Моделирование способов учебных действий

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий
методическая разработка (4 класс) на тему

Мастер – класс

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

(УМК «Начальная школа 21 века)

Тема мастер – класса: «Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий»

Цель мастер — класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс формирования универсальных учебных действий учащихся на основе применения моделей на уроке

Структура мастер – класса:

1 Презентация «Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий»

2 Представление практических упражнений по теме «Что такое модель? Для чего она нужна?»

3. Представление конкретных приемов использования моделей на уроках математики, русского языка и литературного чтения, окружающего мира, технологии

3 Игра «Приёмы эффективного использования моделей на уроках литературного чтения при заучивании наизусть стихотворений»

Оборудование:

компьютер и проектор,

мультимедийная презентация мастер – класса,

Форма организации: групповая (общение в малой группе – паре)

Ход мастер – класса

1. Вступительное слово

Образование, получаемое детьми в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации, становление самосознания и самооценки ребёнка. Приоритетом становится формирование универсальных учебных действий, успех освоения которых решает успешность обучения как в начальной, так и в основной школе. В этот период начинают формироваться не только предметные умения, но и надпредметные – универсальные учебные действия.

Особое внимание на этой ступени обращается на развитие знаково-

символических универсальных учебных действий, овладение моделированием.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_modelirovanie.doc 1.57 МБ
master-klass.ppt 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ № 234 ТУТУКОВА ОЛЬГА СЕМЁНОВНА Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий МАСТЕР – КЛАСС

Универсальные учебные действия а) личностные умение ставить учебные задачи умение планировать свою деятельность умение действовать по плану умение рефлексировать умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность б) познавательные в) познавательные и знаково-символические г) коммуникативные умение работать с моделями для решения разных задач умение работать в группе, паре умение считаться с мнением товарищей умение отстаивать и доказывать свое мнение умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы по определенному признаку умение работать с различными источниками информации умение создавать презентации на заданную тему

Что развито у младших школьников (на что опираться учителю ) Острая любознательность Яркие эмоции Любят рассуждать Легко фантазируют Любят игры, инсценировки Любят рисовать, делать поделки Восприимчивы к красоте и гармонии

Что мало развито у младших школьников (что необходимо развивать) Интеллектуальное мышление Сосредоточенность внимания Моторика Подготовленность к художественно – речевой деятельности Словесно- логическая память Понятийное мышление Самооценка Навыки моделирования

Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение. Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.

Что такое «МОДЕЛЬ» и зачем она нужна Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам. 1 2 3 4 5 11 12 13 14 10 9 8 6 7 Перед вами реальные объекты и их модели. Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки. Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.

№ М одель Для чего и почему создана? 1 глобус 2 аквариум 3 макет сердца Заполните предложенную таблицу Вывод: Человек создает модель для того, чтобы с ее помощью можно было изучить некоторые особенности объекта.

Есть ли в ваших учебных кабинетах модели? Используете ли вы модели дома? Приведите примеры. Где еще в жизни можно встретиться с моделями?

Модель Материальная Информационная Словесная Серый. Большой. С хоботом. Графическая Математическая А+В=В+А

Модели на уроках математики У Миши было 5 открыток, а у Васи – 3. На сколько открыток у Миши больше? ? А) Модель может использоваться на разных этапах решения задачи: Оформление краткой записи

Мама купила 4 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов купила мама? Составьте свое условие к данной модели задачи Б) ?

На тарелке лежало 7 пирожков. З пирожка съели. Сколько пирожков осталось? Во дворе гуляли 7 детей. 4 ушли домой. Сколько детей осталось? В вазе стояло 7 цветов. 3 из них красные. Сколько жёлтых цветов в вазе? Придумайте свой текст задачи Какое условие соответствует модели?

3 часа 15км/ч 18км/ч ?км Что можно сказать по данной модели? Как называются подобные задачи? Составь свою задачу по данной модели В)

Деление суммы на число Деление числа на произведение

Модели широко используются в математике при изучении темы «Дроби и доли» Нарисуйте модели следующих дробей 3 , 5 4 9

Дайте названия следующим моделям Укажите объект моделирования. Какие еще модели можно составить к данному объекту?

Внимательно рассмотрите рисунок Подберите нужную модель к каждому рисунку Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель? 3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5

Модели на уроках обучения грамоте Использование моделей слов, предложений начинается уже с первых уроков обучения чтению. Игра «Живые звуки» Какое слово получится?

При обучении письму целесообразно использовать не только звуковые модели слов, но и самостоятельно разработанные детьми алгоритмы выполнения заданий Прочитай слова Рассмотри схемы слов Соедини линией схему с соответствующим словом Подпиши под схемой соответствующее слово Проверь себя. Прочитай слово по схеме Алгоритм

1. окончание 2. основа 3. корень 4. приставка 5. суффикс В русском языке принят следующий порядок разбора слова по составу: Придумайте и запишите слова, соответствующие следующим моделям: С помощью данных условных обозначений постройте модель следующих слов: подберезовики, складка, дорога, развалина, внеклассный.

Можно построить не только модель слова, но и предложения Придумайте и запишите предложения, соответствующие следующим моделям: Составьте алгоритм разбора предложения по членам, выполните его для следующих предложений: Дети пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. Миша читает интересную книгу.

Моделирование на уроках слушания, литературного чтения Сказка Рассказ Стихотворение Пословица Загадка Басня Жанры обозначаются фигурами: ?

о Родине — о детях — о приключениях, волшебстве, фантастике — Темы чтения замещаются цветом: о природе — о животных —

Эпизод урока литературное чтение (слушание) 1 класс Дж. Харрис. Сказки дядюшки Римуса 1.В. Драгунский 2. С. Есенин 3. Х.К. Андерсен 1.А. Барто 2. В. Сутеев 3 Н. Носов ________________ Что любит Мишка _____________ Мешок яблок

Составление словесной модели героя По словесной модели узнай героя сказки, соотнеси модель с картинкой и назови героя глупый хитрый злой находчивый смелый добрый

Круглый, съедобный, живой. 2) Земноводное, принадлежит царскому роду. 3) Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения. 4) Овощ, выросший до громадных размеров. В сборе урожая участвовали: дед, баба, внучка, Жучка и другие. Определите сказку и сказочного персонажа по словесным моделям

1.Заполните модель к сказке «Репка». 2. Составьте словесную и графическую модели смерти Кощея в русских народных сказках.

женщина цветок девочка жаба жук полевая мышь крот ласточка эльф Определите, какой сказке принадлежит следующая модель

Однажды Братец Лис повстречал в лесу Братца Медведя и тот задал ему такую трепку за то, что Братец Лис и Братец Кролик не ладят. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». — Как вы думаете, возможно ли это? Придумайте историю о том, как братец Кролик и Братец Лис подружились. Л + К Творческое задание на основе словесно-графического моделирования

Что обозначают следующие модели? Когда и кем они могли быть составлены? Модели и «Окружающий мир» 1 2

Астрономы создают модели созвездий Созвездие можно изобразить и в форме фантастического персонажа. Придумайте новое созвездие. Нарисуйте его, создайте графическую модель.

Путешественники по картам составляют маршруты. Их тоже можно отнести к моделям.

Вместе с родителями нарисуй свою улицу, дом, школу так, как будто смотришь на них сверху. А затем красным карандашом проведи свой путь от школы до дома. Опасные места отметь кружком.

Пример работы ученика

Фрагмент урока в 1 классе

Укажите процесс, для которого создана следующая модель.

Моделирование на уроках «Технологии» Графическая модель звезды Обведи на бумаге 2 модели звезды Вырежи обе звездочки Отогни назад места склейки Продави линии, обозначенные пунктиром Склей обе половинки, вставив в середину ниточку Алгоритм изготовления звезды Елочное украшение «Объёмная звезда»

Таким образом, актуальность применения на уроках различных видов моделей обусловлена несколькими факторами: возможностью использования приёмов технологии развивающего обучения, оптимизацией процесса формирования универсальных учебных действий, экономией времени урока, возможностью обратиться к модели в случае затруднения, развитием монологической и диалогической речи, развитием процессов мыслительной деятельности учащихся.

Рефлексия — тема мастер-класса вас заинтересовала, вы в ней хорошо разобрались, сами часто применяете модели на уроках — тема мастер-класса вас не заинтересовала — тема мастер-класса вас заинтересовала, вы хотите узнать больше о ней ? ! —

Весь мир — открытая задача. Решай — и ждет тебя удача… А.А. Гин Успехов в творческих поисках! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

«Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня — две рыбки, всю жизнь — научи его ловить рыбу».Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ.

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая п.

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» .

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

«Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий»Цель мастер — класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне.

Мастер-класс «Моделирование — как один из способов формирования универсальных учебных действий»

Данная презентация поможет понять роль применения моделей на разных уроках в начальной школе.

Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС.

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа&raquo.

Источник

Моделирование в системе универсальных учебных действий

Моделирование в системе универсальных учебных действий

Федеральный государственный образова-тельный стандарт начального общего обра-зования в требованиях к результатам обу-чения — личностным, метапредметным и предметным — определяет программу фор-мирования универсальных учебных дей-ствий (УУД). В составе основных УУД выделяются четыре блока: личностный, ре-гулятивный (в том числе саморегуляции), познавательный, коммуникативный. В каж-дом блоке УУД выделены их виды. В одной статье осветить возможности учебного предмета «окружающий мир» для фор-мирования УУД всех блоков и видов не представляется возможным. Поэтому мы выбрали для рассмотрения один из видов познавательных УУД — моделирование.

Моделирование как действие обучаемо-го применялось с первых шагов передачи

человеком своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему вре-мени принадлежит его активное теорети-ческое осмысление, а следовательно, и бо-лее осознанное применение в практике.

Так что же такое моделирование? Название этого способа действия прои-

зошло от слова «модель». Определение спо-соба находим у Н.М. Амосова, В.А. Штофа, А.Ф. Кузина, в энциклопедических и фило-софских словарях. Модели бывают матери-альные (вещественные) и идеальные (умо-зрительные). К материальным моделям относятся, например, глобус, модели термо-метра, цветка, сердца, внутреннего строе-ния человека. Идеальные — это мысленно построенные модели. Одни идеальные мо-дели создаются на основе анализа предме-тов и явлений реальной действительности

и их переноса в виде знаково-символиче-ских средств на бумагу, доску, в компьютер. В качестве таких знаково-символических средств используются различные условные знаки, рисунки, схемы, таблицы, диаграм-мы, формулы и т.д. Примерами таких моде-лей являются символы для обозначения по-годы, условные знаки плана и карты, нави-гационные сигналы в учебниках и рабочих тетрадях1. Другие идеальные модели стро-ятся из чувственно-наглядных элементов. Такими моделями являются различные схемы (например, развития растения из се-мени или связей отдельных компонентов природы между собой), инструктивные ри-сунки (например, правила ухода за комнат-ными растениями), планы и карты.

Не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как учебное действие. Ряд авторов изучение ребенком готовой модели считают применением учебного действия моделирования. Мы придерживаемся другого мнения. Если на урок принесена готовая модель (глобус, скелет человека, заранее начерченная схе-ма), то мы имеем дело с моделью как на-глядным пособием. Моделирование выпол-няет функцию УУД только тогда, когда ре-бенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятель-ности получает информацию о моделируе-мом предмете или явлении. Отличие поня-тий «модель» и «моделирование» отчетли-во прописано А.Ф. Кузиным. Он определя-ет моделирование как «изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования (курсив наш. — З.К.) его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сто-рон, интересующих познание. Модель всег-да соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удоб-ной для исследования изучаемого объекта» (А.Ф. Кузин). Как видим, А.Ф. Кузин рас-сматривает моделирование как процесс соз-дания модели.

В нашем УМК использование модели-рования как учебного действия предусмот-

рено рядом практических работ. Так, дети моделируют формы земной поверхности, различные виды водоемов, фрагменты со-обществ. Для создания таких моделей ис-пользуются песок, глина, пластилин и дру-гие материалы. Учащиеся также сами вы-черчивают в тетрадях модели направлений сторон горизонта, схемы развития растения из семени и образования родника, создают модели местности, рисуют путь движения (в виде плана) и т.д. В создаваемой модели можно специально выделять (применением разных цветов, раскрашиванием) те свой-ства, признаки объектов и явлений окружа-ющего мира, на которые следует обратить особое внимание. При этом усиливается учебная роль моделирования и созданных детьми моделей.

Итак, понятия «модель» и «моделирова-ние» нельзя воспринимать как однознач-ные. Модель — это некий готовый, кем-то созданный, материальный или идеальный продукт. Моделирование — это процесс, в котором идет создание продукта и одновре-менно его познание.

Каково же значение моделирования в учебном процессе? Почему вместо самого объекта или явления нужно брать его мо-дель или создавать его модель?

Моделирование имеет огромное значе-ние в реализации личностных, метапред-метных и предметных требований к резуль-татам обучения. Оно является способом ис-следования действительности, а значит, формирования и развития исследователь-ских навыков, способом получения такой информации о предметах и явлениях, кото-рую невозможно получить другим путем.

В процессе создания модели идет интен-сивное овладение информацией о модели-руемом объекте или явлении, об отдельных его свойствах, отношениях, связях. Моде-лирование позволяет получить информа-цию об объектах и явлениях окружающего мира, которые нельзя принести в класс для изучения, нельзя увидеть целиком в окру-жающем мире. В этом нетрудно убедиться, если проанализировать перечисленные вы-ше модели. В самом деле, для формирова-

1 Конкрет торов З.А. К ные примеры моделей и моделирования приводятся по УМК «Окружающий мир» ав-лепининой и Н.И. Ворожейкиной.

ния представлений о земном шаре изучае-мый объект невозможно внести в класс и предъявить ученикам, а рисунок или табли-ца дадут лишь плоскостное его изображе-ние. И только сама модель, каковой являет-ся глобус, способна в максимально возмож-ной степени полно (в сравнении с другими имеющимися наглядными пособиями) соз-дать у учащихся образ планеты Земля.

Модель и моделирование позволяют формировать целостное представление о довольно длительно протекающих процес-сах, когда наблюдение возможно, но неце-лесообразно. Например, дети должны уз-нать, как развивается растение из семени. Можно посадить семя какого-то растения и неотрывно наблюдать процесс его развития до нового семени. (Наблюдение может дать целостное представление о развитии расте-ния только в том случае, если оно выполня-лось непрерывно в течение всего вегетаци-онного периода.) Очевидно, что такой спо-соб получения информации абсолютно нерационален. Достаточно провести наб-людения отдельных этапов развития расте-ния и составить на их основе модель-схему, которая и даст целостное представление о данном процессе. Аналогичный подход применим к изучению процессов развития насекомого, лягушки и т.д.

Модель и моделирование дают возмож-ность выделить недоступные простому наблюдению свойства и отношения объек-тов, процессов, их частей. Так, широко представленные в наших учебниках моде-ли-схемы связей в окружающем мире поз-воляют увидеть взаимоотношения и взаи-мосвязи отдельных этапов этих процессов, установить их последовательность, нагляд-но увидеть (а значит, и глубже понять) эко-логические связи в природе, которые лежат в основе сущности экологического образо-вания.

Как было указано выше, моделирование предполагает создание учеником модели в ходе практических действий, а не предъяв-ление ее ребенку в готовом виде. При этом к изучению объекта подключаются еще и другие, кроме зрительного анализатора, ор-ганы чувств. Это позволяет формировать более точные и полные представления. В процессе моделирования исследуемые сто-

роны оригинала могут быть изучены значи-тельно легче, чем при непосредственном его наблюдении. Моделирование сокращает процесс исследования каких-то длительно протекающих процессов, например, назван-ный выше процесс развития растения из се-мени, который длится в течение целого ве-гетационного периода.

Следующей существенной положитель-ной стороной моделирования является то, что этот способ исключает формальную пе-редачу знаний учащимся: изучение объекта, явления протекает в ходе активной практи-ческой и умственной деятельности ребенка. Всякая модель представляет собой един-ство чувственного, наглядного и логическо-го, конкретного и абстрактного. Процесс создания модели всегда сопряжен с выбо-ром вариантов действий, с необходимостью придумывать какие-то новые подходы, де-лать какие-то предсказания. Очевидно, что применение моделирования развивает и конкретно-образное, и логическое мышле-ние, а также творческие способности ребен-ка. Важно и то, что в познавательном про-цессе с использованием моделирования ра-ботают разные анализаторы, — это способ-ствует развитию сенсорной сферы детей. Велика роль моделирования в развитии пространственных представлений, что осо-бенно важно именно в младшем школьном возрасте. Применение этого способа в учеб-ном процессе развивает у детей умение за-мещать получаемую информацию символа-ми, знаками, что позволяет сохранять боль-ший объем информации в меньшем форма-те при значительной экономии времени. Например, подробные описания состояния погоды можно заменить несколькими ус-ловными знаками, словесную характерис-тику местности — ее планом и т.п. Модели-рование как учебное действие способствует развитию у детей информационной культу-ры, которая предполагает освоение инфор-мации, овладение умением замещать ин-формацию знаково-символическими сред-ствами. Моделирование — средство овладе-ния одним из важнейших умений — умения учиться.

Вместе с тем это учебное действие имеет и некоторые отрицательные стороны. Моде-ли строятся по принципу эффективных уп-

рощений. В самом деле, модель отражает объект или явление в обобщенном виде, упуская какие-то подробности, детали и, напротив, усиливая существенные стороны. Поэтому возможно некоторое несходство модели с оригиналом. Вследствие этого уче-ник как бы недополучает какую-то инфор-мацию. Однако чаще всего отсутствие этой информации не оказывает существенного отрицательного влияния на знания о дан-ном объекте, явлении. Например, знание о развитии насекомого как о последователь-ном процессе от яйца до имаго (взрослого насекомого) не будет менее качественным, если ученик не проследит за отдельными его этапами и не зафиксирует появление постоянных изменений (их не всегда можно заметить даже при самом тщательном пос-тоянном наблюдении). Ценность модели как раз и состоит в том, что она позволяет дать знания, исключив многочисленные, сходные между собой элементы.

К недостаткам моделирования следует отнести потребность в специальных мате-риалах, оборудовании, необходимость запо-минания и соблюдения учащимися допол-нительных правил гигиены. У младших школьников еще слабы и практические умения, и навыки — это может негативно отразиться на качестве создаваемой моде-ли, ее эстетичности. Дети данного возраста испытывают некоторые трудности при за-мещении словесной информации знаково-символической. Однако использование мо-делирования обычно вызывает особый ин-терес учащихся и имеет положительные ре-зультаты.

Каков же общий план применения моде-лирования как учебного действия?

1. Первоначальное ознакомление с объ-ектом (процессом) путем наблюдения от-дельных его составляющих; постановка опытов, работа с наглядными пособиями, текстом и т.д.

Последующее моделирование может быть основано на одном или нескольких пе-речисленных видах деятельности. Поэтому перед организацией данного этапа учителю необходимо четко определить виды дея-

тельности и обеспечить их необходимым оборудованием.

2. Анализ полученных детьми восприя-тий и представлений в ходе обсуждения, нахождение общих признаков, сторон изу-чаемых предметов и явлений, определение ведущих этапов явления, существенных признаков объекта.

3. Построение каждым учеником иде-альной (мысленной) модели в ходе само-стоятельной работы.

4. Коллективное обсуждение вариантов моделей.

Ученик, предлагающий свою модель, может ее изобразить на бумаге (доске) и ис-пользовать как наглядность к своей сначала мысленно построенной, а затем словесно излагаемой модели.

5. Выбор формы предъявления модели (схема, рисунок, таблица, символ, матери-альная модель и т.д.).

Данный этап может быть и коллектив-ным, и самостоятельным, индивидуаль-ным — это зависит от возраста учащихся (класса обучения) и частоты применения моделирования в учебном процессе.

6. Самостоятельное моделирование объ-екта, явления.

7. Контроль (учителем), взаимоконт-роль и самоконтроль соответствия создан-ной модели оригиналу.

8. Использование созданной модели в учебном процессе (не обязательно на дан-ном уроке).

Таким образом, модель является сред-ством обучения, а ее создание — моделиро-вание — способом действия, в котором идет процесс получения информации и развития личности ребенка.

Нередко моделирование отождествляют с проектированием. Это разные виды учеб-ных действий. И при моделировании, и при проектировании продуктом деятельности может быть модель. Разница состоит в том, что при моделировании модель передает объект (или процесс), который уже есть в действительности, а при проектировании создается продукт, который будет реализо-ван в будущем.

Источник

Читайте также:  Народная способы лечения сахар
Оцените статью
Разные способы