Монолог это способ общения

Вопрос 4. Монологическая / диалогическая коммуникация

Монологическая / диалогическая коммуникация

Под монологом понимается такой вид речевого общения, когда коммуникативная активность принадлежит только одному из собеседников, в процессе коммуникации не происходит мены ролей «говорящий – слушающий».

При диалогическом общении коммуникативную активность проявляют по меньшей мере двое (или несколько) партнеров коммуникации (ПК). В диалоге адресант своими речевыми действиями может вынуждать адресата к ответной реакции (т. е. ответные реплики собеседников строятся по принципу «иллокутивного вынуждения»). Таким образом, диалог предполагает мену коммуникативных ролей «говорящий – слушающий».

Можно выделить следующие основные различия между диалогом и монологом.

1) Характер коммуникативного взаимодействия:

— тесная связь с ситуацией – для диалога и относительная ситуационная независимость – для монолога;

— повышенная роль фактора адресата – для диалога и относительная автономность говорящего – для монолога;

— активная мена коммуникативных ролей – для диалога и отсутствие такой мены – для монолога.

2) Психологические отношения между ПК:

— высокая общность апперцепционной базы – для диалога и возможность меньшего объема апперцепционной базы – для монолога (ср. работу Л.П. Якубинского «О диалогической речи»).

Эти внеязыковые (экстралингвистические) различия обусловливают и особенности монолога и диалога на текстовом уровне:

— композиция (более простая в диалоге и более сложная в монологе; ср. оценочные характеристики именно монологической речи типа «складно», «порядок слов нехорош» и т.п.);

— тесная спаянность реплик диалога между собой в диалоге и связанная с этим возможность эллипсиса (неполные предложения;

— контекстно обусловленные высказывания возможны в диалоге (говорящие идут мимо магазина: Сюда! — Сырку?);

— различия в лексическом составе: междометия, формы обращений (апеллятивы), личные формы глагола, местоимения — более типичны для диалогической речи.

Источник

Русский язык

Разновидности речи.

1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.

Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.

Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.

Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.

Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.

В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.

Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.

Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.

Читайте также:  Способов сделать жизнь счастливой

Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.

Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.

Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

Источник

МОНОЛОГ

Этот вид общения, при всей своей принципиальной обезличенности, очень важен для человека. Можно сказать, что он дает нашему «Я» первичное ощущение уверенности, подтвержденности, на фоне которых легче разворачиваться всем остальным более сложным видам взаимодействия с миром и самим собой. Они работают на ощущение безопасности окружающего пространства и на формирование чувства общности Регулярно воспроизводящиеся ритуалы формируют у детей и взрослых чувство надежности и уверенности.

Смысл ритуального общения одновременно и прост, и глубок: человек получает подтверждение своей принадлежности к группе, включенности в групповую ситуацию, базового принятия со стороны референтных людей.

РИТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

В отечественной социальной психологии выделяются три разных вида (стиля общения):

— ритуал — ритуальное общение;
— монолог — две разновидности: императив и манипуляция;
— диалог — гуманистическое общение.

Ритуальное общение относится к разряду так называемого social talk, или светский разговор, светская беседа, во время которого обсуждается статьи в журнале, погода, цены и т.д.

Ритуалы составляют значительную часть так называемой воспитанности современного человека. Этикет — это свод ритуалов воспитанного человека. Мы, воспитанные люди, знаем, что нужно здороваться со знакомым человеком, сколько бы раз за день он ни попался нам на глаза. Многие разговоры — в дальнейшем глубокие, личностные, начинаются с ритуалов. Ритуалами начинаются и заканчиваются уроки, тренинговые занятия. Есть сложные, развернутые формы ритуалов: защита диплома, празднование дня рождения. На первый взгляд такое общение кажется бессодержательным, неинформативным, не имеющим конкретного результата, бессмысленным. Для него даже существует специальный термин-фатическое общение, то есть общение ради себя самого. Оно направлено на поддержание определенного уровня социальных отношений. Здесь главное-подкрепление своей связи со своей группой, подкрепление своих установок, мнений, ценностей, повышение самооценки и самоуважения (за счет принадлежности к группе).

Фатическое общение базируется на таком такие противопоставлении, как функции речи и молчания как отсутствия речи в культуре. Так, в европейских культурах молчание в ситуации общения с малознакомыми или даже незнакомыми людьми не поощряется и считается невежливым. Отсюда изобретение специальных тем «о погоде» для ситуаций так называемого фатического общения, то есть избегание такой коммуникативной ситуации, когда «повисло неловкое молчание». В культуре индейцев Северной Америки, наоборот, разговор с малознакомым человеком считается опасным и не поощряется. С незнакомцами молчат, пока не узнают их как следует. Разговор не является способом познакомиться поближе, как это принято считать в европейских культурах.

«Чем больше актёр, тем больше у него
актёрских штампов на все случаи» (А. Миронов)

Читайте также:  Какие способы оповещения использует мчс россии

В психологии делового общения есть такой термин «малый разговор». Это болтовня о пустяках, непринужденная «светская» беседа о новостях, семейных делах, хобби т.д. Эта беседа кажется незначительной, незапланированной, родившейся из ничего.

Но она имеет свою психологическую цель-создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия. Или – восстановить эмоциональное равновесие, снизить напряжение, исправить ситуацию, восстановить баланс

Как правило это разговор на нейтральные темы. К таковым относятся: погода, транспорт, политические и спортивные новости. При таком начале уместны комплименты любого плана: комплименты по поводу внешнего вида, обстановки, успехов партнера, воспоминания об успешной совместной деятельности в прошлом.

Светский разговор – это разговор с не очень знакомыми людьми, поэтому это разговор обо всем на свете без особых деталей, как говорят англичане, разговор о погоде, кризисе, газетных новостях. Как правило, обычным местом ведения светской беседы являются светские рауты, приемы, презентации, благотворительные балы и т. п.

Искусство ведения светской беседы проявляет себя, с одной стороны, через красноречие, с другой – через целый ряд ограничений. Вот некоторые из них:

не принято ругать большую группу людей (например, нацию, профессиональную группу и т. п.);

не принято обсуждать физические недостатки других людей (толстые, худые и т. д.);

не принято блистать осведомленностью, говорить об успехах, если не спрашивают, похваляться знакомствами и выставлять их напоказ;

нельзя перебивать собеседника;

нельзя показывать скуку на лице, даже если, действительно, скучно;

не принято рассказывать непрерывным потоком (о погоде, о детях, о собаках, о кошках, своих недомоганиях и последних телевизионных новостях);

не принято затрагивать политические темы и вступать в длительные дискуссии;

не принято спрашивать людей об их возрасте, вероисповедании, о доходах, финансовом состоянии, стоимости их одежды, украшений и другой собственности;

не принято публично осуждать свои и чужие личные отношения, проблемы, болезни;

если вам задают вопросы, на которые вы не хотели бы отвечать, тон речи не должен быть педантичным, говорить следует не горячась, не настаивая, не уверяя. Тон речи не должен быть капризным, не должно быть издевки в голосе. Говорить следует без преувеличения, экзальтации: «Как? Вы до сих пор не были на Канарах?!»

Важное значение в светской беседе имеет громкость голоса. В русском обычае говорить очень тихо или очень громко считалось одинаково неприличным. Особенностью старого Петербурга была четкость и ясность произношения. Детей учили читать вслух, играли в «испорченный телефон», чтобы уже с детства выработать определенную громкость речи, определенный ритм речи и правильность произношения слов.

При помощи ритуального общения можно скрывать то, что нас беспокоит. Когда есть риск ранить другого человека, когда мы смущены разговор «ни о чем» помогает скрыть истинные чувства.

Это социально- ролевой уровень общения. Его хар-ки: ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, малая вовлеченность партнеров, Отсутствие задачи изменить точку зрения партнера.

Монологическое общение — сочетание на первый взгляд странное: либо монолог, либо общение. Но это только на первый взгляд. Вся наша повседневная жизнь доказывает, что можно общаться с реальным собеседником, можно давать собеседнику возможность высказаться, можно внешне вполне успешно имитировать взаимопонимание, а на самом деле говорить только с самим собой.

Замечательный русский физиолог, психолог и философ А.А. Ухтомский так характеризовал монологическое общение: человек видит вокруг себя не других людей, а своих двойников. Двойник — это «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного я». В состоянии монолога человек разговаривает с самим собой, глядя в окружающих людей как в отражение своих недостатков, потребностей, чувств.

Монологическое общение – форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Имеется в виду, что один из партнеров воспринимается как объект целенаправленного воздействия, имеющее менее важные цели, чем лицо, использующее монологическое общение. То есть это «субъект-объектное общение с доминантой на себя».

Прежде всего, монолог существует как минимум в двух очень разных формах, что и порождает два различных вида монологического общения — императив и манипуляцию.

Под императивом понимается авторитарное, директивное воздействие на другого человека.

Цель такого воздействия — достижение контроля над поведением или внутренними установками партнера по общению, принуждение к определенным действиям или решениям.

Отличительная особенность императива в том, что цель воздействия — принуждение — не завуалирована, она открыто предъявляется партнеру: «Будешь делать, как я скажу».

А для того чтобы у партнера не возникло соблазна отказаться, используются жесткие формы общения: приказ, указания, предписания, требования, наказания, прямые угрозы, описание катастрофических последствий непослушания и т.д.

Проявлением абсолютной авторитарности можно считать ультиматумы. Ультиматум заключает в себе вариант единственного решения с угрозой наказания при его неприятии. «Или Вы принимаете мои условия, или я подаю на Вас в суд, за то, что три года назад Вы… В семейных проблемах: «Или я, или твоя мама!» «Или ты съешь кашу, или не поедешь с нами в зоопарк!» Ультиматумы используются в нашем повседневном общении гораздо чаще, чем нам кажется.

Еще одна разновидность императива — это объявление своего единственного решения, хотя и без угрозы наказания, но без объяснения причин его принятия, не говоря уже о совете с партнером. Например, руководитель на собрании коллектива объявляет свое решение: «С сегодняшнего дня наше подразделение переходит на новый график работы». Если никто не станет ему возражать, то это так и останется изложением своего единственного решения без объяснений. Но если хоть кто-нибудь проявит недовольство, тут, же, скорее всего, последует откат к ультиматуму: «А кто не доволен — тех мы не держим».

Читайте также:  Способ организации локальных сетей обруч

Проблема авторитарного стиля общения тесно связана с проблемой власти и лидерства в группе. Позиция лидера дает возможность в большей степени, чем другие члены группы, влиять на принимаемые решения. О демократичном стиле лидерства можно говорить, если лидер обеспечивает максимально полное участие всех членов группы в процессе выработки группового решения. Противоположный же стиль поведения лидера, называется авторитарностью.

Слово авторитарность в буквальном переводе означает самовластие. Это понятие включает в себя действие одного из партнеров по общению в приказном стиле, принятие единоличных решений. Убеждение при этом не используется.

Характерные элементы авторитарного стиля общения:

нетерпимость к возражениям, критике,

сужение альтернатив выбора для партнера и навязывание своего решения,

использование угроз и даже ультиматумов,

привычка оказывать всестороннее давление на партнеров.

Авторитарный руководитель или авторитарный член семьи считает свое мнение главным и единственно верным и именно поэтому считает себя вправе навязывать его окружающим. Считается что глубинные психологические причины такого поведения — невротическая компенсация чувства неполноценности. Тот, кто уверен в себе, в своих умственных способностях, в своих возможностях принять действительно наилучшее решение, не станет действовать принуждением — он найдет возможности убедить окружающих в правильности своих выводов или предложений. А вот если начальник (или муж) боится подставлять свои умозаключения огню критики, т.е., если он не уверен ни в них, ни в себе, то вот тогда-то и приходится использовать в качестве средства защиты нападение, т.е. просто исключить возможность какой бы то ни было критики своих решений.

Естественно, что авторитарный стиль руководства отрицательно влияет на всю совокупность процессов, происходящих в коллективе.

1. В таких условиях внутри группы рождается в целом гораздо меньше идей, т.к. их появление не стимулируется. Поскольку известно, что воплощаются в жизнь только идеи одного человека, то даже появившиеся у подчиненных мысли, они чаще всего просто не высказывают, понимая бессмысленность этого.

2. Значительное влияние оказывает подобная ситуация и на психологический климат в группе, т.к. сковывание личностной свободы приводит к возрастанию межличностной напряженности.

Есть достаточно много жизненных обстоятельств, в которых императив вполне обоснован и оправдан. Это экстремальные ситуации, не позволяющие из-за дефицита времени прибегнуть к демократической процедуре принятия решения, так называемые уставные отношения, некоторые моменты детско-родительских отношений.

Считается, что есть три «заповеди», которые могут прививаться ребенку в форме императива: 1) не делай того, что является угрозой для твоей жизни; 2) не делай того, что является угрозой для жизни другого человека; 3) не наноси вред имуществу, материальным ценностям семьи. Таким образом, можно говорить о трех законах императива в воспитании. Остальные нормы поведения должны быть привиты в процессе сотрудничества, позволяющего ребенку личностно перерабатывать и внутренне усваивать информацию и требования взрослого.

И мы должны считаться с тем, что императив, как правило, влияет только на внешнее поведение человека, не изменяя в нужную нам сторону его установки и ценности.
Соответственно, императивно привитые правила будут соблюдаться ребенком только до тех пор, пока существует взрослый — надзиратель. Пример из школьной практики. Класс с авторитарной, строгой учительницей в начальной школе обычно лучший. После перехода в 5 класс становится очень плохо управляемым. Кстати, не отсюда ли проблемы части детей, невероятно тяжело и конфликтно переживающих подростковый возраст? Время некритичного подчинения взрослому закончилось, а собственных позиций нет, так как им не позволили образоваться. И подросток, что называется, «срывается с нарезки». Его свободное вращение будет продолжаться до тех пор, пока не сформируются собственные регуляторы поведения и моральные принципы. Если мы хотим, чтобы наши воспитательные интервенции что-то меняли в системе личностных целей и ценностей наших детей, императив нам не помощник.

Общение, которое дает ребенку возможность занять такую позицию по отношению к предъявляемым ему нормам и требованиям, — это, конечно, не монолог, а диалог.

Понятно, что большинство проявлений авторитарного стиля конфликтогенны по отношению к партнерам по общению. Для того, чтобы общение имело хотя бы нейтральную окраску, необходимо подавлять в себе все попытки принятия авторитарных решений.

Происхождение термина «манипуляция»

Manipulus — латинский прародитель термина «манипуляция» — имеет два значения:

а) пригоршня, горсть (manus — рука + ple — наполнять),

б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pl — слабая форма корня). Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками. Например, в медицине — это освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

Вплотную к указанному значению примыкает использование термина «манипуляция» в технике. В первую очередь это искусные действия с рычагами, производимые руками. Сами рычаги и рукоятки нередко называются манипуляторами (робот-манипулятор).

В переносном значении Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, с особенно пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработку». Постепенно слово «манипуляция» начало использоваться в таком значении и в контексте межличностных отношений.

Источник

Оцените статью
Разные способы