Морфемные способы словообразования суффиксальный

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Морфемные способы словообразования суффиксальный

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО

СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Понятие о способе словообразования

Словарный состав языка постоянно пополняется новыми лексическими единицами.Ос-новным средством обогащения словаря новыми словами является словообразование.

Понятие способа словообразования в синхроническом и диахроническом аспектах имеет разное содержание.

Например, с точки зрения диахронии наречие добела образовалось путем перехода в него краткого прилагательного бел в родительном падеже с предлогом до (наречие образовалось в тот период, когда краткое прилагательное склонялось): до бел-а добела.

С точки зрения синхронии наречие добела мотивируется прилагательным белый. Добела до- + бел(ый) + -а-.

Таким образом, с позиции диахронии это слово образовалось морфолого-синтаксическим способом (путем перехода из одной части речи в другую), с позиции синхронии — префиксаль­но-суффиксальным способом.

В лингвистической литературе существуют разные классификации способов словообразо­вания. Одни классификации строятся без учета синхронии и диахронии в словообразовании, другие выделяют синхронные и диахронные способы словообразования.

Мы будем придерживаться классификации, которая делит все способы словообразования на морфемные и неморфемные.

Морфемные способы словообразования

Морфемные (или аффиксальные, или, в классификации В.В.Виноградова, морфологи­ческие) способы словообразования характеризуются тем, что новые слова создаются на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов (т.е. с помощью морфем).

В зависимости от того, какой словообразовательный формант участвует в создании нового слова, различают следующие морфемные способы.

1. Суффиксальный способ (производство нового слова путем прибавления к производя­щей основе словообразовательного суффикса): учи(ть) учи-тель; обед обед-а-ть; ра­дость радост-н-ый.

Суффиксация — основной способ русского словообразования. Она охватывает все само­стоятельные части речи, но особенно широко распространена при образовании существитель­ных, прилагательных, наречий.

Суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым. Нулевые суф­фиксы представлены преимущественно в словообразовании имен существительных, которые могут образовываться от глаголов и прилагательных:

В лигвистической литературе нулевую суффиксацию рассматривают либо в рамках суф­фиксального способа, либо за пределами аффиксальных способов словообразования (безаф-фиксный способ).

Суффиксация может сопровождаться морфонологическими изменениями (см. подробнее раздел «Морфонологические явления в словообразовании» с. 29). В процессе словообразова­ния происходит приспособление фонем в морфе к аффиксам, которые присоединяются к осно­ве. Место соединения аффиксов называется морфемным швом. Именно там и происходят фо­нетические изменения, приводящие к изменениям морфемы. Разновидности морфонологичес-ких изменений следующие:

2. Префиксальный (приставочный) способ (образование нового слова путем прибавле-

ния к производящему слову словообразовательного префикса). В отличие от суффикса, пре фикс образует новые слова в пределах одной и той же части речи: готовить под-готовить; автор со-автор; опасный без-опасный; кто ни-кто; всегда на-всегда.

Наиболее распространена префиксация в сфере глагольного словообразования: писать -записать, выписать (изменение ударения — морфонологическое явление), списать, расписать, надписать, отписать, дописать, недописать, прописать, описать, исписать, переписать, при­писать и т.д.

3. Префиксально-суффиксальный способ (производство нового слова путем одновре менного присоединения к производящей основе приставки и суффикса): дорог(а) по-до рож-ник; окн(о) под-окон-ник; море вз-мор-й-э; границ(а) за-гранич-н-ый; берег при-бреж-н-ый; груст(ить) вз-груст-ну-ть.

В качестве суффиксального аффикса при префиксально-суффиксальном способе словооб­разования может выступать нулевой суффикс:

4. Постфиксальный способ (образование нового слова путем прибавления к производя щему слову постфикса).

В русском языке в качестве постфиксов выделяют: -ся, -те, -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка. Например, мыть мыться; моюсь (-ся после согласных, -сь после гласных) указывает на возвратность;

кто, к-ого, к-ем кто-то, кого-то, кем-то; кто-либо, кого-либо, кем-либо; кто-нибудь, кого-нибудь, кем-нибудь указывает на неопределенность;

ушел ушел □ -таки, ушл-а ушл-а-таки; поед-у поед-у-ка, поед-ем поед-ем-ка; поед-ем-те-ка сообщают дополнительные оттенки значения.

5. Префиксально-постфиксальный способ (новое слово образуется путем одновремен ного присоединения префикса и постфикса к производящему слову —— производящее слово является той же частью речи, что и производное): звонить —— до-звонить-ся; читать — в-читать-ся; спать — вы-спать-ся; работать — за-работать-ся; лгать — изо-лгать-ся.

Используется только в сфере образования глаголов.

6. Суффиксально-постфиксальный способ (новое слово образуется путем одновремен ного присоединения суффикса и постфикса к производящей основе): сует(а) — сует-и-ть-ся, толп(а) — толп-и-ть-ся, скуп(ой) — скуп-и-ть-ся.

Используется только в сфере образования глаголов.

7. Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ (новое слово образуется пу тем одновременного присоединения префикса, суффикса и постфикса к производящей основе):
смелый — о-смел-и-ть-ся, щедрый — рас-щедр-и-ть-ся, шептать — пере-шепт-ыва-ть-ся, го ворить) — пере-говар-ива-ть-ся.

Используется только в сфере образования глаголов.

8. Сложение (новое слово возникает в результате объединения в одно целое двух и более производящих основ или слов). В зависимости от того, что объединяется при образовании но вой лексической единицы, различают:

Основосложение. Сложные слова образуются на базе двух или более производящих основ с использованием интерфикса. Основным (опорным) словом является последний компонент, он часто равен целому слову и служит для морфологического оформления сложного слова (указыва­ет на принадлежность его к определенной части речи, а также на род, число, падеж, склонение):

основосложение + префикс: о-плод-о-творить; у-мир-о-творить (данный способ пред­ставлен единичными образованиями).

основосложение + префикс + суффикс: по-вс-е-днев-н-ый; по-вс-е-мест-н-ый (данный спо­соб представлен единичными образованиями).

Словосложением образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закрепленным местоположением компонентов, смысловым единством: диван, кро­вать — диван-кровать (аналогичено: плащ-палатка, летчик-космонавт, выставка-продажа, роман-газета, изба-читальня, премьер-министр, приемник-распределитель).

Аббревиация

Аббревиация — способ словообразования, при котором новые слова возникают на базе сложения отдельных частей слов. В зависимости от того, какие части сочетаются в новое сло­во, различают несколько типов аббревиации:

А. Звуковая — сочетание начальных звуков: Московский художественный академический театр МХАТ; высшее учебное заведение вуз; Театр юного зрителя ТЮЗ. Б. Буквенная — сочетание начальных букв: Союз независимых государств l СНГ; Бело­русский государственный университет БГУ; неопознанный летающий объект НЛО.

2. Слоговая — сочетание начальных частей слов: универсальный магазин универмаг; профсоюзный комитет профком;

— сочетание начальной части первого слова и конца последнего (рация радио станция, мотель Т моторизованный отель, банкомат банковский автомат).

3. Смешанная — сочетание начальной части первого слова и второго слова целиком: сбер банк, зарплата, танцплощадка, стенгазета, профсоюз, мутагены (мутационные гены).

Аббревиация — достаточно распространенный способ современного словообразования, по­скольку обеспечивает стремление языка к краткости. При образовании новых слов этим спосо­бом необходимо обращать внимание на благозвучность, «удобность» произношения.

Новые тенденции в образовании аббревиатур: слова с двойной мотивацией (слова-акрони­мы) — первые буквы наименования, стянутые вместе, образуют знакомые слова. Они запомина­ются, благозвучны, вызывают привычные ассоциации (см. Н.С.Валгина): СОМ строитель­ные отделочные материалы, МИФ Московский инвестиционный фонд (в последнем случае налицо двусмысленность).

Под влиянием аббревиации в современном русском языке возник так называемый способ сокращения, т.е. усечения мотивирующей основы слова вне зависимости от границ морфем: маг Тмагнитофон, зав заведующий, пом помощник, чел человек (сленг), рок рок-н-ролл.

Для разговорной речи характерна также еще одна возможность образования новых слов, которая связана со свертыванием наименований из двухсловных в однословные: маршрут­ное такси маршрутка, визитная карточка визитка, пятидневная рабочая /учебная неде­ля пятидневка, наличные деньги наличка. В последние годы этот способ словообразова­ния, отражающий стремление говорящего к экономии языковых средств, получил широкое рас­пространение.

Неморфемные способы словообразования

  1. Сращение, или лексико-синтаксический способ (слияние / сращение целого словосо­четания). Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом -причастием или прилагательным: высокохудожественный, быстрорастворимый, быстродей­ствующий. От синонимических словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое главное ударение и закрепленный порядок частей (ср. действующий быстро).
  2. Морфолого-синтаксический способ (переход из одной части речи в другую). Различа­ют следующие разновидности этого способа:

A. Субстантивация: переход прилагательных и причастий в существительные: столовая посуда заглянуть в столовую; раненый солдат раненый молчал; ведущий специалист ведущий передачи.

Б. Адъективация: переход причастий в прилагательные: волнующая встреча, блестящая победа, начинающий артист, крашеный пол, жареный гусь.

B. Адвербиализация: переход в наречия существительных: летним вечером прийти вече ром; смотреть в голубую даль смотреть вдаль, деепричастий: читать лежа, стоять молча.

Г. Прономинализация: переход в местоимения существительных: спорт — вещь хорошая; У студента Иванова два хвоста. Надо помочь человеку (ему), а то отчислят; Как ты нахо­дишь семью Лебедевых? — Очень приятные люди (они); прилагательных и причастий: вода пре­вращается в лед при известных (некоторых) условиях, при следующих (таких) условиях; Я с легкой (с некоторой) завистью смотрел на его картины; числительного один: Об этом рас­сказал мне один (какой-то) человек.

Д. Переход в предлоги существительных: в течении реки — в течение дня, положить на счет в банке — говорить насчет отпуска, в следствии много неясного — вследствие плохой погоды; наречий: быть около — быть около дома, зайду после — зайду после работы; деепричастий: Аня говорила, не смотря мне в глаза — несмотря на плохую погоду; Благодаря доктора, я уже думала о предстоящей реабилитации — Благодаря доктору я выписался из больницы уже через неделю.

Е. Переход в частицы наречий: Все решается очень просто. — Просто не знаю, что с ним случилось.

При переходе из одной части речи в другую в слове меняются его морфологические и синтаксические свойства. Происходит изменение системы форм словоизменения (парадигмы). Мороженое (прилагательное) имеет 24 формы словоизменения, выступает в качестве опреде­ления, мороженое (существительное) имеет 6 форм словоизменения, выступает, как правило, в качестве подлежащего и дополнения.

3. Лексико-семантический способ (распад многозначного слова на омонимы): спутник (‘попутчик, идущий рядом’) и спутник (‘искусственный спутник’); мир (‘Вселенная’) и мир (‘противоположное войне’); лопатка (‘маленькая лопата’) и лопатка (медицинский термин), завод часов (‘действие по глаголу заводить’) и завод (машиностроительный). Это диахрон-ный способ словообразования.

Источник

Читайте также:  Почему варка более надежный способ тепловой обработки чем жарка кратко
Оцените статью
Разные способы