- Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка
- Подходы к понятию сленг
- Причины появления молодёжного сленга
- Готовые работы на аналогичную тему
- Самоутверждение подростков в ходе использования молодежного сленга
- Тема: Молодежный сленг как средство самоутверждения
- Глава 1. Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся………………………………….………………………..…….6
- Глава 2. Описание практического исследования…………………. 16
- Заключение……………………. ………………………………………22
Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сленг — это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц в рамках разговорного просторечного языка. Молодежный сленг используется для того, чтобы выразить усиленную экспрессию и особую оценочную окраску (как правило, негативную) речи.
Подходы к понятию сленг
Молодёжный сленг — это социальный диалект людей, находящихся в возрасте от 13 до 30 лет. Он возник из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе. Сленг, в первую очередь, отличается разговорной, а часто даже грубой, фамильярной окраской.
Сленг представляет собой вариант разговорной речи (включая экспрессивно окрашенные речевые элементы), не совпадающий с нормой литературного языка. Он является также речью какой-либо группы, которая объединена общими интересами. Сленг включает большое количество слов, отличающихся от общего языка. Часто это могут быть выражения, не вполне понятные окружающим людям.
Сленг не обладает жесткой социально-групповой ориентацией. В качестве его носителей могут выступать представители различных профессий, люди различного социального и образовательного статуса и даже разного возраста.
Причины появления молодёжного сленга
Исследуя причины использования и распространения сленга среди подростков, ученые пришли к выводу, что основные из них представлены:
- Проявлениями современной поп-культуры;
- Увлечениями подростков европейской, особенно американской культурой;
- Использованием сети Интернет, его широких возможностей и быстро развивающихся компьютерных технологий;
- Увлечением компьютерными играми;
- Потребностью подростков в самовыражении и встречном понимании;
- Особенностями воспитания в семье;
- Увлечением низкопробной кино-продукцией, СМИ.
Использование подростками сленга напрямую связано с особенностями подросткового периода. Для данного возраста присущи соответствующие поведенческие реакции, которые включают группирование, эмансипацию и оппозицию, имитацию и подражание, компенсацию и увлечения.
Готовые работы на аналогичную тему
При определении причин использования сленга в соответствии с данными поведенческих подростковых реакций, ученые получили несколько причин. При группировании сленг используется в качестве средства отделения «своих» oт «посторонних». Здесь с его помощью укрепляется 0столь ценимая в данном возрасте групповая солидарность. С помощью знания такого специального языка подростки могут само утверждаться, чувствуя себя участниками некой замкнутой общности. Сленг также способен помочь поддерживать хорошие отношения со сверстниками.
В ходе эмансипации сленг также предназначен для самоутверждения. Здесь выражения и фразы выражают свободу, при этом подростки часто заявляют, что попросту не желают, чтобы их понимали взрослые. Сленговые словечки и названия можно отнести лишь к миру подростков. Они отделяют молодых людей от всего остального мира, становясь часто непонятными людям других поколений.
Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка также представлен оппозицией. Здесь сленг выступает в качестве своего рода протеста против взрослого. Здесь присутствует отсутствие желания следовать правилам, которые придумали взрослые. Этот протест распространяется на речь подростка.
Компенсации представляют собой использование сленга в качестве формы самоутверждения. Это одна из форм преодоления чувства социальной неполноценности, поскольку фразы здесь дают возможность повысить социальный статус в группе, утверждаясь как среди сверстников, так и в своих собственных глазах.
В процессе подражания молодежный сленг используется как повторение фраз и выражений определенного лица, которое подросток считает значимым для себя. По этой причине в речи подростков много слов из тюремного и блатного лексикона, словечек из телевизионных передач и кинофильмов.
В психологии ученые называют еще несколько причин, по которым подрастающее поколение активно употребляет сленг:
- Недостаток литературного словарного запаса для выражения своей мысли;
- Стремление к разнообразию (жаргон помогает молодежи расслабиться, стать раскованными и развязными);
- Стремление выражаться кратко (одним и тем же словом подростки часто пытаются передать различные значения).
Самоутверждение подростков в ходе использования молодежного сленга
Молодежный сленг, используемый подростками, как правило, отличается нестабильностью и постоянной изменяемостью. Он не успевает закрепиться, при этом одни формы речи начинают уступать место другим. Например, столь давнее жаргонное «мани» (от англ. — деньги) заменили баксы и бабки.
Многие подростковые жаргонизмы представляют собой слова, заимствованные из английской культуры. Интересно то, что такие жаргонизмы понимают даже те, кто никогда не учил английский язык. Примерами являются фразы: лузер, плиз, респект, фэйс, пардон и др.
Для самоутверждения подростки часто прибегают к использованию уголовной лексики. Некоторым детям кажется, что такая лексика в речи способна сделать их «крутыми», повышая авторитет и возвышая над всеми окружающими. По этой причине ее чаще всего можно услышать от подростков, которые хотят выступать лидерами в компании или классе.
В лексике, которая связана с криминальной сферой, используются названия лиц (гопник, авторитет, мусор), действий (замочить, настучать, грохнуть). Знанием уголовного сленга молодые люди, как правило, подчеркивают свою «взрослость» и «крутизну»
Очень много фраз для сленга молодежи приходит из компьютерных игр. Как правило, такие слова специфичны в использовании, их применяют в речи те молодые люди, для которых игры представляют хобби. Компьютерный подростковый язык очень широко распространяется в современных условиях.
У подростков есть разные личные увлечения. Им молодые люди посвящают большую часть своего свободного времени. И мир жаргонизмов, которые связаны с тем или иным увлечением, является ярким и своеобразным. Во все времена популярным среди молодежи стал футбол. По этой причине подростки не всегда могут обойтись без жаргонных слов (например, финтовать, гонять финты).
Источник
Тема: Молодежный сленг как средство самоутверждения
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС на лучшую научную работу
Тема: Молодежный сленг как средство самоутверждения
Научный руководитель , психолог ПМПС школы-лицей «Туран»
Глава 1. Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся………………………………….………………………..…….6
Глава 2. Описание практического исследования…………………. 16
Заключение……………………. ………………………………………22
Список использованной литературы……………………. ….……….23
В настоящей работе используются следующие термины, с соответствующими определениями.
— это юноша или девушка в переходном от детства возрасте.
— это вариант разговорной речи (экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка.
— это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
— это отказ от различного рода зависимостей, в том числе и родителей, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.
— это противодействие, сопротивление чьим-либо действиям, взглядам; противопоставление им своих взглядов и позиций.
— это возмещение; в психологии — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.
В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Молодежь во все времена стремилась самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, отличный от общепринятого среди старшего поколения.
Познакомившись с целями научной работы, мы заинтересовались этой темой, так как нам захотелось самим узнать и понять, насколько учащиеся нашей школы погружены в сленг и как часто его используют.
Цель работы: изучить отношения подростков к сленговой культуре.
Объект исследования: подростки 11-15 лет.
Предмет исследования: сленг как форма коммуникации подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что старшие подростки (14-15 лет) чаще и более осознано использует в своей речи сленг, чем младшие подростки (11-12 лет), в силу особенностей возраста.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования; разработать анкету; провести анкетирование среди учащихся 6-8 классов; проанализировать полученные данные; провести эксперимент; разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов;
Для решения поставленных задач мы разработали анкетирование.
В подростковый период самое точное слово, характеризующее внутреннее состояние – противоречивость. А сленг – это как раз отход от обыденности, возможность создать эффект новизны. Актуальность проблемы заключается в том, что молодежный сленг очень часто слышен среди учащихся нашей школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы в работе учителей, классных руководителей и психологов.
Глава 1. Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся.
Молодежный сленг — особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка. Действительно, несмотря на объективное существование молодежного сленга, явление это не устоялось во времени, оно является подвижным и меняющимся.
Что же такое сленг? Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Существуют такие виды сленга как школьный, сетевой, журналистский, молодежный, армейский, геймерский, компьютерный, уголовный, хакерский и субкультур.
Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество».
В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы. Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей. Общеизвестный пример — молодёжный сленг.
Сленг – слова, которые рассматриваются в обществе как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Сленг — это стремление к выразительности, к экспрессии: «пиршество метафор и экспрессии». Крыша поехала — выражение, рожденное в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Со временем метафоричность этого выражения тускнеет. Сленг освежает ее: крыша теперь и течет, отъезжает, улетает. Слово обрастает ассоциациями, вот уже психиатр — это кровельщик, а психиатрическая практика — кровельные работы.
В настоящий момент в обществе существуют следующие виды сленга:
- Театральный; армейский; журналистский; компьютерный; игровой ; сетевой ; молодёжный; радиолюбительский ; уголовный; школьный; геймерский; субкультурный.
Остановимся более подробно на молодежном сленге. Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.
Речь современной молодежи буквально пропитана сленгом. Также подрастающее поколение интересуется правилами употребления тех или иных оборотов и речевых форм, которые вносят трудности в произношение или написание. Действительно большинство подростков испытывают сложности в устной или письменной речи. Часто в разговорах подростков можно услышать нормальные фразы, типа «Не парься!», но вырванные из контекста и потерявшие свой изначальный смысл.
Для изучения проблемы молодёжного сленга рассмотрим его виды:
1. Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся, прежде всего, такие слова, как блин, елы – палы, используемые только в качестве эмоциональных восклицаний. К этой же группе относятся словосочетания: «полный атас», «полный абзац», «кино и немцы», которые также выполняют в речи эмоционально – междометную функцию. Особенностью всех вышеперечисленных слов и выражений является то, что они передают эмоциональное содержание в самом общем, нерасчлененном виде и потому неоднозначны. В зависимости от ситуации, данные мотивы могут выражать разнообразные – вплоть до противоположных эмоций: разочарование, раздражение, восхищение, удивление или радость. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста. В некоторых случаях эмоциональные слова и выражения могут передавать отношение говорящего к факту действительности более отчетливо: по ряду мотивов можно сказать, что они являются выразителями общеположительных или общеотрицательных эмоций. Эмоциональные единицы, выражающие общеположительные эмоции: зыка, зыканско, клево, в жилу, в масть, в кайф, по кайфу, потрясная шиза. Значение вышеперечисленных единиц может быть передано словами «хорошо», «отлично». Эмоциональные единицы, выражающие общеотрицательные эмоции: мрак, мраки, в падлу, кабздец котенку, смерть птенцу, бобик сдох. Значение данных эмоциональных единиц сводится к значению «плохо», «ужасно».
2. Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Сюда, прежде всего, относятся глаголы типа: балдеть, кайфовать, тащиться, торчать, опухнуть. Сочетания: быть на измене, выпасть в осадок и прочие. Необходимо отметить, что, как и в предыдущем случае, переживаемые эмоции выражаются не конкретно, а в наиболее общем виде, как состояния психологического комфорта или, наоборот, дискомфорта. В эту группу эмоциональных единиц входят сочетания существительных с предлогом (типа в кайф, в лом, в косяк и т. д.), уже упоминавшиеся в первой группе. Но, будучи употребленными, в речи не в качестве эмоциональных междометных восклицаний, а в контекстах типа: » мне в кайф туда пойти», «мне в подляк это делать». Следует заметить, что в подобных ситуациях вышеприведенные сочетания демонстрируют промежуточные положение между высказываниями с эмоциональным значением и категориями состояния.
3. Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные единицы имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Среди единиц этого разряда преобладает лексика, которую мы склонны характеризовать как фамильярную. При этом под фамильярностью подразумевается эмоциональный оттенок, занимающий первую ступеньку в ряду эмоций: фамильярность – презрение – пренебрежение – унижение. Слова данного лексического слоя не имеют оценочного значения, но употребление их в речи демонстрирует фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, выражающего в стремлении снизить его (предмета речи) социальную значимость. Так, в речи школьников имеются жаргонизмы: училка, классуха, папик (представитель старшего поколения). Употребление этих выражений не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не «плохая учительница», а просто учительница), но наглядно демонстрирует намеренье говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в своих и тем самым повысить собственный.
Еще одну значительную группу слов с эмоциональным компонентом значения составляет презрительная и пренебрежительная лексика. У пренебрежительных слов эмоциональный компонент значительно ярче оценочного (карась – простак, наивный человек; синяк – пьяница и т. д.). У презрительных же слов преобладает оценочный компонент (овца, мочалка – девушка; долбак, фофан – дурак, глупый человек). Необходимо добавить, что и презрительная, и пренебрежительная лексика зачастую используется в качестве бранной. Представлена в сленге и лексика с положительной эмоциональной окраской: лапа – симпатичная девушка; кадр – шутник; пеструнцы – малыши и т. д. Количество подобной лексики относительно невелико.
4. Эмоциональные речения. По своей форме они сходны с побудительными конструкциями, имеющими «значение волеизъявления, адресованного собеседнику», но в отличие от этих конструкций, эмоциональные речения отнюдь не предлагают немедленного исполнения адресатом воли говорящего, тем более что с логической точки зрения это было бы абсурдно («иди ты ежиков паси», «иди ты в пень», «иди ты пустыню пылесось»). Все эти речения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним.
Психологи выделяют несколько причин, которые могут привести к активному употреблению сленга подростком. Наиболее распространенная причина — скудность словарного запаса.
Современные дети большую часть свободного времени проводят перед телевизором или компьютером, а также, общаясь со сверстниками. Все реже встречаются подростки, увлекающиеся чтением хоть каких-нибудь книг, не говоря уже о классической литературе. Неудивительно, что при общении им зачастую очень сложно подобрать нужное слово.
Следующая причина — это протест и желание выделиться, стремление не подчиняться общепринятым нормам и правилам. Многие подростки признаются, что употребляют сленг, так как не хотят, чтобы взрослые понимали, о чем они разговаривают.
Среди психологов бытует мнение, что использование сленга — следование современной моде наряду с татуировками и пирсингом, которые не понимает и не признает старшее поколение. Открытая война молодежному сленгу, скорее всего, вызовет обратный эффект, и подростки примутся еще активнее использовать нецензурную брань и жаргонизмы.
Также подростки используют сленг для достижения определённого социального статуса в группе на основе принятия ее социальных и нравственных ценностей.
Существует большое количество источников пополнения молодёжного сленга. Современное поколение использует сленгизмы для обозначения новых реалий, предметов, явлений. Наиболее развитые семантические поля — «Человек», «Внешность», «Одежда», «Досуг». Сленг — это живой, подвижный язык, который идет в ногу со временем и реагирует на любые перемены в жизни страны и общества. На развитие сленга так же оказывают влияние следующие факторы:
Развитие компьютерных технологий:
Многие слова и выражения приходят из компьютерного сленга. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии привлекают молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.
Современная музыкальная культура:
Одно из увлечений молодёжи — музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка — смесь различных культур, музыкальных направлений. Молодёжные жаргонизмы, относящиеся к сфере музыки, содержат названия различных музыкальных стилей и композиций, названия действий музыкантов.
Среди молодёжи сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются негативно. Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям.
Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы — это слова, которые заимствованы из английского языка. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь. Сленговые выражения отражают новые реалии из сферы науки, техники, экономики, молодёжной субкультуры.
Компьютерные игры, видео, мультфильмы:
Большое количество сленговых выражений приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны в использовании, ими пользуются те молодые люди, для которых игры — хобби. Многие слова — заимствования из английского языка.
Компьютерный молодежный язык очень широко распространён в последнее время.
Хобби и увлечения молодых людей:
У молодых людей есть различные увлечения, которым они посвящают своё свободное время. И мир жаргонизмов, связанных с тем или иным увлечением, ярок и своеобразен.
Почему же подростки употребляют слова молодежного сленга?
Употребление подростками сленгизмов тесно связано с особенностями подросткового возраста.
Для подросткового возраста характерны несколько поведенческих реакций: группирование, эмансипация и оппозиции, имитации и подражания, компенсации, увлечения.
Если определять причины употребления сленга в зависимости от данных поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее:
- Группирование — сленг как средство отделения «своих» oт «посторонних» и укрепления столь ценимой в данном возрасте групповой солидарности. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. Сленг помогает поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Эмансипация — сленг как способ свободы выражения. Подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые. Сленговые названия относятся только к миру подростка, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий. Оппозиция — сленг как своего рода протест против взрослого. То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь Компенсации – сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах. Подражание – сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов. Увлечение — сленг как проявление интереса к какой-либо деятельности. Определенный сленг у музыкантов, у людей, увлекающихся компьютерными играми.
Можно назвать еще несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг: просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль; стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
Стремление к краткости — одними тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
Придает эмоциональность речи — употребляют жаргонизмы, потому что не видят образности в лексике литературного языка, сиюминутное конкретное эмоциональное отношение им легче выразить с помощью сленга.
Глава 2. Описание практического исследования.
Практическое исследование по данной теме научного проекта проводилось среди учащихся школы-лицея «Туран» среднего звена. В период с ноября 2016 г. по январь 2017 г.
Выборку нашего исследования, составили учащиеся в количестве 58 человек, критериями отбора, которого были определены: возраст (младшие подростки 11-12 лет и старшие подростки 14-15 лет), тип образовательного учреждения (лицей).
Цель работы: изучить отношения подростков к сленговой культуре.
Гипотеза: мы предполагаем, что старшие подростки (14-15 лет) чаще и более осознано использует в своей речи сленг, чем младшие подростки (11-12 лет), в силу особенностей возраста.
В процессе исследования нами была разработана анкета «О сленге»
Описание анкеты: анкета состоит из 7 вопросов, есть одно из заданий, где необходимо написать обозначение сленгового выражения.
Анализ и интерпретация результатов исследования.
Для качественно-количественного анализа и выводов по исследованию, результаты психодиагностики были оформлены в диаграммы.
Знаете ли Вы, что такое сленг?
Используете ли Вы сленговые выражения в своей речи?
Таким образом, на гистограмме видно, что большая часть учащихся использует сленговые выражения в своей речи, что подтверждает актуальность темы.
Способны ли Вы выражать свою мысль, не используя сленг?
Хотели бы Вы избавится от сленга в своей речи?
Сленг, который чаще всего используется нашими школьниками:
- Училка; капец; офигеть; фигня; няшный; короче; сильвер; катка; гоу; забей; фиолетово; крутяк.
- Кайф; ПЖ; кек, лол; сириусли; кэп; юзать; баян; ништяк; кент; замутить; паралельно; ОMG; липа; изи; забей; по барабану гел, чувиха; чувак; мимишный; окей; фейк; угарный; тормоз; жесть.
С какой целью Вы используете сленг в своей речи?
- Модно, современно; делает речь понятной для друзей; так удобно.
- Модно, современно; нужны в речи для связи слов; помогает преодолеть недостаток слов в речи; помогает самоутвердиться, выделится; придать своей речи живость, юмор; привычка.
Таким образом, можно сделать вывод, что сленг очень актуален и востребован среди подростков.
После исследования мы провели эксперимент, в нем приняли участие 5 младших и 5 старших подростков. Эксперимент заключался в следующем: ученикам необходимо было одеть браслет на руку и следить за своей речью. Как только он произносил сленговое выражение, нужно было переодеть браслет на другую руку и фиксировать количество слов произнесенных за день. Эксперимент продолжался в течении четырех дней и были получены следующие результаты:
Источник