Мониторинг как способ управления

Мониторинг как способ контроля

Обеспечить безопасность финансово–хозяйственной деятельности, сохранность активов и законность хозяйственной деятельности в условиях экономической нестабильности достаточно сложно. Контроль, наряду с планированием, учетом и анализом хозяйственной деятельности, является составляющей управления любым хозяйствующим субъектом. Руководству организации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость получения качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Как правило, в поле действия функции контроля попадают отрицательные отклонения тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.

Органы государственного управления принимают участие в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей. При этом высокий государственный контроль снижает их деловую активность, способствует регрессу сферы услуг и предпринимательской деятельности. Дабы исключить такие инциденты, государство приняло курс сокращения количества проверок и уделяет больше внимания профилактической работе. Надзорные действия проводят посредством мониторинга. Само понятие «мониторинг» представляет собой процесс, предусматривающий непрерывный анализ и оценку соответствия нормам. Он осуществляется практически во всех областях деятельности.

Понятие мониторинга

В широком смысле мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно– следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем, а также руководителем самой организации. Непрерывный мониторинг также является частью обычной деятельности по управлению хозяйствующим субъектом в форме постоянного руководства. У многих организаций участие в мероприятиях по мониторингу принимают внутренние аудиторы или сотрудники, выполняющие аналогичные функции.

Порядок проведения мониторинга

Перед проведением мониторинга определяется область, участок, который впоследствии будут контролировать, а также цели и задачи. Стоит определиться, что полученная информация даст впоследствии и какие меры можно приять по улучшению деятельности. Помимо вышеперечисленного нужно определиться с источниками информации и способами их получения. Некоторые источники находятся на просторах интернета в общем доступе, средствах массовой информации, в то время, как к другим имеют доступ только ограниченный круг лиц и необходимо отправлять запросы для их получения. Нужно тщательно отбирать источники. Но чем больше их будет, тем полнее и достовернее станет мониторинг. Аналогично ситуация обстоит и с территорией, попадающей под мониторинг. Должностные лица контролирующих (надзорных) органов, аудиторы вправе входить на общедоступную территорию и объекты аудируемых лиц при проведении мониторинга. В другом случае – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети интернет, видео– и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Читайте также:  Урок способы уменьшения увеличения давление

Виды мониторинга

Независимо от преследуемых целей и поставленных задач, мониторинг может быть, как внутренним, так и внешним. Он может быть организован собственными силами организации или с привлечением независимых лиц: законодательная и исполнительная власть, аудиторские организации, представители общественных организаций.

Для обобщения информации целесообразно составлять таблицу, в которую впоследствии будут заносить данные, полученные в ходе проведения мониторинга. В таблице стоит указывать источник, из которого была получена информация, дату, результат. Процесс сбора информации должен быть оперативным, а полученная информация незамедлительно заноситься в таблицу. Чем более детально будет описан процесс проведения мониторинга, тем достовернее будет полученная информация. Сводный анализ будет более точным, своевременным, удобным для чтения и понимания при использовании данного метода. Мониторинг может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным в зависимости от объекта. Его продолжительность может занять день или месяцы, а то и годы.

Оформление результатов мониторинга

По итогам проведения мониторинга, при обнаружении отклонений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, финансово–хозяйственной деятельности предписывают рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных по его результатам. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам, за исключением случаев повторного выявления нарушений. В случае не устранения нарушений и отклонения от предписания может быть назначена и организована внеплановая проверка. При выявлении отклонений или нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится требование или предписание о приостановлении или запрете деятельности субъекта.

Стоит отметить, что в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативно–правовыми документами, мониторинг не является одним из видов проверок, а значит не предусмотрено ограничений по количеству проведения мониторингов одного субъекта. Данное мероприятие является профилактическим, благодаря чему существенно экономит государственный бюджет и стимулирует развитие бизнеса во всех сферах.

Таким образом, использование и развитие мониторинга в Республике Беларусь будет способствовать стабилизации экономической ситуации и стимулированию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.

Источник

Мониторинг как процесс управления событиями

Привет, Хабр! Сегодня мы хотим поделиться с вами статьей по выступлению руководителя технической поддержки ИТ-ГРАД Алика Фахрутдинова, в которой расскажем о том, как мы строили новую систему мониторинга в рамках коллаборации с ПАО «МТС». На сей раз опустим технические детали и нюансы и сосредоточим внимание на административных сложностях процесса. Под катом поговорим о том, какие события побудили нас к построению brand-new системы мониторинга (вместо «докручивания» старой), расскажем о новых фишках мониторинга как услуги для клиентов и сложностях, с которыми мы столкнулись в процессе.

Как вы, возможно, знаете, концепция объединенного облачного провайдера на текущий момент представлена тремя совместно работающими брендами:

  • #CloudMTS, создан центром инноваций компании МТС;
  • Компания ИТ-ГРАД, облачный IaaS-провайдер;
  • Сервис 1cloud.
Читайте также:  Необычные способы лова рыбы

Сейчас все бренды в рамках этой концепции работают совместно и взаимно дополняют друг друга, стремясь закрыть запросы различных сегментов нашей аудитории. Однако в процессе слияния мы столкнулись с некоторыми трудностями, одна из которых привела к разработке новой системы мониторинга.

После сделки был начат процесс выделения облачной IT-инфраструктуры ИТ-ГРАД в отдельный сегмент. Это был сложный переходный момент, в ходе которого происходило отключение большого количества оборудования и ЦОДов, которые не вошли в контур сделки. Поменялась маршрутизация внутренней и внешней сети. При этом сроки поджимали, и триггеры в системе мониторинга не всегда удавалось актуализировать вовремя. Это привело к генерации множества ложных инцидентов от уже несуществующего оборудования.

В процессе глобальной реконфигурации несладко пришлось и сотрудникам тех. поддержки — они столкнулись с таким огромным потоком ложных оповещений, что обработать все события корректно и своевременно было крайне сложно. Требовалось полностью перенастроить систему мониторинга, актуализировав ее под текущие задачи, и фактически трансформировать в новую услугу как для внутреннего использования, так и для наших заказчиков.

В результате было принято решение создать выделенное подразделение управления событиями, которое наладит работу системы мониторинга в ИТ-ГРАД и впоследствии станет единым центром по наблюдению за состоянием инфраструктуры объединенного облачного провайдера.

В результате трансформации основными требованиями стали:

  • Система мониторинга должна работать не только на ИТ-ГРАД, но и стать внутренним сервисом для «Объединенного облачного провайдера» и услугой для заказчиков.
  • Требовалось решение, которое будет собирать статистику со всей IT-инфраструктуры.
  • Так как систем много, все события мониторинга должны сходиться в едином агрегаторе данных, где события и триггеры сверяются с единой CMDB и при необходимости происходит автоматическое оповещение пользователей.

Собрав и проанализировав все данные, которые были доступны на тот момент, мы разбили реализацию проекта на несколько этапов:

  1. Определение требований к системе мониторинга.
  2. Подготовка моделей «здоровья компонентов» услуги.
  3. Анализ требований к надежности и отказоустойчивости системы мониторинга.
  4. Тестирование и последовательное внедрение системы.
  5. Организация мониторинга как услуги для клиентов.

Для наглядности приведем этот процесс в виде блок-схемы.

Трудности роста

Разумеется, внедрение такой сложной системы не могло пройти идеально гладко, и мы столкнулись с некоторыми сложностями.

  • Первый момент — формирование нового отдела. Оказалось, найти узкоспециализированных специалистов, которые знают и имеют практический опыт работы с различными системами мониторинга, не так-то просто. Одним из наших требований было понимание мониторинга как сервиса, а не просто как одного из компонентов IT-инфраструктуры.
  • Сжатые сроки для решения задачи.
  • Географически разрозненная IT-инфраструктура, которую требовалось привести к единому стандарту.
  • Большое количество разрозненных систем мониторинга, которые было необходимо объединить в единую систему.

Контроль и отчетность в системе мониторинга

Социализм IT-инфраструктура — это учет и контроль. Ни одно событие, даже самое незначительное, не должно остаться без внимания. На текущий момент нам удалось выстроить процесс отчетности и контроля, включающий в себя:

  • создание отчетов и отслеживание статистики по компонентам наших заказчиков;
  • проведение управленческого анализа «Эксплуатационное состояние» нашей внутренней инфраструктуры;
  • планирование улучшений услуг на основе собранной отчетности.
Читайте также:  Самые действенные способы борьбы с целлюлитом

Созданная единая CMDB позволяет нам отслеживать состояние и историю событий как по всей инфраструктуре в целом, так и по каждому компоненту в отдельности.
Дополнительно мы стали отслеживать состояние отдельных услуг, например, резервное копирование, а именно корректность выполнения backup-задач. Если по какой-то причине задача завершается с ошибкой, система регистрирует инцидент. В нем указан сервер резервного копирования, сама задача и виртуальная машина — зная это, мы можем быстро все починить. Также благодаря мониторингу услуг мы можем предоставлять отчёты нашим клиентам.

Ниже мы приведем скриншот отчетов компании «Лайв Технологии».

Ниже вы можете видеть сводный отчет по количеству инцидентов с группировкой по классу конфигурационных единиц (КЕ) в разрезе степени влияния на инфраструктуру.

Результаты работы системы мониторинга

Новая система мониторинга уже активно функционирует, и мы готовы поделиться с вами результатами её работы и нашими собственными наблюдениями.

На текущий момент нам удалось полностью восстановить мониторинг инфраструктуры ИТ-ГРАД и избавиться от генерации ложных инцидентов. Услуга для клиентов проходит тестирование и скоро станет доступна. В дальнейшем мы планируем завершить объединение инфраструктур, подключив 1cloud и #CloudMTS к единой системе мониторинга ИТ-ГРАД.

Ранее при срабатывании триггера на alert генерировался инцидент на 1-линию поддержки. Дежурный сотрудник обрабатывал его и оповещал заказчика либо звонком, либо по электронной почте.

Сейчас всё работает автономно: при срабатывании триггера в течение 2-х минут, если это необходимо, происходит автоматическое оповещение клиента.

Уделим немного внимания тому, как устроены оповещения.

В случае изменения состояния IT-компонента система мониторинга регистрирует событие в агрегаторе данных, который обрабатывает событие по телу письма и, в зависимости от степени критичности состояния компонента, указанного в алерте, формирует запрос, оповещение или инцидент с нужным приоритетом. Далее система через CMDB определяет, какому заказчику принадлежит КЕ, и в соответствии с моделью здоровья производит оповещение посредством email или смс. Кроме того, на текущий момент специальный телеграм-бот для оповещений проходит стадию доработки и скоро станет доступен всем нашим клиентам.

Сейчас в рамках процесса мониторинга и контроля услуг мы в режиме реального времени следим за «состоянием здоровья» рабочей IT-среды, автоматизировано оповещая как внешних, так и внутренних пользователей. Мониторинг состояния IT-инфраструктуры и услуг, а также собираемые данные позволяют предпринимать проактивные действия до того, как что-то выйдет из строя.

Как видите, процесс построения системы мониторинга изобилует подводными камнями. Тем не менее, мы уверены, что в результате совместной работы наших инженеров и аналитиков получился отличный продукт, который решает сразу две бизнес-задачи: обеспечивает качественным мониторингом нас и позволяет реализовать мониторинг как услугу для клиентов.

Источник

Оцените статью
Разные способы