Мораль как способ нормативной регуляции поведения

4. Мораль как форма регуляции человеческого поведения

Существуют культурные формы, которые не обнаруживают непосредственной связи с прагматическими социальными практиками и репрезентируют человеческой природу в ее творческом и непредопределенном характере. К ним относятся, прежде всего, мораль, религия и искусство.

В самом простом смысле мораль (от лат. mores– «нравы») – это неписанные правила, которым люди следуют добровольно. Такие правила имеют внутриличностный исток; это требования, которые человек предъявляет сам себе, и, исходя из которых выстраивает свое отношение к другим. Исполнение этих требований не вызвано какой-либо санкцией извне: человек поступает так, как должно поступать человеку вообще. Иначе говоря, мораль –особый способ регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию. От правовой регуляции мораль отличается тем, что за соблюдением ее норм не следят особые социальные институты и у нее нет внешней цензуры, но только внутренняя (совесть, чувство долга и т.п.). Нарушение моральных норм может повлечь санкцию только в виде мук совести или общественного порицания. Поэтому моральная регуляция основана на свободе воли. При таком рассмотрении специфика морали как культурного феномена заключается вспособе поведения и правилах, а точнее ценностях, нормах и принципах. К моральным ценностям могут быть отнесены ценность добра, личности, счастья и т.п. К моральным принципам можно отнести принцип непричинения зла, заботы о ближнем, честности и др. Моральные нормы включают негативные нормы (запреты на убийство, воровство, ложь и т.п.) и позитивные (например, нормы профессиональной этики). Этикой называется совокупность моральных предписаний. Так же называется и наука о морали. О человеке, соблюдающем моральные (этические) нормы говорят как о добродетельном, т.е. обладающим особыми качествами. Базовые добродетели можно разделить на личностные (кардинальные) и социальные.

Кардинальные добродетели – те, которые можно назвать личностными качествами, т.е. необходимыми для функционирования личности. К ним относятся стойкость, мужество, последовательность, самообладание и т.п, те, которые выступают в качестве условий для социально значимой деятельности. В силу своей формальности они могут быть использованы как во благо, так и во вред, поскольку содержание моральных оценок релятивно. Это содержание, направляющее поступки задано особым пониманием человечности, (достоинства человека), специфичными для данной культуры ценностями.

Исходя из такого рассмотрения, мораль – это не только культурно оформленный тип социальной регуляции, но и определенная нравственная антропология, т.е. представления людей о человечности.

5. Эстетическое отношение к миру. Искусство в системе культуры

6. Религия как форма духовного освоения реальности

7. Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания

Понятие «идеология» (от греч. idea – идея, образ и logos – мысль, слово, учение) в научном обороте появилось в конце XVIII столетия. Его ввел французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси (1754–1836). Первоначально оно обозначало специальную научную дисциплину, предметом которой было изучение процесса появления, функционирования идей, их социальных функций. Это было время лозунга «идеи правят миром». Лозунга, в соответствии с которым нормы и принципы морали, религии, искусства в широком смысле вечны, а их развитие автономно по отношению к другим социальным процессам, в том числе материальному производству. Однако заявленные претензии на создание такой науки автор термина «идеология» не оправдал: наука идеология не была признана. Тем не менее данное понятие в последующем было взято на вооружение социологами (И. Бентам, Дж.С. Милль, Г. Спенсер, Г. Тард и др.), пытавшимися выяснить всё же происхождение идей и их роль в обществе.

В контексте буржуазных общественных отношений, которые характеризовали переход к государственно-монополистическому капитализму, называемому империализмом, на рубеже XIX–XX столетий меняется первоначальный смысл понятия «идеология». Оно начинает обозначать совокупность, систему идей, теорий, взглядов, идеалов, убеждений, ценностей, обосновывающих интересы определённого (господствующего) социального слоя, класса. Такой подход к пониманию идеологии можно объяснить как развитием социальных наук, так и ростом и усилением классовой борьбы, когда буржуазия и её теоретики, не имея сил разрешить возникающие социально-классовые конфликты, были вынуждены прибегать к формированию определённых идей, концепций, обосновывающих естественность данного положения или идей, теорий, идеалов, уводящих своих оппонентов от злободневных проблем. С этой целью создаётся целая индустрия по выработке и пропаганде, распространению этих идей. Классовый подход к анализу генезиса и функционирования идей можно заметить уже у французских просветителей XVIII века. В частности у К.Гельвеция, который писал, что «одни и те же взгляды кажутся истинными или ложными в зависимости от того, заинтересованы ли мы считать их теми или иными и которые определяются интересами». Наиболее полно и, как нам представляется, наиболее адекватно истине теорию идеологии разработали классики марксизма. Взяв за отправную точку идею классового противостояния, они обосновали материалистический подход в объяснении идеологии и общественного сознания в целом. То есть они показали, что все идеи, теории, воззрения, в конечном счёте, опосредованы материальными, в первую очередь экономическими, реалиями. «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками». При этом необходимо иметь в виду относительно самостоятельный характер общественного сознания, в том числе и идеологии, по отношению к материальным предпосылкам, что проявляется в преемственности идей, их влиянии на характер общественно-исторической практики.

Читайте также:  Подложка для ламината способ укладки

Маркс и Энгельс понимали под идеологией иллюзорное, ложное сознание господствующего класса, конструирующее мнимую реальность с целью обоснования своего права на власть. Классики марксизма писали, что «идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах». Свою концепцию классики марксизма противопоставляли буржуазной идеологии в качестве теории общественного развития, опирающейся на достижения науки своего времени и хорошо обоснованной.

Впоследствии В.Ленин, назвав марксизм подлинно научной идеологией, вызвал к жизни марксистско-ленинскую идеологию советского периода, которая играла роль идеологии и общественной науки одновременно. В советской марксистской традиции под идеологией понимали духовную культуру вообще, различные формы общественного сознания, определяющие образ жизни людей. К идеологии, таким образом, могла быть отнесена наука, философия, религия, мораль, эстетическое сознание, политическое и правовое. Сам характер общественного сознания (идеологической надстройки) определяется экономическими отношениями (базисом), уровнем развития производительных сил.

В западном социально-гуманитарном знании второй половины ХХ века под идеологией понимают, чаще всего, форму рационализации существующих социальных практик, в том числе политических (Э.Дюркгейм, К.Манхейм и др.). Социально-политическая действительность здесь понимается как первичная, а идеология – ее оправдание, обоснование post factum. Идеи, составляющие содержание идеологии и оправдывающие существующий порядок, не подлежат оценке с точки зрения их истинности или ложности. В современной политологии идеология – это символическое оформление политики.

В отечественном социально-гуманитарном знании сложилась традиция рассмотрения идеологии как одного из уровней общественного сознания.

Общественное сознание можно определить как объективированное духовное образование, представляющее собой коллективные идеальные образы, отражающие конкретное социально-историческое бытие людей. Общественное сознание имеет определенные формы (религию, философию, науку, мораль и т.п.) и уровни. Различают три уровня общественного сознания:

Общественная психология – стихийно формирующийся, дорефлективный, реактивный уровень общественного сознания, в котором преобладает чувственно-эмоциональная составляющая и который отражает и обусловливает повседневное поведение людей.

Общественная идеология – это совокупность взглядов, идей, ценностей и принципов, обслуживающих оценку явлений социальной действительности, определение целей общественного развития и способов их достижения.

Общественная теория – высший, рациональный, системный уровень, объясняющий природу и развитие общества посредством объективного знания.

Идеология, таким образом, является оценочным уровнем общественного сознания, носителем которого являются отдельные сообщества, или общество в целом.

Читайте также:  Способы подкормки пчел канди

Источник

Мораль как форма регуляции поведения человека

Мораль – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы :

моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);

моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.);

моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика. Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия

Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры.

Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом : магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации , возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

Право, как ценностно-правовая система.

В связи с развитием направления философской мысли, называемого аксиологией (учением о ценностях), стало возможным охарактеризовать место и роль права в жизни общества более четко и основательно.

Право в обществе в условиях цивилизации с аксиологической точки зрения — это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо.

Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества, носителя значительной социальной энергии.

1. Всеобщий характер

3. Гарантированный результат

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Иными словами, право в идеале (по определению) — это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с нравственностью, со справедливостью. Если же исходить из идей естественного и частного права, фундаментальных прав человека, основополагающих демократических правовых принципов, то позитивное право вообще становится таким выражением свободы, которое противостоит политической власти, ее произволу.

Читайте также:  Топология сети определяется способом соединения узлов сети каналами кабелями связи

Таким образом, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или во всяком случае разнородностью, отдаленностью друг от друга.

Свобода и справедливость как основные правовые ценности.

Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления. Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Это определение подразумевает рассмотрение средств, необходимых для реализации воли, и, в частности, свободу пользования нашим телом и вещами, находящимися в нашей власти.

Юридическая свобода имеет в своей основе свободу выбора. При этом свободой называется, во-первых, сам факт выбора и, во-вторых, непредсказуемость того, что именно он выберет. И чем больше он имеет выбора, тем больше он имеет свободы. Однако феномен свободы не может быть сведен к свободе выбора.

Во-вторых, необходимо отметить, что внутренняя свобода — это не скрытая, не подпольная свобода (ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья) . это реально явленная свобода в смысле освобождения человека внутри себя от оков собственных предубеждений, представлений и образов. Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. В свою очередь гражданское общество и государство используют правовые средства как страховые средства, Обозначающие границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться. Внешняя свобода предполагает поиск органичных средств, способов и форм ограничений. Таковыми могут выступать не только юридические законы запретительного характера (как часть культуры), но и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами.

Философы (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) выводили понятие свободы на фоне различия внутреннего и внешнего. Явление, которое называется свободным, содержит основание самого себя (то есть является самопричинным явлением), А нечто, что имеет основание вне себя, — не свободно, поскольку оно состоит в причинной цепи, то есть имеет причинные обоснования и причины объяснения. Именно в этом смысле великие философы говорили, что свобода имеет причиной самое себя и не имеет причины вне себя, в дальнейшем такой подход к свободе находит свое развитие, прежде всего, в философии Канта и Гегеля и их последователей. Они определяли право через свободу, изначально предполагая, что человеческая свобода в принципе не может быть безграничной и нуждается в правовых формах ее реализации.

Право — это мера реализации свободы и в то же время — норма политической справедливости. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. Как считал Гегель, право не есть добро без блага. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует духу права.

Право — это мера реализации свободы и в то же время — норма политической справедливости. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. Как считал Гегель, право не есть добро без блага. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует духу права. Современная эпоха с ее процессами глобализации особенно требует межкультурного диалога по обоснованию справедливости и, следовательно, разработке принципов универсальной справедливости. В содержание универсальной справедливости включаются:

а) требование равенства («действовать одинаково в одинаковых условиях»), которое формулируется как требование непредвзятости и запрет произвола;

б) идея взаимосвязи содеянного «расплаты за это, которое нашло воплощение в «золотом правиле»;

в) требование равновесия между утратой и приобретением («справедливого обмена»), которое имеет смысл только для хозяйственной деятельности.

Универсальную справедливость характеризует признание таких правовых ценностей, как жизнь, собственность, доброе имя («честь»)

Источник

Оцените статью
Разные способы