- Управление результативностью организации
- Методики измерений и результативность организации
- Сбалансированная система показателей
- Опыт компании Norwich Union Insurance
- Модель Европейского фонда управления качеством (EFQM)
- Метод экономической добавленной стоимости
- Другие экономические методы измерения стоимости
Управление результативностью организации
Раздел: Стратегия | |
Автор(ы): Майкл Армстронг, Анджела Бэрон, глава из книги «Управление результативностью» | размещено: 16.09.2014 обращений: 8196 |
Таких подходов существует множество, но какой бы из методов ни практиковался в компании, необходимо позаботиться о его разумном применении. В страховой компании Norwich Union Insurance существует «информационная панель». Она отображает в корпоративной сети данные по управлению, которые используются на ежедневных оперативных совещаниях команд. Вот как описывает это Мари Сигсуорт (Mary Sigsworth), директор по персоналу клиентской службы:
Мы предоставляем менеджерам информацию в виде структурированной системы показателей. Таким образом, они постоянно в курсе результатов нашей деятельности, это позволяет им лучше определить, какие меры необходимо предпринять для увеличения вклада своих подчиненных в деятельность компании — то есть развивать человеческий капитал. Методики измерений и результативность организацииДжек Уэлч (Jack Welch), бывший генеральный директор General Electric Company, говорил, что тремя самыми важными аспектами в бизнесе являются удовлетворение запросов потребителей, удовлетворение запросов сотрудников и поток финансовых средств. Эти три основных аспекта определяют различные способы измерения результативности, которыми в частности являются: сбалансированная система показателей, модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), экономическая добавленная стоимость (EVA) и другие традиционные экономические методологии, описанные далее. Сбалансированная система показателейКонцепция сбалансированной системы показателей, изначально разработанная Капланом и Нортоном 1 , решает комплексную задачу. Их идея: «То, что ты замерил, то и получил». Особо они акцентируют тот факт, что:
Исходя из вышесказанного, Каплан и Нортон разработали так называемую «сбалансированную систему показателей» — это набор метрик, позволяющих высшему руководству оперативно получить полное представление о состоянии дел в компании. Их система показателей требует от менеджеров ответа на четыре основополагающих вопроса, что подразумевает анализ бизнеса с четырех соответствующих перспектив:
Каплан и Нортон полагают, что в сбалансированной системе показателей «основной акцент ставится не на контроле, а на стратегии и концепции развития компании». Они говорят, что хотя система определяет цели, предполагается, что люди будут применять поведенческие модели и предпринимать необходимые действия для достижения поставленных целей:
Они утверждают, что данный подход к управлению результативностью согласуется с новыми инициативами, которые предпринимаются многими компаниями в таких областях, как непрерывное совершенствование, многофункциональная интеграция и коллективная, а не индивидуальная ответственность. Каплан и Нортон подчеркивают, что создание системы показателей позволяет компании сбалансировать бюджет и стратегические цели. Они обращают особое внимание на то, что предложенный ими метод может помочь связать трудовую деятельность отдельного сотрудника с общей стратегией компании:
Они приводят в пример группу разведки месторождений крупной нефтяной компании (Shell), которая разработала методику, стимулирующую сотрудников самостоятельно ставить личные цели, согласующиеся с целями компании. Их «личная карта сбалансированных показателей» содержала три уровня информации:
Командам и отельным сотрудникам необходимо определить, каким образом их цели соотносятся с целями структурных единиц и всей компании, обозначить какие именно инициативы они предлагают для достижения своих целей, перечислить до пяти показателей эффективности для каждой цели, а также определить критерии оценки достижения этих целей. Личная карта сбалансированных показателей призвана доносить корпоративные цели всем сотрудникам компании. Она «передает целостную модель, которая связывает усилия и достижения индивидов с целями структурных единиц» (Каплан и Нортон, 1996) Таким образом, она может быть встроена в качестве процесса управления результативностью на уровне отдельного сотрудника, команды, структурной единицы или всей компании. Обобщая, идеи Каплана и Нортона (1996) можно сформулировать следующим образом:
Опыт компании Norwich Union InsuranceМари Сигсуорт, директор по персоналу клиентской службы, объяснила нам, каким образом в Norwich Union Insurance применяется сбалансированная система показателей:
Система сбалансированных показателей позволяет осуществлять планирование на четыре года вперед с постановкой конкретных целей и задач. Затем это транслируется в командные и индивидуальные цели и задачи. Глава корпорации очень серьезно относится к тому, чтобы каждый сотрудник обладал четким пониманием миссии компании и ясно представлял какова его роль в достижении поставленных целей и задач Norwich Union Insurance. Все связано со сбалансированной системой показателей. Принципами трудовой морали у нас регулиру ется управление результативностью, планирование преемственности, обучение и развитие. Также в рамках системы сбалансированных показателей мы разработали ряд способов оценки нашей деятельности на некоторых уровнях. Например, исследование лидерства, проводимое ежеквартально. Мы просим каждую команду ответить на вопрос: «Что вы думаете по поводу стиля лидерства вашего непосредственного руководителя?». Кроме того, в системе сбалансированных показателей важное место отведено интересам клиента. Высокая моральная планка плюс удовлетворение запросов потребителей — и мы получаем ситуацию: «выиграл-выиграл» («win/win»). Модель Европейского фонда управления качеством (EFQM)Методика, представленная EFQM, как показано на рисунке ниже, свидетельствует, что удовлетворение потребностей клиентов, интересов персонала и влияние на общество достигается через лидерство. Оно определяет политику и стратегию компании, управление персоналом, ресурсы и процессы, приводящие к достижению высоких результатов бизнеса. Модель базируется на следующих девяти положениях:
Политика и стратегия — каким образом компания формулирует, раскрывает и пересматривает свою политику и стратегию, а также трансформирует ее в конкретные планы и действия. Управление персоналом — каким образом компания раскрывает потенциал своих сотрудников. Ресурсы — каким образом компания эффективно и разумно управляет ресурсами. Процессы — каким образом компания определяет, управляет, анализирует и улучшает свои процессы. Удовлетворение потребностей клиентов — каковы достижения компании в плане удовлетворения потребностей внешних клиентов. Удовлетворение интересов персонала — каковы достижения компании в плане удовлетворения потребностей персонала. Влияние на общество — каковы достижения компании в плане удовлетворения потребностей и ожиданий локального, национального и международного сообщества в целом. В компаниях, внедривших модель EFQM, признается важность измерения результативности и ведется постоянная работа по совершенствованию методик измерения. При этом отдается отчет в том, что одним измерением результативность не повысить. Часто менеджеры направляют основные усилия на анализ, не уделяя должного внимания собственно решению выявленных проблем. Они считают, что главное — это сконцентрироваться на инструментах реализации и процессах. Модель EFQM может оказать содействие управлению результативностью следующими способами:
Метод экономической добавленной стоимостиПоказатель экономической добавленной стоимости (EVA) представляет собой разницу между операционной прибылью компании после удержания налогов и стоимостью использованного для ее получения инвестированного капитала компании. Стоимость капитала включает в себя стоимость акционерного капитала — что акционеры рассчитывают получить с помощью дохода с капитала. Основная идея метода экономической добавленной стоимости заключается в том, что для компании недостаточно просто получить прибыль. Необходимо также обосновать стоимость капитала, куда входит стоимость акционерного капитала. В противном случае инвесторы не получат хорошего дохода. Большинство традиционных показателей эффективности компании, такие как прибыль на акцию (EPS), не учитывают стоимость капитала в бизнесе. Другие экономические методы измерения стоимостиСейчас ведется много споров вокруг вопроса: как наилучшим способом измерить результативность компании в плане ценности, созданной для акционеров. Это не просто дебаты о методиках измерения. Тот способ, которым компания измеряет ценность, окажет сильное влияние на управление ею, затрагивая, таким образом, все процессы управления результативностью. В настоящее время предпочтение отдается методу EVA. Другие методики используют следующие понятия:
Добавленная рыночная стоимость — разница между рыночной капитализацией компании и стоимостью чистых активов; положительная разница является показателем благополучия фондового рынка. Возврат финансового потока на инвестиции (CFROI) — сравнение финансовых потоков с поправкой на инфляцию с валовой прибылью с учетом инфляции для нахождения возврата финансового потока на инвестиции. Все вышеперечисленные показатели фокусируются на создании стоимости для акционеров. Они не имеют отношения к другим аспектам корпоративной деятельности и не принимают во внимание потребности других заинтересованных лиц. Другие более традиционные финансовые показатели включают в себя: коэффициент рентабельности собственного капитала, рентабельность вложенного капитала, прибыль на акцию, отношение рыночной стоимости акции к прибыли на акцию и производительность на одного работающего (продуктивность). Источник |