Моделирование как способ обучения

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста

Ольга Олейник
Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста

Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Слайд2 Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том,что:

использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

— облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

— применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд3 Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д. Б. Эльконин, Л. Е Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для формирования представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л. И. Цеханская, Ю. Ф. Гаркушина, в конструировании (Л. А. Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели). В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Слайд 4 Модели условно делятся на три группы

1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции.

Слайд5 (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)

Слайд6 Макет «Чудо-дерево»— это своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, который можно включить практически в любой вид деятельности в качестве его составной части, позволяя повысить интерес

детей, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма.

Слайд7 2. Предметно-схематические модели.

Слайд8 Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).Например: схема роста растения. По ней дети могут рассказать этапы роста. Схемы «Состояния воды» — делать выводы о свойствах воды. Наблюдая за природой на прогулке сравнивать явления и предметы природы. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счёт введения сравнительных прилагательных: «Летом день длинный, а осенью короткий», «Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее».

Слайд 9 3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Слайд10 Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольнойпедагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Читайте также:  Кеторол уколы способ применения

Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.

Коротко коснусь методики обучения детей графическим моделям или графической аналогии. СЛАЙД 12

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть самое главное (как бы используя прием свертывания). С чего начинать?

Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре дети знакомятся с условным обозначением любых предметов, учатся классифицировать, развивают коммуникативную активность. (практически с педагогами)

Нарисуйте на листе, например кружочки, это могут быть и треугольники, и квадраты –любая геометрическая фигура и при этом перечисляете: «Это яблоко, это груша, это слива» и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают назвать недостающие.Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «Что вы перечислили? (Фрукты? Тогда круг – это что?Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг – это сад, корзина, ваза, тарелка, магазин, рынок, блюдо, натюрморт… Когда иссякнут детские ответы,говорите: «Нет, это не фрукты, это…», — можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или – в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети – здесь большой простор для работы. Главная цель игры – показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше – предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты – кружочком; мебель, дома – прямоугольником; человека – треугольником. Этим вы закрепите у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Удобнее всего это делать в режимных моментах. Надо помнить, что количество линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор. Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка, что означает. (практика с педагогами)Показываю карточку с изображением круга и спрашиваю: «На что похоже?»Ответы будут разные: мяч, круг, колесо, солнышко. «А давайте сделаем так, чтобы солнышко светило». Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Каждый ребенок самостоятельно придумывает свой символ, объясняет, почему нарисовал так, а не иначе, затем при обсуждении выбирается наиболее подходящий.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая яростно лает, припадая на передние лапы, или роль взъерошенного котенка, у которого шерсть приподнята кверху.

При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов, состояния (весело, жалобно, испуганно и т. д) для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне. (практика с педагогами на эти две загадки)

• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

• Круглая, но не мяч, желтая, но не тыква, с хвостом, но не мышь

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать свою мнемотаблицу, подобрать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. (предложить педагогам стихотворение. Работа.)

Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. СЛАЙД 13

И так, давайте подведем итог нашей встречи и вместе составим этапы обучения моделированию дошкольников:

1. Детям предлагается описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки и сходства.

3. Постепенное увеличение количества сравниваемых объектов

4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.

5. Создание элементарных моделей воспитателем и детьми (рыбы, птицы. Звери, растения и т. д.)

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: СЛАЙД 14

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Читайте также:  Носогубные складки домашним способом

применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов,но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Таким образом, моделирование – это метод, использование которого позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка.

Источник

МОДЕЛИРОВАНИЕ — наглядно-практический метод обучения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — наглядно-практический метод обучения.

Воспитатель Старовойтова Л.В.

МБДОУ №86 г.Смоленска «Сударушка»

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать моделирование.
МОДЕЛИРОВАНИЕ — наглядно-практический метод обучения.
В основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ:
предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек. Предметная модель — глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе; различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.) .
графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты.

ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:
заместители.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
1) геометрические фигуры или полоски;
2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;
3) планы и условные обозначения, используемые в них;
4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.) .
пиктограммы.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
1) как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
2) как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
3) как средство, облегчающее развитие общения, речи;
4) как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии;
5) как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.
Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце, схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
мнемотаблицы.
Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) : таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:
– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МОДЕЛЬЮ.
Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:
— предварительное ознакомление с самими реальными предметами;
— замещение, перевод на знаково – символический язык (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно) ;
— построение модели;
— работа с моделью.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ МОДЕЛЕЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Методика введения моделей в процесс познания должна учитывать ряд обстоятельств:
1. Модель упрощает объект, представляет лишь его отдельные стороны, отдельные связи. Следовательно, модель не может быть единственным методом познания: она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей, то или иное существенное содержание в объекте. Это означает, что условием введения моделей в процесс познания является предварительное ознакомление детей с самими реальными предметами, явлениями, их внешними особенностями.
2. Введение модели требует определённого уровня сформированности умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений; образного мышления, позволяющего замещать объекты; умения устанавливать связи. И хотя все эти умения формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их, освоения и самой модели и использования её в целях дальнейшего познания требуется уже достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.
3. Использование модели в целях познания существенных особенностей объектов требует предварительного освоения детьми модели. При этом простые предметные модели осваиваются, детьми достаточно быстро. Более сложные связи требуют более сложных предметно-схематических моделей и особой методики. При этом дети сначала включаются в процесс создания модели, который увязывается с наблюдением и анализом моделируемого явления.
Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст) научиться работать с ними.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Моделирование в математическом развитии детей.
а) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «числовых цепочек ».
б) Широко используются модели при формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года. Например, модель частей суток может состоять из сюжетных картинок, отражающих деятельность человека в разные отрезки суток.
в) Для ориентировки в пространстве используется модель «комната».
Модель состоит из макета комнаты и предметов мебели. Сначала ребёнок обследует макет, запоминает расположение мебели, а далее играет и рассказывает, где находятся разные предметы и вещи.
г) Модель «Числовые домики» и «Числовая лестница» также используются в работе при формировании математических представлений.
Моделирование в развитии связной монологической речи.
а) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих и описательных рассказов, рассказов по сюжетной картине.
б) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
в) Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок.
г) Пересказ сказок, художественных произведений.
д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.
е) Творческая сказка по силуэтным изображениям.
Моделирование в экологическом воспитании детей.
а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
б) Можно использовать карточки-модели, отражающие общие признаки .
в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями.
г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) .
е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
Моделирование в изобразительной деятельности.
Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
Дети знакомятся с предметным миром, его объектами, познают окружающий мир, взаимоотношения в обществе через наглядные модели, которые способствуют их четкому представлению (вид, структура, форма, назначение и т. д.) .
Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Читайте также:  Пароходный это суффиксальный способ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы