Одежда как способ самовыражения и презентации личности
Шафикова Лилия Азатовна, Студент СПбГУПТД, Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: shafikova233@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются факторы, влияющие на потребителей при выборе швейных изделий, значение одежды с социально психологической точки зрения, а именно влияние одежды на самооценку и на презентацию внешнего вида в социальной среде.
Ключевые слова: Презентация личности; одежда для повышения самооценки и самоутверждения; манера одеваться; формирование вкуса; выбор одежды.
Abstract: the article examines the factors affecting consumers when selecting garments, meaning garments with the social psychological perspective, namely the impact of clothing on self-presentation and appearance in a social environment.
Key words: Presentation of personality; clothes for self-esteem and self-empowerment; manner of dress; the formation of taste; choice of clothing.
Одежда играет в нашей жизни весьма значимую роль. В течение всей многовековой истории люди создавали одежду, в которую вкладывали часть своей культуры и самобытности. Поэтому одежда – это проявление материальной культуры определенной эпохи, традиций, а так же личностных качеств человека.
На начальном этапе освоения своей специальности хотелось бы поподробнее изучить значение костюма. И прежде всего я хочу рассмотреть его с социально-психологической точки зрения, а точнее как одежда влияет на самооценку, чем руководствуется человек при выборе одежды и как произвести правильное впечатление?
Временами у людей, в особенности у представительниц женского пола, появляется желание обновить гардероб. Очень часто это вызвано желанием снять напряжение, ввести яркую краску в серую повседневность. Это также способствует повышению самооценки. В данной ситуации покупка новой одежды оказывает антистрессовый и бодрящий эффект. Невозможно не вспомнить слова американской киноактрисы 1950-х годов Мэрилин Монро: «Не в деньгах счастье, а в покупках». Одежда влияет на настроение, так же как и настроение влияет на выбор одежды. Неспроста же в зимний период времени люди, в основном, облачаются в изделия холодных и серых тонов, а летом же наоборот охотно примеряют на себя яркие и экстравагантные вещи.
«Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают средние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения» [2, c.142]. Именно у них желание самоутвердиться и продемонстрировать свое «Я» выражено наиболее ярко. Одежда же способствует подчеркиванию своей индивидуальности. Человек с заниженной самооценкой будет тратить больше времени при подборе своего гардероба, так как «чем ниже самооценка личности, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Ношение модной одежды для таких превращается в повседневную демонстрацию мод» [2, c.233]. То, насколько мы сами себе нравимся в выбранном нами наряде, влияет как на самовосприятие, так и на настроение. А хорошее настроение, как известно, — залог успеха. Поэтому одежда, прежде всего, должна нравиться тому, кто ее носит, вследствие чего формируется вкус и манера одеваться.
Люди с адекватной самооценкой в процессе выбора костюма опираются на свой вкус и образ жизни. Они не поддаются стереотипному мышлению, вполне понимая, что одеться хорошо не значит одеться дорого. В основном, нынешнее поколение людей ведут активный образ жизни, они заняты в различных сферах деятельности, не забывают при этом и про досуг. И для каждой ситуации внешний вид должен быть уместен. Именно поэтому возрос спрос на многофункциональную одежду, в которой можно комфортно себя чувствовать в различных жизненных ситуациях, комбинируя одно изделие с другим.
В каждой социальной среде люди склонны либо к одному и тому же стилю одежды, либо к стилям, схожим между собой. Поэтому человек положительно воспринимает тот стиль, который он привык видеть в своем окружении, и при покупке одежды на него действуют социальные факторы. «Существуют референтные группы, побуждающие потребителей приобрести ту или иную одежду. Косвенное влияние оказывают так называемые «знаменитости» — актеры, певцы, популярные спортсмены и проч. А прямое влияние исходи от родственников, друзей, коллег, от тех людей, которые нас окружают» [3, с.18]. Люди, умеющие хорошо одеваться, считаются с собой и не оставляют без внимания мнения других, находя выход в самом естественном. Те, кто еще не определился со своими предпочтениями в одежде, могут воспользоваться простым советом: для создания стильного образа достаточно скомбинировать скромный костюм лаконичного кроя с удачно подобранным, броским аксессуаром. Аксессуар помогает придать образу целостный вид. Изделие с простым кроем будет выглядеть при этом намного изящнее. Это хорошая перспектива и для производителей. Важно не переусердствовать с внешним видом, хорошо подобранная одежда не должна привлекать к себе лишнего внимания.
С помощью одежды человек создает для себя некий образ, чтобы окружающие воспринимали его так, как он сам этого хочет. Но при этом в гардеробе будут присутствовать и личностные особенности: какие-либо предпочтения в крое изделия, в рисунке, цветовой гамме. Так во внешнем виде человека совмещаются две его стороны: «Я» идеальное (каким он хочет быть) и «Я» реальное (какой он есть на самом деле).
Многое можно сказать о человеке по его внешнему виду, сделать некие выводы о его образе жизни, стиле, социальном положении. По выражению американского писателя Ральфа Уолдо Эмерсона: «Стиль человека – это голос его души». Действительно, в своей манере одеваться человек, так или иначе, проявляет свои черты характера и темперамента. Предпочитаемая цветовая палитра тоже может охарактеризовать человека и его эмоциональное состояние. «Изменяется состояние – меняется и отношение к цвету. Поэтому выбираемый цвет есть индикатор нашего самочувствия и настроения» [5, c.179]. «Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках. Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии» [1,c.28].
Например, людей, которые любят дорогую и модную одежду, можно назвать людьми со слабой волей, они живут одним днем и редко доводят начатое дело до конца. Если человек носит скромную одежду в нейтральных тонах, то он отличается своей ответственностью и застенчивостью. Такого человека можно обидеть любым неосторожным словом или действием. Энергичные, целеустремленные, уверенные в себе люди, как правило, носят одежду в единой цветовой гамме, предпочтение отдают простым изделиям, но если того требует ситуация, они могут добавить и шарм в свой образ. Одежда для них предмет удобства, а не роскоши.
По данным известного психолога из Санкт-Петербурга В.Н. Панферова 85% людей склоны формировать впечатление о человеке, опираясь на его внешний вид. Поэтому во многих случаях одежда является нашей «визитной карточкой». «Только поверхностные люди не судят по внешности», — подметил Оскар Уайльд. Есть ситуации, когда очень важно создать правильное впечатление. «В деловом общении наиболее важно произвести выгодное впечатление о наших деловых и профессиональных качествах. Добиться требуемого результата Вам поможет одежда» [4, c.45]. Например, при собеседовании на новом месте работы ваш внешний вид будет говорить за вас, насколько вы ответственный и исполнительный работник. Важно помнить, что и по манере ношения костюма многое можно сказать о вас, что не только параметры изделия могут вас охарактеризовать. Уместность одежды, её чистота и опрятность будут показывать только сильные ваши стороны.
Одежда стала неотъемлемой частью социальной активности человека. Она способствует как самовыражению личности так общению между индивидуумами. В своих предпочтениях в одежде человек выражает отношение к себе и к окружающим, характеризует себя как личность. Формирование своего стиля, имиджа напрямую зависит от динамичности образа жизни. Именно внешний вид помогает нам «прочесть» индивидуальные качества человека. Безусловно, вопросы, касающиеся швейных изделий, являются одними из самых актуальных и обсуждаемых, поскольку потребность в одежде была, есть и будет всегда. Все мы одеваемся в соответствии тому, кем мы являемся или хотим являться. И как сказала Софи Лорен: «Одежда – самое простое средство раскрытия личности».
1 Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2015. – 95с.
2 Килошенко М. И. Психология моды. – М.: Оникс, 20005. – 320с.
3 Свирина Л. Мастер-класс Дарьи Пикаловой//Швейная промышленность. – 2006. – №6. – с.18-21
4 Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. – М.: Издательство «Гном и Д», 200. – 192с.
5Сорины, сестры. Язык одежды или как понять человека по его одежде. – М.: Издательство «Гном и Д», 2002. – 224с.
Источник
Мода это способ самовыражения
Следование моде – не самоцель, а возможность быть индивидуальным и интересным человеком. Вы с этим не согласны? Тогда давайте разберёмся, отчего многие готовы на всё ради новомодной пары обуви или очередной кофточки, тратя на одежду все свои деньги, а другие придерживаются экономии, предпочитая вкладывать сбережения в более практичные и функциональные вещи.
Психологи уже давно определили основные мотивы, побуждающие людей следовать моде, одних – слепо, гоняясь исключительно за брендовыми и безумно дорогими модными коллекциями, а других – в соответствии со своими истинными потребностями.
Пожалуй, основная причина, побуждающая людей модно одеваться, это стремление к разнообразию. И именно изменение внешнего вида человека позволяет самым доступным способом удовлетворить это стремление. Конечно же, путешествия и интересная, насыщенная событиями жизнь также в полной мере способны претворить в жизнь эту страсть к изменениям и непостоянству. Однако именно ассортимент одежды Sonya Scandal позволяет реализовать эту тягу к разнообразию самым простым и доступным способом.
Вторая причина следования модным тенденциям – это желание быть как все и в то же время непохожим на других. Иными словами, выглядеть так, чтобы тобой заинтересовались, выделили тебя из толпы и запомнили именно твой образ, но одновременно принадлежать определённой прослойке общества, какому-то классу или молодёжному течению.
Да-да, именно молодым более всего присуще это чувство – следование моде. И именно молодёжь порой является её двигателем, тогда как более старшее поколение предпочитает просто придерживаться модных тенденций, но не желает изменять своему стилю.
Дорогие и сверхмодные женские куртки, брюки, блузки дают модникам одновременно ощущение успешности и причастности к элите модной индустрии. Судите сами, разве не ощущаем мы себя более привлекательными, бодрыми и сексуальными, одевая не просто новый пиджак или юбку, но сшитый в соответствии с последними тенденциями моды? Да, конечно же! Однако это ни в коем случае не должно становиться самоцелью. Чувство стиля — вот истинный секрет успеха, признания и просто красоты.
Но не всем это чувство — чувство стиля — присуще с рождения, большинство приобретает его путём проб и ошибок, свойственного молодым эпатажа и желания не быть «серой мышкой». Но, в конце концов, всё возвращается на круги своя: вчерашние мальчишки и девчонки приобщаются к новому образу жизни, где ответственность и стремление к постоянству – в браке ли или в обретении определённого социального статуса – становятся главными ценностями. И теперь мода для них – это лишь способ оставаться самими собой – модными, стильными и счастливыми!
Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже
- Вы здесь:
- Главная
- Модные тенденции
- Мода: способ самовыражения или верный помощник стиля?
Модные тенденции, задающие тон тому, что будет в тренде, меняются с завидным постоянством. Они дают четкий ориентир, каким должен быть актуальный стиль в одежде, аксессуарах, обуви, прическе. Иногда тенденции в точности копируют то, что уже было модно когда-то, иногда становятся чем-то по-настоящему смелым и свежим. Но, несмотря на то, будут ли они хорошо забытой классикой или дерзким авангардом, каждый раз ими производится настоящий переворот в сознании. Отслеживайте трендовые направления с помощью нашего сайта, не бойтесь быть модной! Статьи по теме знакомят с последними новинками в любой отрасли моды, просто выберите интересующую категорию и узнайте, чем новеньким радуют нас дизайнеры.
Источник
Style Notes с Лизой Аминовой. Одежда как способ самовыражения
Человек привык выражать свои эмоции и чувства самыми разными способами. Один из них — через свою одежду или украшения.
Творения дизайнеров и ювелиров
помогают нам «рассказать» окружающим то, что мы чувствуем, но не всегда можем выразить словами.
Как вы думаете, мы с вами любимы? Ответ читается между строк романа, который пишем не мы одни, но играем в нем не последнюю роль. Прежде всего, мы любимы самими собой, дальше пока углубляться не будем. Все, что мы любим и чем себя окружаем, то есть люди, вещи, эмоции — это все проекции нас самих. Иногда мы ощущаем одиночество, и больше всего нам хочется самих себя обнять, пожалеть, поддержать. Мы — сами для себя главная поддержка и главная помощь. Мы любимы самими собой и тем, что нами движет, а это — безумно сильная энергия. Мы хотим ощущать любовь, прикосновение любимых людей любым путем.
В творчестве многих дизайнеров это было выражено в виде обнимающих рук на платьях, свитерах Сони Рикель, это делали Moschino, наш Александр Терехов. А помните платье Yves Saint Laurent, то, что в принтах в виде красных губ? Ив Сен-Лоран был большим поклонником женской красоты и, думаю, он бы одобрил то, что его продолжатели покрыли прекрасное тело женщины поцелуями и объятиями!
Коллекция Александра Терехова
Это, безусловно, не нововведение, все это уже было сделано придворными дизайнерами королевы Елизаветы I, которая носила платье в «глазках» и «ушках», символизирующее то, что она все видит и все слышит! Очень тонкий и очень женский ход. Дизайнер Дельфина Деллетре сделала серию браслетов, «обнимающих» руку, и такие же кольца. Многие потом повторили ее идею! В Иерусалиме я видела кольца в виде рукопожатия, которое можно было разомкнуть, а под ним была крохотная коробочка. Это кольцо надевалось в честь какой-то сделки, договора.
Дизайнер Дельфина Деллетре
Как говорится, одежда или украшение могут показать гораздо больше, чем почерк. Главный прием очевиден: чтобы тщательно что-то спрятать, нужно это положить на самое видное место — на одежду! Не скрывайте слезы, улыбку, горечь, печали или счастье. И если эти чувства не всегда уместно показывать, просто изобразите их на вашей одежде! Прозрачным плащом покажите, что вы легки и открыты, сумкой Tonya Hawkes — что опасны и неуязвимы, ярким мини от Kikala — что веселы и расслаблены. А улыбкой на лице — все, что вы делаете, приносит вам неимоверное удовольствие!
Источник