Многообразие форм познания мира
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
План развернутого ответа на тему «Многообразие форм познания мира».
1. Что такое «Познание человека»?
2. Какие бывают «Уровни познания»:
а) что такое «Чувственное познание»;
б) что такое «Рациональное познание».
3. Какие бывают формы «Чувственного познания»:
а) что из себя представляет «Ощущение»;
б) что из себя представляет «Восприятие»;
в) что из себя представляет «Представление».
4. Какие бывают формы «Рационального познания»:
а) что из себя представляет «Понятие»;
б) что из себя представляет «Суждение»;
в) что из себя представляет «Умозаключение».
5. Какие бывают Формы познания:
а) что из себя представляет «Научное познание»;
б) что из себя представляет «Обыденное»;
в) что из себя представляет «Художественное познание».
6. Особенности «Научного познания»:
а) стремление к объективности;
в) особый язык и специальные методы.
7. Социальное познание как разновидность научного познания.
Источник
Многообразие способов познания мира план
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познавательная деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие познание.
2. Субъект и объект познания.
3. Проблема познаваемости мира:
4. Уровни познания:
5. Виды познания:
6. Особенности научного познания:
а) системность и обоснованность;
в) наличие специальных методов познания;
г) использование специального языка науки и др.
7. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
8. Многообразие форм ненаучного знания:
а) жизненный опыт и здравый смысл;
г) искусство и др.
9. Особенности социального познания.
10. Результаты познания:
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 3−6, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Источник План по теме: «Многообразие путей познания мира»Задание: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Многообразие путей познания мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Источник Многообразие способов познания мираПрезентация к урокуЦель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира; Задачи:
Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления. 1. Повышение качества знаний; 2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей; 3. Активная жизненная позиция; 4. Способность сознательно регулировать свою деятельность; 5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ. Ученики научатся:
Основные понятия урока:
Тип урока: деловая игра. Основное содержание урока 1. Организационный момент Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях. — Нужна ли человеку вера в чудесное? — Какую роль играет фантазия в процессе познания истины? — Помогает ли искусство лучше понять мир? Поразмышляем над этими вопросами. Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины. Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания 1. Миф и познание мира 2. “И опыт, сын ошибок трудных” 3. Народная мудрость и здравый смысл 4. Познание средствами искусства 5. Там, где кончается наука. Тема урока “Многообразие путей познания мира” 1. Миф и познание мира 2. “И опыт, сын ошибок трудных” 3. Народная мудрость и здравый смысл 4. Познание средствами искусства 5. Там, где кончается наука. 2. Новый материал: Работа команды “Мифология” Презентация “Мифы как познание мира” Класс работает в тетрадях. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём. Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли. Запись в тетрадь: Роль и значение мифа: 1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей; 2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов; 3. Обеспечивает преемственность культурного опыта; 4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям. Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” — “Миф о всемирном потопе” Гносеологизм — философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно. Основные тематические циклы мифов: — космогонические мифы — о происхождении мира и Вселенной; — антропогонистические мифы — о происхождении человека; — о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; — эсхалогические мифы- мифы о “конце света”; — биографические – рождение, брак, смерть героев. Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных” Презентация и выступление. Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины. Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы? — Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. — Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей. Запись в тетрадь: 1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира; 2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”; 3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него; 4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”; 5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения. Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ” Презентация и выступление. Запись в тетрадь: — Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни. — Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта. Приветите примеры народной мудрости: — В чужом доме не указывать; — Из чёрного не сделать белого; — В лес дров не носят; — Что имеем не храним, потерявши плачем; — Ласковое слово и кошке приятно; — Всё идёт как по маслу; — Плох тот солдат, кто не метит в генералы; — Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил; — С миру по нитке – голому рубаха; — По таланту и успех. Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ” Работа группы 4 “Познание средствами искусства” Презентация и выступление. Запись в тетрадь: Особенность познания — художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли. Признаки художественного познания: 1. Отражение мира в художественных образах. 2. Субъективность образа. 3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов. 4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры. Работа группы 5 “Там, где кончается наука” Презентация и выступление Запись в тетрадь: Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого — туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует. Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы. Отличительные черты паранауки: — Претензия на универсальность; — Завышенные претензии на внимание к себе; — Нередко нетерпимость к традиционной науке. 1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны. 2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем. 3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились? 4. Какой из всех вам показался самым убедительным? Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира” (Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С) В 2- абстрагирование; эксперимент; С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами. 1. образное отражение мира; 2. опора на единичное, неповторимое; 3. условный характер создаваемых произведений. С8. составить план ответа 1. Познание как процесс познаваемости мира. 2. Основные пути ненаучного познания: Б) жизненная практика В) народная мудрость Г) искусство как специфическая форма познания 3. Научное познание и его особенности А) теоретический характер знаний Б) стремление к объективности Поблагодарить всех за работу на уроке.
Домашнее задание: параграф 23. Использованная литература. 1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г. 2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г. 3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г. Источник |