Способы словообразования, 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Способы словообразования, 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass.ppt | 707 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».
Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.
вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод
ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую
ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова
Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа
смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное
Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа
и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть
Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа
Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и — основа производящего слова ТЬ подносить поднос
Сложение: а) слов б) основ : — с помощью соединительных гласных — без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод — Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) — Стен газета — МГУ — Универсам г) Белый-белый
Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.
Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.
Ответы 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) Мне нравится
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Морфемика и словообразование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Актуализация знаний о морфемах.
2. Морфемный анализ слова.
Морфемика – раздел науки о языке, который изучает морфемы.
Морфема – значимая часть слова.
Морфемный анализ – разбор слова на морфемы.
Словообразовательный анализ – определение способа образования слова с выделением словообразовательных морфем.
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.
Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение.
Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.
Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Основа – неизменяемая часть слова без окончания.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомните определения морфем. Корень – главная морфема в слове, это общая часть родственных слов, в которой заключено их лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова ход, ходить, ходики, ходули, ходовой, поход, заходящий содержат один и тот же корень -ход- и являются однокоренными. Эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ходить.
Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставочным способом образуются многие слова, например, глаголы. К основе глагола ходить можно добавить приставки у-, вы-, за-, с-, пере-, в-, от-, под- и получить следующие слова: уходить, выходить, заходить, сходить, переходить, входить, отходить, подходить.
Суффикс – это морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова. Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразующими. В слове может быть один суффикс, например -ок-/-ик-: ходоки, ходики, или 2 суффикса, например, -ац- и -к- в слове рыбацкий.
Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова, выражая значения лица, рода, числа и падежа. Например, в существительном ход нулевое окончание выражает значение мужского рода единственного числа именительного падежа. В слове хода – значение мужского рода единственного числа родительного падежа. В слове ходу – значение мужского рода единственного числа дательного падежа. В слове ходом – значение мужского рода единственного числа творительного падежа. В слове о ходе – значение мужского рода единственного числа предложного падежа.
Основа – неизменяемая часть слова. Она выражает его главное лексическое значение и составляет слово без окончания. Основа может быть равна корню, например, в слове снегирь, в словах снегири, снегирю, снегирей – основа снегир- равна корню, но в этих словах есть изменяемое окончание.
Например, в слове речной основа речн- не равна корню реч-, в основу входит кроме корня -реч- ещё и суффикс -н-.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Лесной (окончание -ой, основа лесн, корень лес-, суффикс -н-).
Перелесок (окончание нулевое, основа перелесок, корень -лес-, приставка пере-, суффикс -ок).
Приморский (окончание -ий, основа приморск, корень мор-, суффикс -ск-, приставка при-).
Разбор тренировочных заданий
Выберите правильный корень слова подосиновик:
Выделите цветом слова с приставкой от-
Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
Отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.
Источник
Конспект урока 6 класс «Морфемика и словообразование».
Морфемика и словообразование.
Цель урока: повторение и обощение знаний о морфемике, роли морфем в
Задачи: повторить и обобщить ранее изученное по морфемике;
формировать знания о морфемике, морфемах и их роли в
развивать навык производить морфемный разбор слова, навык
работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности;
воспитывать интерес к изучению языка, слова, уважительное
отношение друг к другу.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.
1. Составление слова.
Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в слове подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка: подсказка.
2. Обращение к целеполаганию.
— Что помогло вам догадаться, какие слова я вам загадала? Знание морфемного состава слова.
— Какую большую тему мы начнем изучать сегодня на уроке?
— Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке? Повторить изученное по разделу «Морфемика».
3. Вступительная беседа:
Что вы знаете о морфемике? Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.
Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают? Морфемы – это наименьшая значимая часть слова. Среди морфем выделяют: корень и аффиксы (приставка, суффикс, окончание).
1. Работа в группах.
«Пять минут на ответ».
I группа: Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.
II группа: Можно ли, не определяя часть речи, разобрать правильно по
составу слова стекло, красиво.
2. Составление слова. Составить слово из разных морфем данных глаголов.
I группа: От глагола притаился взять приставку, от тащить – корень, от возить – суффикс, отпел – суффикс прошедшего времени, от носился – суффикс возвратности: притащился.
II группа: Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный,суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок: переводчик.
2. Работа с текстом.
1. Чтение учителем высказывания автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова.
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку. Приставок и суффиксов в слове может быть несколько. В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть. Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.
2. Выполнение заданий:
— Определите основную мысль и стилевую принадлежность текста.
— Докажите справедливость слов ученого, для чего образуйте от глагола учить слова со значением:
1) человек, который учит, преподает;
2) усваивать знания в школе, в институте;
3) учить наизусть.
Учитель, учиться, выучить.
— Как вы считаете, какие морфемы изменили значения слов?
— Вспомните высказывание А.Н. Тихонова о том, что слова
часто «обрастают» приставками, что «каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл». Сделайте вывод.
3. Приставки. Докажите мысль ученого А.Н. Тихонова: выпишите глаголы с приставками, выделите их, постарайтесь определить, что изменяет приставка в слове.
Приставка во- (в-) обозначает движений внутрь чего-то;
ото- (от-) — удаление в сторону, убавление;
II группа: дышал — подышал, глядел – поглядел.
Приставка по- изменяет вид глагола, который приобретает значение законченности действия.
Делается вывод: приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Иноязычные приставки (запись в тетради): а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
— Какие значения придают словам следующие морфемы:
I группа: суффиксы существительных: -ист-, -чик-, -ец-, -ушк-, -ость,
-ение-, -ак-, -ок-, -онк-, -ач-, -лец-, -тель-, -чик-, -щи-, -кист-,
суффикс глагола –л-, -и-, -е-, -ну-;
II группа: суффиксы прилагательных: -оват-, -еньк-;
суффикс глагола -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-.
Делается вывод: суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов или форм слова.
1. Работа в парах.
1. Распределительный диктант. Однокоренные слова.
— Какие слова называются однокоренными?
1. Делить, раздел, деловой, деление, дело. (Делить, раздел, деление; деловой, дело).
2. Кузнец, кузница, кузнечик. (Кузнец, кузница; кузнечик).
3. Летать, полёт, лето, лётчик, летний. (Летать, полёт, лётчик; лето, летний).
4. Водный, водить, водичка, поводок, водитель. (Водный, водичка; водить, поводок, водитель).
5. Лопнуть, лопата, лопух, лопаться. (Лопнуть, лопух, лопаться; лопата).
2. Работа в группах.
1. Распределительный диктант.
— Что называется окончанием?
Начинал сыпать дождь, сначала осторожно, потом сильнее и сильнее. Он лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям. Мягкими переливами звучал под дождём голос иволги.
I группа: слова, имеющие окончание (выделить окончание): начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.
Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.
II группа: неизменяемые слова: сначала, осторожно, сильнее, он, ровно, однообразно, шумя.
Выполнить морфемный разбор слова: переливами.
2. Суффиксы. Выделить суффиксы.
I группа: птичка, травка, миленький;
II группа: цветочек, платьице, сердечком.
3. Приставки. Вставить пропущенные буквы в приставках.
По…катить, …делать, …бить, о…давать, по…править, …право, о…дых, о…ступить, в…кользь, о…бой.
3. Восстановить правило.
В приставках на з, с перед звонкими согласными пишется …, а перед глухими согласными – …
«Звонкий согласный в приставке + звонкий согласный в корне»: безбрежный.
«Глухой согласный в приставке + глухой согласный в корне»: беспредельный.
Приставка з пишется перед звонким согласным в корне; приставка с пишется перед глухим согласным в корне.
4. Работа в группах. Стратегия «Карусель». Разбор слов по составу.
— Вам предлагается побывать в роли детективов: разобрать слова по составу. Выполнив задание, вы должны обменяться карточками между группами для проверки, используя цвет (маркер) своей группы.
Выступающий каждой группы проговаривает разбор слов.
I группа: знаток, проколоть, подвеска;
II группа: выключатель, безбрежный, расписание;
III группа: наводнить, решение, старинный.
3. Закончить предложение.
Чтение учителем начала предложения и продолжение учениками конца предложения.
Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это …(морфемика).
Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).
Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).
Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).
Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).
Источник