Многообразие способов освоения мира

8.2. Основные способы освоения мира человеком

Освоение мира человеком происходит по трем направлениям:

Практическое (человек преобразует мир).

Духовно-теоретическое (человек познает мир).

Практически-духовное (человек оценивает мир).

Эти типы отношения человека к миру мы выделяем в абстракции, потому что в реальной жизни они тесно переплетаются. Даже, казалось бы, чисто теоретическая деятельность ученого основана, в конечном счете, на опыте, эксперименте, и самые удаленные от повседневной жизни абстракции не свободны от мировоззренческих влияний и предпочтений.

Итак, практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования. В процессе предметно-практического изменения объекта изменяется и сам человек – субъект деятельности.

Материальная производственная деятельность.

Общественно-историческая, или социальная практика.

Научный эксперимент и техническая деятельность.

Рассмотрим эти разновидности практики поподробнее.

8.2.1. Материальное производство – основа общественного развития.

Материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни.

Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много?

Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма.

Источник

Основные способы освоения мира человеком

Освоение мира человеком происходит по трем направлениям:

1. Практическое (человек преобразует мир).

2. Духовно-теоретическое (человек познает мир).

3. Практически-духовное (человек оценивает мир).

Эти типы отношения человека к миру мы выделяем в абстракции, потому что в реальной жизни они тесно переплетаются. Даже, казалось бы, чисто теоретическая деятельность ученого основана, в конечном счете, на опыте, эксперименте, и самые удаленные от повседневной жизни абстракции не свободны от мировоззренческих влияний и предпочтений.

Итак, практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования. В процессе предметно-практического изменения объекта изменяется и сам человек – субъект деятельности.

1. Материальная производственная деятельность.

2. Общественно-историческая, или социальная практика.

3. Научный эксперимент и техническая деятельность.

Рассмотрим эти разновидности практики поподробнее.

8.2.1. Материальное производство – основа общественного развития.

Читайте также:  Самым простым способом контроля состояния пострадавшего является

Материальное производство – это системообразующий элемент, стягивающий все многообразие сторон общественной жизни в единство. Во-первых, оно является необходимым условием существования общества и человека. Во-вторых, весь строй жизнедеятельности людей, в конечном счете, зависит от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Это та определяющая реальность, которую каждое поколение людей застает как нечто сложившееся, относительно устойчивое, и на основе которой складываются все остальные сферы общественной жизни.

Эта идея была в свое время великим открытием марксизма: материалисты до Маркса либо были материалистами наполовину, т.е. допускали существование объективных закономерностей только в природе и отрицали их в обществе, где действует наделенный разумом и волей человек, либо, подчиняя человека объективным законам, отказывали ему в свободе действий. Идеалисты настаивали на активности разума, но главной сферой его деятельности считали духовную (религию, философию, искусство), тогда почему же ни разу в истории не реализовались планы создания идеального справедливого общества, которых было создано так много?

Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются социальная, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Забвение этих моментов ведет к искажению и вульгаризации марксизма.

8.2.2.Социальная практика – формирование и развитие общественных отношений.

Деятельность людей, объединенных в общество, осуществляется в форме общественных отношений. В философии и науке Нового времени существовала теория «общественного договора», согласно которой сначала из природы выделились изолированные индивиды и только затем они объединились в общество (из-за врожденного дружелюбия, как считал Д. Локк, или из-за опасения истребить друг друга в «войне всех против всех», как полагал Т. Гоббс). Современные ученые с этим не согласны: человек изначально является общественным существом, вне общества невозможно формирование и существование отдельного человека.

Человек, рождаясь, застает определенные общественные отношения и включается в обусловленные ими виды деятельности. Общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Но это не значит, что человек – только игрушка в руках неких безличных общественных сил. Эти общественные силы и есть результирующая разнонаправленной деятельности больших групп людей, объединенных общими интересами. Люди могут тормозить прогресс общества и даже разрушать социальную материю (при этом чаще всего действуя с самыми благими намерениями), а могут ускорять его. Как совместить объективные условия и факторы человеческой жизни с разумными и сознательными действиями людей – большая теоретическая и практическая проблема.

Насколько это важно давайте посмотрим на примере нашей российской действительности. Не сумев построить «передовое социалистическое общество», мы стремимся догнать развитые страны на пути рыночной экономики. Но, оказывается, сами по себе рыночные механизмы и передовая техника не работают, автоматически создавая процветающее и более-менее гуманное общество. В наших условиях возник дикий грабительский мафиозный капитализм, где меньшинство беззастенчиво обогащается, распродавая богатства страны, а большинство нищает. Капитализм возник не на пустом месте по воле каких-либо мыслителей, он результат длительного исторического развития, в ходе которого сложились необходимые предпосылки: уважение к труду, частной собственности, закону, человеческой личности. Капиталистическое производство базируется на свободном, ответственном, заинтересованном в результатах своего труда работнике.

Читайте также:  Заготовка белых груздей горячим способом

Означает ли это, что наше общество обречено на вечное отставание, или при существующих исторических обстоятельствах есть возможность преобразования общественных отношений в нашей стране в нужную сторону?

Источник

Многообразие способов познания мира

Презентация к уроку

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Задачи:

  • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
  • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
  • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Ученики научатся:

  • определять проблемы познаваемости мира;
  • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

Основные понятия урока:

  • Ненаучное познание;
  • Народная мудрость;
  • Миф;
  • Паранаука;
  • Практический опыт;
  • Искусство;
  • Гносеология;
  • Эсхатология.

Тип урока: деловая игра.

Основное содержание урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

— Нужна ли человеку вера в чудесное?

— Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

— Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” — “Миф о всемирном потопе”

Гносеологизм — философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

Основные тематические циклы мифов:

— космогонические мифы — о происхождении мира и Вселенной;

— антропогонистические мифы — о происхождении человека;

— о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

— эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

— биографические – рождение, брак, смерть героев.

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

— Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Читайте также:  Каким способом можно улучшить развитие столонов у картофеля

— Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

Запись в тетрадь:

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

— В чужом доме не указывать;

— Из чёрного не сделать белого;

— В лес дров не носят;

— Что имеем не храним, потерявши плачем;

— Ласковое слово и кошке приятно;

— Всё идёт как по маслу;

— Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

— Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

— С миру по нитке – голому рубаха;

— По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Особенность познания — художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Запись в тетрадь:

Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого — туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

— Претензия на универсальность;

— Завышенные претензии на внимание к себе;

— Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 2- абстрагирование; эксперимент;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

Поблагодарить всех за работу на уроке.

  • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
  • Деловое настроение?
  • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

Источник

Оцените статью
Разные способы