Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ НСВУ МВД России)
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Учебный предмет: Русский язык
Преподаватель: Вартабедьян В.Б.
Тема урока: «Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки».
Повторить основные способы словообразования;
Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора, работа со словарями.
Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
2016-2017 учебный год
Проверка домашнего задания (обсуждение упражнений учебника)
Задания для учащихся мини-тест 1.«Проверь себя» ( в рамках подготовки к ЕГЭ ):
1. В каком слове произносится звук [т].
а) медь б) отдых в) посадка г) надеяться
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
а) смеюсь б) рыдать в) приют г) съесть
3. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) подстричь б) нежное в) каюта г) еловый
4. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) размечтаться б) алюминиевый в) раскрепоститься г) проглоченная
5. В каком слове все согласные глухие?
а) всходы б) колесо в) поход г) редкий
2. Задание «Дай толкование слова» (см. Приложение 2) подразумевает работу с паронимами в рамках подготовки к ЕГЭ) и может проводиться как самим учителем, так и подготовленным учеником.
3. Демонстрация задания на слайде.
– В каком ряду во всех словах суффикс — ец имеет одно и то же значение?
Боец, мудрец, характерец;
испанец, немец, иностранец ;
старец, хлебец, братец;
морозец, хитрец, борец.
(Верно: 2, так как обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.)
Вступительное слово учителя.
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90 % слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.
Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
Повторение темы «Словообразование»
— Что изучается в разделе «Словообразование»?
— Какие способы словообразования вы знаете? (называем и приводим примеры)
Остановимся на способах словообразования подробнее.
Суффиксальный –почитать – почтение (суффикс прибавляется не к исходному слову, а к его основе, причем основа может видоизменяться (отсекается ее часть, происходит чередование звуков
Приставочно-суффиксальный – свеча- подсвечник
Бессуфиксный: от исходного слова отбрасывается окончание или суффикс вместе с окончанием – зеленый- зелень, укорять- укор.
Сложение: театр-студия, детсад, турпоход, вуз, МХАТ, древнегреческий, англо-русский и т.д.
Переход из одной части речи в другую: Он поступил в военный институт. Мой дядя – военный.
V .Словообразовательный анализ
При словообразовательном анализе очень важно не просто найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которого и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразовательная цепочка.
Возьмем слово снег, строим словообразовательную цепочку:снег-снежный-бесснежный.
При словообразовательном анализе очень важно учитывать значение слова. Например, слово почтение (от слова почет, почитать, почтить, почитатель, почтенный). Историческая приставка давно срослась с корнем и в современном русском языке не выделяется: слово почет состоит из одного корня. Почтение произошло от слова почитать с помощью суффикса –ени-.
Заметим, что глагол почитать имеет пару-омоним, образованный приставочным способом от глагола читать.
Во многих случаях необходимо обращаться к специальным словарям, например, к «Школьному словообразовательному словарю» А.Н.Тихонова. Дело в том, что в процессе развития языка происходят структурные изменения слов.
Так, в слове позор (корень), пожар (корень), хотя с этимологической точки зрения выделяются другие корни. Но в современном русском языке рассматриваемые слова стали неразложимыми, корневыми, корень поглотил приставку.
V 1. Практические задания.
1) Осложнённое списывание (Приложение 1)
Демонстрация текста на слайде.
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
Задание к тексту.
– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)
Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.
«– Вот я тебя как высеку…
– Как милости вашей будет угодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»
– Объяснить вставленные орфограммы.
– Какая разница в значении слов высечь и посечь ? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)
2) Работа со словарями.
– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по — образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы — означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)
3) упражнение 77
4)Определите способ образования слов ( рассвет (бессуффиксный- разбираем) , снегопад, быстрорастворимый, интернет-магазин, ВВЦ, зарплата.
5) Из предложений 4-5 текста Л.М.Леонова выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом (в рамках реализации заданий ЕГЭ).
(4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости , и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей любимой проездом в действующую армию.
В каком слове нет суффикса –к–?
1)стройка 2) доска (дощечка) 3)ирландка 4)ушко
2. В каком слове есть суффикс – ик- со значением «маленький»
1) ключик 2)плотник 3)вареник 4)зяблик
3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания
1)недобрый 2)по-матросски 3) заречный 4)посмотрю
6. Приложение 1 (если останется время) комплексный анализ текста: стихотворение М.Цветаевой « Расстояние…версты, мили» (можно использовать на любом уроке, посвященному теме «Словообразование»)
VI 1. Домашнее задание: упражнения №78, №81
Источник
Урок.Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Способы словообразования»
Учитель: Велиев Э.Р.
Урок № 33. Способы словообразования.
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);
учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Планируемые результаты : применять полученные знания и умения при выполнении заданий.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник русского языка 10 кл.,
вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;
разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;
отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.
Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока ( Приложение 1 ). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?
Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» – я это знаю;
«-» – я этого не знал;
«?» – непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
2.Актуализация опорных знаний
Теоретические положения по теме «Словообразование»
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах нос ить и нос ик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:
– морфологические;
– неморфологический.
3.Изучение нового материала
– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?
– Что такое морфема? ( Значимая часть слова ). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? ( ,
,
,
).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
«Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» ( Корень )
«Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.» ( Приставка )
«Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» ( Окончание )
«Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» ( Суффикс )
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? ( определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню ).
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( ,
)
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? ( лексическое значение слова )
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? ( омонимичными )
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? ( Ответ у доски, у плаката ).
(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить . А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход , проход
, проход
).
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ НА ЕГЭ
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).
1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
2. Доказательство.
– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить , вымпел , вылететь, высветить, высокий , выспаться, вылепить, выпрыгнуть. )
2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
3. Нахождение ошибок в группировках .
– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.
3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.
Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами
2. Беспорядок
10. Соавтор
Переход слова из одной части речи в другую
4. Лесничество
6. Героизм
11. Чебуречная
12. Столовая
3. Безветрие
8. Бескозырка
1. Говор
7. Сторож
5. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
г) Аббревиация
5. Языкознание
9. Лесопарк
– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?
– В чём здесь суть?
– На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?
– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.
4.Закрепление изученного материала
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Что нового узнали?
Как реализовались цели?
Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
Что на уроке удалось лучше всего?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.
4. Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,
Основные изменения в словообразовательной системе.
— что нового узнали?
-что вызвало затруднение?
-понравился ли вам урок?
Какую цель вы поставили в начале урока?
— Смогли ли мы их достигнуть?
Что было трудным на уроке? Что было интересным?
Чью работу на уроке можно выделить и оценить?
Поставьте смайлик настроения за урок. Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?
Источник