Мораль представляет собой особый способ духовного освоения человеком действительности
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) практический опыт
2) нравственное воспитание
4) ценностное знание
6) общественное сознание
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 639274 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Источник
Сущность морали и ее структура
Мораль представляет собой особый способ духовно-практического освоения людьми окружающего их мира. Как форма общественного сознания, мораль опирается на ценностно-императивное отношение человека к самому себе и другим людям, с которыми он связан совместной деятельностью и отношениями. Взаимодействуя в процессе социальной практики друг с другом и с окружающим их миром, люди вырабатывают в соответствии с исторически складывающимся уровнем хозяйственно-экономического развития общественной жизни и своего собственного духовного развития представления о тех ценностях, в которых воплощаются закономерности природного и социального мира, а также вырабатывают нормы и принципы своего собственного поведения. При этом они надеются на то, что применение на практике выработанных ими ценностных представлений позволит им гармонизировать интересы отдельных людей, направив их действия в рамках совместной деятельности на достижение общего Блага.
Мораль, формирующаяся в процессе этого духовно-практического освоения мира, выступает как сложный системный регулятор, охватывающий системой моральных отношений весь социум, то есть взаимоотношения между людьми во всех сферах духовной и практической жизни. Единство и диалектическая взаимосвязь всех этих сторон обеспечивается нравственной деятельностью людей – совокупностью поступков, осуществляемых ими на основе ценностно-императивного освоения мира.
Формирование морали как социального регулятора жизнедеятельности людей включает следующие этапы:
♦ Совместная трудовая деятельность людей, начиная с родоплеменной организации социальной жизни.
♦ Формирование в процессе трудовой деятельности устойчивых отношений между людьми и возникновение на этой основе устойчивых социальных сообществ, члены которых объединены общими потребностями и интересами.
♦ Формирование в рамках этих сообществ различных социальных регуляторов, упорядочивающих совместную деятельность: табу, обычаи, традиции, являющихся предпосылкой морали.
♦ Возникновение собственно морали как высшей формы социального регулирования, основанного на свободном выборе индивидом должного поведения, то есть поведения, основанного на гармонизации в системе социума общественных и личных интересов индивидов. Мораль формирует стабильность общества и создает оптимальные условия для самореализации каждого отдельного индивида и его достойной жизни, исходя из тех объективных условий, в которые он поставлен самой жизнью.
Логика формирования морали как социального регулятора определяет её структуру, которая включает:
♦ моральные отношения;
♦ моральное сознание;
♦ нравственную деятельность.
Сущность моральных отношений определяется диалектическим единством их ценностной и императивной сторон, благодаря взаимодействию которых и формируется моральное отношение человека к самому себе как социально значимой личности, к другим людям и окружающему миру в целом.
Ценностный аспект моральных отношений складывается благодаря осознанию людьми важности тех социальных факторов, которые делают их жизнь упорядоченной, гармоничной и счастливой. Этими ценностями выступают: упорядоченная общественная жизнь, регулируемая правовыми законами государства; права и свободы человека – труд, образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, право на личную жизнь и т.д. Именно ценностные отношения формируют мотивацию поведения человека, поскольку на основе своих ценностных представлений человек самостоятельно, свободно и осознанно осуществляет свой выбор должного поведения и этот выбор делается им на основе его собственных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, правильном, должном и необходимом. Это его собственный выбор, а потому он несёт за него ответственность.
Императивный аспект моральных отношений(лат. imperativus – повелительный) содержит в себе указание на необходимость осуществления действий, имеющих определенную ценностную значимость, а также на причину того, почему эти действия должны осуществляться субъектом моральных отношений. Как правило, эти причины носят безличный характер и отражают интересы того целостного сообщества, к которому принадлежит данный индивид. В качестве сообщества выступают: семья, социальная группа (трудовой коллектив, или студенческая академическая группа), общество в целом, а также универсум – природа, частью которой человек является и в рамках которой осуществляется его творчески-преобразовательная деятельность. В качестве примера при анализе ценностно-императивной характеристики моральных отношений можно назвать моральный аспект трудовых отношений. В эти отношения люди вступают для осуществления трудовой деятельности, целью которых является создание материальных и духовных благ, необходимых для поддержания жизни общества и отдельных людей. Именно поэтому труд выступает высшей социальной ценностью и одновременно нравственной нормой для каждого человека. И в морали всех народов присутствует эта норма, истоки которой уходят в глубокую древность.
В соответствии со структурно-уровневой организацией общества в системе морального регулирования социальной деятельностью представляется возможным выделить следующие уровни:
♦ индивидуально-личностный уровень, на котором механизм морального регулирования определяется моральным выбором морально-ответственного индивида, осуществляющего поступки на основе присущих ему морально-ценностных ориентаций и установок;
♦ организационный (корпоративный) уровень, охватывающий моральные отношения социального сообщества, выступающего коллективным субъектом этих отношений и несущего коллективную ответственность за проявляющуюся в его деятельности нравственную позицию;
♦ социально-системный уровень, охватывающий моральные отношения общества в целом и объединяющий все три уровня в системное целое, функционирующее по законам морали этого общества.
Все виды социальных отношений и деятельности, как материальные, так и духовные, включают в себя моральный аспект, позволяющий судить о ценностных ориентациях и установках людей, объединившихся с целью осуществления разнообразных видов социальной практики: хозяйственно-экономической, политической, правовой и других видов.
Проблема долга и ответственности человека за осуществление этих действий определяется его включенностью в систему морального регулирования, которая выстраивается в рамках диалектической взаимосвязи: единичное (отдельный индивид) – особенное (социальная группа) – общее (социум в целом) – всеобщее (природа). И в этой системе диалектических взаимосвязей именно человек, осуществляющий свои поступки на основе собственного морального выбора, является исходным элементом всей системы моральных отношений и определяющим фактором её функционирования. При этом он не имеет права переносить ответственность за выбранный им вариант поведения на ту группу, к которой он принадлежит, защищаясь от ответственности убеждением, что он поступает так, как поступают все остальные, утверждая: «Я – как все».
В сфере морали все люди равны независимо от их пола, возраста, статуса, этнической принадлежности, поскольку все они являются представителями единого рода человеческого (homo sapiens) – общности, в рамках которой они только и могут реализовать себя как социально значимые личности. Только общаясь с другими людьми в рамках совместной коллективной деятельности, каждый отдельный индивид может обрести способность мыслить, действовать со знанием дела, общаться с себе подобными, не ущемляя их интересов и в то же время, утверждая себя как самодостаточную личность, что является условием самостоятельного выстраивания им своей собственной судьбы.Соответственно, реализация в социальной практике норм и принципов морали обеспечивает диалектическое единство и снимает противоречивость интересов отдельного человека и рода (общества, класса, группы).
Поскольку мораль представляет собой сложноорганизованный системный регулятор, охватывающий все общество, то каждый отдельный человек включен в эту регулирующую систему как субъект (носитель):
♦ моральных отношений;
♦ морального сознания;
♦ нравственной деятельности.
Выделяемые в морали как социальном регуляторе исходные структурные элементы: 1) моральные отношения; 2) моральное сознание и 3) нравственная деятельность также выступают как системные образования. Остановимся на общей характеристики этих образований.
Моральные отношения представляет собой систему моральных аспектов всей совокупности общественных отношений социума: хозяйственно-экономических, политических, семейно-бытовых и др., складывающихся на организационном (корпоративном) и системном уровнях. Причем, моральные отношения формируются людьми целенаправленно и осознано, поскольку задача морали как социального регулятора состоит в гармонизации личных и общественных интересов в условиях совместной деятельности. Поэтому моральные отношения формируются при прямом участии морального сознания, а точнее они опосредуются ценностями, нормами и принципами морального сознания.
Моральное сознание общества является одной из форм общественного сознания. Оно формируется в процессе творческого осмысления людьми условий своей жизни с позиции добра и зла, должного и справедливого, отражающих их потребности и интересы. В соответствии со структурно-уровневой организацией общества в моральном сознании также можно выделить три основных формы его функционирования: индивидуальное моральное сознание, групповое (корпоративное), общественное (системный уровень). Моральное сознание общества представляет собой сложноинтегрированное системное целое, охватывающее ценностные представления, моральные идеалы, моральные чувства людей данного общества. В нем отражаются наиболее социально значимые элементы морального сознания отдельных индивидов и социальных групп.
В структуре морального сознания на всех уровнях его проявления – у отдельного индивида, социальных групп и социума в целом представляется возможным выделить три сферы – объективную, субъективную, мировоззренческую:
♦ объективная сторона морального сознания: отражает объективные закономерности развития общества и включает рационально-интеллектуальные аспекты морали, на основе которых осмысливаются принципы долженствования и ответственности лица, включенного в систему социальной деятельности (я – должен, я – обязан, я – несу ответственность);
♦ субъективная сторона морального сознания: отражает отношение индивида к этим принципам и включает эмоционально-чувственные аспекты его сознания (стремления, желания, предпочтения: хочу – не хочу, нравится – не нравится, буду – не буду);
♦ мировоззренческая ориентация морального сознания: интегрирует его субъективную и объективную стороны и определяет моральный выбор индивида.
Исходными моральными понятиями рационально-интеллектуальной сферы являются понятия: Нравственный идеал,определяющий содержание понятий Добра и Зла, и связанные с ними понятия моральных норм и принципов, а также понятия свобода воли, смысл жизни.
В эмоционально-чувственной сфере морального сознания формируются такие нравственные представления как долг, совесть, ответственность, стыд, честь, счастье.
Мировоззренческая ориентация морального сознания субъекта моральных отношений (индивида, социальной группы) проявляется в его деятельности как эгоистическая или альтруистическая тенденции. При этом нужно иметь ввиду, что функционирование морального сознания на всех уровнях его организации (индивидуально-личностном, групповом, системном) осуществляется на основе диалектики сущего и должного. Сущее имеет приоритетное значение в условиях повседневной деятельности людей, и оно задается обыденным уровнем морального сознания индивидов. А должное задается на теоретическом уровне интеллектуально-рациональной сферой морального сознания индивидов.
Нравственная деятельность выступает как система нравственных аспектов всех тех видов деятельности людей, которые осуществляются ими в вышеперечисленных общественных отношениях социума: хозяйственно-экономических, политических и всех остальных. Анализ нравственной деятельности (нравов, сложившихся в обществе) позволяет понять мотивацию поступков индивидов, совокупность которых и определяет эту деятельность.
Поступок – это субъективно мотивированное действие, имеющее определенное значение для совместной деятельности людей, а потому он вызывает определенную оценку как самого индивида, так и других людей. Соответственно, нравственный поступок содержит три компонента:
♦ мотив – нравственно-осознанное побуждение свершить поступок;
♦ результат – материальное или духовное последствие поступка, имеющее определенное социальное значение;
♦ оценка поступка в соответствии с его мотивами и результатом; оценка осуществляется на основе объективно сформировавшихся в обществе норм и принципов, поэтому она имеет для отдельного индивида императивный характер.
Вступая в моральные отношения, люди возлагают на себя определенные обязательства – они должны поступать определенным образом. Но в то же время они имеют определенные права – самостоятельно выстраивать свои поступки, не нарушая при этом интересы других людей. Соответственно, поступки могут рассматриваться как:
♦ моральные – при условии гармонизации личных и общественных интересов индивидов;
♦ аморальные – при условии игнорирования индивидом интересов других людей;
♦ внеморальные – при отсутствии в поступке морального мотива.
Чтобы раскрыть механизм функционирования современной морали, необходимо обратиться к истокам человеческой истории, выявить те основания, которые породили моральные чувства людей, а также представления о Добре и Зле, определившие моральные нормы и принципы, моральные идеалы. Необходимо проследить эволюцию морали в ходе исторического развития человечества и охарактеризовать основные этапы этого развития.
Источник