ru/demover.html можно по различным основаниям структурировать выдаваемые решения, заменять одно решение на другое, но нельзя объединить несколько решений в одно и получить новое качество автоматически. На сегодняшний день, это может сделать только человек. Придется подождать до того времени, когда компьютеры научатся понимать — не воспринимать, а именно понимать — человеческий язык.
И последнее: «. как ни парадоксально, само творческое мышление, его технология, принцип действия, не претерпели качественных изменений. Считалось и до сих пор считается, что только немногие люди от рождения наделены способностью к творчеству. Эти люди упорно размышляют над задачей — и внезапно приходит озарение. Невозможно раскрыть механизм этого процесса, научиться им управлять, сделать его доступным всем. Такой взгляд на творчество поразительно устойчив, он господствует и по сей день» — писал создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998).
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М.: Московский рабочий, 1973.
2.Викентьев И.Л., Ефремов В.И. Кривая, которая вывезет//Сб.: Правила игры без правил, Петрозаводск: Карелия, 1989.
3.Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2001.
4. Zwicky F. The morphological method of analysis and construction, Сourant, Anniversary Volume, 1948.
Источник