Мои способы для адаптации приемного ребенка

Содержание
  1. Сообщение для использующих чтение с экрана
  2. Опции формата
  3. Режим просмотра:
  4. Размер текста:
  5. Внешний вид:
  6. Ширина просмотра:
  7. Поиск
  8. Сайт отдела образования
  9. Дополнительное содержание (верхнее)
  10. Дополнительные ресурсы (левая колонка)
  11. Дополнительные ресурсы (правая колонка)
  12. Главное содержание
  13. Условия успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи в образовательном учреждении.
  14. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА ИЗ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  15. Как помочь ребенку адаптироваться в приемной семье
  16. Читайте также
  17. Дана Джонсон: 7 причин, почему приемным детям нужен особый уход
  18. Психолог Катерина Демина: Подготовка к школе — полезная и вредная
  19. 17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка
  20. Сложные ситуации для приемных семей в программе на ОТР
  21. Фонд «Измени одну жизнь» и компания «МегаФон» сумели найти семьи для подростков-сирот в 30 регионах России
  22. Пять вещей, которых боятся будущие усыновители
  23. Как помочь подростку выбрать направление в жизни
  24. Особые дети: помочь найти дорогу Максиму
  25. Семья Левиных: Наши дети просили усыновить ребенка
  26. Как изменится жизнь в детских домах с 1 сентября 2015 года
  27. В чем психологический особенности приемных детей? Как помочь им наверстать упущенное?
  28. Ребенок становится старше, как сделать его ответственным?
  29. Отношения между братьями и сестрами
  30. Результаты исследования по адаптации приемных детей в семье
  31. В каком возрасте надо рассказать ребенку о том, что он приемный
  32. Позаботиться о себе в первую очередь

Сообщение для использующих чтение с экрана

  • Каждая страница разделена на секции, каждая секция описывается названием (навигация по заголовкам).
  • Наиболее важным разделам присвоена определенная роль (навигация по ориентирам)
  • В верхней части каждой страницы вы найдете меню быстрого перехода ( ссылки внутренней навигации). Каждая ссылка привязана к определенной клавише (кнопке быстрого вызова).

Внимание: вы используете устаревший браузер! Мы советуем вам обновить программное обеспечение до новой версии или скачать альтернативный браузер: здесь вы можете загрузить последнюю версию Firefox.
Если вы работаете в операционной системе Windows на компьютере с низкой производительностью Midori.

Внимание, ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Мы рекомендуем просматривать наш вебсайт в режиме полный доступ.

Опции формата

Режим просмотра:

Размер текста:

Внешний вид:

Ширина просмотра:

Поиск

Сайт отдела образования

Администрации Мордовского района Тамбовской области

Дополнительное содержание (верхнее)

Дополнительные ресурсы (левая колонка)

Дополнительные ресурсы (правая колонка)

Детский телефон доверия: 8-800-200-01-22

Главное содержание

Условия успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи в образовательном учреждении.

Подробности Категория: Информационно-просветительская деятельность Создано 08.12.2010 08:47 Автор: Горюшин А.Е. Просмотров: 9351

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА ИЗ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Доклад на областной родительской конференции.

Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений, принятых норм поведения и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Этот процесс происходит во взаимодействии индивида с окружающими людьми, то есть в общении и совместной деятельности, когда он постепенно адаптируется к требованиям общества в целом и той группы, к которой принадлежит, усваивает разнообразные социальные роли, которые ему предстоит играть в жизни. Таким образом, социализация предполагает взаимодействие личности и общества.

Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но особое значение она имеет в детском и подростковом возрасте.

Первичная социализация ребёнка происходит в семье, образовательном учреждении, группе сверстников и значимых взрослых, то есть в том непосредственном окружении, в котором он живёт и с которым постоянно контактирует.

Социализация детей из замещающих семей – процесс сложный. У многих из них за плечами негативный опыт пребывания в кровной семье, в интернатном учреждении. Их опыт общения беднее, чем у детей, выросших в благополучных семьях. Кроме того многим из них приходится одновременно привыкать и к новой семье, и к новому образовательному учреждению. Детскому саду и школе принадлежит очень важная роль в процессе социализации ребёнка, так как именно там в наибольшей степени реализуются адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация формирующейся личности. В детском саду и школе происходит формирование новых личностных качеств и закрепление уже заложенных на предыдущих этапах развития.

Успешность социальной адаптации, ребёнка в школе или детском саду зависит от многих условий.

Во-первых, это учёт его личностных особенностей и состояния его здоровья. Как правило, физически здоровые дети, не имеющие отклонений в развитии и поведении, достаточно уверенные в себе и не утратившие базового доверия к миру, хорошо приспосабливаются к изменившимся условиям жизни. У детей, страдающих невротическими расстройствами, могут проявляться страхи, беспокойство, депрессивные состояния (вялость, заторможенность, безучастность к окружающему). Многие дети из замещающих семей, пережившие в прошлом психотравмирующие ситуации, подвержены подобным нарушениям. Дети, имеющие трудности произвольной регуляции поведения могут проявлять несдержанность, раздражительность, возбудимость, импульсивность, упрямство. Их реакции на замечания педагога могут быть неадекватно сильными – от горьких слёз до грубости и побега из школы или детского сада. В общении с такими детьми педагогу необходимы терпение и умение сохранять спокойствие, так как в ответ на раздражение или повышение голоса со стороны взрослого неадекватные реакции только усиливаются. Постоянное внимание и поддержка педагогов требуется детям со слабым типом нервной системы (меланхоликам), так как они от природы неуверенны, боязливы, нерешительны, чувствительны к обидам, часто сомневаются в правильности своих действий. Они чаще других оказываются в группе сверстников отверженными или отстранёнными. Поэтому учитель или воспитатель должен помочь им подружиться с другими детьми, проявить себя с положительной стороны, создать ситуацию успеха. Тяжело адаптируются в образовательном учреждении дети, имеющие хронические заболевания, и часто болеющие. Из-за многочисленных пропусков у них могут возникнуть пробелы в усвоении учебного материала, а также трудности в общении с одноклассниками или детьми из группы. Они оказываются в стороне от общих дел класса, от совместных игр, которые помогают сдружиться их сверстникам. Часто по состоянию здоровья многие игры и забавы бывают им противопоказаны. Чтобы такие ребята не чувствовали себя изгоями, педагогу важно по возможности включать их в общие дела класса или группы, если это возможно, организовывать посещения таких детей одноклассниками на дому и в больнице во время болезни. Если же заболевание ребёнка может быть опасно для окружающих или посещения запрещены, можно написать ему письмо от класса, нарисовать в подарок картинки, позвонить ему. Нужно, чтобы ребёнок чувствовал, что друзья не забыли о нём во время болезни. А для других детей это будет уроком чуткости и отзывчивости. Важно только, чтобы эти посещения и звонки не были для них очередной «общественной нагрузкой»

Читайте также:  Простые способы обрести себя

Второе важное условие успешной адаптации и социализации ребёнка из замещающей семьи – отношение социума (ближайшей среды его развития). К сожалению, отношение к замещающим семьям в нашем обществе неоднозначно. Кто-то принимает и поддерживает такие семьи, кто-то не понимает, зачем в наше непростое время людям могут быть нужны приёмные дети, когда и своих кровных нелегко вырастить, а некоторые откровенно обвиняют замещающих родителей в корыстных побуждениях. Дети очень восприимчивы к мнению взрослых. Разговоры родителей, учителей, соседей между собой и даже брошенные вскользь неодобрительная фраза или взгляд могут сформировать у них негативное отношение к ребёнку из замещающей семьи, как к «не такому, как все». Значительную роль в формировании общественного мнения играют средства массовой информации, а в образовательных учреждениях эту функцию должны выполнять психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели. Причём формировать адекватное отношение к замещающим семьям и приёмным детям важно не только у детей но и у родителей.

Третье непременное условие – это взаимодействие замещающей семьи и образовательного учреждения, их сотрудничество в вопросах обучения. воспитания и развития ребёнка. Порой как замещающие родители, так и образовательные учреждения оказываются не готовы к совместному решению возникающих проблем. Учителям и воспитателям обычных школ и детских садов не всегда хватает специальных знаний об особенностях развития детей из интернатных учреждений. Родители же иногда испытывают недоверие к педагогам, не желают или опасаются делиться с ними проблемами семьи. Между тем, для всех членов замещающей семьи, как и для любой другой, важно обеспечить с образовательным учреждением единство целей, методов и приёмов воспитания, коррекции имеющихся нарушений, единство требований к ребёнку. Сотрудничество семьи и образовательного учреждения должно быть построено на принципах партнёрства, а воспитание приёмных детей должно восприниматься педагогами и самими замещающими родителями, как профессиональная деятельность. Исходя из этого подхода, обе стороны должны быть готовы к распределению функциональных обязанностей по развитию и воспитанию ребёнка, обсуждению воспитательных действий и их результатов.

Четвёртое необходимое условие успешной адаптации и социализации ребёнка, особенно подростка, — общение со сверстниками. Интимно-личностное общение становится в подростковом возрасте ведущим видом деятельности. Это общение происходит в образовательных учреждениях и в различных неформальных группах. Подростки испытывают потребность в принадлежности к группе. Замещающим родителям и педагогам важно ненавязчиво помочь им в удовлетворении этой потребности. Пусть они занимаются в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования, чтобы не оказаться в асоциальных или преступных группах.

Ещё одно важное условие – позитивные установки самой замещающей семьи. Она должна быть открытой для общения с социумом, готовой, в случае необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Педагогами и психологами школ и ДОУ Мордовского района, в которых обучаются и воспитываются дети из замещающих семей, было проведено исследование таких показателей социализации детей, как статус в группе сверстников и развитие способностей и личностных качеств. Были использованы следующие методы: социометрия и экспертная оценка способностей и личностных качеств детей классными руководителями и воспитателями групп ДОУ. В исследовании приняли участие 24 ребёнка от 5 до 17 лет — воспитанники детских садов и учащиеся классов, численность в которых позволяет провести социометрию.

Результаты исследования представлены в диаграммах:

Статус детей из замещающих семей в классах (группах ДОУ)

Оценка педагогами способностей и личностных качеств детей из замещающих семей.

Из приведённых диаграмм видно, что число детей, имеющих статус «лидера» в группе сверстников значительно ниже числа детей, которые по мнению педагогов имеют высокий уровень развития личностных качеств. В то же время дети, которые, по мнению педагогов обладают более низкими способностями к обучению, как правило в группе сверстников имеют статус «изолированного» или «принятого».

По результатам экспертной оценки также прослеживается связь творческих и лидерских характеристик личности детей.

Уколова М.А.

специалист по сопровождению замещающих семей,

Источник

Как помочь ребенку адаптироваться в приемной семье

Читайте также

Дана Джонсон: 7 причин, почему приемным детям нужен особый уход

Психолог Катерина Демина: Подготовка к школе — полезная и вредная

17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка

Сложные ситуации для приемных семей в программе на ОТР

Фонд «Измени одну жизнь» и компания «МегаФон» сумели найти семьи для подростков-сирот в 30 регионах России

Пять вещей, которых боятся будущие усыновители

Как помочь подростку выбрать направление в жизни

Особые дети: помочь найти дорогу Максиму

Семья Левиных: Наши дети просили усыновить ребенка

Как изменится жизнь в детских домах с 1 сентября 2015 года

Как помочь ребенку адаптироваться в приемной семье. Читайте основные тезисы из вебинара фонда «Измени одну жизнь» психолога Катерины Деминой «Взаимная адаптация ребенка и семьи».

Фото qna.center

Что можно и чего нельзя требовать от ребенка, который только пришел в семью

Что касается дисциплины, мы должны хорошо понимать, что мы хотим, и не требовать невозможного. Нужно всегда опираться на фазы развития. Если ребенок только появился в доме, а вы его пытаетесь нагрузить полной самостоятельностью, скорее всего, ничего не получится. Жизнь младенца полностью организуется матерью, поэтому если ребенок только что к вам попал, считайте, что он новорожденный младенец.

Ходите с ним везде за руку, укладывайте спать, чешите спинку, обнимайте, пеленайте. Почитайте у Эды Ле Шан в ее классической «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» про эксперимент, когда подростков сделали младенцами и к чему это привело. Это фантастический результат. Итак, что мы будем иметь в виду под дисциплиной? В нашем доме не принято швыряться едой, нет, не принято, никому. Нельзя швыряться едой.

Читайте также:  Митоз как способ деление клетки биологическое значение митоза

Вплотную примыкает к теме дисциплины и теме тайны вхождение в расширенную семью (дедушки, бабушки, дяди, тети). С чем могут возникнуть проблемы? Например, если кто-то был против принятия ребенка, с этими людьми лучше временно не общаться.

Если ребенок сохранный и у него нет никакой неврологии, очень хороший результат дает ритуал вхождения в большую семью. То же самое, когда у вас появляется новорожденный, вас из роддома встречают с цветами, некоторое время приходят знакомиться с новым членом семьи с подарками, крестины, которые помимо роли представления ребенка Богу, несут смысл представления ребенка общине и принятие общиной ребенка. Если вы сможете устроить нечто подобное, это очень хорошо. Вообще, ритуалы полезны, они вербализуют смутные, неосознаваемые вещи. Когда я работала с международным усыновлением, я это впервые обнаружила там, у них это как программа — привозят ребенка, собирается община, устраивают большой праздник в его честь. Потому что ребенок должен увидеть всех людей, которые теперь будут о нем заботиться. Это очень важно и полезно.

В чем психологический особенности приемных детей? Как помочь им наверстать упущенное?

Наши «тематические» дети пришли из системы, где у них не было ничего своего. Не знаю, есть ли у нас в стране воспитатели в детских учреждениях, которые культивируют понимание, что это только твоя кровать, только твоя тумбочка и никто не имеет права в нее залезть. Я не сталкивалась, но может, потому что ко мне приводят тяжелые случаи, когда у людей все хорошо, они просто ко мне не ходят. У ребенка в семье в самого рождения есть много чего своего, начиная со своего тела. Как мы понимаем, что наше тело принадлежит нам? Например, когда ребенок совсем маленький и приходит соседка и пытается за щечку потрепать, а ребенок уворачивается. Если у него вменяемые родители, то они не будут его ругать, а остановят соседку; если они невменяемые, они будут его ругать, а потом будут удивляться, почему у ребенка проблемы, например, с сексуальностью. У ребенка в учреждении нет даже границ своего тела, его в любой момент могут взять, отвезти на медосмотр, что-то с ним сделать, даже пеленание происходит не так, как нужно ребенку, а как пришло в голову одной нянечке, а потом другой. Конечно же, нет никаких своих вещей, нет своего пространства, нет возможности уединиться.

В результате ребенок растет без ощущения границ себя, а это как раз то, что создает большинство проблем для взрослых. Но если вы поймете, что он лезет к вам на голову не потому, что хочет вам навредить, а он просто не знает, где заканчивается он и начинаетесь вы. Есть и взрослые люди такие. Мы должны научить своих детей чувствовать свои границы.

Как это сделать? Для начала нужно постоянно задавать вопросы – а тебе так нравится? Хочешь я тебе сделаю косички, или ты хочешь распущенные волосики? Давай поменяем тебе маечку, видишь, она грязная? То есть не просто сняли грязную майку и надели чистую, а все время пытаетесь дать понять, что это ты, это твое, это твое тело, твои глазки, твой носик и т.д. Кстати, помните, что делает мама с новорожденными детками? «Ути-пути, Петенька проснулся, а где у Петеньки глазки? Вот наши глазки! А где наши прекрасные пяточки? Вот наши пяточки!» Это то, что касается границ тела. «А что это наш мальчик нахмурился и плачет, наверно, у мальчика животик болит». Мы называем словами то, что с ним происходит. Дети в детском доме этого лишены. Никто никогда не называл ему ни кто он, ни что у него внутри, ни что у него снаружи, ни что он сейчас чувствует, ни что с ним происходит. Это одна из задач фазы слияния – назвать ребенку его самого и мир вокруг. И соответственно, когда ребенок попадает в дом, очень важно назвать ему этот мир и сказать – это твое, вот это твое, а вот это не твое, а вот это наше общее. Не думайте, что это произойдет само собой. Я вообще не уверена, происходит ли что-то само собой.

Ребенок становится старше, как сделать его ответственным?

Как приучить ребенка к самостоятельности, если вся власть у родителей? Вся власть может быть у родителей только когда ребенок совсем маленький. Постепенно, когда ребенок растет, мы отдаем ему все больше власти: например, мы же не станем сажать 6-ти месячного ребенка со стеклянной тарелкой и стеклянной чашкой за стол, мы дадим ему что-то безопасное. Когда ему 3 года, мы уже можем ему сказать: сядь и ешь сам.

Если же вы контролируете абсолютно все, включая решения о том, что он смотрит, с кем он дружит, где бывает, ребенок не принимает никаких решений сам. Он вообще может не знать, что такое самостоятельно гулять. Есть 15-летние мальчики, которые ни разу в жизни не гуляли одни, которые не умеют себя занимать, так как их жизнь всегда была подробно расписана: мама утром везет его в школу, потом забирает и везет на одни занятия, потом на другие, потом везет домой, делает с ним уроки, вечером говорит умываться и ложиться спать. И так вся его жизнь. Конечно, в этом случае к 16-ти годам он будет совершенно несамостоятельным и не будет знать, чего хочет. Отчасти это происходит от материнской тревоги. Если ваше чувство родительства устойчиво, вы будете отдавать ребенку все больше и больше власти и ответственности за себя.

Читайте также:  Способ организации мировой экономики при котором предприятия разных стран специализируются что это

Приведу пример из своей семьи: моя младшая дочь, которая занимается музыкой уже много лет, вдруг устроила дикую акцию протеста, что больше она не будет играть Боккерини и Моцарта, и что ей надоели кружева и бантики и она хочет нормальную музыку. Я ее спросила: «Милая, а что такое нормальная музыка?» «Это рок», – ответила она мне. Что я могу сделать? Я могу сказать, что это твой выбор, найди себе программу и играй. Эти маленькие выборы мы делаем постоянно. Сначала кажется, что ребенок слишком маленький и бестолковый, но очень важно сделать шаг назад и вовремя убрать руки, чтобы у ребенка появлялся опыт самостоятельного принятия решений и ответственности за эти решения.

Отношения между братьями и сестрами

Дети выстраивают иерархию между собой самостоятельно, задача родителей обеспечить безопасность, чтобы никто не был притеснен. Если дети примерно одного возраста и весовой категории, лучше оставить их одних решать все. Если вы видите, что происходит явное притеснение, надо вмешаться. Вообще, чем меньше родители вмешиваются в отношения между детьми, тем лучше. Подробнее об отношениях между братьями и сестрами – в вебинаре «Ревность между детьми».

Результаты исследования по адаптации приемных детей в семье

Я делала большое исследование про адаптацию, и есть несколько моментов, которые мы наблюдали почти у всех детей. Результат моего исследования не бином Ньютона, больше проблем с адаптацией наблюдается у детей с диагнозами, с соматическими и неврологическими. А также, самый тяжелый возраст для усыновления, какой бы вы думали? От 2,5 до 5 лет. И это как раз тот возраст, в котором больше всего усыновляют, это же архетип ребенка, когда он уже такой хорошенький, с щечками. Но в этот период у него сходятся много возрастных кризисов, плюс адаптация. А еще не дай Бог, у него какая-то неврологическая проблема.

Во-вторых, за первый год пребывания в семье у детей снимаются такой тяжести, что если б я своими глазами это не видела, я бы просто никогда не поверила. Диагнозы исчезают просто от пребывания в семье. Я не говорю сейчас о тяжелых органических нарушениях, хотя у меня был случай, когда усыновили мальчика с тяжелым искривлением позвоночника и одной ногой короче другой на 5 см, я увидела его через год и не узнала, — здоровый ребенок. Хочу сказать, не пугайтесь диагнозов, но все же врач должен присутствовать, главное, невропатолог.

В каком возрасте надо рассказать ребенку о том, что он приемный

Это зависит от того, сколько лет ребенку. Сразу скажу, я категорически против тайн. Весь опыт мировой и исторический говорит о том, что тайна разрушительна, потому что ребенок все помнит. И если есть тайна, у него происходит расщепление того, что он знает и что ему говорят, это невозможно совместить. Скажу, что ни разу не видела, что на детей плохо повлияло то, что им сразу открыли тайну. Вот когда в 18 лет плохо повлияло – это видела.

Когда по моим настоятельным просьбам родители все-таки отваживаются сказать об этом детям (несколько раз это было прямо у меня на приеме), знаете, что говорят дети? «Ну, наконец-то!» То есть они обычно знают об этом, и такое сразу облегчение даже в теле и в позе. Сразу сходятся концы с концами. Я про себя могу сказать, я до 12 лет не могла понять, почему я такая? Почему я другая? Почему все в моей семье выглядят иначе? От меня скрывали, а потом, когда наконец, сказали, у меня мозаика вся сложилась, сразу стало понятно. Очень забавно смотреть, как через буквально через год дети становятся копией приемных родителей. Но биологи мне объяснили, что это предвещает наш выбор, то есть даже когда мы берем ребенка другой национальности, мы все равно безошибочно за доли секунды видим в нем свои черты. Только на это мы реагируем. Мы выбираем тех детей, которые потенциально на нас похожи.

Позаботиться о себе в первую очередь

Уважаемые родители, первое правило – кислородную маску в самолете сначала дают матери. Если вы не будете заботиться о себе и ставить границы, вы сгорите. Поэтому в первую очередь, устраиваем свою жизнь максимально комфортным образом, прямо по часам: где у вас отдых, где у вас ресурсное занятие, где вы отдыхаете, где вы общаетесь со взрослыми людьми. Одно из самых тяжелых испытаний из жизни с детьми – недостаток общения со взрослыми, что ни одну фразу не можешь договорить до конца, что тебя все время обрывают, у тебя нет состояния потока, которое для взрослых людей совершенно необходимо. Поэтому сначала составляем режим для себя. Вы все хорошие родители, я верю, что вы хорошо позаботились о детях, продумали все детали. А теперь подумайте – вы подумали о себе?

Помните чудесный анекдот про многодетную еврейскую маму? Была такая еврейская мама с 6 детьми, хорошая-хорошая, целыми днями в заботах, ну и дошла просто до ручки. Сходила к раввину, посоветовалась, вернулась и с тех пор она стала раз в неделю запираться в комнате и пить чай с лучшим шоколадом. А дети стучат и спрашивают: «Мама, мама, что ты там делаешь?» А она говорит: «Шаа, дети, я делаю вам добрую маму».

Это правило вы должны помнить, потому что дети захлестывают, они забирают все время без остатка. Поэтому если есть возможность – обязательно возьмите няню или объединитесь с другой мамой, чтобы отдыхать по очереди, это очень важно.

*Полную версию вебинара Катерины Деминой «Взаимная адаптация ребенка и семьи» можно посмотреть ЗДЕСЬ

Источник

Оцените статью
Разные способы