Модальность восприятия: как определить ведущую систему восприятия
«Все, что творится в мире,
мы видеть и слышать должны.
Для этого нам добрым Богом
глаза и уши даны»
Это форма того, как мышление и память воспринимают и представляют информацию. Человек для восприятия мира использует органы чувств. Кроме слуха и зрения используются осязание, вкус и обоняние.
Слышим, видим, осязаем?
Зрелая личность руководствуется всеми пятью «инструментами» восприятия. Так она открывает для себя наиболее полную картину мира. Однако, хочет того человек или нет, чаще всего он предпочитает какой-либо один способ восприятия (иногда несколько) остальным. Получается, что он мир сначала «слышит» или ему нужно сперва дотронуться, прикоснуться, и только потом он будет готов выслушать. При условии, что ощущение пришлось ему по вкусу. Психология называет подобное явление модальностью восприятия. Но что это и зачем человеку знать, какие органы чувств превалируют в осознании происходящего?
Люди воспринимают мир пятью основными способами, при помощи органов чувств:
Мозг трансформирует полученную таким образом информацию, называемую сенсорной, в некое представление, определенную модель, которая и служит картиной мира. Это явление отражено в древней притче о трех слепых мудрецах, пытавшихся представить себе слона. Один щупал его хобот, другой ногу, а третий – хвост. Ясно, что их определение одного и того же предмета разнились. Поскольку они были лишены зрения, то не могли составить полную картину и предвидеть, что слон опасен. Все трое руководствовались кинестетической модальностью – воспринимали мир на ощупь, мыслили образами.
Так, существует несколько моделей восприятия и обработки информации, поступающей извне, которые характерны для большинства людей. И даже зрячие люди порой больше полагаются на органы осязания, внутренние ощущения, называемые интуицией, нежели на свои глаза. Другие обращают больше внимания на то, что видят или слышат. Есть еще категории людей, которые предпочитают мир «нюхать» или «пробовать на вкус». Но такие встречаются реже тех, кто предпочитает смотреть или трогать.
Важно. Модель восприятия, доминирующая в отношении человека с окружающим миром, определяет то, как он получает, обрабатывает и ассимилируют информацию. Способ, на который полагаются больше и чаще остальных, называют доминантной модальностью или репрезентативной системой.
Основные виды модальностей
Когда человек использует для познания и осознания окружающей действительности тактильные ощущения, чувства, щупает, касается, трогает, он задействует кинестетическую модальность. Существует еще визуальная и аудиальная репрезентативные системы. Некоторые люди полагаются на внутренние ощущения, ориентированы на внутренний диалог. Такая модальность называется аудиально-дигитальной, но она встречается так же редко, как обонятельная или вкусовая.
Классификация репрезентативных систем (модальностей) основывается на органе чувств, который чаще других определяет отношение человека к происходящему.
Визуалы
Так называют людей, воспринимающих информацию по большей части зрительно. Для них характерно:
- соблюдение дистанции в общении;
- установка зрительного контакта.
- красивый, аккуратный почерк;
- стремление к порядку везде и во всем.
Таких людей мало беспокоит посторонний шум. Однако им тяжело воспринимать информацию на слух. Их речь изобилует словами (будь то глаголы или прилагательные), которые связаны со зрением. Они «смотрят», «наблюдают картину», употребляют словосочетания:
- «на первый взгляд»;
- «казалось бы»;
- «как видите»;
- «Я вижу, что ваша позиция правильна;;
- «Хоть убейте, не вижу толка в ваших рассуждениях».
На заметку. Зрительная память визуалов почти безупречна – они запоминают «картинами, образами», славятся умением быстро и точно решать задачи.
Аудиалы
Людей, которые воспринимают мир «на слух», выдает привычка проговаривать слова, когда они читают или пишут. Делают они это, как правило, беззвучно, но при этом весьма заметно шевелят губами, покачивают головой. Создается впечатление, что они говорят сами с собой.
Другие отличия людей, у которых развита аудиальная модальность восприятия:
- Хорошо подражают голосам других людей, звукам природы.
- Прекрасно умеют декламировать.
- Отвлекаются на шум.
- Широко употребляют слова, связанные со слухом. Например, обращаются к другим со словами «Послушайте».
- У них хорошо развита слуховая память.
- Взгляд во время общения направлен посередине.
- Общаясь, часто используют слова и выражения, связанные со слухом. «Я слышу ваше отчаяние», «Я слышу, что вы говорите правду».
Это интересно. Аудиалы с легкостью повторяют услышанную информацию.
Кинестетики
Этим людям необходимо осязать. Для них существенную роль играют эмоции и внутренние ощущения:
- При общении они часто касаются другого человека.
- Они сопровождают свою речь обильной жестикуляцией.
- У них живая мимика.
- Не обращают внимания на беспорядок.
- Могут писать неразборчиво, неряшливым почерком.
- Любят вертеть в руках различные предметы, иногда даже грызть их.
- У таких людей развита телесная память, они «запоминают» телом.
- Словарь изобилует выражениями, связанными с телесными ощущениями. «Я чувствую, что вы говорите правду», «В ваших рассуждениях ощущается уверенность».
- Они более чувствительны и эмоциональны, чем аудиалы и визуалы.
Важно. Ккинестетик не может похвалиться ни быстротой в решении задач, ни молниеносностью в повторении услышанного. Им требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться и воспринять информацию.
Как определить, кто ведет
Чтобы установить доминирующую модальность, личность должна ответить на простые вопросы, к примеру:
- Станет ли человек носить одежду, потому что она красива, но не слишком удобна?
- Какую роль играет оформление зала, если сюда пришли затем, чтобы слушать музыку?
- Важно ли, как звучит голос того, к кому человек прикасается?
- Принадлежит ли личность к тем, кому надо один раз увидеть, чем три раза услышать?
- Человек доверяет посторонним на основании своих внутренних ощущений, руководствуется ли внешним видом или же ему важно, что другой говорит?
Из ответов становится понятно, чем руководствуется личность, какой канал предпочитает использовать для восприятия и обработки информации:
- Неряшливый внешний вид, неоформленный зал «царапают» взгляд визуала.
- Прекрасная музыка полностью компенсирует безвкусные декорации для аудиала.
- А удобно устроившийся в кресле кинестетик вообще не заметит оформления, но не сможет насладиться музыкой, пока сидячее место не нагреется до приятной температуры.
Полезно знать. Чаще всего у человека доминирующим является не один, а сразу несколько каналов. Он может использовать их для разных целей, например, получать информацию, читая и проговаривая слова про себя (аудиальная плюс визуальная модальность), а передавать, эмоционально пересказывая, перемежая речь жестами (аудиальная плюс кинестетическая модальность).
Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия
Людям желательно понимать, какая модальность у них является ведущей. Это знание помогает человеку не только стать интересным собеседником, но и позволяет овладеть техниками убеждения:
- Личность, которая хорошо разбирается в модальностях восприятия, лучше понимает других, значит, быстрее и эффективнее может успокоить и убедить оппонента в случае необходимости.
- Осознание собственной ведущей модальности помогает «раскусить» недоброжелателя, авантюриста или просто лжеца.
- Человек, который ориентируется в собственной системе восприятия, найдет общий язык со своими детьми.
- Если возникнет необходимость выступать на публике, знание ведущей модальности поможет установить контакт с аудиторией.
- Так же понимание себя ведет к принятию правильных, эффективных решений.
На заметку. Человеку полезно не только знать свою ведущую систему восприятия информации, но и развивать те модальности, которые выражены слабее.
В притче о слоне слепые мудрецы использовали только один канал восприятия – кинестетический – не смогли понять, чем является «предмет». А животное, в конце концов, раздавило ученых мужей просто потому, что они не отошли вовремя и не уступили ему дорогу. Если бы мудрые люди подключили аудиальный канал восприятия или воспользовались бы чужим визуальным каналом, они бы быстрее поняли, что собой представляет слон.
Сильные развитые модальности помогают воспринимать мир более красочно, наслаждаться всеми жизненными проявлениями, выносить пользу из ситуаций и событий, которые прежде казались вредными, бесполезными, скучными.
Новое видео:
Источник
Модальности восприятия и представления информации
Тема 4. Репрезентативные системы и процесс учения.
1. Репрезентативные системы – модальности восприятия и представления информации. Репрезентативные системы и процесс обучения.
3. Упражнения на определение предикатов и идентификацию репрезентативних систем.
4. БИАС-тест Льюиса (Lewis В. А.), Пуцелика (Pucelik F.).
5. Рекомендации по повышению успешности учебной деятельности с помощью ведущих репрезентативных систем.
Репрезентативные системы –
модальности восприятия и представления информации
(М.Гриндер, Л. Ллойд, Х. Альдер, Д. Молден, Ж Эйхер)
Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств, и каждый человек обладает индивидуально-психологическими особенностями восприятия.
Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная: оптического канала связи – 1,6 × 10 6 бит/сек; акустического – 0,32 × 10 6 бит/сек; тактильного – 0,13 × 10 6 бит/сек. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации. Чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу) (поэтому во время лекции рекомендуется смотреть на лектора), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.
Обычно выделяют следующие модальности восприятия:
1)визуальную(зрительную);
2)аудиальную(слуховую);
3)кинестетическую(телесных ощущений); (в отличие от отечественной академической психологии, где под кинестетическими подразумеваются либо мышечные, либо суставные ощущения, в НЛП кинестетика включает в себя и обоняние, и осязание, и тактильные ощущения и, собственно кинестетику)
4)обонятельно-вкусовую.
Одна из модальностей у человека обычно доминирует (её называют ведущей или основной), остальные же являются сопутствующими.Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания. Именно благодаря основной модальности восприятия осуществляется максимальный доступ к информации.
В каждом человеке развиты способности всех репрезентативных систем. Но необходимо обращать внимание на ту, которая является «ведущей», т.е. той, которой студент «пользуется» чаще, чем остальными репрезентативными системами. У некоторых одинаково хорошо развиты два, а в редких случаях и три канала восприятия. В исследованиях выявлена определенная взаимосвязь между типом ведущих репрезентативных систем учащихся и успешностью их обучения. Те учащиеся, у которых хорошо развиты все три или две модальности восприятия находятся в процессе обучения в более благоприятном положении. В работах по нейролингвистическому программированию доказывается, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной деятельности, главная роль принадлежит ведущей модальности. В зависимости от развитости репрезентативных систем выделяют подгруппы мономодальных, бимодальных и полимодальных учащихся.
Достоверно известно, что в начальную школу учащиеся поступают преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные познают реальность, овладевают учебной деятельностью прикасаясь, собирая и разбирая. Между третьим и четвертым классами обучение меняется, и большую часть информации учащиеся получают на слух. Ученики, которые не адаптировались к этому методу, попадают в затруднительное положение в условиях школьной жизни. Учащиеся старших классов сталкиваются с более абстрактным, символическим, графическим содержанием. Стиль обучения становится визуальным. Ученики «аудиалы» и «кинестетики» попадают в разряд проблемных, для которых необходима коррекционная работа, где развивается отстающая модальность учащегося. В каждом классе 15-20% учащихся, испытывающих: трудности в обучении, -это преимущественно «аудиалы» или «кинестетики». Большинство же отстающих учащихся — «кинестетики». Некоторое время эта категория учеников может работать достаточно функционально, но определенную часть времени у них забирает так называемая трансляция, что и является первой преградой к успешному овладению учебным материалом. Дело в том, что любая информация у этой категории учеников, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность, которая переводит ее в память и позволяет достичь понимания. Когда информация совпадает с ведущей модальностью,ученики справляются и хорошо запоминают определенную часть урока. Когда же учитель переключается с ведущей модальности на другую, ученик вынужден «транслировать» информацию на другой канал. Такой перевод требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя), в результате чего появляется серия пробелов в информации. В этом случае задача учителя определить подходящий стиль обучения, основанный на соответствии модальности восприятия при подаче информации,или основываться на многосенсорном обучении. «Точкой перегиба» от кинестетической к визуальной и аудиальной репрезентациям можно считать возраст 11-13 лет, когда происходит массированная перестройка модальной структуры восприятия.
Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых доминирующая, то примерно так же он отражает и свой внутренний мир. Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, человек должен «получить доступ» к собственной информации, к своим собственным бессознательным процессам.
Модальная система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию — репрезентативной (от английского слова REPRESENT, означающего воспроизведение), а система, сверяющая полученный результат — референтной.
Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.
Основная характеристика ярко выраженного, визуального студента: «видеть слова глазами мозга». Когда он слушает лекцию, то быстро представляет полученную информацию в виде картинок. Для того чтобы представить, он поднимает голову вверх и как будто читает то, что говорят.
Визуальная система самая быстрая и речь такого студента отличается от представителей других репрезентативных систем высокой скоростью. Чтобы понять, что перед нами именно «визуал», необходимо внимательно прислушаться, как он описывает свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковых коммуникаций.
Человек, ориентированный визуально, как правило, организован, ориентирован на внешний вид, он тщательно выбирает, запоминает графические изображения, меньше увлекаем шумом. Он с трудом запоминает словесные инструкции, с большим удовольствием читает, нежели слушает. В процессе обучения нуждается в общем обзоре. Он должен видеть цель происходящего, должен рассмотреть детали, будет добиваться полной ясности. При разговоре требует описать или предложить общую картину. Пишет грамотнее других, но испытывает затруднения со словами, которые он читает впервые. Визуальный ученик быстро читает, обладает красивым почерком, живым воображением. Данная модальность — наилучшая для долгосрочного планирования, так как визуалы прекрасно «видят» перспективу.
Визуалу при восприятии лекции важны изображения. И в речи, и в тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета.
Он будет часто употребляться слова, отвечающие за визуальную систему: ясно видеть, прозреть, в четких рамках, обозревать, представлять, вспыхнуть, светящийся, с блеском, облачный, мерцать, графический и т.п.
Студент — «аудиал» придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации, с которой слова будут произнесены. Такой студент способен повторить слово в слово, даже когда кажется, что он не слушает преподавателя. Студента — «аудиала» можно очень легко отвлечь и ему при написании важной работы будет сложно сосредоточиться, если будут лишние звуки (к примеру, шум в аудитории). Для того чтобы лучше понять написанное или услышанное, он, скорее всего, будет проговаривать. Аудиальная система является последовательной. Когда студент — «аудиал» отвечает на экзамене, он словно магнитофон заученно повторяет речь преподавателя или текст учебника. При отвлечении его от ответа, ему необходимо мысленно вернутся к моменту в прошлом (когда он еще отвечал), вспомнить ключевые слова и оттуда продолжить свое повествование. Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно). Легко осваивает разговорный язик. Хорошо подражает звукам, учится, слушая. Запоминает по шагам, по действиям. Диалоги ведет как внешние, так и внутренние. Не начнет ничего делать до тех пор, пока не проговорит это. Самый разговорчивый индивид, который способен монологизировать разговор и любит дискуссии. Пишет с ритмическими движениями, любит читать вслух и слушать. Любит говорить во время письма.
Для описания своего опыта такой студент будет использовать следующие слова: звучно, слышать, рассказывать, глухой, немой, скрипящий, свистеть, журчание, мелодичный, громкий и др.
На лекции аудиал воспринимает информацию на слух и для него важны интонация и громкость преподносимого материала.
Для студента — «кинестетика»такими характерными словами будут являться: я чувствую, кислый, ухватить подбирать, жаркий, трогать, влажный, ощущать, словом все, что можно «пощупать», «потрогать», «почувствовать».
Кинестетическая система является самой медленной, т.к. сменить одно ощущение на другое более длительный процесс, чем перевести взгляд с одного предмета на другой или вспомнить разные звуки. Кинестетика легко выделить среди других представителей репрезентативных систем. Он говорит медленно и скорость процесса мышления так же достаточно медленная. Он мало жестикулирует, ориентирован на тактильные ощущения и при чтении водит пальцами по словам, обучается, делая и оценивает эффективность знаний и умений именно по действиям. При доминирующей кинестетической модальности человек реагирует на тактильные поощрения, при этом любит прикасаться к людям и делает это. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. Иногда опущен вниз подбородок (у внутренних кинестетиков). Вспоминает общие впечатления от пережитого опыта, в разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия. Любит книги с активным сюжетом. Пишет с нажимом, толсто и не столь хорошо, как другие. Стремится пережитое передать поведенчески.
У кинестетиков главенствующее место занимают ощущения, удобство, комфорт.
Окружающий мир представляется для нас в виде звуков (А), образов (В), ощущений (К). Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Тогда и появляется дискретный канал, отвечающий за формулы, схемы, графики и тому подобные достижения человеческого разума. Дискретами не рождаются. Ярко выраженными «дискретами» становятся в результате сильной психологической травмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов (ВАК), а то и все сразу. Дискретная репрезентативная система является важной составляющей всех репрезентативных систем и выражается в виде следующих внемодальных слов: понимать, воспринимать, отсутствующий, повторять, соглашаться, верить, считать, знать, сознавать, обдумывать, убедительно, оценивать, анализировать и т.д.
Тип репрезентативной системы, как определенная характеристика познавательной деятельности человека, обусловлена функциональной асимметрией мозга. Люди с угадывающим (правополушарным) способом восприятия обладают либо кинестетической, либо визуальной доминирующей модальностью в структуре RS. Для испытуемых с детализирующим (левополушарным) способом восприятия характерно преимущественное доминирование аудиальной модальности.
Предикаты
Существует определенная зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и предикатами речи,посредством которых он это восприятие выражает. Предикаты формируются у пациента на бессознательном уровне, и, например, психотерапевту, чтобы быстро установить контакт с пациентом (сформировать раппорт), нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым прибегает пациент (табл. 1).
Таблица 1. Таблица взаимного перевода языка модальностей
Неопределенная модальность | Визуальная модальность | Аудиальная модальность | Кинестетическая модальность |
Установка | Перспектива, точка зрения | Комментарий, мнение | Направленность |
Обдумать | Осветить | Обсудить | Прочувствовать |
Проявлять настойчивость | Отслеживать | Выслушивать | Добиваться, упорствовать, держаться |
Продемонстрировать | Показать | Объяснить | Извлечь, разобраться |
Отсутствовать | Быть пустым, чистым | Быть оглушенным, безмолвным | Онеметь, замереть |
Обычный, привычный | Тусклый | Однозвучный, приглушенный | Вялый, дряблый, безвкусный |
Заметный, привлекающий внимание | Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза | Громкий, оглушительный | Прилипчивый, упорный, поразительный |
Быть внимательным | Присматриваться, приглядываться | Прислушиваться | Беспокоиться, волноваться |
Игнорировать | Упускать из виду | Не услышать | Не почувствовать, пропустить |
Сделать заметным, привлекающим внимание | Выявить | Провозгласить, огласить | Выдвинуть |
Замечать | Осматривать | Вслушиваться | Вчувствоваться |
Воспроизвести, повторить | Сделать обзор, просмотреть | Обсудить | Пройти |
Изложить | Показать | Рассказать | Провести |
Придумать | Вообразить | Припомнить звучание | Охватить |
Напоминать о чем-либо | Выглядеть знакомым | Согласовываться с чем-либо, быть созвучным | Состыковываться, соприкасаться |
Привлечь внимание | Указать | Намекнуть | Коснуться |
Лишенный ощущений | Слепой | Глухой | Бесчувственный |
Давайте обдумаем | Давайте рассмотрим | Давайте обсудим | Давайте разберем |
Для того чтобы определить, какая именно репрезентативная система является у человека ведущей, необходимо всего лишь обратить внимание на предикаты, с помощью которых человек описывает свой опыт. Описывая свой опыт, он обычно выбирает (как правило, неосознанно) слова, которые наилучшим образом репрезентируют его опыт. Среди этих слов имеется особое множество, которое называется предикатами. Предикаты — это слова, применяемые для описания различных частей опыта того или иного индивида, которые соответствуют процессам и отношениям, присутствующим в его опыте. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, применяемых в предложениях, с помощью которых пациент описывает свой опыт. Например, в следующей фразе (предложении) есть примеры каждой из описываемых, выше перечисленных категорий предикатов:
Она ясно видела пурпурные пижамы.
В этом предложении имеются следующие предикаты:
Индивид с визуальной модальностью в качестве основной часто употребляет слова: «вижу», «ясно», «картина». Например, визуалы говорят: «Это проясняет задачу», «давайте посмотрим картину. «, «у нее солнечный характер», «я не вижу вашего внимания». Аудиалы часто произносят: «слышу», «звучит», «громко», «в вашем ответе есть много разногласий», «кричащий привал». Все, что связано со звуками для них очень важно. Кинестетически ориентированный индивид использует слова: «чувствую», «легко», «давит», «это вызывает скользкие чувства», «чувствуете, мы подходим к ответу?», «его слова пролились на меня как теплый дождь».
— Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочется.
— Я не знаю… Ладно… Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. КОЛЮЧИЕ, ВЫСОХШИЕ от солнца ветки ХЛЕСТАЛИ нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я ПОЧУВСТВОВАЛА, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.
— Ты боялась ярких молний или грома?
— Нет, а чего грома бояться?
— А почему страшно?
— Просто страшно, и все. А еще могло что-нибудь на меня УПАСТЬ: ветка или даже дерево. Все вокруг развезло. Такая НЕПРИЯТНАЯ ГРЯЗЮКА вокруг. Мы шли по упавшим деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые лягушки. Лягушкам хорошо — им НРАВИТСЯ МОКРЯТИНА, и совсем им не страшно…
— Ксения, расскажи, как ты в гости ходила.
— Я опишу их квартиру: темная, ДУШНАЯ, НЕПРОВЕТРИВАЕМАЯ, и большой кот у них живет — им ПАХНЕТ…
— Ты наряжаться любишь?
— Терпеть не могу. Замучили бедного ребенка. Вчера куртку покупали. Напялили на меня одну: “Посмотри, какой фасон модный! Посмотри, как идет!” А у этой куртки РУКАВА КАК МАНЖЕТЫ.
— от аппарата, которым давление меряют.
— Эту нет, купили другую, очень МЯГКУЮ.
Мир Ксении, — мир колючих веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения — КИНЕСТЕТИК, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также запахи и вкусы.
А теперь — мир одиннадцатилетнего Саши.
— Расскажи, пожалуйста, как ты любишь проводить свое свободное время.
— Я иногда с друзьями, а иногда с собакой люблю ходить гулять в лес. Могу бродить часами, СЛУШАЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ: то ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ на деревьях, то ЩЕБЕТАНИЕ ПТИЦ. В лесу есть небольшая ЖУРЧАЩАЯ РЕЧКА. Там, где я гуляю, почти не бывает людей, поэтому ЧУВСТВУЕШЬ ТАКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ДАЖЕ ОТ ТИШИНЫ ЛЕСА.
А вообще, я испытываю большую радость от ОБЩЕНИЯ с друзьями. Мы обмениваемся КАССЕТАМИ, бывает, что ходим на КОНЦЕРТЫ. Мне очень нравятся ГРУППЫ “Машина времени”, “Блэк Саббэт”, “Ария”. Когда я СЛУШАЮ такую музыку, меня охватывает чувство необыкновенной радости, внутреннего подъема.
— Какой твой любимый урок?
— Люблю историю и иностранный язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный — для умения ОБЩАТЬСЯ с людьми на другом языке.
У мальчика неплохо развита кинестетическая система: постоянным рефреном в его рассказе звучат слова “чувствую”, “охватывает чувство”. И все же он в первую очередь — АУДИАЛ, то есть опирается в постижении мира на слуховую информацию. Его мир — мир звуков природы и любимых рок-групп, радости общения (разговора) с друзьями. Его любимые предметы дают возможность общаться (на другом языке) или узнавать интересные истории (как люди жили раньше).
Приведем беседу с шестилетним Колей. Обратите внимание, что даже отдельные обращения к визуальной системе быстро переводятся в привычный для мальчика кинестетический код.
— Коля, чем ты больше всего любишь заниматься?
— Спортом, лыжами. На них можно покататься с горки, потренироваться. Поиграть, разогнаться, на скорости поездить и с горки можно порулить, как на машине.
— А еще чем ты любишь заниматься?
— Зарядкой. Там много всяких упражнений. Особенно ползать по канату. Нравится, что можешь на высоте посидеть, так интересно.
— А почему интересно на высоте посидеть?
— А что тебе видно?
— Ну, будешь старше всех.
— А тебе хочется быть старше всех?
— Да. Чтобы быть высоким. Чтоб ДОСТАТЬ до неба и СНЯТЬ оттуда солнышко…
— Представь такую ситуацию: ты оказался в лесу один и заблудился. Как ты будешь выбираться, искать дорогу домой?
— По дереву можно определить. ПОСМОТРЕТЬ, где больше мха, где меньше. Где меньше мха — там север, где больше — там юг.
— Пойдем по той дороге, ГДЕ ТЫ УЖЕ ХОДИЛ.
О том, насколько сложно понимать друг друга даже самым близким людям, если у них различные репрезентативные системы, свидетельствует следующий пример, приведенный Гриндером и Бэндлером.
Муж-кинестетик приходит с работы домой усталым и хочет уюта. Он садится в кресло, скидывает обувь, обкладывается газетами и журналами. Заходит жена-визуал. Она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело. Она видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Муж жалуется: “Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!”
Для того чтобы супруги поняли друг друга, необходимо найти кинестетическое соответствие визуальным жалобам. Например, так: “Вы действительно не понимаете, что переживает ваша жена. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати и ест печенье. Вы ложитесь и чувствуете, что крошки впиваются вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи?”
Говорить с собеседником на “языке” его ведущей репрезентативной системы — значит, сохранять с ним тесную связь и добиваться взаимопонимания. Навыки ведения такого разговора важны для практических психологов и всех, кто работает с людьми.
Источник