- Типы питания живых организмов
- Различия организмов по способу питания
- 1. Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.
- 2. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия.
- 3. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.
- Какие правила гигиены слуха необходимо соблюдать и почему?
- Урок по биологии «Классификация организмов по способу питания»
Типы питания живых организмов
Все живые организмы, обитающие на Земле, представляют собой открытые системы, зависящие от поступления вещества и энергии извне. Процесс потребления вещества и энергии называется питанием. Химические вещества необходимы для построения тела, энергия — для осуществления процессов жизнедеятельности.
Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.
Автотрофы (автотрофные организмы) — организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических — углекислого газа, воды, минеральных солей (см. приложение № 37). В зависимости от источника энергии автотрофы делятся на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов.
Фототрофы — организмы, использующие для биосинтеза световую энергию (растения, цианобактерии).
Хемотрофы — организмы, использующие для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, железобактерии, серобактерии и др.),
Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) — организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий).
По способу получения пищи гетеротрофы делятся на фаготрофов (голозоев) и осмотрофов.
Фаготрофы (голозои) заглатывают твердые куски пищи (животные), осмотрофы (см. приложение № 38) поглощают органические вещества из растворов непосредственно через клеточные стенки (грибы, большинство бактерий).
По состоянию источника пищи гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов.
Биотрофы питаются живыми организмами. К ним относятся зоофаги (питаются животными) и фитофаги (питаются растениями), в том числе паразиты.
Сапротрофы используют в качестве пищи органические вещества мертвых тел или выделения (экскременты) животных. К ним принадлежат сапротрофные бактерии, сапротрофные грибы, сапротрофные растения (сапрофиты), сапротрофные животные (сапрофаги). Среди них встречаются (см. приложение № 39) детритофаги (питаются детритом), некрофаги (питаются трупами животных), копрофаги (питаются экскрементами) и др.
Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию. Организмы со смешанным типом питания называются миксотрофами.
Миксотрофы — организмы, которые могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения (см. приложение № 40), представители отдела эвгленовых водорослей и др.).
Типы гетеротрофного питания:
1. Голозойный. Эти организмы захватывают пищу внутрь тела, где подвергается перевариванию. Перевариваясь в небольшие растворимые молекулы, которые могут всасываться и усваиваться организмом. Эти организмы обладают специальным пищеварительным трактом.
2. Сапрофитный. Эти организмы которые питаются мертвыми органическими в-вами. Они выделяют ферменты на продукт питания, которые под воздействием этих ферментов подвергаются пищеварению. Растворимые конечные продукты всасываются сапрофитом. Таким образом сапрофиты участвуют в уничтожении гниющих остатков путем разложения.
3. Симбиотический. Симбиоз — одна го форм совместного существования двух различных организмов.
4. Паразитический. Паразит — обитает внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином, и получают от него пищу и местообитания.
Бывают:
1. Эктопаразиты — обитающие на поверхности организма.
2. Эндопаразиты — обитающие внутри организма хозяина. Некоторые ж. о. в зависимости от условий обитания способны как к автотрофному, так и к гетеротрофному типу питания. Миксотрофы- организмы, которые могут как синтезировать органические в-ва, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения).
1. Гетеротрофы – организмы, использующие для питания готовые сложные органические соединения. Эти соединения дают энергию, питание, коферменты, витамины, которые не синтезируются в их организме. Гетеротрофы – животные, грибы, большинство бактерий. Некоторые бактерии содержат бактериохлорофилл и способны к фотосинтезу, но получаемую при этом энергию могут использовать для построения собственных органических соединений не из СО2, а из органического «сырья». Такие бактерии – фотогетеротрофы.
Путь превращения питательных веществ в усвояемую форму у них сходен и включает 2 процесса:
1. Расщепление больших и сложных молекул на более простые и растворимые.
2. Всасывание растворимых молекул и их транспорт к собственным тканям организма.
Источник
Различия организмов по способу питания
1. Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.
Живые организмы представляют собой открытые системы, обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой. Питание, т. е. обеспечение поступления необходимых для жизни веществ, является важнейшим условием существования любого живого организма.
По способу питания организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы сами синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии солнечного света — так называемое воздушное питание (растения, цианобактерии, или синезеленые водоросли) реже за счет энергии реакций окисления железа, серы (хемосинтезирующие бактерии). Растения поглощают из почвы необходимые биогенные элементы в виде минеральных солей, растворенных в воде, — минеральное питание. Среди растений имеются хищники: росянка, венерина мухоловка, — переваривающие пойманных насекомых в качестве дополнительного источника азота.
Гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами. Животные являются фаготрофами, т. е. «поедают» пищу. Грибы — осмотрофы, всасывают питательные вещества в виде растворов. Одноклеточные организмы иногда занимают промежуточное положение, проявляя признаки как гетеротрофов, так и автотрофов (эвглена зеленая).
2. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия.
Беспозвоночные животные не столь заметны, как крупные позвоночные, но играют важнейшую роль в экосистемах и биосфере в целом. В школьном курсе изучают типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, членистоногих, моллюсков. Наиболее продвинутыми в эволюционном плане считаются членистоногие и моллюски.
Беспозвоночные перерабатывают огромное количество органического вещества, входя в состав пищевых цепей, и служат пищей для многих организмов. Роль беспозвоночных во многом сходна с ролью членистоногих (билет 19), следует добавить, что многие круглые и плоские черви являются паразитами человека, животных, растений.
Дождевые черви способствуют повышению плодородия почвы: разрыхляют ее своими ходами, обогащают органикой: заносят в нее опавшие листья, выделяют экскременты. При этом черви улучшают структуру почвы, склеивая мелкие частички грунта своими выделениями. Все это делает выгодным разведение дождевых червей на специальных фермах с последующим внесением на земельные участки. Также развивается технология переработки навоза с помощью червей в высокопитательные удобрения.
3. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.
Слуховой анализатор включает орган слуха, проводящие нервные пути и центры в височной зоне коры больших полушарий. Звуковое восприятие очень важно для человека, позволяет общаться с окружающими с помощью речи.
Орган слуха состоит из наружного уха (ушная раковина, слуховой проход), среднего уха со слуховыми косточками, внутреннего уха (улитка). Ушная раковина направляет звуковые колебания к барабанной перепонке, отделяющей среднее ухо. Где усиленные слуховыми косточками колебания перепонки передаются в улитку, раздражая чувствительные рецепторы.
Какие правила гигиены слуха необходимо соблюдать и почему?
Глухота может возникать при повреждении барабанной перепонки, уменьшении подвижности слуховых косточек (например, в результате приема некоторых лекарств), воспалительных явлений в слуховой трубе, соединяющей среднее ухо с носоглоткой (в том числе насморка). Нельзя ковырять в ушах твердыми предметами: спичками, булавками. Следует беречь слух от громкого шума, не злоупотреблять громкостью при прослушивании музыки через наушники. При взрыве необходимо открывать рот, чтобы звуковая волна воздействовала на барабанную перепонку и через слуховую трубу, что предохраняет перепонку от разрыва.
При перепадах атмосферного давления, например во время взлета или посадки самолета, давление в среднем ухе выравнивается через слуховую трубу. Для этого полезно делать глотательные движения. Если у человека заложен нос во время насморка, это может помешать движению воздуха, вызвать болевые ощущения.
Источник
Урок по биологии «Классификация организмов по способу питания»
Тема: «Классификация организмов по способу питания»
Цель : познакомить учащихся с организмами с разными типами питания, развить логическое мышление, воспитать бережное отношение к природе.
Тип урока : изучение нового материала
Методы : словесные, рассказ учителя с элементами беседы
Методические приёмы : наглядные, практические, словесные
Актуализация опорных знаний
Что такое фотосинтез?
Что такое бактерии?
Изучение нового материала
Существует общая наука о питании, называемая трофологией. Предметом трофологии являются общие закономерности ассимиляции жизненно необходимых пищевых веществ на всех уровнях организации биологических систем — от уровня клетки, органа, организма до популяций, биоценозов и биосферы в целом. Несмотря на огромную разницу в масштабах явлений, происходящих на клеточном и биосферных уровнях, многие закономерности ассимиляции пищи универсальны. Под популяцией понимают совокупность особей* одного вида, обладающая их общим генофондом, в течение большого числа поколений населяющих определенное пространство с относительно однородными условиями обитания. Биоценоз — совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема с определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей их среды.
Биосфера — оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов. Ныне живущие организмы охватывают нижнюю часть атмосферы (аэробиосфера) — всю гидросферу (гидробиосфера), поверхность суши (террабиосфера) и верхние слои литосферы (глубиной до 2— 3, максимально до 6,5 км от поверхности Земли), или литобиосферы. Биосфера — активная оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и служит основным средообразующим фактором. Биоценоз по трофике, I. е. по формам и условиям питания разделяется на три группы живых организмов: продуценты, консументы и редуценты, объединенные трофическими связями.
Жизнь на Земле развивается только при условии непрерывного круговорота веществ в природе, а это возможно лишь при условии существования организмов с различными потребностями, когда продукты жизнедеятельности одной группы организмов используются для поддержания жизнедеятельности другой. Ведущее звено круговорота веществ в природе — живые организмы, способные к обмену веществ и энергией с окружающей средой.
Итог длительного процесса эволюции — образование трех больших групп организмов, различающихся по типу питания и способу получения энергии и объединенных в биоценозы.
Первую группу составляют автотрофы (самопитающиеся), их называют еще продуцентами. Они живут, питаются, растут и размножаются, используя из окружающей среды неорганические соли, углекислоту и воду. К ним относят фотосинтезирующие зеленые растения, а также часть водорослей и часть бактерий. Источник энергии для биосинтеза этих организмов — лучистая энергия солнца. К автотрофам относят также хемосинтезирующие бактерии, которые получают энергию, необходимую для ассимиляции СОг при окислении своими ферментными системами неорганических соединений.
Вторая группа — гетеротрофы (консументы), не способные создавать органические вещества из простых соединений использующие для своих потребностей органические вещества и энергию, аккумулированную автотрофами. К гетеротрофам относятся человек, все животные, грибы, большинство бактерий, а также безхлорофилльные наземные растения и водоросли.
Третья группа — сапротрофы (редуценты), питающиеся разлагающимися остатками отмерших организмов, и непаразитирующие гетеротрофные микроорганизмы. Назначение этих организмов — способствовать минерализации органического вещества, т. е. разрушению органического вещества мертвых тел растений и животных и превращению этих веществ в форму, доступную для использования автотрофными организмами (продуцентами). К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные.
Непрерывность образования, развития и распада всех трех звеньев биоценоза — автотрофов, гетеротрофов и сапротрофов и составляет биологический круговорот веществ в природе.
По способу питания живые организмы можно разделить на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы.
Автотрофы (от греческих слов autos — сам и trophe — пища) — живые организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов. Следует отметить, что иногда резкой границы между автотрофами и гетеротрофами провести не удается. Например, одноклеточная эвглена на свету является автотрофом, а в темноте — гетеротрофом. Автотрофы делятся на фототрофов и хемотрофов.
Организмы, для которых источником энергии служит солнечный свет, называются фототрофами. Такой тип питания называется фотосинтезом.
Остальные организмы в качестве внешнего источника энергии используют энергию химических связей пищи или восстановленных неорганических соединений — таких, как сероводород, метан, сера. двухвалентное железо и др. Такие организмы называются хемотрофы. Все фототрофы-эукариоты одновременно являются автотрофами. а все хемотрофы-эукариоты — гетеротрофами. Среди прокариот встречаются и другие комбинации. Так, существуют хемоавтотрофные бактерии, а некоторые фототрофные бактерии являются гетеротрофами.
Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются органические вещества, произведённые другими организмами. В процессе пищеварения пищеварительные ферменты расщепляют полимеры органических веществ на мономеры. В сообществах гетеротрофы — это консументы различных порядков и редуценты.
Венерина мухоловка (Dionaea muscipula) — миксотроф: в её вегетативных органах идёт процесс фотосинтеза, но растение также ловит и переваривает насекомых.
Некоторые организмы (например, хищные растения) сочетают в себе признаки как автотрофов, так и гетеротрофов. Такие организмы называются миксотрофами.
Литотрофы и органотрофы
Эта классификация основана на делении организмов по донорам (источникам) электронов, необходимых для многих клеточных процессов. Литотрофы — организмы, для которых донорами электронов являются неорганические вещества. Органотрофы — организмы, для которых источниками электронов яляются органические соединения.
Непосредственно энергию в форме молекул АТФ организмы получают в ходе клеточного дыхания — процесса, проходящего в митохондриях, гликолиза и фотосинтеза. Дыхание бывает двух типов: аэробное, в котором обязательно участвует кислород (им окисляется глюкоза) и анаэробное (состоит из двух процессов: гликолиза и спиртового или молочнокислого брожения).
Закрепление полученных знаний
1 что такое автотрофы?
2 Что такое гетеротрофы?
3 Что такое Хемотрофы?
Домашнее задание конспект в тетради
Источник